Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов

Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов

15

  • Оглавление
  • Введение 2
  • Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 4
  • 1.1. Причины, приводящие к инвалидности. 4
  • 1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами. 9
  • 1.3. Социальная защита детей-инвалидов 15
  • Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов. 18
  • 2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 18
  • 2.2. Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды. 23
  • Заключение 29
  • Литература 31
Введение

Семья с ребёнком-инвалидом -- это се-мья с особым статусом, особе
нности и пробле-мы которой определяются не только личност-ными особенностями всех её членов и харак-тером взаимоотношений между ними, но v-большей занятостью решением проблем ребен-ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де-фицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное -- специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребёнка, как известно, явля-ется наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Одна-ко ситуация, когда в семье есть ребёнок-инва-лид, может повлиять на создание более жёст-кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими фак-торами, может изменить самоопределение се-мьи, сократить возможности для заработка, от-дыха, социальной активности.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама по-гружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает инди-видуальные параметры организма и особенно-сти среды вместе с социальными и психологи-ческими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функ-ции реабилитации, а, с другой стороны, по-нять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;

- охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;

-раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами.

Предметом -является основные направления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов

Гипотеза- Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз-можностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф-ориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёст-кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

В данной курсовой работе были использованы работы- Антонова А.И, Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

1.1. Причины, приводящие к инвалидности.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите ин-
валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель-ности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само-обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и занимать-ся трудовой деятельностью», -- поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвали-дов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значитель-ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориента-ции, контролю за своим поведением, обучению, общению, игро-вой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемир-ной организации здравоохранения: поводом для назначения инва-лидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологиче-ской или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Российская энциклопедия социальной работы. -- М., 1997. -- Т. 2.

Социальная дезадаптация -- нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов -- в результате социальной недостаточности или социальной дис-функции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может вы-полнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и куль-турного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оцен-ке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

ограничение физической независимости (неспособность вес-ти себя независимо с другим лицом);

ограничение подвижности (передвигаться во времени и про-странстве);

ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

ограничение способности к получению образования, к про-фессиональной деятельности;

ограничение способности к интеграции в обществе, не учас-тие во всех видах повседневной активности наравне со сверстни-ками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятель-ность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной патологии детского возраста явля-ется учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.

В развитых странах показатель детской инвалидности состав-ляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. -- дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % -- мальчики, 42,3 % -- девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа -- дети 10--14 лет (47,1 %), вторая по численности -- дети 5 -- 9 лет (29,4 %) и дети в возраскогда в семье есть ребёнок-инва-лид, может повлиять на создание более жёст-кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Бте до 4 лет (14 %).

Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социаль-ной защиты, среди инвалидов до 39 лет -- 55,6 %.

В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу дей-ствий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имею-щим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, на-чиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983-- 1992 гг. де-сятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем ин-валидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.

Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского -- «беспомощ-ный». В настоящее время постепенно утверждается противополож-ная точка зрения: инвалид -- человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно ак-тивно участвовать во всех сферах социальной деятельности, дол-жен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемля-ются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества. Основы социальной работы. -- М., 1998. с. 109

Такой подход необходимо учитывать при организации соци-альной работы, которая должна быть направлена на самоопреде-ление человека с ограниченными возможностями (ОВ) и стрем-ление самому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы при-сваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и

МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) -- это умственная отсталость, другие психические заболевания; за-болевания нервной системы (детский церебральный паралич, дру-гие органические повреждения центральной и периферической нервной системы). За последнее время, по данным государствен-ного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федера-ции», отмечается рост врожденных уродств и заболеваний внут-ренних органов (до 20 %), заболеваний опорно-двигательного ап-парата (9--10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).

У каждого десятого инвалида отмечается полная или частич-ная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть рас-стройств и ограничение социальных функций.

Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-пси-хического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного разви-тия, которая в 30 --40 % случаев в последующем приводит к неус-певаемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.

Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию ос-ложнений беременности и родов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредные воздействия производ-ственных факторов, которые способствуют формированию врож-денных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1995 -- 1997 годов доля женщин, занятых на работе с вредными и тяже-лыми условиями труда, не уменьшилась (из государственного док-лада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации»).

Неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда ви-таминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.

Огромное значение для нормального вынашивания беремен-ности и рождения здорового ребенка имеет нервно-эмоциональ-ное и физическое перенапряжение.

Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Еже-годно в Российской Федерации рождается около 30 тыс. таких де-тей (по: «Проблемы семьи и детства в современной России» -- растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости ро-дителей, особенно матерей. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000. с. 65

1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз-можностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф-ориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не при-способлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко -- отдель-ная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобрете-нием продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебе-ли, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Се-мьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транс-порта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка с ОБ в таких семьях преимущественно плат-ные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процеду-ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ-ления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто-педическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а до-ход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый боль-шой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % ро-дителей произошел развод по причине рождения ребенка-инва-лида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэто-му к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы не-полной семьи. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. -- М., 1992.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологиче-ских ресурсов родителей и родственников, а также от материаль-ных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспи-тания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопо-ниманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», до-рогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней ра-циональной позицией: последовательное выполнение всех инст-рукций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на по-зиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологиче-ский стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство ра-стерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком -- единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости боль-шего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно -- это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помо-гают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других де-тей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются воз-можности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддержива-ется психологическим угнетением детей из-за негативного отно-шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и по-нять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного се-мейного климата. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -- М., 2002. с.115

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со сторолы окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокой-ствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здо-ровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полно-ценных социальных контактов, достаточного круга общения, осо-бенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (напри-мер, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллек-та, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным труд-ностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, не-достаткам развития, в том числе нарушениям коммуникацион-ных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружа-ющих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рожде-ния на полную изоляцию от общества. В последнее время родите-ли с аналогичными проблемами налаживают между собой кон-такты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфан-тилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родите-лей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отно-шение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребен-ка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой пато-логией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в спе-циализированных школах-интернатах по разным программам (об-щеобразовательной школы, специализированной, рекомендован-ной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация де-тей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплекс-ной, включать медицинские, психолого-педагогические, профес-сиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное -- научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно ра-ботать.

Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государ-ственных органах социального обеспечения, ни в обществе инва-лидов. Отсутствует координация в деятельности различных орга-низаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде це-лей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль-ной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ре-бенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в меди-ко-социальной работе является решающим наряду со специали-зированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавлива-ется на 1 или 2 -- 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тя-желые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагоги-ческая поддержка детей группы риска. -- М., 2002. с. 99-105

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты