Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми
p align="left">Начиная с 2007 года в рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, инициированных Президентом в его Послании Федеральному Собранию, Правительством России, федеральными и региональными органами государственной власти ведется целенаправленная работа по развитию различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи российских граждан.

В соответствии с Указом Президента от 28 июня 2007 г. №825 показатель семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стал одним из значимых критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важным моментом является и то, что реализуемые органами государственной власти меры в целом положительно восприняты в обществе. Повысились активность граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи, а также внимание общественности к проблемам семейного устройства детей-сирот. Возрастает стремление, как общественных организаций, так и отдельных граждан, принять участие в решении этих проблем.

Признавая важность финансовых аспектов в решении вопросов семейного устройства детей-сирот, Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что главная задача в этой сфере - содержательно организовать работу по защите права ребенка на семью.

Прежде всего, необходимо урегулировать порядок организации работы по осуществлению опеки и попечительства над детьми, защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, на региональном уровне.

С 1 января 2008 г. полномочия по опеке и попечительству от органов местного самоуправления переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов осуществляются организационно - правовые меры, которые обеспечивают подготовку к реализации этих полномочий.

В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Министерством образования и науки Российской Федерации в июне 2007 года направлены рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Была поставлена задача - провести анализ законодательного и организационного обеспечения деятельности по опеке и попечительству над детьми на местах, обобщить опыт и рекомендовать регионам лучшие модели организации этой работы.

Для надлежащего устройства ребенка в семью и обеспечения защиты его прав в замещающей семье должны быть обеспечены сопровождение и поддержка семьи в дальнейшем - консультативная, психологическая, социальная помощь. Иначе параллельно с ростом числа детей, устроенных в семью, будет расти и число случаев отмены опеки или усыновления. В связи с этим важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка позволяет снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, а также возврата детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.

Одним из результатов реализации мер по развитию семейных форм устройства детей-сирот является сокращение количества учреждений для детей указанной категории.

По состоянию на 01.01.2008 года в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находилось 39687 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 895 беспризорных.

К 2010 году, по данным органов исполнительной власти субъектов федерации, за счет развития семейных форм устройства детей планируется сократить количество учреждений для детей-сирот и воспитывающихся в них детей в 1,3 раза: число учреждений - на 400, число детей в них - примерно на 35 тыс. человек.

В рамках реструктуризации и реформирования учреждений для детей-сирот предполагается переориентировать эти учреждения не на постоянное пребывание в них детей, а на содействие их семейному устройству, а также создать в учреждениях благоприятные условия для содержания и воспитания детей, приближенные к семейным. Основные усилия в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, должны быть направлены не на последствия-то есть устройство детей, лишившихся родительского попечения, - а на профилактику сиротства, и, прежде всего, сиротства по социальным причинам. Лишение родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. Только так возможно остановить ежегодное появление многих тысяч детей, остающихся без семьи.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.

По данным Росстата на 1 октября 2007 г. выявлено 5003 не обучающихся в нарушение Закона Российской Федерации «Об образовании» детей в возрасте от 7 до 15 лет или 0,04% от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории (12,9 млн. человек). Для сравнения на тот же период 2006 г. выявлено 6835 не обучающихся или 0,05% от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории (13,5 млн. человек).

Органами управления образованием субъектов Российской Федерации принимаются дополнительные меры по обеспечению права на образование различных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продолжается развитие дифференцированной сети образовательных учреждений, в том числе реабилитационного профиля, для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа, общеобразовательные школы-интернаты, кадетские школы и кадетские школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и другие). В 2007 г. в России действовало 61 специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и 35 учреждений открытого типа.

Работа приютов и социально - реабилитационных центров направлена на удовлетворение минимальных потребностей детей в жилье и пище, а также на оказание более всесторонней реабилитационной помощи, включая определение правового статуса и места нахождения членов семьи или родственников, предоставление жилья и консультаций по социальным и психологическим вопросам.

Можно выделить следующие положительные моменты, которые наблюдаются в настоящее время в ходе реализации федеральной программы «Дети России»:

- наблюдается укрепление института семьи;

- формируется положительное общественное мнение о значимости благополучных семейных отношений, о традициях семьи;

- происходит укрепление и развитие семейных форм жизнеустройства детей, создание новых приемных семей, усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- привлекаются новые агенты, в том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг для семей с детьми;

- заметно улучшается демографический рост в регионах и районах Российской Федерации;

- расширяется и повышается качество социальных услуг, представляемых семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- наблюдается снижение количества подростков, употребляющих алкоголь и наркотики;

- проводится подготовка подростков и молодежи к ответственному родительству.

В системе профилактики безнадзорности, беспризорности и детского сиротства, семья должна стать активно действующим элементом. Для этого в обществе должны быть созданы условия, способствующие реализации потенциала семей, их социальной активности, развитию различных объединений, выражающих корпоративные интересы социального развития семьи, повышению ее статуса и роли в профилактической работе.

Проблема профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми остается одной из острых социальных проблем, решение которой невозможно без консолидации усилий на федеральном уровне.

3. Деятельность социальных служб по реабилитации беспризорных и безнадзорных детей

3.1 Проблема социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в условиях трансформирующегося российского общества

Социальные и экономические проблемы российского общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом чего является нарушение нормального процесса социализации ребенка, рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Учет безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних предельно затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного места жительства, постоянного институционализированного занятия и т.д. Их цифра постоянно колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.

В основном это дети из неблагополучных семей, где родители ведут асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы), воспитанием детей не занимаются. Ребенок без надзора более подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного социального опыта и своевременное выявление, изъятие из такой «семьи», применение мер, направленных на успешную социализацию, его социальную адаптацию - является важнейшей задачей.

Выстраивание работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков и их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности.

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации в целом. Именно поэтому для своей адаптации и интеграции они нуждаются в социально организованном влиянии, направленном на активное включение в социум, соответствующее потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние, направленное на успешный процесс социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется, согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Анализ существующей литературы показал, что тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, еще мало изучена. Анализ нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Это актуализирует проблему социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних как особой социальной группы с целью их успешной интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества. Вместе с тем существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех ее возрастных этапах. Для решения этой проблемы в стране разрабатываются государственные программы по переводу детей из приютов под опеку или на воспитание в семью. Современная система государственных учреждений для таких детей неэффективна с точки зрения и адаптации к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора своей взрослой социальной роли.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних необходима реализация следующих мер:

- разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированных учреждений;

- более тесное межведомственное взаимодействие, координация и сотрудничество социальных учреждений, организаций и служб в работе с категорией безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления, непосредственно на уровне учреждений. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

3.2 Деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом

В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной защищенности детей. Важной задачей в западных странах становится обновление теории социализации ребенка, с целью определения оптимальных путей его адаптации к современному обществу.

В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем), который работает в этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.

Немало интересного имеется в США в социальной работе с детьми. Перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство США ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное или вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении образования и так далее. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах интернатах, так и специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними и несовершеннолетними.

В США проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка в семью, оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, подростками группы риска строится на основе целого ряда программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных школ и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Передним краем общей социальной работы с несовершеннолетними в западных странах выступают бюро социальных услуг. Они выполняют роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения подростков в орбиту деятельности судов по делам несовершеннолетних. Бюро выступает в роли посредника и контролирует деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего.

За рубежом практически в каждой школе есть школьный социальный работник. Обязанностью социальных работников является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения детьми учебных занятий, так как частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома. После выяснения этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его родителям.

Охрана семьи и детства в странах Западной Европы осуществляется на двух уровнях. Один из них - территориальный - принадлежит органам местного самоуправления, другой - интернатский - областным властям. Как жизнь ребенка может изменяться, если в родной семье возникают проблемы?

У социальных работников территориального уровня есть следующие возможности: через школу, где учится ребенок, он получает информацию о ребенке и начинает обращаться во все учреждения к разным специалистам. Если же в школе нет социального работника или же он не является профессионалом, он обращается к местной власти, посылает ребенка в «Местное консультационное учреждение», где работают квалифицированные специалисты. Кроме того, местная семейная служба оказывает материальную помощь неблагополучным семьям. Если в семье произошел развод, мужчина ушел из семьи, одинокая женщина осталась беременной, местные органы самоуправления принимают решение о направлении ребенка в государственное учреждение и оформляют опекунство «Института охраны детства и юношества».

Как правило, специалистов, которые могли бы сразу принять ребенка «как родного» - нет, а интенсивность связи с семьей падает.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения является выявление детей, подвергшихся жестокому обращению, страдающих от неблагоприятных факторов семьи. В своей концепции сотрудники детских центров защиты исходят из необходимости знать причины возникновения насилия, понять всю совокупность проблем насилия, что требует рассмотрения насилия над детьми не только как явление выражения семейных конфликтов, но и общественных предпосылок, так как разлад в семье рассматривается социальными службами в контексте общественных условий его преодоления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты