Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе

Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе

Курсовая работа

На тему

Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность

Глава 2. Понятие и сущность социальной политики

Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Особо примечательным является развитие теории социальной работы, которая на протяжении длительного периода, как известно, отставала от непосредственной практики социальной работы.

В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.

В настоящее время социальная политика рассматривается как конкретная идеология и практика формирования и реализации социальных обязательств государства и общества в целом и отдельных их структур в частности в отношении различных групп населения.

Поэтому изучение места и роли социальной политики в теории социальной работы является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Степень разработанности проблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.

Такие исследователи как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин,В.И.Жуков,И.Г.Зайнышев,И.А.Зимняя,В.А.Никитин,П.Д.Павленок,А.М.Панов,А.С.Сорвина,М.В.Фирсов,Е.И.Холостова,Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки.

Активно развиваются исследования теории, методики и методологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, В.М. Капицина, И.К.Ларионова, В.П. Мошняги, В.А.Никитина, В.Г.Попова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шипуновой и др.

Российские ученые также обращаются к исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко, Е.И.Холостовой и др.).

Однако недостаточно исследовано место и роль социальной политики в теории социальной работы. Отсюда вытекает следующая проблема исследования: социальная политика как наука объективно выходит на первый план в теории социальной работы, т.к. в настоящее время представляет собой формирующийся социальный институт, значимость которого возрастает как в силу долговременных тенденций развития цивилизованного общества, так и в результате ситуативных трудностей трансформирующегося российского общества.

Объект исследования: теория социальной работы как система.

Предмет исследования: место и роль социальной политики в системе теории социальной работы.

Цель исследования: обобщение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы.

Задачи:

Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;

Раскрыть сущность и содержание социальной политики;

Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность

Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев [20;С.17], самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.

Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.

В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.

В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе» [1; С.38].

Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, «срез», определенного типа отношения. Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.

Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Часть специалистов в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях [7;С.18].

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации [3;С.17].

Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями [9;С.20]:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары).

4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта.

5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника.

Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект.

Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы [19;С.29]:

социально-политические;

организационные;

психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает [20;С.22]:

умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

увидеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;

борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.

Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.

3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей.

Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.

4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства.

Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:

1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника [19;С.32].

2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности.

3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.

Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.

Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов [18;С.42]:

1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает:

- учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов;

- учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических);

- применение всех средств и методов воздействия на клиента.

2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей.

3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства [21;С.62].

Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований - с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки - ее закономерности, принципы и методы и пр. [20;С.39]. Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер. Процесс познания любой теории невозможен без выделения ее базовых категорий - основных понятий, в которых выражается предмет науки.

Специалисты выделяют три группы категорий теории социальной работы [24;С.33]. 1. Категории, заимствованные из других социальных наук: социализация, социальная деятельность, социальная субъективность. 2. Категории, преимущественно служащие теории социальной работы, но также используемые и другими отраслями знания: социальная адаптация, психосоциальная работа, группы социального риска. 3. Собственные категории как ключевые понятия теории социальной работы: благотворительность, клиент социальных служб, трудная жизненная ситуация. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь пяти важных категорий, очерчивающих предметное поле теории социальной работы. Это вытекающие друг из друга понятия: социальное действие, социальное взаимодействие, социальная система, социальные отношения и объединяющая их категория - социальный процесс.

Другими фундаментальными понятиями, составляющими категориальный аппарат данной науки, являются социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь, социальная сфера, социальная проблема, социальная деятельность, социальная политика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д.

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций: информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах; объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции; практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества; прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты