Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущест-венное использование страховых методов имело глубокое экономическое содер-жание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффек-тивной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.
В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система -- через государ-ственные органы социального обеспечения (в последующем -- социальной защи-ты населения).
2.2. Виды государственных пенсийПод государственной пенсией (в дальнейшем изложении -- пенсия) понима-ются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации граж-данам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного за-коном возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нор-мам, установленным законодательством РФ.
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в на-стоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пен-сии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной трав-мы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитывае-мой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии: по старости (по возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет.
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с дейст-вующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам -- по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, а женщинам -- по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законода-тельно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях -- и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство со-держит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по ста-рости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии мень-шего стажа, чем требуется по общему правилу.
На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам -- по достижении 55 лет и женщинам -- по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календар-ных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страхо-вых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат -- за счет федерального бюджета.
Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограни-чения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, по-ощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется по-средством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государ-ственных пенсиях в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.
3. Финансовые основы пенсионной системы РоссииБюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью ав-тономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях фе-деративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).
Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регу-лирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных катего-рий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.
Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взно-сов для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законо-дательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финанси-рование выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий.
Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условия-ми исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству, как по старой (1990 г.), так и по новой (1998 г.) формулам.
Бюджет ПФР формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных пока-зателях на основании Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пен-сий из бюджета ПФР выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужа-щим, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета.
Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюд-жетном процессе формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь, это относится к бюджету Государственного фонда занятости РФ в части возмещения расходов ПФР на выплату досрочных пенсий (безработным).
4. Организационная структура и управление пенсионной системыПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуще-ствляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации. ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Главные функции ПФР:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование рас-ходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государст-венных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессио-нального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взно-сов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступ-лением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рацио-нальным расходованием его средств;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета за-страхованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуаль-ном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударствен-ных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, от-носящимся к компетенции ПФР.
Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установлен-ных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пре-делы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифициро-ванный учет плательщиков и застрахованных граждан.
Формирование единой организационно-управленческой структуры ПФР (еди-ная пенсионная служба).
Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсион-ной системы включает в себя:
региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непо-средственное назначение и выплату пенсий получателям;
Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях ко-торого имеет свои счета;
региональные отделения Сбербанка;
Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляют-ся практически все виды пенсионных выплат.
Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.
В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Ма-рий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурят-ский, Ненецкий автономные округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионно-го обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий.
При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий получате-лям, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, переданы в орга-ны Единой пенсионной службы.
Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, а затем спускаются в районы для осуществления платежей. Затем на мес-тах с банковских счетов районного управления средства переводятся либо в мест-ные учреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пен-сии, либо, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату пенсий.
В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы -- доноры), излишек переводится региональным от-делением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.
Финансовые потоки между элементами пенсионной системы выглядят следующим образом:
Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделе-ния ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Цен-тральным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберега-тельные кассы -- 10-15%, на альтернативные службы доставки -- 4-5%. Собственные средства от региональных отделений доноров поступают помимо органов социальной защиты в Централизованный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в дотационные регионы.
В отличие от вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба по-лученные от плательщиков и из Централизованного фонда средства, направляет в Службу по назначению пенсий. Оттуда через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки идет выплата пенсий пенсионерам. При этом на почту приходится 60-75% доставки, на сберегательные кассы -- 10-15%, на альтернативные службы доставки -- 15-20% от общего объема доставляемых пенсий.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью -- особенность России. Обычно подобные фонды не объявляются государственной собственно-стью, даже федеральной. Они как правило рассматриваются как собственность са-мих застрахованных и работодателей со строго целевым назначением, исключаю-щим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.
В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независи-мых профсоюзов и государства.
5. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы РоссииАнализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсио-неров нашей страны за рассматриваемый временной период выявляет ряд харак-терных тенденций.
Статистические данные показывают, что численность заня-тых за период с 1992 г. уменьшилась на 9,3% (6,7 млн. чел.), а численность пен-сионеров при этом возросло с 35,2 до 38,2 млн. чел., т.е. на 8,2%. В результате это-го нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла с 46 пенсионеров на 100 чел. занятых в народном хозяйстве в начале пе-реходного периода до 57 пенсионеров в настоящее время.
В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуа-ция значительно осложнилась, и соотношение пенсионеров к численности рабо-тающего населения приблизился и даже перешагнул 50%. Так, в Республике Ка-релия (с 43,8% в 1992 г. до 56,1 -- в 1995 г.), Архангельской области (с 42,8 до 59,9%), Еврейской автономной области (с 40,9 до 50,7%). Для наглядного пред-ставления структуры пенсионной системы целесообразно более детально рас-смотреть динамику численности основных категорий пенсионеров за те же пе-риоды. Как показывает статистика, за 5-летний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3% или на 2,6 млн. чел., при этом чис-ленность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4% (2.5 млн. чел.), чис-ленность получателей социальных пенсий -- на 25%, причем численность пен-сионеров по труду растет равномерно в каждом году, численность пенсионеров-военнослужащих в течение всего периода ежегодно уменьшалась примерно на 15-17% в год.
Приведем динамику реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.):
1990 г. -- 80%, 1992 г. -- 52%, 1993 г. -- 62%, 1994г. --58%, 1995 г. -- 60%, 1996 г. -- 54%, 1997 г. -- 53%, 1998г. --41%.
При этом, естественно, были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизнен-ного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.
Последствием перечисленных выше процессов явилась катастрофическая де-формация финансовой обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120% в дореформен-ный период до уровня 80-85 % в переходный период к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий.
Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовой динами-ке составил относительно среднего размера заработной платы:
1990г. --41%, 1991 г. -- 37%, 1992г. --26%, 1993 г. -- 34%, 1994г. --35%, 1995 г. -- 39%, 1996г. --37,8%, 1997 г. -- 37,2%.
Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального раз-мера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 году оно состав-ляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 1996 г. еще уменьшилось до 50%. В 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребитель-скому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.
За переходный период произошла также глубинная деформация и другого ос-новного принципа построения системы пенсионного обеспечения: связи размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией пенсий компенсационных выплат произошло сниже-ние реальных размеров отдельных видов пенсионных выплат, резко сузилась диф-ференциация между максимальными и минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция к уравнительности пенсионного обеспечения. Вместо преду-смотренной законодательством дифференциации в пределах 1:3-3,5, она в 1997 г. составляет не более 1: 1,7.
Немаловажную роль в ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и приме-няемые правительственными органами методы борьбы с последствиями инфляци-онного роста потребительских цен. При этом единственная антиинфляционная ме-ра -- проведение индексации пенсии по итогам предыдущих трех месяцев -- в условиях галопирующего роста цен не обеспечивала необходимого уровня ком-пенсации потерь и неизбежно привела к дальнейшему снижению покупательной способности пенсий.
Таким образом, уже к середине 90-х гг. т.е. практически через три-пять лет пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:
нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудового вклада пен-сионера;
резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно про-является в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;
сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличения удельного веса компенсационно-уравнитель-ных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатно-го фактора» на размер назначенной пенсии;
разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионно-го фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченны адекватным по-ступлением страховых платежей (надбавки и повышения к различным кате-гориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости, т.е. по наступлению страхового возраста, сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);