Социальная работа и психология

Социальная работа и психология

Содержание

  • Введение
Глава 1 Система социальной работы

  • 1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности
    • 1.2 Формирование системы социальной работы в РФ
  • Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы
    • 2.1 Психологические аспекты социальной работы
    • 2.2 Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом
      • 2.2.1 Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы
      • 2.2.2 Психологические теории, применяемые при работе с клиентами
    • 2.3 Применение психологических технологий в практике социальной работы
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • ДОБАВИТЬ ГИПОТИЗЫ
  • Введение
  • Социально-психологическая направленность (личность -- общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем -- работы Дж. Боулби.
  • В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.
  • Актуальность темы обусловлена тем, что социальная работа и психология представляют собой смежные науки. Знания по психологии помогают специалисту по социальной работе в его повседневной деятельности. Недаром дисциплина «Психология» внесена в государственный образовательный стандарт специалиста по социальной работе.
  • В связи с этим мы выделили цель нашей работы:
  • 1. Рассмотреть(исследовать) взаимосвязь психологии и социальной работы в теории.
  • Цель определяет следующие задачи:
  • - определить систему социальной работы;
  • - изучить(исследовать) психологические аспекты социальной работы;
  • - рассмотреть психологические методы и приемы, используемые социальным работником в работе с клиентом;
  • Предмет нашего изучения: взаимосвязь социальной работы и психологии.
  • Объект: реализация психологических приемов в социальной работе
  • Методы исследования, используемые в работе: анализ документов; метод сравнения и сопоставления; анализ существующей ситуации на основе теоретических и практических данных.
  • Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы, таких как: В.М. Басова, М.А. Гулина, И.Г. Зайнышева, А.И. Кравченко, Е.В. Кулебякин и многих других.
  • Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих определенное количество параграфов, заключения, списка литературы.
  • Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что полученные знания представляют интерес для работников и специалистов в области социальной работы, а также практических работников в данной сфере.
Глава 1 Система социальной работы

1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности

В начале ХХ столетия социальная работа приобрела статус новой профессии. В вузах России осуществляется подготовка специалистов по социальной работе, деятельность которых задана запросами общества.

Социальные работники как профессионалы осмысливают сущность жизнедеятельности отдельной личности, группы людей, их изменения под воздействием различных экономических, социально-психологических факторов. И не только осмысливают, но и решают практические задачи по оказанию помощи отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач, реализации интересов и стремлений.

Профессионал должен быть грамотным специалистом (владеть определенной системой знаний) и быть носителем высоких нравственных качеств. Исследователи в области социальной работы, социальной педагогики, среди которых: В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.Г. Бочарова, С.А. Беличева и др. считают, что овладеть профессией социального работника можно только в индивидуально-личностном, деятельностном контексте. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 73 В.Г. Бочарова считает, что профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентацией и интересов социального работника. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - С. 24 Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как форму практической деятельности, следует напомнить, что вообще понимается под деятельностью. В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение. И. Гегель употреблял это понятие по отношению к движению. В философии данный термин употребляется в качестве инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. В отечественной науке проблемы деятельности разрабатывались в различных гуманитарных дисциплинах, но, прежде всего, в философии (П.В. Капнин, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, В.П. Иванов и др.) и психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.Н. Мясищев и др.). Л.П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 121 В любой деятельности центральным компонентом можно выделить субъекта, то есть того, кто осуществляет действия и операции. Л.П. Гуслякова и Е.И. Холостова считают, что, рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида профессиональной деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее.

Деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Деятельность разделяется на практическую и духовную, которые дополняют друг друга. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Рассматривая социальную работу как особый вид профессиональной деятельности, мы придерживаемся точки зрения С.И. Григорьева и его школы, определяющих социальную работу как разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности в конкретной среде обитания. Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. - М.: Феникс, 2006. - С. 82 Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д. Профессия социального работника, объектом которой является человек, относится к типу профессий человек - человек; по классу - к преобразующим профессиям; по признаку основных орудий труда - к профессиям, связанным с преобладанием функциональных средств труда; по условиям труда - к группе профессий с повышенной моральной ответственностью. Повышенная моральная ответственность является главной характеристикой условий труда специалиста по социальной работе. Именно поэтому в структуре его профессиональной деятельности важно выделить профессионально-этический компонент. Специфика деятельности социальных работников предполагает наличие гуманистически ориентированных личностных качеств ее субъекта (моральная ответственность, милосердие, эмпатия, толерантность и т.д.). И.А. Зимняя подчеркивает, что по своей аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности в области профессии «Человек-человек». Ее непосредственный инициальный субъект - социальный работник - осуществляет многообразные функции организации, обеспечения, поддержки (включая как психологическую, так и физическую), правовой и административной защиты, коррекции и др. Деятельность специалиста по социальной работе представляет собой профессиональную активность, направленную на формирование ситуации развития личности клиента как субъекта, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий с учетом конкретных условий среды обитания. Данную деятельность характеризует яркая выраженность ее этического аспекта, поскольку ее мотивационную основу составляет принятие этических норм, базирующихся на гуманистической этике взаимодействия.

Деятельность социального работника не может осуществляться без развития профессионально-значимых качеств личности, которые реализуются в профессиональной деятельности, оцениваются, компенсируются, адаптируются и получают развитие с позиций деятельности. Специфика функций социального работника, а также яркая выраженность этического аспекта данной деятельности предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств.

Таким образом, социальная работа является особым видом целесообразной и целенаправленной деятельности. Ее содержание и развитие носит многосубъекный, многофакторный характер, поэтому в ней велика роль непредвиденных обстоятельств и побочных следствий, значительную роль играют случайности, которые могут существенно деформировать предлагаемые средства и поставленные цели.

1.2 Формирование системы социальной работы в РФ

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института, находится в процессе своего развития.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. - С. 84. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации - прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной защите населения в Российской Федерации нуждаются:

- граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе с детства и дети-инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети с девиантным поведением; семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты, алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие семьи; граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом; лица с ограниченными возможностями; лица без определенного места жительства.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно-необходимого уровня жизни семьи.

Подводя итоги главы, отметим, что современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия - экономические, организационные, правовые финансовые и др. - для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами и социальной защиты.

Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы

2.1 Психологические аспекты социальной работы

Возникновение социальной работы как науки и специфической социальной деятельности было обусловлено обострением социальных коллизий в Х1Хв. в связи с бурным развитием капитализма в западных странах - индустриализацией и урбанизацией и как следствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.

Уже изначально в процессе становления и институциализации социальной работы было ясно, что органическая составляющая её - психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.

В рамках социальной работы возникла социальная индивидуальная психотерапия, поэтому в первый период социальная работа даже сводилась к социально-психологической работе.

Непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однако данные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались их авторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь, под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе и сущности человека. Следует отметить, что многие из философско-антропологических и социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личности и вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Среди философско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значение для практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смысле его жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества и другие. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. - С. 7-8.

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них - о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления: Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. - М.: Феникс, 2006. - С. 115

1. Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.).

2. Психологическое консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др. Ромм. М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. - Новосибирск: [б.и.], 1999. - С. 15.

Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; «social casework») и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций.Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2004. - С. 125.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты