Социальная защита пожилых людей

Социальная защита пожилых людей

2

СОДЕРЖАНИЕ:

  • ВВЕДЕНИЕ 3
    • 1.Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты пожилых людей 9
    • 1.1.Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России 9
    • 1.2.Современные научные подходы к изучению социальной защиты пожилых людей 13
    • 1.3.Основные принципы и механизмы социальной защиты и обслуживания пожилого населения 19
    • 2.Управление процессами социальной защиты и обслуживания пожилых людей (на примере г.Волгограда) 26
    • 2.1.Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей 26
    • 2.2.Основные причины и социальные последствия обращения пожилых людей в геронтологический центр (опыт реабилитации в Волгоградском областном геронтологическом центре) 31
    • 2.3.Пути совершенствования социальной защиты пожилого населения 39
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
    • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
    • ВВЕДЕНИЕ

Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Конституция Российской Федерации. Ст.39.1. www.constitution.ru

Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты, на функционирование которой отпускаются бюджетные средства. Все трудоспособное население, все общество в целом, поддерживает пожилых и старых сограждан. Конкретное выражение социальная защита пожилых находит в системе льгот на жилье, лекарства, проезд, предметы первой необходимости для пожилых, ветеранов и инвалидов, предоставлении государственной пенсии по старости и т.п.

В последнее десятилетие активно стали обновляться стационарные учреждения для пожилых людей: дома-интернаты и геронтологические центры. Появилась система стационаров для дневного пребывания пенсионеров. Строятся жилые многоэтажные дома, в которые вселяются только пожилые и старые люди. Более активными стали клубы социальной взаимопомощи пожилых. Боязнь одиночества, утрата многих производственных и дружеских контактов приводят к тому, что многие пенсионеры принимают участие в организациях, основанных на возрастной общности с целью регулирования как внутри, так и вовне этой социально-демографической группы.

Государственная социальная политика диктует адресность социальной помощи, стремится к превращению пожилого человека в субъекта социальной защиты Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. Национальный доклад. М., 2002.

Активность может проявляться в любой сфере жизни пожилого человека. Организовать эту активность помогают специализированные учреждения и центры для пожилых людей. Знаменательным является распространение интереса пожилых людей к неутомительным подвижным играм, краеведению, туризму. Особенно плодотворна любительская активность в области огородничества, садоводства, живописи, музыки и т.д. Много интересного приносит пожилым людям участие в работе, организовываемой учреждениями культуры. Пение в хоре, участие в работе народных театральных коллективов сближает пенсионеров, создает условия для совместного отдыха, общения, дружбы. Очень большое значение в жизни стариков имеют библиотеки и библиотечные работники.

Однако, вследствие необратимых процессов старения в человеческом организме, физиологических, психологических изменений слабеют жизненные силы, способность самообслуживания, появляется беспомощность. Благодаря повышению внимания к проблемам людей пожилого возраста, быстрыми темпами развивается геронтология - наука о старении, старости и старых и пожилых людях. «Возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии - науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе». Феклюнина С.С. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания//Работник социальной службы, 2005, №2, с.67. В русле геронтомедицины, геронтопсихологии, социальной геронтологии накапливаются теоретические и эмпирические знания для эффективной комплексной социальной реабилитации пожилых людей, которая должна приводить к повышению их социальной активности, продлению жизни при сохранении ее качества, профилактике старения, в том числе и преждевременного, сохранению трудовой, образовательной и творческой активности.

Международный (Венский) план действий по проблемам старения, принятый на Всемирной ассамблее по проблемам старения в Вене и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году (резолюция 37/51), прогнозирует появление к 2010 году 13,7% пожилых и старых людей в демографическом составе населения Земли Международный (Венский) план действий по проблемам старения. http://www.un.org/russian/topics/socdev/elderly/oldactio.htm. .

Это означает, что очень много людей трудоспособного возраста будет занято в сфере социальной защиты пожилых людей. Поэтому необходимо обучать и подготавливать большое количество специалистов в социальной сфере: социальных работников, социальных менеджеров. Кроме того, большинство специалистов, занятых в социальной сфере должны осознать, что они работают с пожилыми людьми, поэтому волей-неволей направляют социальные процессы, и лучше делать это осознанно и грамотно.

Пожилые же люди, в свою очередь, сохраняя трудовую и образовательную активность, смогут обеспечивать себе достойный уровень физической и культурной жизни. Необходимо покончить с социальным штампом «пожилой - значит беспомощный». Пожилые люди могут вносить огромный вклад в развитие общества, благодаря тому, чего нет у других поколений - мудрости. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим фактором и стимулом развития общественных отношений. А в обществе пожилых эта индивидуальная мудрость, возведенная в коллективную, возрастает многократно, придав социальному развитию общества новые качественные характеристики. Ведь мудрость - это и экономика, и политика, и нравственность.

На современном этапе развития государственной социальной помощи центральным моментом становится не сохранение физической жизни пожилого человека (в этом вопросе государство проводит однозначную социальную политику), а поддержание его социальной, трудовой, образовательной и творческой активности. Таким образом, социальная защита превращается в систему социально-реабилитационных мер, которые должны направляться профессиональными менеджеральными методами.

Изучение особенностей социальной работы с пожилыми людьми и разработка эффективных методов повышения социальной активности является актуальной научно-практической задачей, чему посвящена данная выпускная квалификационная работа.

Объектом настоящей работы выступает институт социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации.

Предметом является управление процессами социальной защиты пожилых и старых людей в Российской Федерации.

Обозначая предмет работы, мы ставили перед собой проблему, основной вопрос: каким образом связаны менеджмент, профессиональное управление процессами социальной защиты и личностный расцвет пожилого человека?

В результате, гипотеза исследования формулируется следующим образом: эффективное управление в области социальной защиты является фактором повышения социальной активности пожилых и старых людей.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка способов повышения эффективности социальной защиты пожилых людей, путем изучения особенностей и опыта управления системой их социальной защиты.

Достижение цели настоящей работы возможно при решении следующих задач:

Изучить теоретико-методологические основы исследования проблем социальной защиты пожилых и старых людей;

Проанализировать законодательную базу, регулирующую процессы социальной помощи, обеспечения, поддержки и защиты пожилых людей;

Проанализировать и обобщить эмпирический опыт конкретных форм, методов, технологий управления социальной защиты пожилых людей;

Разработать новые пути и способы повышения эффективности социальной реабилитации и повышения социальной активности пожилых людей, используя управленческие резервы системы социальной защиты.

Теоретическими основами настоящей работы выступают труды видных социологов Э. Дюркгейма Дюркгейм Э. Самоубийство Санкт-Петербург, 1998, Ж.Т. Тощенко Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003, с.422., М.В. Удальцовой Удальцова М.В. Социология управления.М., Новосибирск., 2000. В работе использованы научные достижения, изложенные в работах психологов К. Леонгарда Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону., 1997, Г.Г. Аракелова Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы//Вестник МГУ, сер 14, Психология, 1995, №4. Социальная медицина и социальная геронтология неразрывно связаны в изученных нами работах Е.И. Холостовой Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2004, Р.С. Яцемирской, И.Г. Беленькой Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 2003., В.М. Васильчикова Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты пожилых людей в российской федерации. www.globalaging.org/elderrights/world/2005/federation2.htm

. Историческая справка по теории и истории социальной защиты строилась с использованием трудов М.А. Кузнецовой, Е.С. Новак Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы. Волгоград, 2004, В.Г. Красновой Лозовская Е.Г., Новак Е.С., .Краснова В.Г.. История социальной работы в России. Волгоград.,2001.

Эмпирической основой настоящей дипломной работы являются результаты социологического мониторинга, проведенного автором данной работы в Волгоградском областном геронтологическом центре в 2006 году.

Структура дипломной работы включает Введение, Главу 1, посвященную теории, методологии, истории и законодательным основам социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время. Центральное место уделено целям, функциям и технологиям социальной защиты и их связи с государственной социальной политикой. В Главе 2 исследуются проблемы эффективности управления социальными процессами, поднимаются проблемы менеджмента в социальной защите, связанные с возрастными особенностями пожилых клиентов стационарных учреждений и профессиональными проблемами работников системы социальной защиты пожилых.

На примере Волгоградского областного геронтологического центра рассматривается социальная защита пожилых людей как комплексной реабилитация. Анализируются результаты нашего медико-социального исследования, выполненного на базе геронтологического центра.

Структура выпускной квалификационной работы включает заключение, список использованной литературы и два приложения, иллюстрирующих результаты медико-социального исследования и коррекционной медико-социальной работы.

1.Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты пожилых людей

1.1.Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России

Общественная норма заботы о пожилых людях известна еще со времен Древней Руси. Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с язычеством и неотделимым от него родовым пространством, главным выражением которого была круговая порука. Именно в древнюю языческую эпоху заложились основы традиции заботы о слабы и немощных, старых и малых. В частности сформировался и развился институт старцев. Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак и В.Г. Краснова пишут: «Формы поддержки стариков различны. Общиной выделялся для стариков особый участок земли - «косячок» - для заготовки сена. Или дряхлого старика определяли на постой то к одному, то к другому челну общины. Пожилые люди селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния» Лозовская Е.Г., Новак Е.С., .Краснова В.Г.. История социальной работы в России. Волгоград., 2001. ,С.12.. Термин «сирота» тогда относился как к малолетним детям, оставшимся без родителей, так и к старикам. В общинном сознании те и другие сближались по признаку статуса и дохода. Интересно то, что «отношения помощи в рамках общины существуют как общественная обязанность. Это не милостыня слабому и полагается по неписанному праву». Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение. 2005, №9, с.21

В средние века с утверждением христианства социальная помощь стала многосубъектной. По-прежнему большую роль играла помощь общины, много делали частные благотворители, налаживало социальную защиту и помощь государство, но «главным элементом системы социальной помощи, доминирующим субъектом, определяющим ее характер в данный конкретно-исторический период, становится церковь». Там же. С18. Главным механизмом социальной помощи становится милостыня, отвечающая потребностям как дающего, так и принимающего. Поэтому отношения милостыни, выгодные для обеих сторон постоянно воспроизводятся. Их можно назвать институтом милостыни. «Христианство использует институт милостыни как механизм взаимопомощи и перераспределения общественного богатства, новую форму добровольно-принудительного формирования ресурсов социальной помощи» Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение. 2005, №9, с.19.

В 18 веке, Петр 1 проводил политику подчинения церкви государству и, по его указам стало активно развиваться государственное призрение, в том числе и за старыми, немощными людьми. Например, по его приказу уже негодные к военной службе старики определялись в богадельни. При Анне Иоановне пожилые вдовы могли доживать свой век в монастырях. Случались и курьезы. Например, «Анна Леопольдовна указом «О пропуске нищих в Санкт-Петербург», оставила в городе только пожилых и старых нищих, которые сами не могли дойти до монастырей». Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. Волгоград., 2001. ,С.25

В начале 20 века престиж старости, выстроенный с помощью русской монархии, стал рушиться. «Положение стариков значительно ухудшилось во всей Европе, и стало противоречить принципам развития современной цивилизации» Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2004, с.31.. В 1917 году Советской Власти было особенно не до стариков. В 1918 году создается наркомат социального обеспечения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении всех видов социальной помощи, в том числе и пенсий по старости. Стабилизация пенсионных выплат началась только к началу 30-х годов. В 1956 году Верховный Совет РСФСР принимает закон о государственных пенсиях. Было положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению.

В годы «застоя» основными принципами социального обеспечения являлись: всеобщность социального обеспечения и социальной защиты, многообразие видов обслуживания, обеспечение за счет государственных и общественных средств. Сейчас старые люди вспоминают стабильность того времени как «социалистический рай». Некоторая иллюзия равноправия не покидает сознания пожилых людей. Не столько финансовая сторона жизни пожилого человека того времени имеет значение, сколько уверенность в поддержке государства, подкрепленная моральными нормами отношения к старости.

В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов.

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. «К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.)» Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты пожилых людей

в российской федерации. http://www.globalaging.org/elderrights/world/2005/federation2.htm.

Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Там же..

Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др.). Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа 2004 г.)

и «О реабилитации жертв политических репрессий».

И федеральные, и местные правовые акты разрабатываются с учётом основных международных документов (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году; Европейская социальная хартия, подписанная государствами - членами Совета Европы в 1961 году, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию в 1996 году; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 15 июня 1998 года). А также приобретённого рядом стран (Великобритания, Германия, Швеция и др.) опыта в решении проблем старшего поколения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты