Социальная защита населения
p align="left">· гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;

· комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;

· динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;

· самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ.

Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ

2.1 Базовые принципы социальной зашиты в Нижегородской области

· Организация системы социальной защиты населения в области базируется на следующих принципах:

· гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;

· гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;

· комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;

· адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;

· динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;

· самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;

· межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.

«Концепцией социальной защиты населения Нижегородской области на период кризисного состояния экономики» в качестве главных целей социальной политики программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:

· сохранение минимальных социальных гарантий;

· ослабление социальной напряженности в регионе.

Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.

Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.

В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:

дома-интернаты общего типа (дома милосердия) 45

психоневрологические интернаты 7

детские дома-интернаты для детей-инвалидов 3

пансионаты и санатории 4

профессиональные училища для детей-инвалидов 2

дома ветеранов 2

курсовая база по обучению инвалидов 1

муниципальные центры социальной поддержки населения 41

центры социально-трудовой реабилитации дезадаптированных граждан 3

детские социальные учреждения всего: 32

в том числе:

социально-реабилитационные центры 15

социальные приюты 12

центры помощи семье и детям 5

центры для детей с ограниченными возможностями 2

отделения социальной помощи на дому 295

отделение срочной социальной помощи населению 61

палаты сестринского ухода 50

социальных магазинов 22

социальных столовых (в т. ч. на договорной основе) 4

Отмечены определенные положительные результаты по ряду направлений:

· активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;

· продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.

Вместе с тем, некоторые негативные тенденции в социально-экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой уменьшение ресурсной базы для осуществления мероприятий по социальной поддержке работников бюджетной сферы, пенсионеров и безработных.

Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.

В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и реализацию комплекса мер, предусмотренных Программой социальных реформ в Российской Федерации и предвыборной программой Губернатора области.

Стратегическими целями социальной политики на ближайшие годы являются:

· гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;

· обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

· достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

· переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;

· развитие социальной инфраструктуры.

2.2 Трудовые отношения и занятость населения

В соответствии с Программой в течение 1998 года основные действия областной службы занятости были направлены на повышение эффективности работы органов службы занятости, качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, укрепление делового сотрудничества с работодателями и другими социальными партнерами в решении проблем занятости.

В отчетном периоде при посредничестве службы трудоустроено (в т. ч. после завершения профучебы и с учетом временной занятости) 89,8 тыс. человек, что на 14,8 тыс. человек больше, чем предусматривалось Программой, и на 4,9 тыс. человек больше, чем в 1997 году. Показатель трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости, возрос по сравнению с 1997 годом с 66,3% до 72,7%.

Для обеспечения занятости населения использовались возможности временного трудоустройства. В течение 1998 года служба занятости совместно с органами местного самоуправления и работодателями обеспечила временную занятость для 3,7 тыс. безработных граждан, что составляет 123,3% к заданию Программы. Кроме того, на условиях временной занятости находилось 15,7 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, или 82,6% к показателю Программы. Невыполнение данного показателя связано с одной стороны -- меньшим обращением в службу занятости данной категории населения, а с другой -- дефицитом средств фонда занятости.

В целях поддержания доходов безработных и усиления их мотивации к труду в отчетном году обеспечено участие в общественных работах 29,6 тыс. человек, что составило 155,8% к заданию и на 1,6 тыс. человек больше против уровня 1997 года. В общественных работах принял участие каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости.

В отчетном периоде, как и в прежние годы, большое внимание уделялось обеспечению занятости слабо защищенных на рынке труда категорий населения. По инициативе департамента ФГСЗН по Нижегородской области приняты постановления администрации области: «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в организациях и учреждениях на 1998 год» и «О квотировании рабочих мест для молодежи и других лиц, нуждающихся в социальной защите, на предприятиях, в организациях и учреждениях области на 1998 год».

Реализация указанных постановлений позволила в течение года заквотировать 12,9 тыс. рабочих мест, что на 1,4 тыс. мест больше задания Программы. Всего на заквотированные рабочие места трудоустроено 14,1 тыс. человек, что на 5,9% выше аналогичного показателя 1997 года.

В числе трудоустроенных по квоте основную долю составляют женщины - 44,4%, а также молодежь в возрасте 16-29 лет - 55,5%.

В отчетном году в службу занятости обратилось в поиске работы 2227 инвалидов, что в 1,2 раза больше, чем в 1997 году. Из числа обратившихся инвалидов трудоустроено 1123 человек, что в 1,6 раза выше задания Программы.

По сравнению с 1997 годом более эффективно проводилась работа по трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В течение 1998 года в службу обратилось 3 тыс. граждан указанной категории, что практически равно аналогичному показателю 1997 года, из них трудоустроено 1,8 тыс. человек, что более чем в два раза выше задания Программы.

Из числа граждан, прибывших из мест лишения свободы, в службу занятости обратилось в поиске работы 1,8 тыс. человек, что в 1,2 раза меньше, чем в 1997 году. Из указанной категории граждан 913 человек трудоустроено, что выше соответствующего показателя Программы в 1,4 раза. Показатель трудоустройства этой категории граждан по сравнению с 1997 годом возрос с 46,1% до 50,3%.

Согласно Программе в 1998 году планировалось направить на профессиональное обучение 10,0 тыс. человек из числа безработных и незанятого населения, фактически служба занятости обеспечила профобучение для 11,3 тыс. человек, что на 13,3 % выше задания Программы. При этом показатель трудоустройства граждан после завершения учебы составил 99,2% против 96,7% в 1997 году.

В отчетном периоде служба занятости продолжила работу по организации профобучения безработных основам предпринимательской деятельности. В течение года 634 человека направлены на специальные курсы организатора малого бизнеса. Всего же мероприятиями по поддержке развития предпринимательства и самостоятельной занятости было охвачено 3628 человек, что составило 106,7% к показателю Программы.

При содействии службы занятости 699 безработных открыли собственное дело, что почти в 2 раза выше задания Программы.

В течение 1998 года областная служба занятости населения осуществляла меры, направленные на повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда путем их профессионального информирования, консультирования и оказания психологической поддержки. В отчетном году были оказаны профориентационные услуги 143,8 тыс. человек, что на 10,6% превышает задание Программы.

В 42 районных и городских службах занятости населения (против 36 в 1997 году) организованы и активно работают «Клубы ищущих работу», «Новый старт», «Старт в профессию» и другие программы работы с безработными, направленные на повышение эффективности поиска работы. В занятиях клубов принимали участие 3336 человек (задание Программы 3300 чел.) против 1428 человек в 1997 году. После окончания занятий был трудоустроен каждый второй принявший в них участие.

В рамках оказания дополнительных услуг проведены индивидуальные и групповые консультации для 28,4 тыс. школьников, 12,5 тыс. работников предприятий, подлежащих сокращению.

В работе по межтерриториальному перераспределению рабочей силы местные органы службы занятости организовывали переселение 63 семей против 90 семей по Программе, что объясняется, в основном, отсутствием свободного жилья в местах возможного размещения переселенцев.

Программой предусматривалось направить на «Молодежную практику»700 выпускников учебных заведений. Однако из-за дефицита средств фонда занятости удалось организовать эту практику только для 358 человек, что составляет 51,1% от задания Программы, но в то же время на 31% выше аналогичного показателя 1997 года.

Также из-за недостатка средств и большой задолженности перед Пенсионным фондом, на досрочную пенсию было оформлено всего 727 безработных, что составляет 20,8% от задания Программы, практически не осуществлялись компенсационные выплаты работающим под риском увольнения, частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов, а также субсидирование занятости длительно безработных граждан.

Следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры по взысканию задолженности по страховым взносам с предприятий-должников в фонд занятости, в 1998 году не удалось снизить эту задолженность, которая увеличилась по сравнению с 1997 годом на 43,3 млн. рублей и составила на 1 января 1999 года 127,8 млн. рублей.

В результате в области по ряду районов образовалась 15-месячная задолженность по выплате пособий по безработице, а сумма задолженности составила 43,9 млн. рублей.

В целом, мероприятия, осуществленные в рамках реализации Программы, позволили в 1998 году снять с учета в службе занятости 130 тыс. человек, в том числе 80 тыс. зарегистрированных безработных. По сравнению с началом года число безработных сократилось с 46,9 тыс. человек до 41,4 тыс. человек, а уровень безработицы уменьшился с 2,5% до 2,2%. При этом в 43 районах области уменьшился уровень регистрированной безработицы, а в 37 районах сократилась длительность безработицы.

Основными задачами, которые предстоит решать областной службе занятости в 1999 году, являются:

* развитие гибкости рынка труда и повышение уровня занятости населения;

* содействие в трудоустройстве граждан, в первую очередь, женщин, молодежи, инвалидов и других, слабо конкурентных на рынке труда категорий населения;

* предупреждение массовой безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;

* повышения эффективности и качества профобучення и профессиональной ориентации безработных и незанятого населения;

* повышения стимулов к активному поиску работы безработными;

* материальная поддержка безработных и членов из семей.

2.3 Совершенствование пенсионного обеспечения

В сфере пенсионного обеспечения и автоматизированной обработки информации стоят следующие задачи:

организация контроля за правильным назначением и целевым расходованием средств на выплату государственных пенсий совместно с региональным отделением Пенсионного фонда РФ, Управлением федеральной почтовой связи, Нижегородским банком Сбербанка России, Государственной экспертизой условий труда;

участие в реформировании пенсионного обеспечения, готовности областной пенсионной базы данных для перехода к страховой пенсионной системе;

улучшение организации управления пенсионным обеспечением;

обеспечение развития единой системы автоматизированной обработки информации для органов социальной защиты населения районного, городского, областного уровня, включающей в себя комплексы «Пенсии», «Пособия», «Соцпомощь».

В условиях обострившегося дефицита средств на выплату пенсий и постоянных перерасчетов пенсий принятые меры (децентрализации начисления и выплаты пенсий и пособий, разработка и внедрение собственного программно-аппаратного комплекса «АРМ-пенсионного инспектора», создание альтернативных почтовому ведомству служб доставки пенсий) подтвердили своевременность и необходимость перестройки пенсионной службы области.

В соответствии с действующим законодательством представление пенсионных прав гражданам Нижегородской области осуществляется на основании Федеральных законов.

На 1 января 2002 года на территории области проживает 1062183 получателей государственных пенсий (за исключением пенсионеров по линии силовых структур) , 637370 получателей государственных ежемесячных пособий на детей, 3547 получателей опекунских пособий на опекаемых детей - круглых сирот.

Пенсии

Ежемесячные пособия

Опекунские пособия

106183

637370

3547

За 1998 год назначено вновь:

54722 - трудовых и социальных пенсий,

из них:

6361 - в связи с особыми условиями труда,

466 - за работу на Крайнем Севере,

2369 - за выслугу лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях