Социальная работа с семьями наркоманов и алкоголиков
руппы, основанные на идеях о диалогической природе че-ловеческой личности (М. М. Бахтин);

* бихевиористски - ориентированные группы (А. Бандура, Дж. Роттер);

системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р. Кэмпбелл).

Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп, основан-ных на идеях и принципах трансактного анализа (Э. Берн).

Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические осо-бенности психического состояния родителей наркоманов.

В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациен-та (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко ис-пользуется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдель-ных членов семьи (созависимый), так и для характеристики внут-рисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапев-тической практике с конца 70-х годов, он тем не менее продол-жает оставаться «нечетким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным. Мелоди Битти, ана-лизируя термин «созависимость», приводит несколько опреде-лений, данных весьма авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами.

Созависимость -- это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил -- правил, которые препятствовали открытому выраже-нию чувств, а также открытому обсуждению личностных и меж-личностных проблем».

Неопределенным продолжает оставаться не только понима-ние сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько то-чек зрения, иногда противоречащих друг другу:

* созависимость -- это нормальная реакция на людей с на-рушениями в поведении;

* созависимость -- это хроническое прогрессирующее забо-левание.

Мы полагаем, что ответить на вопрос: является ли созави-симость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детермина-цией. И то, что на одном уровне может быть определено как бо-лезнь, на другом уровне не является таковым.

Наша точка зрения заключается в том, что созависимость -- это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимы-ми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №4. с. 16-20

Созависимость при этом выражается в поведении, направ-ленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно опреде-ление саморазрушающейся семьи.

Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры этого феномена.

1. Созависимость связана с нарушением возможности от-крытого выражения чувств и обсуждения личностных и межлич-ностных проблем.

2. На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм.

3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности.

Созависимость выражается в перемещении фокуса от-ветственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека.

Созависимость -- это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения.

Исследование структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнару-жение употребления ребенком наркотиков приводит к разви-тию особого синдрома, который мы называем синдромом ро-дительской реакции на наркоманию (СРРН).

В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены:

- у матерей, фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, вос-питательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт ;

- у отцов: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение ребенка, отверже-ние материнского стиля воспитания.

Таким образом, созависимость в семьях наркоманов -- это саморазрушающее поведение, возникающее на основе СРРН.

По мере развития СРРН, как и при любой болезни, родите-ли наркомана приспосабливаются и начинают «выжимать» мак-симум выгод из своих невротических симптомов и защит. Сим-птомы и защиты приобретают социальную функцию, форми-руются особые внутрисемейные роли, заменяющие отношения близости, приносящие психологические преимущества, например, ощущения типа «Я за своего ребенка...», «Я все для него сдела-ла», «У меня уже другой заботы нет...», в которых ярко выражено чувство вины за отсутствие искренности и близости с ребенком раньше. Возможно, таким «психологическим купоном» являет-ся сочувствие. Однажды добившись чего-либо, люди пытаются добиться того же теми же средствами.

Таким образом, приобретаются «вторичные выгоды», кото-рые выступают как мощные детерминанты внутрисемейных от-ношений, в которых скрыты факторы, провоцирующие срывы в период реабилитации и прерывающие ремиссию.

В родительско-детских отношениях СРРН проявляется в том, что у матерей формируется опекающая (60%) и потворствующая (30%) гиперпротекция, что выступает как положительное подкрепление наркоманского поведения у детей. У отцов фор-мируется неустойчивый стиль родительско-детских отношений, что в поведении часто проявляется как противоречивые воздей-ствия, близкие к ситуации «двойного зажима».

Различия в стиле родительско-детских отношений, наличие в структуре СРРН несовместимых элементов, отвержение отца-ми воспитательного стиля матерей -- все это приводит к тому, что отношения в супружеской паре ухудшаются, развивается острый кризис внутри брачной пары.

В подавляющем большинстве семей это приводит к тому, что структура семьи стремительно меняется: мать и наркотизирую-щийся ребенок создают коалицию с жесткими, ригидными вне-шними границами и обостренными, максимально напряженны-ми эмоциональными отношениями внутри. Брак в этом случае практически разрушается.

Важным, на наш взгляд, является поведение братьев и сес-тер по отношению к родителям и наркоману. Несмотря на то, что реакции братьев и сестер, отличающихся от наркомана по возрасту и полу (старше -- младше; однополые -- разнополые), существенно разнятся, у них есть общее основание -- позиция контролирующего родителя по отношению к нарко-ману. Очевидно, что такое поведение детей-наркоманов в се-мье становится дополнительным источником напряженности и конфликтов и приводит к еще большей спутанности отно-шений и внутрисемейных ролей.

Таким образом, основные элементы семейных отношений приобретают патологический и психотравмирующий характер.

Реализация в групповой работе с родителями наркоманов принципов гуманистической психологии, безусловно, способ-ствует оказанию им эмоциональной и социальной поддержки. Однако наиболее важным, на наш взгляд, является принятие ро-дителями ответственности за свое поведение и свою жизнь, чему способствует реализация модели группового психологического консультирования, методологической основой которого высту-пает трансактный анализ Э. Берна.

Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих про-блем. Руководитель поддерживает коммуникации в группе из эго-состояния Взрослый. Освоение участниками группы терми-нологии структурного и трансактного анализа дает возможность для эффективного исследования ими особенностей внутрисе-мейных отношений, внешней и внутренней коммуникации. Использование модели психологического консультирования и методологии трансактного анализа позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из отме-ченных выше особенностей семей наркоманов и их родителей:

повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;

развитие готовности к творческому реагированию на нар-команию ребенка;

повышение психологической компетентности и расшире-ние сознания;

изменение реакции на проблему (от поиска причин к по-иску решений);

развитие реалистичности мышления и осознания отно-шений;

повышение способности к наблюдению.

Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различ-ны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой родительских групп яв-ляется, на наш взгляд, плюрализм методов, который дает воз-можность применить большое количество методов и средств в процессе терапии. Латышев Г.В. Организация мероприятий по профилактике наркомании. М., 1991.

Глава II. Роль социального работника в оказании помощи семьям с больными алкоголизмом.

2.1. Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику.

Социальному работ-нику следует отказаться от причинного мышления, пе-рестать воспринимать пьянство больного как причину несчастий его семьи. Необходимо рассматривать семью как систему, в которой каждый играет свою роль и является частью общей проблемы -- алкоголизма. При системном мышлении алкоголизм уже не воспринимается как пробле-ма одного человека, а рассматривается как симптом нару-шения нормального функционирования семьи. Тогда становятся понятны причины болезни всей семьи. Если со-циальный работник поможет жене больного избавиться от прежних ошибок в поведении весьма вероятно, что ее муж обратится за помощью к врачу. Таким образом, если потя-нуть за одно звено -- можно вытянуть всю цепочку.

Однако семья, как любая система, стремится к сохране-нию некоего равновесия и именно поэтому является зак-рытой, почти непроницаемой, причем настолько, что даже отвергает предлагаемую помощь. Чем больше давление из-вне, тем сильнее сопротивление системы. В работе с семьей алкоголика необходимо проявлять огромное терпение. Со-циальный работник должен понимать, что изменения здесь не происходят в одночасье, по принципу «пришел, увидел, победил» -- для этого требуется время, и порой весьма про-должительное.

Чтобы сохранять равновесие, семья как система реаги-рует на алкоголизм одного из своих членов тем, что адапти-руется, приспосабливается к нему. Основной метод адаптации -- отрицать существование проблемы. Сохранение в тайне алкоголизма и связанных с ним негативных последствий (драк, морального разложения, плохого выполнения роди-тельских, профессиональных обязанностей) -- главный фо-кус, в котором сходятся интересы всех родственников семьи.

Семья сокращает свои связи с другими людьми до миниму-ма, старается отсекать от себя всякие источники влияния и помощи извне. Члены семьи как бы берут на себя ответст-венность за поддержание стабильности в системе. Они изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе контролю не поддается.

Важный принцип системы -- ее целостность. Целое -- это нечто большее, чем простая сумма элементов. Сложен-ные вместе, они еще не образуют систему. Ее важнейший признак -- взаимодействие элементов. Семья алкоголика может плохо функционировать не потому, что состоит из плохих людей, а потому, что ее члены пользуются плохими правилами поведения, не научены правильно взаимодейст-вовать (например, не умеют решать конфликты без аг-рессии). Для поддержания взаимодействия очень важна обратная связь. В семье больного алкоголизмом она может быть нарушена. Например, муж сильно напился, не смог выйти на работу, а жена старается скрыть истинную причи-ну прогула, ссылаясь на плохое самочувствие мужа, необхо-димость поездки к заболевшим отцу или матери и т.п. Муж не испытывает на себе результатов своего пьянства, по-скольку жена не дала сработать обратной связи, и продолжа-ет пить... Чем безответственнее ведет себя муж, тем больше ответственности берут на себя другие члены семьи.

В семье больного алкоголизмом работают негативные обратные связи. Все стараются сохранять существующее по-ложение, боятся любых перемен. Здоровая семья также стремится к сохранению стабильности, но в ней благодаря позитивным обратным связям возможны динамика взаи-моотношений, восприятие новых суждений, духовный рост каждого. В противоположность этому неизменность системы семьи больного алкоголизмом затормаживает всякое разви-тие ее членов. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма. М., 1986. с. 66

Обратные связи поддерживаются существующими в семье правилами. Эти правила могут быть открытыми, про-износимыми вслух, как, например, такое: «Дети должны возвращаться домой не позже 22 часов». Они могут быть скрытыми, но тем не менее известными всем. Например, отец убежден, что жену нужно бить, держать ее в страхе, и хотя он никогда не высказывает это мнение, дети его знают и тоже усваивают подобное отношение к женщине.

Взаимодействие в системе осуществляется через рас-пределение ролей между всеми ее членами. Однако главное в каждой семье -- и благополучной, и неблагополучной -- это супружеская диада, то есть отношение мужа и жены к самим себе и друг другу. Это влияет на всю семью. Если отношения родителей нормальны, у детей есть возможность развиваться нормально. Если супружеские отношения запу-таны и разлажены, то дети неизбежно испытывают на себе стресс, что вызывает отклонения в их поведении.

В семье больного алкоголизмом присутствует доминан-тно-подчиненный тип взаимодействия. Один или оба супруга могут иметь претензии к другому, испытывать недовольст-во, страдать от стресса, причем досада может прорываться только под воздействием алкоголя. В такой супружеской диаде каждый попеременно занимает то главенствующее, то подчиненное положение, бывает то жертвой, то обвините-лем. Члены диады склонны меняться ролями; этот тип отно-шений называют «феноменом перевертыша». Когда один из супругов в хорошем настроении, другой -- чем-то недово-лен; когда один желает близости, другой держит дистанцию. Супруги неспособны наладить гармоничные отношения и в то же время не могут расстаться. Доминирующее положение супруга исполнено следующего смысла: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, надежнее, я более справедлив, могу контролировать себя, мне мало что угрожает». Подчиненное положение воплощает в себе следующий смысл: «Моя жизнь не удалась, и я намерен испортить и твою. Я ничего не могу с собой поделать и должен положиться на тебя».

Эти отношения смягчают неуравновешенность в супру-жестве и способствуют длительному существованию такого крайне несчастливого брака. При всей кажущейся враждеб-ности взаимоотношений в «алкогольном» браке супруги в сущности, сами того не сознавая, поддерживают друг друга в стремлении сохранить привычный для обоих образ жизни. Отношения в таких семьях хотя и строятся по общей схеме, в то же время складываются достаточно разнообразно. Таким образом, в алкогольных диадах супруги могут доми-нировать попеременно, но не достигают гармонии взаимоотношений. Они чувствуют, что бессильны контролировать друг друга, но все же ведут бесполезную борьбу за власть и контроль над другим.

Адаптация семьи к алкоголизму претерпевает ряд ста-дий.

Ранняя стадия -- отрицание проблемы в надежде на улучшение поведения больного. Члены семьи испытывают чувство вины и ответственности за проступки больного, са-моизолируются от общества.

Средняя стадия -- преобладание у членов семьи чувств горечи, враждебности, презрения. Однако они по-прежнему скрывают пьянство больного.

Заключительная стадия -- появление у членов семьи психосоматических симптомов либо пристрастия к алкого-лю. Супруга эмоционально отстранилась от больного, угро-жает разводом или требует его. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление сазависимости. М., 1997. с. 18-25

Когда семья пытается справиться с пьянством больного, ее члены берут на себя определенные роли, в связи с тем, что алкоголик постепенно перестает выполнять свои функции добытчика доходов и хозяина дома, поскольку не принимает участия в ведении хозяйства, пропивает заработок, теряет работу. Больной алкоголизмом перестает осуществлять и родительские обязанности, а также супружеские (сексуаль-ные) функции либо в силу изменений, наступивших в состо-янии здоровья, либо из-за отказа супруги вступать с ним в сексуальные отношения.

Чтобы выжить в системе нарушенных взаимоотноше-ний, взрослые и дети в алкогольной семье принимают на себя определенные роли, которые можно назвать так: «пособ-ник», «козел отпущения», «компенсатор», «заменитель взрослого» (герой семьи), «сирота», «приспособленец».

«Пособник». Чаще всего это мать или жена. Пособник извиняется перед семьей, друзьями, родственниками и сослуживцами за поведение больного, помогает скрыть его неблаговидные поступки. Свое недовольство и гнев на пью-щего отрицает, пытается спасти его от последствий пьянства. Его действия облегчают больному возможность исполь-зовать известные механизмы психологической защиты -- отрицание проблемы, преуменьшение неприятных послед-ствий пьянства, поддержание идеальных представлений о

Родители в семье играют роли заботливых учителей, отдавая своим детям время, заботу, энергию и определяя направление их развития. Дети же выполняют роли прилеж-ных учеников. Дети любопытны и исполнены жажды позна-ния окружающего мира. Необходимо научить их мыслить, чувствовать, любить, принимать решения, правильно ис-пользовать свои способности, удовлетворять свои потребно-сти.

Задача социального работника -- постепенно оздо-ровить, выправить нарушенные взаимоотношения в семье алкоголика. Сделать это -возможно при условии четкого по-нимания ее проблем и нужд.

Всякой системе, так же как и индивиду, для нормальной деятельности необходимо удовлетворение определенных потребностей. Семейная система нуждается в:

пище, одежде, жилище;

эмоциональной поддержке;

гармонии взаимоотношений;

самореализации каждого ее члена как неповторимой индивидуальности (то же -- для семьи в целом);

стимуляции к активной деятельности;

чувстве единения со всеми родственниками.

Социальному работнику легче определить все эти по-требности, степень их удовлетворения, равно как и назван-ные выше роли и взаимоотношения в семье, чем самим ее членам, поскольку он находится вне системы, воспринимает ее «со стороны».

2.2. Помощь семье больного алкоголизмом.

Больной алкоголизмом оказывает влияние на всех близких тем, что прекращает выполнять роли, свойствен-ные главе семьи. Он перестает быть хозяином дома, добыт-чиком средств к существованию, не выполняет своих супружеских и родительских обязанностей. Однако и семья влияет на больного. Отстаивая свое желание пить, больной алкоголизмом может брать на себя роли обидчика, жертвы, козла отпущения (объекта нападок).

Созависимая супруга вынужденно принимает на себя функции второго родителя, а также может становиться пособницей больного в продолжение пьянства. Временами она выступает в ролях спасительницы, обвинителя, жертвы, святой, умиротворительницы.

В самом начале знакомства с семьей, предположитель-но страдающей от алкоголизма, ситуация может быть еще не до конца ясна ни социальному работнику, ни членам семьи. В этом случае можно предложить жене (чаще всего именно она первой обращается к социальному работнику) специ-альный опросник. Он полезен и в том случае, когда алкого-лизм у одного из членов семьи уже не вызывает сомнений, поскольку помогает жене уяснить проблемы, связанные с пьянством мужа.

Беспокоит ли Вас то, что Ваш муж пьет слишком много?

Испытываете Ля Вы финансовые затруднения из-за того, что муж пьет?

Приходится ли Вам лгать, чтобы скрыть пьянство мужа? '

Есть ли у Вас ощущение, что для Вашего мужа вы-пивка имеет большее значение, чем Вы сами?

Думаете ли Вы, что поведение пьющего супруга свя-зано с его дружбой с определенной компанией?

Высказываете ли Вы угрозы, например, такого содер-жания: «Если ты не бросишь пить, я от тебя уйду»?

Пытаетесь ли Вы, целуя вернувшегося домой мужа, тайно уловить запах спиртного?

Испытываете ли Вы неловкость, замешательство из-за поведения пьяного супруга?

Не считаете ли Вы, что пьянство мужа каждый раз портит Вам отпуск?

Не приходится ли Вам из-за поведения пьяного му-жа думать о вызове милиции?

Искали ли Вы спрятанные мужем спиртные напит-ки?

Есть ли у Вас такое чувство, что муж не бросает пить из-за недостатка любви к Вам?

Приходилось ли Вам отказываться от приглашений в гости из страха, что муж там напьется?

Испытываете ли Вы чувство вины из-за необходи-мости контролировать мужа?

Считаете ли Вы, что все Ваши трудности разрешат-ся, когда муж бросит пить?

Проявляли ли Вы когда-нибудь несправедливость к детям, родителям, сослуживцам только потому, что были раздражены и озлоблены на пьянствующего мужа?

Есть ли у Вас ощущение, что никто в мире не пони-мает Ваших трудностей?

Главный практический смысл указанного опросника заключается в том, что он позволяет определить, нуждается ли семья в помощи социального работника, врача-нарколо-га, психотерапевта. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91--97.

Социальный работник в первую очередь должен помочь жене больного (а лучше -- всей семье) сделать самое главное -- признать существование проблемы. В семье очень неохотно соглашаются с тем, что их близкий человек (муж, сын) -- алкоголик и что его болезненное пристрастие к спиртному ведет к очень серьезным последствиям. Вся семья страдает из-за алкоголика и в то же время упорно закрывает глаза на |проблему, старается замолчать ее, тщательно скрыть от себя и других. Зачастую родственники, даже приводя больного алкоголизмом для лечения, всячески преуменьшают разме-ры беды («Ну, мой-то пьет не так, как другие»).

Итак, проблема осознана. Что же дальше? Второй шаг -- самый трудный, но единственно верный: необходимо угово-рить больного лечиться. Но как быть, если он не хочет этого делать? Звать на помощь милицию? Бесполезно. Ругать его? Бессмысленно. Это дает ему дополнительное «право» пить. Угрожать? Многие больные пришли в клинику после ульти-матума жены: «Иди, лечись, или я с тобой разведусь». Однако жене следует прибегать к этой угрозе лишь в том случае, если она действительно готова привести ее в исполнение. Иначе муж обязательно поймет, что ее слова -- только улов-ка, и не станет к ним прислушиваться.

Вместе с тем следует учесть: что непосильно для одного -- может удаться нескольким. Близким, дорогим, эмоцио-нально значимым и авторитетным для больного людям -- жене, дочери, сыну, другу, сослуживцу, начальнику -- необходимо, призвав на помощь социального работника, предпринять так называемую тактику интервенции. Они должны собраться вместе и поговорить с нуждающимся в лечении спокойно, серьезно, без обвинений. Каждому нуж-но высказать свою озабоченность судьбой больного, тем, как он любит себя, сказать, что он (больной) слишком дорог всем присутствующим и что они не могут спокойно наблюдать, как он теряет здоровье, семью, квалификацию, доброе имя. Социальному работнику целесообразно высказать свое за-ключение последним.

Главное в такой беседе -- удержаться от обвинений, а предъявить больному претензии можно и даже нужно. (Сын: .«Из-за твоего пьянства, папа, я не могу пригласить в дом друзей. Мне будет очень стыдно, если они увидят тебя пья-ным». Сослуживец: «Мы теперь боимся доверять тебе ответ-ственную работу, хотя всегда ценили тебя, твое мастерство». Жена: «Я всегда верила, что ты можешь справиться с любы-ми трудностями, но, видимо, ошибалась. Ни ты, ни я не можем побороть алкоголь. Остается просить помощи у вра-чей».) Родственникам, организующим «интервенцию», сле-дует руководствоваться двумя принципами: исключительно серьезным подходом к проблеме алкоголизма у близкого человека и доброжелательным отношением к нему самому.

Больной алкоголизмом должен ощутить на себе резуль-таты своего поведения. Семья же часто пытается оградить его от неприятных последствий пьянства. В этой связи необ-ходимо самым серьезным образом напомнить родственни-кам алкоголиков о следующем:

Дорогие жены и матери! Не ходите за ним, как за ма-леньким, и не собирайте осколки его и своей разбитой жиз-ни. Если он намусорил в доме, пусть мусор лежит до тех пор, пока он сам его не подберет. Если его вырвало, не убирайте за ним -- пусть сделает это сам. Если он не помнит обстоя-тельств, при которых потерял шапку, или «момент домопо-падания» (выражение одного пациента), объясните ему, как это произошло. Провалы памяти обычно пугают пьяницу. Но иногда он, пытаясь избежать неприятных объяснений, лишь делает вид, что ничего не помнит. В таком случае не дайте ему забыть то, что он предпочитает не вспоминать. Будьте при этом серьезны и решительны, покажите всю неприглядность его вчерашнего поведения. Москаленко В. Д. Дети бальных алкоголизмом (воз-раст от 0 до 18 лет). Серия: Обзоры по важнейшим проблемам здравоохранения и медицины. М., 1990. -- с. 68

Не звоните начальнику и не объясняйте, что муж про-студился и не выйдет на работу. Не выручайте его из вытрезви-теля, из милиции, при других затруднительных ситуациях. Пусть он сам объясняется, извиняется, оплачивает долги.

Не пытайтесь контролировать ею пьянство -- это вам все равно не удастся, здесь вы так же бессильны, как и он сам. Вместо этого постарайтесь, наконец, честно оценить ситуацию. Согласитесь, что до сих пор вы не принимали всерьез его поведения, не думали о страшных последствиях и не желали признавать катастрофичности положения.

Перестаньте прятать бутылки со спиртным. Не приспо-сабливайте всю семейную жизнь к нему и его пьянству. Если вы раскроили кофточку, дошейте ее независимо от того, каким он придет домой -- трезвым или пьяным. Если вы запланировали побывать на дне рождения подруги, обяза-тельно пойдите туда. Перестаньте нянчиться с ним, как с ребенком. Вы и так уже его избаловали.

Признайте в нем взрослого человека, способного отве-чать за свои поступки и самостоятельно строить свою судьбу. Все, что вы делали до сего времени, представляло собой попытки манипулировать им, так можно обращаться лишь с неодушевленными предметами, но никак не с живыми людьми. Позвольте ему быть ответственным за его же поведение. Не поучайте и не пилите его -- это не помогает.

И самое главное, не теряйте надежды. Многие больные алкоголизмом воспрянули духом и начали трезвую жизнь, как с помощью лечения, так и без него. При любой болезни возможны и самопроизвольные остановки в ее развитии.

Спасайте себя, живите своей, а не его жизнью. Это не призыв к эгоизму, а разумное предложение, которое может оказаться полезным и для самого больного. Необходимо дать ему понять, что вы не позволите пренебрегать собой. Как только вы переключите свою энергию с мужа на детей, как только начнете доводить до конца все задуманное и научи-тесь радоваться жизни независимо от его состояния, вы вы-растете в собственных глазах и в глазах вашего мужа. А это, несомненно, должно пойти ему на пользу, в том числе и с точки зрения лечения.

Успех лечения больного зависит в наибольшей степени от жела-ния алкоголика избавиться от своей болезни. Поэтому со-циальному работнику необходимо помнить о соблюдении принципа добровольности. Если больной отвергает его сове-ты в отношении лечения, ему не следует считать причиной такого отказа недостаток собственного профессионализма.

Больной алкоголизмом длительное время, несмотря на неопровержимые доказательства, опровергает наличие у се-бя болезни, отрицает или преуменьшает проблемы, возник-шие в результате употребления им алкоголя. Но однажды эти проблемы встают перед ним с такой остротой, что он бывает, вынужден признать их реальность и, преодолевая сомнения и колебания, может попросить медицинской помо-щи. В таких случаях и нужен совет социального работника.

Лучше всего предложить больному обратиться в нарко-логический диспансер по месту жительства. Врач-нарколог решит, какое лечение требуется в настоящий момент: амбу-латорное, стационарное, дневное стационарное (с возвра-щением на ночь домой).

Социальному работнику следует иметь информацию о наличии в своем городе или микрорайоне наркологической больницы, лечебного наркологического центра.

Заключение

Таким образом, в заключение работы хотелось бы отметить, что основной акцент должен ставиться на меры первичной, пре-вентивной профилактики наркомании и алкоголизма, направленной на поддержание и раз-витие условий, способствующих сохранению физического, лич-ностного и социального здоровья, и на предупреждение небла-гоприятного воздействия на него факторов социальной и при-родной сферы. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном си-стемном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния наркопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчи-вости организма человека к неблагоприятным факторам.

Кроме того, будучи явлением комплексным, включающим в себя соци-альный, медицинский, психологический компоненты, молодежная наркомания оказалась в положении дитяти, которое без глазу при семи няньках. Имена этих «нянек» известны: здраво-охранение, образование, правоохранительные органы, учреж-дения социальной защиты населения, служба занятости населе-ния, семья. Однако несогласованность их усилий, а зачастую и узковедомственные интересы, и озабоченность честью мундира или просто неосведомленность приводят к их полной беспомощ-ности в борьбе против распространяющейся молодежной нар-комании и алкоголизма. Таким образом, одна из важнейших проблем профилактики молодежной наркомании -- консоли-дация усилий учреждений и ведомств, так или иначе имеющих к ней отношение.

С другой стороны, трудно ловить черную кошку в темной комнате... Как это ни парадоксально, но сегодня население чрезвычайно слабо осведомлено о молодежной наркомании и той угрозе, которую она представляет для страны и для каждого человека. Однако простого информирования населения недо-статочно. Необходимо всесторонне осмыслить, понять и изучить молодежную наркоманию с позиции научного подхода.

Так же хотелось бы отметить, что семья является важным фактором в помощи больным наркоманией и алкоголизмом.

Литература

1.
Москаленко В. Д. Дети бальных алкоголизмом (воз-раст от 0 до 18 лет). Серия: Обзоры по важнейшим проблемам здравоохранения и медицины. // Обз. инф. НПО «Союзмединформ». М., 1990. -- 68 с.

2. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91--97.

3. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление сазависимости. М., 1997.

4. Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. Казань. 1989.

5. Братусь В.С. психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.

6. Бузина Т.С. Феномен « поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДА в наркологии // Вопросы наркологии. 1994. №2. с. 84-88.

7. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма. М., 1986.

8. Латышев Г.В. Организация мероприятий по профилактике наркомании. М., 1991.

9. Лешнер А. Наркомания- заболевание мозга // Глобальные вопросы. 1997. Т.2. № 2.

10. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. 1991. №3. с. 22-25.

11. Никитин Ю.И. Профилактика и лечение алкоголизма. Киев. 1990.

12. Отечественный журнал социальной работы. М., 2006. №2

13. Пятницкая И.Н. Наркомании. М., 1997.

14. Социальная работа. М., 2003. №1

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты