Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста
p align="left">4. Мулътидисциплинарностъ социальной поддержки в учреждении дополнительного образования означает согласованную работу «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, требования, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

5. Принцип автономности. Автономность ребенка из неполной семьи выступает гарантом защиты от административного давления со стороны социального работника, с другой - от ближайшего окружения, которое тоже может пытаться навязать ей свои интересы [13, с. 105].

Содержание деятельности специалиста по социальной работе в учреждении дополнительного образования в процессе поддержки:

Выяснение и устранение социальных проблем ребенка из неполной семьи.

Осуществление наблюдения за ребенком и его семьёй.

Оказание психологической, педагогической, медицинской, правовой консультативной помощи.

Моральная поддержка, повышение жизненных ориентиров и жизненного потенциала при столкновении с социальными проблемами.

Социальная поддержка детей из неполных семей в учреждении дополнительного образования будет эффективна при использовании тренинга, консультаций, бесед направленных на решение социальных проблем.

Тренинг - проигрывание каких-либо ситуаций, осмысление проблем клиента. Групповая форма работы, эффективно влияющая на сознание и поведение. Тренинги способны донести необходимую информацию до неполных семей через участие в деятельности.

Консультация - форма социальной коррекции, при осуществлении которой специалист по социальной работе помогает изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты поведения, для активного, конструктивного взаимодействия с людьми, социумом.

В социальной поддержке детей из неполных семей велика роль специалиста по социальной работе в учреждении дополнительного образования. Осуществляя социальную поддержку детей из неполных семей в учреждении дополнительного образования специалист по социальной работе использует следующие функции:

учителя - дает социальные знания и помогает приобрести социальный опыт ребенку из неполной семьи;

консультанта - консультирует ребенка и его семью по возникающим вопросам;

брокера - направляет ребенка из неполной семьи, родителя, с которым проживает ребенок к специалистам и другим службам;

адвоката - защищает права ребенка из неполной семьи и непосредственно его семьи при возникающих медицинских, психологических, педагогических проблемах;

советника - информирует неполную семью о важности и возможности взаимодействия с субъектами оказания социальной и других видов помощи;

мобилизатора - мобилизует ребенка из неполной семьи на решение жизненных проблем;

корректора - корректирует поведение ребенка из неполной семьи [19, с. 49].

При организации социальной поддержки специалист по социальной работе объединяет усилия субъектов по оказанию поддержки детям из неполных семей.

В круг соисполнителей, необходимых для решения её социальных проблем, могут войти: нарколог; сотрудники психологической службы; психолог.

Определение функций соисполнителей программы. Сотрудники медицинских учреждений осуществляют качественную медицинскую помощь, проводят необходимый курс лечения, при необходимости дополнительные исследования и требуемое лечение, принудительное лечение от имеющейся зависимости.

Психологи осуществляют помощь в оказании социально-психологических проблем по предотвращению психологических проблем детям из неполных семей и проводят работу по решению уже имеющихся психологических проблем.

Центр социальной помощи семье и детям, его работники могут осуществлять консультативную, тренинговую работу, содействие в получении медицинской помощи.

Специалист по социальной работе учреждения дополнительного образования осуществляет:

· поиск и привлечение к работе специалистов, которые могут помочь в решении проблем клиента;

· обеспечение координации деятельности государственных и общественных учреждений для решения проблем;

· вовлечение детей из неполных семей в активное решение собственных проблем;

· помощь в социальном развитии детей из неполных семьи, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

· помощь детям из неполных семей в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (искусство, художественно-прикладное творчество, радиотехника и т.д.);

· помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

· организация консультаций родителям по вопросам воспитания, проведения досуга. Совместными усилиями специалистов разных учреждений достигается: психологическая коррекция, педагогическая коррекция, оздоровление [10, с. 138].

Роль специалиста по социальной работе в процессе социальной поддержки направлена на помощь в решении социальных проблем детей из неполных семей и должна способствовать переводу объекта социальной работы в субъект социальной работы.

Социальная поддержка обеспечивает создание условий для принятия детьми из неполных семей оптимальных решений в различных жизненных ситуациях.

Социальная поддержка может быть индивидуальной и групповой.

Поддержка - это комплексная форма, объединяющая диагностику, информирование, консультирование и помощь

Специалист по социальной работе - это специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав клиента, помогать в решении его социальных проблем

Социальная поддержка детей из неполных семей в учреждении дополнительного образования эффективна при использовании тренинга, консультаций, бесед направленных на решение социальных проблем.

При организации социальной поддержки специалист по социальной работе объединяет усилия наркологов, сотрудников психологической службы, психологов и других необходимых специалистов, включая педагогов дополнительного образования, методическую службу и родителей.

2. Организация социальной поддержки детей из неполных семей

2.1 Диагностика проблем потребностей детей из неполных семей

Социальная диагностика - одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе. [24, c. 53]

Диагностический этап - первый этап работы с ребенком из неполной семьи.

Диагностический этап - этап исследования личности (наблюдение, проведение эксперимента, сбор информации или фактов, которые помогут ответить на вопросы, касающиеся поведения, анализ полученной информации).

Он строится на принципах:

1. Объективность - непредвзятое рассмотрение поведения ребенка из неполной семьи в различных жизненных ситуациях, исключающее любое искажение действительности и учитывающее интересы, потому что только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную практическую и научную значимость.

2. Причинность - обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе диагностики не ограничиваться описанием отдельных фактов и явлений, а выяснить закономерность их развития и функционирования.

3. Комплексность - объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное взаимодействие множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, мотивации в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При проведении диагностики эти конкретные данные всегда необходимо увязывать со всем существующим комплексом проблем.

4. Научная обоснованность и подтверждаемость - являются особенно важными, так как за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь и судьба конкретного человека.

5. Конфиденциальность - специалист по социальной работе не должен распространять личную информацию о человеке, полученную в результате индивидуальной работы (психологическое консультирование, доверительная беседа). Нарушение этого правила может привести к потере доверительных отношений с клиентом и прекращению дальнейшей совместной работы.

6. Целесообразность - применение данных психодиагностики. В зависимости от выбранного вида исследования, можно и нужно учитывать проблему применения полученных данных в практике социальной работы. Предполагается использование психодиагностической информации для воздействия на сложившуюся ситуацию в жизни диагностируемого подростка. В практике часто бывают ситуации, когда данные диагностики - психологический диагноз используется в жизни клиента другими людьми - близкими, родственниками и т.д. Сообщая этим людям результаты диагностического исследования, специалист должен исходить из того, что каждый из пользователей данной информацией должен быть подготовлен к восприятию и применению. Целесообразно, чтобы каждый пользователь этой информации осознавал значимость ее для себя и для того, на кого он будет воздействовать [22, c. 278].

В Центре детского творчества занимается 1200 воспитанников из 16 образовательных учреждений города и 8 дошкольных образовательных учреждений. В начале 2007-2008 учебного года проводился анализ документов детей, поступающих в Центр детского творчества, беседы с родителями по итогам которых педагоги Центра детского творчества составляют демографический паспорт на семью каждого ребенка, в результате выяснено что из 1200 воспитанников 350 воспитанников являются детьми из неполных семей, что составляет практически 28% от всего состава детей. И все эти дети нуждаются в поддержке специалистов по социальной работе Центра детского творчества. Но оказать социальную поддержку ребенку невозможно, не установив его потребностей, проблем и причин вызывающих проблемы.

Так же специалист по социальной работе Центра детского творчества выходит на родительские собрания с целью анкетирования родителей. Из анкет проведенных с родителями детей из неполных семей выявлено, что семьи относящиеся к категории неполных в основном однодетные - 62% и двухдетные - 38%. Причины распада семьи

Цель этапа: дать научное заключение о состоянии социального здоровья ребенка из неполной семьи, о причинах появления его проблем и эффективности их преодоления.

Задачи:

1. Составить личную карту ребенка и демографическую карту его семьи.

2. Установить личностные контакты ребенка из неполной семьи, которые приводят к конфликтным ситуациям, либо установить основные причины стрессового состояния.

3. Определить отношение ребенка из неполной семьи к окружающему миру, коллективу.

4. Изучить психику и поведение ребенка из неполной семьи в различных жизненных ситуациях, его интересы, особенности характера.

5. Изучить самооценку ребенка из неполной семьи.

Выявление проблем подростка с помощью первичной диагностики.

Социально-медицинская:

Цель: выявление заболеваний, которые способны создать социальные проблемы.

Содержание работы:

· продиагностировать физическое здоровье детей из неполной семьи;

· провести анализ медицинской карты (болезни несовершеннолетнего, их протекание до проблемы и во время ее возникновения).

Методы:

· наблюдение специалиста социальной работы. Наружный осмотр;

· анализ медицинской карты.

Социально-психологическая:

Цель: выявить состояние психического здоровья.

Содержание работы: определение отражения кризисной ситуации на психике ребенка из неполной семьи.

1. Конфликтные взаимоотношения в семье.

Формы: беседа, консультации со специалистами, анкетирование, тестирование.

Метод наблюдения позволяет специалистам сделать выводы о психологическом состоянии ребенка из неполной семьи.

Средства:

· личная карта подростка;

Социальная поддержка детей из неполных семе не может быть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи. Мы в качестве диагностического инструментария предлагаем использовать:

· Методика «Рисунок семьи». Данная методика помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. Рисунок дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка. На основе изображения, ответов на вопросы можно оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. (Приложение 4)

2. Взаимоотношения в коллективе.

Цель: выявление коммуникативных предпочтений ребенка из неполной семьи, умения общаться с учебным коллективом, ощущения комфортности (дискомфортности) в своей учебной группе.

Методы:

- социометрия - изучение статуса ребенка из неполной семьи в детском объединении;

- наблюдение за ребенком из неполной семьи в процессе обучения и общения.

3. Личностные проблемы, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Цель: выявление склонности ребенка из неполной семьи к конфликтности и агрессивности.

Методы:

· доверительная беседа ребенка из неполной семьи и специалиста по социальной работе с целью выявления нарушений, комплексов;

· психологические тренинги как индивидуальные, так и групповые с целью выявления проблем в общении, личностных комплексов;

· анкетирование,

· тестирование.

Социально-педагогическая:

Цель: выявить педагогическую восприимчивость (невосприимчивость) ребенка из неполной семьи.

Содержание работы:

· анализ результатов учебной деятельности ребенка из неполной семьи (журнал посещаемости занятий, творческие достижения - участие в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах)

· беседа с руководителем детского объединения в котором занимается ребенок из неполной семьи, что позволит проследить, с чем связаны изменения учебной деятельности;

Методы:

· анализ материалов - результатов творческой деятельности ребенка из неполной семьи (творческие достижения)

· анкетирование - при организации социальной поддержки детей из неполных семей очень важно знать самооценку ребенка. Из множества существующих методик мы предлагаем использовать:

- Методику «Лесенка», которая заключается в диагностике самооценки детей. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера. (Приложение 5)

При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка, поэтому для выяснения удовлетворенности учебным процессом и ожиданий родителей, мы предлагаем использовать:

- Методику изучения ожиданий и образовательных потребностей родителей разработанную методистами ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» города Екатеринбурга, для наиболее эффективного сотрудничества родителей и учреждения дополнительного образования. (Приложение 6)

· наблюдение

· беседа

Социально-экономическая:

Цель: выявить экономические трудности, способствующие появлению социальной проблемы ребенка из неполной семьи.

Содержание:

· наблюдение за санитарным состоянием жилища

· наличие необходимых жилищных условий

· материальное благосостояние и достаток в семье

· состав семьи. (Приложение 1)

Методы:

· наблюдение

· беседа

· анализ документов.

Таким образом, социальная диагностика - одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе.

Диагностический этап - первый этап работы с ребенком из неполной семьи.

Все вышеперечисленные методы диагностических мероприятий позволяют определить наиболее приоритетные проблемы ребенка из неполной семьи. Это проблемы психологического и медицинского характера на их основе строится индивидуальная программа социальной поддержки.

2.2 Деятельность специалиста по социальной работе по социальной поддержке детей из неполных семей в Центре детского творчества

В условиях низкой мотивации обращения детей из неполных семей Центра детского творчества за социально - педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с детьми из неполных семей как патронаж. Это одна из форм работы специалиста по социальной работе, представляющая собой посещение занятий в детских объединениях Центра детского творчества. Посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей и ребенком объединением, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь [18, с. 49].

Патронаж, как одна из составляющих социальной поддержки детей из неполных семей, дает возможность наблюдать детей в их естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения детей, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать ребенка о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может производиться со следующими целями:

- контрольные: оценка состояния семьи, детского объединения и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей, детским объединением, ребенком повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями, детьми и руководителем детского объединения рекомендаций и прочего;

- адаптивно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Из всех проблем, стоящих перед ребенком из неполной семьи, для специалиста по социальной работе наиболее важной является проблема адаптации и социальной интеграции ребенка в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи ребенка, то есть состояние неполной семьи в процессе интеграции ребенка в обществе. Этот процесс возможно улучшить социальным сопровождением как ребенка, так и всей семьи [10, с. 139].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты