Социальная работа с семьей
сли же методы убеждения не дают результата, необходима требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности. Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.

С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу, спортивные праздники, вечера досуга.

Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство, смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями _ поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми, естественным видом связи родителей и школы.

Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

Работа с коллективом родителей

Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми.

Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кино фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры, как воспитательной.

Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема, поэтому социальному педагогу необходимо контролировать, а также помогать каждому учителю начальных классов в оформлении такого уголка, помогать подбирать темы и т.д.

В процессе индивидуальной работы с родителями социальному педагогу необходимо иметь педагогическую библиотеку, которой могут пользоваться родители. Для этого можно завести читательские карточки. Чтобы привлечь родителей к чтению педагогической литературы социальному педагогу можно посещать собрание родителей в классе и делать объявления о какой-либо новинке. Если рекомендованная книга была прочитана большей частью родительского коллектива можно организовать обсуждение, обмен мнениями.

Социальный педагог должен составить график проведения общешкольных собраний по начальному звену, также график посещения классных собраний учителей начального звена. Опытные педагоги считают, что успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Социальный педагог начинает заранее сбор различного материала. Во-первых, о содержании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встречи с ними. Родителям необходимо предложить вопросы, над которыми нужно подумать.

Иногда к собранию готовят выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют родителей.

Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час - 1 час 30 минут. Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или члена родительского комитета создает ту доброжелательную атмосферу доброжелательности.

Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.

Коллективные консультации для родителей могут быть плановые и внеплановые. Время и сроки проведения плановых консультаций социальный педагог намечает заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли родителей можно пригласить, поговорить по данному вопросу, или только тех, с кем необходимо поговорить по данному вопросу. Для всех родителей хорошо провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты и т.д.

Социальному педагогу можно предложить и помочь учителям начального звена организовать дежурство родителей. Во время дежурств родители более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают, а иногда и практически принимают участие в учебно-воспитательном процессе. Конечно, родители очень заняты на сегодняшний день. Но, в начальном звене, это осуществимо, так как некоторые из родителей специально берут отпуск для того, чтобы в этот трудный переходный период для своего ребенка быть рядом с ним.

Социальному педагогу можно отдельно работать с членами родительских комитетов каждых классов. Для этой работы можно проводить конференции родителей. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми выступают на конференциях. Такие конференции помогут более сильно сплотить учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

Также можно организовать педагогические кружки, которые может вести и социальный педагог, и учителя начальных классов.

На педагогическом кружке можно рассматривать следующие темы: как организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д.

Организуя такую работу, социальный педагог поможет учителям привлечь больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

В план работы социального педагога входит такие виды совместной деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

Методы работы с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

Материнство и детство как объекты социальной политики государства

Женщины - социально-демографическая группа населения, особо нуждающиеся в социальной защите в условиях рыночных отношений. Социальный статус женщины - положение ее как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам. Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. Женщины составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума, на женщину в современной семье возложены следующие функции: хозяйственно-бытовая, воспитательная. Главная функция женщины - репродуктивная. Такие образом, защита женщины - матери - это комплекс решения социальных проблем, включающий проблемы положение женщины в обществе и семье, охраны материнства и детства, пути освобождения женщин от различных форм угнетения. В современном обществе женщина - мать нуждается в защите от проявления дискриминации.

В настоящее время деятельность государства характеризуется продолжающейся правотворческой работой, направленной на усовершенствование законодательства в области защиты прав и интересов детей в социальной сфере. Был принят ряд нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, гарантирующие защиту детей практически во всех областях их жизнедеятельности

С целью обеспечения прав и законных интересов детей в социальной сфере в августе 1994 г. Президентом РФ был издан указ «О президентской программе «Дети России». В состав данной программы вошли и целевые программы «Дети инвалиды», «Дети сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планированье семьи». Президентская программа спустя некоторое время была расширена за счет включения в нее еще ряда целевых программ: «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». В целях формирования основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений нарушений детей, их социальной реабилитации, а также создания эффективной системы социальных служб в президентскую программу были включены федеральные деле вые программы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие социального обслуживания семьи и детей».

Общая цель государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации и положения детей, создания реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

В «Основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» был и определены первоочередные задачи, которые требуют безотлагательно решения:

1. Укрепление Правовой защиты детства:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка. Конституцией Российской Федерации';

б) усиление защиты личных и имущественных прав детей в подростков в соответствии с меняющимися социально - экономических условиями и отношениями собственности.

2. Поддержка семьи как естественной седы жизнеобеспечения детей

а) создание условий для улучшения материального положения семей с детьми;

б) развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг;

в) обеспечение условий семейного воспитания детей.

З. Обеспечение безопасного материнства о охраны здоровья детей

а) создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей

б) снижение материнской и младенческой смертности;

в) усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей;

г) улучшение санитарно - гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.

4. Улучшение питания детей

а) обеспечение полноценного питания новорожденных;

б) предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей;

в) повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов.

5. Обеспечение воспитания, образования и развития детей:

а) обеспечение реального доступа к получению образования;

б) развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;

в) развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации в подростков к новым социально-экономическим условиям;

г) создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей.

6. Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:

а) обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий катастроф, политических межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;

б) создание эффективной государственной системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

и) обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей -- инвалидов на особую заботу государства, создание условии в для их нормальной жизнедеятельности реализации индивидуальных возможностей

г) обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития.

Закрепление Прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области Правовой защиты детства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;

-- обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);

-- установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;

-- разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Фактическая ситуация с российскими детьми, их правовой защитой обусловливает необходимость в поэтапном и экономически обоснованно принятии нормативных актов, В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:

-- обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;

- защита детей от незаконного перемещения, в том число за границу;

-- защита прав детей-граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах

-- образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;

- квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;

-- усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности гигиены труда и т. д.;

-- установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков;

-- создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

-- установление повышенной уголовной ответственности за Привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;

- создание необходимых условий для исправлений перевоспитания несовершеннолетних право нарушителей;

- разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;

- защита прав детей при разводах, процедуре передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

- установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взысканий алиментов.

В соответствии с принятой стратегией государственной политики России по обеспечению прав детей и их защиты был принят ряд нормативных правовых документов, гарантирующих социальные права детей. Среди них: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ, гарантирующий членство и участие детей, достигших 14-летнего возраста, в общественных объединениях, а при достижении 8-летнего возраста членство и участие в детских общественных объединениях.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.№98-ФЗ определяет Гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений.

Закон устанавливает принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений:

-- приоритет общих и патриотических ценностей в деятельности молодежных из детских объединений;

-- равенство прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений;

-- признание самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки;

-- содействие государственных органов исполнительной власти физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежных и детских объединений.

Закон гарантирует право на участие представителей молодежных и детских объединений в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Закон устанавливает выделение субсидий молодежным и детским объединениям один раз в год в объеме, пропорциональном числу членов объединения, с учетом итогов его деятельности в предыдущем году и приоритетности планируемых для реализации проектов (программ).

Молодежным и детским объединениям выделяются следующие виды субсидий на:

1) осуществление деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей детей и молодежи, на защиту их прав и свобод, также на предотвращение угрозы их здоровью;

2) осуществление деятельности, направленной на интеграцию в обществе, профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры наиболее социально уязвимых групп детей и молодежи;

З) проведению мероприятий по организации' досуга детей и молодежи;

4) подготовку кадров молодежных и детских объединений;

5) обеспечение функционирования органов молодежных и детских объединений, содержание помещений, приобретение оборудования, материалов;

6) развитие международных связей молодежных я детских объединений.

Субсидии, выделяемые на государственную поддержку молодежных и детских объединений, указываются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Законодательная база

1. Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в РФ (1995г.);

2. Декларация;

3. Конвенция;

4. Федеральные Законы («Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об охране здоровья граждан»);

5. Указы Президента РФ («О мерах по социальной поддержке многодетных семей» 1992г.).

Службы и учреждения, призванные решать проблемы семей

В настоящее время сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчиненности. Информацию о них также надо предоставить многодетным семьям. Назовем некоторые из них:

— клубные объединения по месту жительства;

— санаторные и лесные школы для детей с патологией здоровья и физического развития;

— территориальные социально-образовательные центры для подростков и старшеклассников;

— центры помощи семье и детям (центры помощи семье, центры защиты семьи и т.п.);

— школы полного дня для социально дезорганизованных подростков;

— центры и службы профориентации и трудоустройства старшеклассников;

— коррекционно-реабилитационные центры.

Службы и центры в регионах и городах имеют различные названия, но их направленность и содержание деятельности становятся понятными из названий:

— медико-психологическая служба семьи,

— служба педагогической анимации и социальной защиты прав ребенка,

— служба по работе с проблемными детьми и детьми со специфическими нуждами,

— служба молодежных социальных инициатив,

— служба профессиональной и социальной ориентации,

— медико-психолого-юридическая консультация по вопросам семьи и детства,

— служба психофизического здоровья и коррекции общения (медико-психологический центр «Здоровье» и т.п.),

— служба организации досугово-творческой деятельности (это может быть социально-педагогический центр «Семья», социально-развивающий центр «Досуг», Центр досуга и развития и др.).

Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодежный телефон доверия и др., телефоны различных центров. Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия, центр помощи пережившим сексуальное насилие и т.п. Родителям следует знать о специалистах и секторах работы в школах, способных помочь семье в решении актуальных для нее вопросов:

— социальные педагоги, психологи, классные руководители (или классные воспитатели) и др.,

— сектор организации познавательной деятельности (дополнительного образования) во внеурочное время,

— сектор организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы,

— сектор психолого-педагогической анимации при детском «телефоне доверия» и т.п.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты