Социальная работа с пожилыми в центрах социального обслуживания населения
переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980. - с. 75.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее. Киселев С. Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. - М., 1998. - с. 34.

Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности.Социальное обеспечение. 1999. № 7. С. 43. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Надо стараться понять особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых людей. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача - это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому следует тщательно готовиться, а затем не менее тщательно переживать его.

Иными словами, происходит гипертрофированность, «растягивание» событий. Событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо «растянутости» событий, заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности.

Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, бег времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным. Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, - общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли все индивидуальное бытие, у молодого - чаще всего существенно иное.Декларация по проблемам старения. Материалы пленарного заседания ООН, 1992. - с. 29.

Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.Декларация по проблемам старения. Материалы пленарного заседания ООН, 1992.

Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом разрушает и физические силы. Одиночество - отсутствие человеческих контактов разрушает личность, ее социальный строй. «Прямыми опытами доказано, - писал академик А.И. Берг, - что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция - это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете».

Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться одиночеству - значит отодвинуть старость. Старение, как и одиночество, невозможно исключить. Старость сама по себе - есть одиночество. Это дети взрослеют классами, группами, а каждый человек стареет сам по себе, по-своему. При этом старение, как и одиночество, - есть проявление чувств, испытываемых человеком. Это чувство проявляется по-разному - в подчеркнуто шаркающей походке, в одежде, в самоуничижительных замечаниях типа: «Мне противно заглядывать в зеркало, я вижу там старую обезьяну». От самого пожилого человека зависит насколько сильно его захватывает это чувство, насколько сильно он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других человеческих чувств.

Таким образом, мы выделили основные социально-психологические проблемы пожилых людей и рассмотрели их причины. На основании этого внесем их в таблицу и опишем пути их решения (табл. 1.).

Таблица 1. Проблемы, причины и решения социально-психологических проблем пожилых людей

Проблемы

Причины

Решение

Материальные

Небольшие пенсии

На уровне государства. Соц. защита, доплаты

Одиночество

Нехватка общения, высокая смертность, потеря близких людей

Специализированные учреждения

Проблемы здоровья

Возраст, несвоевременное лечение, не правильное питание

Соц. защита, доплаты, лечебные учреждения. Льготы на лекарства

Изменения в эмоциональной сфере личности

Возрастные изменения

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Понижение самооценки и самоуважения

Снижение психофизических возможностей

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Ощущение бессодержательности бытия.

Ограничения в видах деятельности, желаниях, выход на пенсию, уход из активной жизни

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Осознание неизбежности приближения конца жизни

Потеря близких людей, изменение стиля жизни

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Таким образом, отметим, что в теоретической литературе многие авторы отмечают проблемы людей пожилого возраста. В то же время в наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.

Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, характеризующейся высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, а также существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Население Российской Федерации, по крайней мере в прогнозируемом будущем, будет иметь демографическую структуру, вызывающую обоснованную тревогу специалистов в сфере социальной работы.Сайт «Органы власти». Статья «Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста» - Режим доступа. - http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./20/12107/19430/27383/29612/31462/31465 И озабоченность эта закономерна, так как граждане пожилого возраста (свыше 40 млн. человек) в первую очередь формируют устойчивый спрос на социальные услуги. И в обозримом будущем он будет возрастать.

Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: Ерошенков С.Г. «Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение физического состояния пенсионной системы в России». Научный доклад. Москва, 2004. - с. 40.

- инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек),

- лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек),

- долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше),

- одиноких длительно болеющих пожилых людей,

- пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек).

Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся прерогативой государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная травма, оскорбление.

Трудно спорить с тем, что государство должно предоставить людям возможность действовать самим и отказаться от практики принятия универсальных, но экономически не обеспеченных правовых норм, связанных с помощью населению, финансируя в то же время конкретные общественные инициативы или проекты.

Практически все страны мира, кроме совсем уж слаборазвитых, где до преклонных лет просто очень сложно дожить, превращаются в «государства стариков». Общая проблема всех стран не обошла стороной и Россию: пожилых людей у нас год от года становится (по сравнению с другими группами населения) все больше и больше. В целом же пенсионеры составляют примерно 27% населения. При этом их число неизбежно станет увеличиваться хотя бы потому, что население в целом стареет. Среди пенсионеров 76% получают свои пенсии именно по старости (еще 3% - военную, 18% - по инвалидности, 2% - по потере кормильца, есть и другие пенсионные пособия).

Во всем мире заботу о пенсионерах берет (потому что и должно брать на себя) государство. Для этого каждый работающий отчисляет процент со своих доходов в Пенсионный фонд. Однако у России и здесь есть фатальные особенности. Работодатели обычно утаивают реальный размер выплат, чтобы уйти от налогов - соответственно отчисления в эти фонды снижаются.

Выходя на пенсию, наши граждане получают 24% от своего прежнего заработка, в то время как в европейских странах - 60%.Гусов, К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект. 2006. - с. 73.

Средний размер пенсий представлен на рис 1.

Рис. 1. Средний размер начисленных пенсий в России

В ряде случаев пенсионное обеспечение не способно удовлетворить прожиточный минимум, установленный в конкретных субъектах Российской Федерации.

В стране 40,6 миллиона пенсионеров и подавляющее большинство из них на протяжении длительного времени оказалось в стороне от активной общественной жизни, в то время, как в других, также считающих себя социальными, государствах человек, ушедший на пенсию, пользуется особым почетом, уважением и защитой государства.

Первоначально в российском (советском) законодательстве отсутствовал институт пенсий по старости, место которых занимали пенсии по инвалидности. В 1921 году рабочим и служащим могли быть назначены пенсии в случае наступления инвалидности, в частности от «старческой дряхлости». При этом требовалось наличие восьмилетнего стажа. А в 1927 году было введено понятие инвалидов по старости. Ими считались трудящиеся, достигшие 50-летнего возраста. Обязательный восьмилетний стаж работы ограждал «круг обеспечиваемых от нетрудовых элементов». На размер пенсии он не влиял, так как в то время размер пенсии по инвалидности в соответствии с принципом замещения заработка в связи с утратой трудоспособности зависел только от среднемесячной зарплаты.Кондратьева, М.А. Проблемы пенсионного реформирования // Кадровик. - 2008.- № 9.- С. 66-75.

Важнейшими причинами, детерминирующими необходимость реформирования отечественной пенсионной системы, выступал целый ряд факторов, в том числе: вхождение России (как и многих экономически развитых стран) в неблагоприятный демографический период; обусловленное реалиями последних десятилетий неадекватное социально-экономическое поведение большинства работников, вынужденных задумываться о будущей пенсии только когда остаются считанные годы до выхода на пенсию; «шоковая терапия» и последующая социально-экономическая политика государства, отбросившая за черту бедности миллионы пожилых людей, честно отдавших свои силы и здоровье на благо страны в эпоху СССР.

Поэтому одной из важнейших задач пенсионной реформы выступает доведение размера пенсий до уровня, обеспечивающего достойную старость. Одним из главных критериев при этом выступает коэффициент замещения, отражающий в процентах соотношение между средней пенсией и средней зарплатой в стране. Начиная с девяностых годов прошлого века этот показатель постоянно снижается: если в 2000 г. в России он составлял 38%, то в 2007 г. - уже только 25%. Следовательно, гражданин, выходя на пенсию, может рассчитывать только на четверть от своего прежнего заработка, в то время как в соответствии с международными стандартами «норма» такого соотношения - как минимум 40-45%. В настоящее время в Европе коэффициент замещения составляет 60-70%.

При этом с 1990 г. разрыв между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан России многократно вырос и по последним данным составляет уже 15,3 раза.Сидоренко, Е.Н. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации (постатейный) / Под. ред. Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт, 2008. - с. 39. Это лишает государство социальной стабильности, ведет к девальвации понятия справедливости в общественном сознании.

По прогнозам самые тяжелые последствия неадекватности пенсионной системы России требованиям современного социального государства наиболее остро скажутся к 2015 году. Это связано с тем, что население страны стареет. В настоящее время в РФ проживает около 40 миллионов пенсионеров при 142 миллионах населения, то есть 27%. Сегодня на одного пенсионера приходится чуть меньше двух работников. Однако примерно с 2010 г., количество пенсионеров по сравнению с занятым населением будет возрастать, и соотношение работников и пенсионеров грозит к 2020 г. составить 1: 1, то есть, формально говоря, на взносы одного работника придется обеспечивать одного пенсионера. В такой ситуации пенсионная система, построенная в советское время на принципе солидарности поколений, окончательно перестанет работать. Это связано с тем, что ее создатели ориентировались на то, что доля пенсионеров не должна превышать 12% трудоспособного населения, а последнее будет постоянно увеличиваться за счет воспроизводства. Сегодня реальностью становится неспособность работающего поколения «прокормить» всех лиц пенсионного возраста.Чашин, А.Н. Предпосылки и необходимость кодификации пенсионного законодательства // Трудовое право.- 2006.- № 10. - с. 39.

Кроме того, в России самый низкий пенсионный возраст: 55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин. «Традиция» отправлять женщин на пенсию раньше мужчин Россия заимствована у Германии. Канцлер Отто Бисмарк в свое время ввел 5-летний разрыв в пенсионном возрасте для женщин и мужчин в связи с тем, что в среднестатистической немецкой семье муж был на пять лет старше жены. И если бы установили единый пенсионный возраст, то глава семьи отправлялся бы «на отдых» на пять лет раньше своей супруги, которая в результате пять лет содержала бы своего супруга-пенсионера, что, по мнению Бисмарка, полностью подрывало бы германские общественные нормы и традиции. То есть фактически существующая разница в возрасте выхода на пенсию обусловлена не медико-социальными причинами, а германскими традициями ста пятидесятилетней давности.

Особую проблему представляют лица, рожденные до 1967 г. и не вошедшие в новую пенсионную систему, основанную на одновременном существовании страховой распределительной и накопительной частей трудовой пенсии. Именно они (эта цепочка продлится вплоть до 2026 г., когда на пенсию выйдет последнее поколение из этой когорты) будут получать «недостойную» пенсию. В то же время достаточно плачевно выглядят и результаты инвестирования пенсионных накоплений (это более чем 90% граждан 1967 года рождения и моложе, имеющих право на накопительную часть пенсии) за последние три года во Внешэкономбанке. Доходность инвестирования пенсионных накоплений за этот период во Внешэкономбанк составила всего 7,54% годовых. Получается, что инфляция, которая за эти годы не была ниже 9%, «съела» значительную часть пенсионных накоплений. При этом в первом квартале 2007 г. доходность составила 4,6%, а инфляция за этот период - 4,2%.

Вместе с тем частные управляющие компании в среднем смогли принести своим клиентам 20,78% (или 11,78% с учетом инфляции), а негосударственные пенсионные фонды - 16,94% (7,94% с учетом инфляции). Но более 90% будущих пенсионеров предпочитают оставлять деньги в государственном управлении, и, не прибегая к нетривиальным способам, вряд ли возможно изменить данную ситуацию.

Важнейшим нерешенным вопросом в процессе реформирования пенсионной системы остается вопрос «серых» и «черных» схем выплаты заработной платы («конвертируемых» зарплат), то есть их теневой выплаты. Так, в 2005 г. 16% работодателей официально платили своим работникам меньше 800, а еще 40% - менее 2,5 тысяч рублей в месяц. По данным ВЦИОМ (март 2007 г.) 17% россиян получали зарплату неофициально. При этом 13% участников опроса признались, что зарплата «конвертируется» частично, и 4% - полностью. Еще 15% не захотели честно отвечать на этот вопрос. Для вывода зарплат «из тени» становится необходимым использование фискальных, карательных мер и социально-экономических рычагов, их разумного сочетания. Без этого невозможно кардинально улучшить ситуации. Зырянова, Т.В. Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально ориентированной рыночной экономики / Т.В. Зырянова, Е.М. Кот - М.: Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007.- № 1. -С.50-58.

Ученые и практики предлагают различные варианты действий по улучшению социальной защищенности пожилых людей в современной России. Во-первых, сдерживать рост пенсий. Во-вторых, уменьшить количество пенсионеров, увеличив возраст выхода на пенсию. Снижение размера пенсии и увеличение выхода на пенсию повышает социальную защищенность пенсионера. В-третьих, необходимо найти резервы для увеличения доходов Пенсионного фонда. Однако следует понимать, что простых решений в данной ситуации нет, и российское общество находится только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

Таким образом, в структуре населения России пенсионеры составляют весьма солидную долю. При этом пенсионная система находится в кризисном состоянии. Весьма скромным остается и реальный уровень пенсий. Как известно, величина прожиточного минимума пенсионера достаточно низка, но даже по отношению к этому условному показателю средний размер назначенной месячной пенсии не превышает 110 процентов. Поэтому проблема достойного пенсионного обеспечения является одной из острейших для современной России среди социальных проблем.

1.2 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации

Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года, Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996 года.

Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.Чеботарев Д.Ф. Социально-экономические и гигиенические проблемы геронтологии -- состояние и перспективы развития (международный аспект) // Социально-экономические проблемы геронтологии. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1976. С.19.

Социальную защиту следует рассматривать как относительно самостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конституции Российской Федерации. Применительно к отраслям законодательства он носит комплексный межотраслевой характер.Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Казань,2002. - с. 7.

Основой деятельности по реализации программы социальной защиты пожилых людей являются Законы Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации.

2. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

3. Законодательство по социальной защите ветеранов и инвалидов в Российской Федерации

4. Законодательство о государственных пенсиях в Российской Федерации.

5. Законодательство о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

6. «О пенсионной реформе в Российской федерации».

7. «О негосударственных пенсионных фондах».

8. «О ветеранах».

9. О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 1997-1999 год.Заяц О. В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. - с. 7.

В настоящее время различные отрасли законодательства Российской Федерации включают нормативные правовые акты, регламентирующие гарантии социальной защиты, при этом нередко отсутствует внутреннее единство таких норм права.Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Казань,2002. - с. 7.

Специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается тем, что социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг. Одним из основных звеньев социальной защиты является система социального обслуживания.Заяц О. В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета , 2004. - с. 8.

По качественному признаку субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму - организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1. комплексные центры социального обслуживания населения;

2. территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3. центры социального обслуживания;

4. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6. социальные приюты для детей и подростков;

7. центры психолого-педагогической помощи населению;

8. центры экстренной психологической помощи по телефону;

9. центры (отделения) социальной помощи на дому;

10. дома ночного пребывания;

11. специальные дома для одиноких престарелых;

12. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13. геронтологические центры;

14. иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.Заяц О. В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета , 2004. - с. 7.

Комплексная система социальной защиты населения призвана обеспечивать:

1. Достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

2. Максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

3. Равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;

В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей.

Правительство Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.

Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.

В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.Чеботарев Д.Ф. Социально-экономические и гигиенические проблемы геронтологии -- состояние и перспективы развития (международный аспект) // Социально-экономические проблемы геронтологии. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1976. С.19.

Центры социального обслуживания населения являются теми основными инструментами системы социальной защиты, которые призваны претворять в жизнь перечисленные задачи.

Основной целью их деятельности является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной оказывать содействие людям, нуждающимся в помощи.

Принципами социального обслуживания являются:

· адресность;

· доступность;

· добровольность;

· гуманность;

· приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

· конфиденциальность;

· профилактическая направленность.

Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

В соответствии с Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на принципах:

- соблюдения прав человека и гражданина;

- предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- преемственности всех видов социального обслуживания;

- ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты