Социальная работа с пожилыми людьми
p align="left">В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ устанавливает предельный возраст для нахождения на государственной должности -- 60 лет. Закон «О занятости населения в РФ» гласит, что граждане, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. В соответствии с федеральными законами «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1997 г. № 340-1; «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 20.07.1997 г. № 113-ФЗ с 1 февраля 1998 г. начался переход к расчету пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста регламентируется Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. и осуществляется сетью стационарных учреждений социального обслуживания, а также центрами социального обслуживания, отделениями социальной, специализированной помощи на дому и экстренной социальной помощи

В Законе подробно изложены перечень услуг, входящих в социальное обслуживание; принципы деятельности в сфере социального обслуживания; условия организации в сфере социального обслуживания; формы и виды социально-медицинского обслуживания. Именно на основании этого Закона в России созданы многие центры социального обслуживания, поскольку в нем подробно рассмотрены цели, задачи, принципы организации деятельности этих центров.

Определенное значение имеют такие законодательные акты, как приказ Минздрава РФ «О создании отделений социально-медицинской помощи на дому» от 27.12.1994 г., постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25.11.1995 г [10,175].

Реализация социальных программ должна создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых пожилой человек, как и любой гражданин, имеет право на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, медицинской, производственной и хозяйственной инфраструктур.

Правовое обеспечение управления и осуществления социально-медицинского обслуживания имеет большое значение для реализации социальных прав граждан. Поэтому проблемы социально-медицинской защиты граждан пожилого возраста находят свое отражение в международных и российских законодательных актах; вместе с тем мероприятия, направленные на защиту граждан пожилого возраста, занимают существенное место в социальной политике современных государств.

Глава 2. Социальная работа с пожилыми людьми

2.1 Технологии социальной работы с пожилыми людьми

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

-- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

-- содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

-- соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

-- дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

-- выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

-- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

-- использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

-- ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

-- обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:

-- увеличение размера пенсий;

-- совершенствование системы пенсионного обеспечения;

-- развитие услуг по уходу на дому;

-- расширение сети домов престарелых;

-- улучшение условий проживания в этих домах [2,3].

Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

Одной из значимых технологий социальной работы с пожилыми людьми будет являться социальная адаптация. Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории пожилых людей. Такая работа особо актуальна для граждан без определенного места жительства и занятий.

Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.

Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда могут быть решены силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации.

Важную роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать индивидуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы психологической, медико-социальной и правовой помощи пожилым людям.

Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых [4,2].

Остается достаточно высокой потребность социального обслуживания в стационарных условиях. Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Преобладающие в настоящее время традиционные многоместные дома-интернаты постепенно должны быть заменены стационарами других типов.

Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает:

-- введение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать соответствующий уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты и обслуживания;

-- недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении гарантированных социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, а также туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикомании;

-- уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение (выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг;

-- учет национально-культурных особенностей, мировоззренческих и религиозных взглядов клиентов социальных служб путем индивидуализации социального обслуживания.

Организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.

2.2 Система социального обслуживания пожилых людей как одно из направлений технологий социальной работы с пожилыми людьми

Социальное обслуживание и обеспечение пенсионеров включает в себя назначение им пенсий и различных пособий, содержание и обслуживание престарелых одиноких пожилых людей в специальных учреждениях органов социальной защиты населения, бесплатное протезирование, льготы инвалидам, оказание помощи бездомным и др.

Социально-медицинское обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Государство гарантирует получение необходимых услуг на основе социальной справедливости независимо от расы, национальной принадлежности, происхождения и отношения к религии. В обеспечении достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя уже упоминавшиеся центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым адаптироваться к тяжелой жизненной ситуации. На сегодняшний день практически во всех городах ведется работа по выполнению программы развития сети этих центров.

В настоящее время в России работает 1500 центров социального обслуживания, 11 филиалов и один экспериментальный комплексный центр социальной защиты населения. Почти во всех центрах функционируют отделения срочного социального обслуживания, где граждане получают различную адресную помощь (медицинскую, вещевую, продуктовую, правовую, юридическую).

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам -- соответствующая программа была разработана Комитетом социальной защиты населения совместно с заинтересованными департаментами и комитетами правительства Москвы, ветеранскими и другими организациями. Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытового обслуживания одиноких малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских организаций. Одним из путей реализации данной программы являются организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Одной из первостепенных задач социального обслуживания является выявление нуждающихся. Центры социального обслуживания осуществляют контроль за гражданами пожилого возраста с целью принятия их в отделения социального обслуживания на дому.

Социальное обслуживание пожилых людей предусматривает стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам относятся дома-интернаты или пансионаты для пожилых людей. Для поступления в пансионат пожилой человек должен 75% пенсии перечислять в Пенсионный фонд района, оставляя себе лишь 25%.

Обязательным условием при поступлении является передача пенсионерами своего жилья в муниципальный жилищный фонд города, где они проживают.

Проживающие в этих пансионатах имеют право на медицинскую помощь, социальную адаптацию, свободное посещение их адвокатом, священнослужителем и родственниками.

Дома-интернаты рассчитаны на людей пожилого возраста, которые сохранили частичную или полную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании облегченных условий для реализации своих жизненных потребностей. Основная цель этих социальных учреждений -- обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи.

Дома престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Однако число желающих перейти на жительство в Дом престарелых снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому.

Полустационарная форма обслуживания пожилых включает в себя социально-медицинское, социально-бытовое и культурное обслуживание пенсионеров, организацию медицинской помощи, питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. Она осуществляется отделениями дневного и ночного пребывания, а также медико-социальными отделениями, реабилитационными центрами. Цель данных отделений -- поддержание активного и здорового образа жизни пожилых людей, способных к самообслуживанию, преодоление замкнутости и одиночества.

К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное обслуживание, социально-консультативная помощь.

Отделения временного пребывания осуществляют лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, предоставляют питание для одиноких пожилых людей.

Отделения социально-медицинской помощи на дому осуществляют постоянное или временное социально-медицинское и социально-бытовое обслуживание на дому одиноких пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Главная цель деятельности этого отделения -- максимально продлить пребывание одиноких старых людей в привычной для них домашней среде.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает оказание широкого перечня услуг: предоставление разовой необходимой медицинской помощи, обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием, одеждой, содействие в получении временного жилья.

Отделения социально-консультативной помощи оказывают необходимую психологическую, правовую, юридическую и другую поддержку в центрах социально-медицинского обслуживания и по телефону.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная помощь пожилым людям -- в первую очередь наиболее нуждающимся, например одиноким пенсионерам в возрасте старше 80 лет, и выражается в виде помощи по хозяйству, предоставлении медицинских услуг и т.д.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти, увеличивая дифференцированные выплаты неработающим одиноким пенсионерам, предоставляют льготы на проезд, бесплатное получение некоторых лекарств. Развивается социально-бытовое обслуживание пенсионеров, обеспечение их обувью, одеждой, различными приспособлениями для передвижения и т.д.

Новой формой социального обслуживания является дом сестринского ухода, или хоспис -- специализированное заведение, помогающие неизлечимо больным людям своевременно получить помощь, которая облегчит их моральные и физические страдания.

Дома сестринского ухода (хосписы) обычно организуются при больницах и предназначаются для проведения курса поддерживающего лечения тяжелобольных, преимущественно пожилого и старческого возраста. Основными направлениями работы данного учреждения являются:

- квалифицированный медицинский уход;

- социальное обслуживание;

- своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

- медицинская реабилитация больных и престарелых;

- динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

-своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний [1,9].

Итак, дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых, экстренную и неотложную помощь; во-вторых, своевременный переход тяжело больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния в соответствующие лечебные учреждения. Пожилых пациентов постоянно осматривают врачи, ведется контроль за состоянием их здоровья, организовано диетическое питание, оказывается психологическая помощь.

Еще одна новая форма социального обслуживания пожилых людей -- договор пожизненного содержания: пожилые люди заключают с уполномоченной организацией договор, согласно которому они после своей смерти завещают ей принадлежащее им жилье, а эта организация, в свою очередь, обязуется помогать пожилым людям материально и оказывать услуги по их социально-медицинскому обслуживанию. Эта форма особенно эффективна по отношению к одиноким пожилым людям, не получающим помощь со стороны родственников.

Итак, деятельность центров социального обслуживания в России свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание. Однако наряду с уже распространенными формами социального обслуживания образуются и новые, которые приобретают всю большую популярность среди одиноких пожилых людей.

Таким образом, социальная помощь одиноким пожилым людям осуществляется службами социальной помощи, куда обращаются пожилые граждане, за получением социально-медицинского обслуживания в условиях социализации и адаптации к новым условиям жизни.

Работа с пожилыми и старыми людьми считается одной из самых тяжелых в психологическом плане. Поэтому социально-медицинская работа с данной категорией населения использует методы и технологии, применяемые психологами, психотерапевтами, педагогами, геронтологами, юристами и другими специалистами.

2.3 Технологии социальной работы с пожилыми людьми в г. Прокопьевск

Одним из основных учреждений, занимающихся социальной работой с пожилыми людьми в г.Прокопьевск, является комитет социальной защиты населения (КСЗН).

КСЗН был создан в 1997 г. Основным направлением его деятельности является поддержка незащищенных слоев населения (пожилых, инвалидов, ветеранов и т.д.). КСЗН связан с различными бюджетными и другими учреждениями, в том числе и с различными общественными организациями. Они выделяют ссуды, продуктовые наборы и т.д.

Под юрисдикцией КСЗН находятся также центры социального обслуживания населения. В основном эти центры работают со льготниками. Здесь идет прием документов на оформление пособий и других различных мер социальной поддержки. Так же, в рамках работы центров социального обслуживания населения работают различные подразделения:

- срочного,

- надомного

- социально-бытового обслуживания.

В основные направления работы отделения срочного социального обслуживания входит поадресная доставка пожилым людям картофеля, угля, продуктовых наборов, денежных выплат. В рамках социально-бытового обслуживания действуют 3 социальных парикмахерских и социальная прачечная. В рамках социального обслуживания на дому обслуживается около 2500 тысяч человек. Им предоставляются гарантированные бесплатные услуги (уборка квартиры, помощь в оформлении различных документов) и дополнительные платные услуги.

Так же в Прокопьевске существует дом-интернат для престарелых и инвалидов. До 2003 года он находился под юрисдикцией комитета Здравоохранения. С 1 же января 2006 года дом-интернат официально стал государственным стационарным учреждением. Основными функциями этого учреждения являются:

- терапия

- доврачебная помощь

- уход

В штате дома-интерната есть медсестры, терапевт, диетсестра и другие должности. Данное заведение рассчитано на постоянное проживание 40 человек. Здесь им оказывается квалифицированная медицинская помощь и уход.

Так же, говоря о социальной работе с пожилыми, нельзя не упомянуть дом ветеранов. Это отдельное здание на 154 квартиры, для пожилых людей, проявивших трудовые подвиги, для ветеранов Великой Отечественной Войны и труда. Здесь пожилые люди проживают в 1 и 2-х комнатных квартирах. Им предоставляются льготы на коммунальные услуги. Так же здесь можно получить круглосуточную медицинскую помощь. В здании дома ветеранов находится медицинский пункт, магазин, библиотека.

В целом в Прокопьевске действует не слишком много социальных учреждений, работающих с пожилыми людьми. А принимая во внимание недостаточное их финансирование, можно сказать, что технологии социальной работы с пожилыми людьми в Прокопьевске действуют недостаточно эффективно. Но, впрочем, такая ситуация наблюдается практически повсеместно в России.

Заключение

Выход на пенсию, частичная потеря трудоспособности, физическая слабость, сужение круга общения - все это вызывает у пожилого человека коренное изменение ритма жизни. Но очевидно, что пожилые и старые люди тоже разные. Достаточно много пожилых людей, сохранивших не только здоровье и бодрость, но и свежий взгляд на жизнь, желание общаться, приносить пользу обществу, учиться и зарабатывать.

Государственная система социальной защиты «настроена» в настоящий момент, на продление жизни пожилого человека. Новая модель старости, принимаемая мировым сообществом, расценивает пожилого человека, как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь. Совершенно неприемлемым является взгляд на пожилого человека, как на балласт общества. Важнейшей задачей системы учреждений социального обслуживания является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики. Для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Органам же государственной власти в области социальной поддержки пожилых людей необходимо:

- способствовать повышению качества социально-медицинских услуг, оказываемых пожилым людям в государственных учреждениях;

- обеспечить достаточный размер пенсий и уровень монетизации льгот для достижения достойного уровня жизнедеятельности;

- повысить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;

- обратить внимание общества к проблемам пожилых людей таким образом, чтобы создать больше комфорта в малой архитектуре городов, уголков отдыха, поручней, пандусов в общественных местах.

В процессе работы, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Можно с уверенностью говорить, что достойная старость - это реально, при условии эффективного применения соответствующих технологий социальной работы. Государственная поддержка и эффективная деятельность социальных служб является фактором повышения социальной защищенности и активности пожилых и старых людей.

В г. Прокопьевск действуют несколько учреждений, деятельность которых направленных на поддержку пожилых граждан. Но, к сожалению, из-за недостаточного финансирования, их деятельность не всегда эффективна. Поэтому городу, да и стране в целом, необходимо продолжать развивать технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Список использованной литературы

1. Бондаренко И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. [Текст] // И. Бондаренко - Социальная работа. - 2008. - №1

2. Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития систему социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации.

3. Гаврилова Е.В., Паскарь А.И. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. [Текст] // Е.В. Гаврилов, А.И. Паскарь - Социальное обслуживание. - 2008. - №1

4. Глебова Л.Н. Заботу государства - пожилым. [Текст] // Л.Н. Глебова - Социальная работа. - 2008. - №2

5. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / И.Г. Зайнышев - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

6. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. [Текст] / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

7. Кукушкина Л.Е. Социальная работа в сельской местности (из опыта Владимирской области). [Текст] // Л.Е. Кукушкина - Социальная работа. - 2008. - №2.

8. Курбатов В.И. Социальная работа. Учебное пособие.- 4-е изд. [Текст] / В.И. Курбатов - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Высшее образование)

9. Масленникова В., Салиева Г. Модель социально-педагогической деятельности с пожилыми людьми в Республике Татарстан. [Текст] // В. Масленникова, Г. Салиева - Социальная работа. - 2006. - №3

10. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. [Текст] / Под ред. проф. П.Д. Павленка - М.: ИНФРА - М, 2009. - (Высшее образование)

11. Писарев А.В. образ жизни пожилых в современной России. [Текст] // А.В. Писарев - СОЦИС. -2004. - №4

12. Федеральный закон №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в России». Кодексы. Законы. Нормы. [Текст] / Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

13. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. [Текст] / Е.И. Холостова М.: ИНФРА - М, 2002. - (Высшее образование)

14. Щербина В.В. Проблемы технологизации социальной деятельности. [Текст] // В.В. Щербина - СОЦИС. - 1996. - №8

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты