Социализации старшеклассников под влиянием телевидения
p align="left">Важно отметить, что 67% респондентов считают, что просмотром телепередач можно нанести существенный вред своему здоровью, некоторые уточняют, что фильмы - «ужасы» могут навредить психике.

Проанализировав ответы на 12 вопрос анкеты мы установили, что реклама является для старшеклассников возможностью услышать понравившуюся музыку, увидеть полюбившихся героев. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) достаточно высока в этой категории опрошенных, что говорит о высокой степени социализированности старшеклассников.

Всё - таки для 60 % учеников реклама является источником раздражения, а 3 человека используют рекламу, «чтобы выйти покурить».

При изучении показателей уровня социализированности учащихся удалось выявить существенную зависимость между суммой коэффициентов четырёх шкал и продолжением высказывания «телевидение-это…». Можно прийти к выводу, что старшеклассники, для которых телевидение - это «времяпрепровождение досуга», которое не воспринимается как серьёзное или полезное занятие, осуществляемое с определённой целью имеют более низкий коэффициент социализированности (от 6,6 до 10 в сумме за 4 показателя против 11-12,8 у тех, кто телевидение воспринимает как источник получения полезной информации). Таким образом, мы выявили, что у старшеклассников создаётся акцент на рекреационную функцию телевидения. Имеет низкий уровень социальной адаптированности - 3 старшеклассника, социальной автономности - 5, социальной активности - 1, нравственности - 4. Средние показатели социальной адаптированности у 26 опрошенных, социальной автономности у 15, социальной активности у 19, нравственности у 17. Высокий коэффициент социальной адаптированности имеет всего 1 участник эксперимента, социальной автономности 10 участников, социальной активности - 10, нравственности - 8.

Можно сделать вывод, что в ходе анализа результатов обеих проведённых анкет гипотеза исследования подтвердилась, так как на диаграмме «Зависимость между уровнем социализированности и мотивами просмотра телевизора» видна прямопропорциональная зависимость между степенью социализированности учащегося и положительным, целенаправленным мотивом просмотра телепередач.

Таким образом, наше исследование приводит к следующим выводам:

1. Чем выше уровень сформированности социальных качеств у старшеклассника, тем целенаправленней и осознанней становится для него просмотр телепередач.

2. Чем ниже уровень социализированности учащегося, тем чаще он пользуется просмотром телевизора в качестве времяпрепровождения досуга или «просто так».

3. Низкие показатели сформированности социальных качеств способствуют подражанию образцам массовой культуры, например, героям популярных сериалов или реалити-шоу.

4. Высокие показатели социальной активности свидетельствуют о том, что старшеклассники интересуются темами, осуждаемыми на телевидении сегодня.

5. Высокий уровень социализированности учащегося прямопропорционален сознательности, с которой старшеклассники признают вредное влияние телевидения на физическое и психическое здоровье.

Глава 3. Практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками

3.1 Синема-технология как средство воспитания

В современной практике воспитания подростков востребованы новые технологии, которые позволяют организовать процесс социального взросления. Специфика подросткового периода заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях. Наша задача - создать педагогически организованные возможности социального становления подростков.

Способами организации таких возможностей могут быть технологии коллективных творческих дел, технологии социального проектирования и др. Мы предлагаем ещё один эффективный способ создания модальностей взросления - синема-технологии.

Синема-технологии как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребёнка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Подросток чаще всего фиксируется только на внешних атрибутах взрослости (курение, физическая сила, секс, демонстрация вседозволенности и власти, обладание предметами роскоши и т.п.). По существу его сознание находится в состоянии моратория - психологической стадии перехода от детства к взрослости, от морали, усвоенной ребёнком, к этике, которую ещё предстоит принять взрослому. Словом, данная методика помогает воспитаннику социального педагога воспринять реальные представления о взрослости посредством кинематографического произведения.

Благодаря синема - технологии можно создать прецедент живого и непринуждённого обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев сюжета.

Мы предлагаем несколько вариантов реализации воспитательного процесса, каждый из которых строится на материале того или иного кинофильма. Фильм при этом становится зеркалом, в котором подросток- старшеклассник при помощи социального педагога может увидеть пути собственного взросления.

Реализация синема - технологии включает ряд этапов: этюд, экспликация, рефлексия. На этапе этюда ведущий анонсирует фильм. Он может прочитать стихотворение, афоризм, припомнить отзыв одного из кинозрителей и т.п. Внимание ребят акцентируется на социальных проблемах, затронутых режиссёром.

В словах ведущего должна звучать недосказанность. Далее следует просмотр фильма. Этап экспликации (от лат. «усиление» ) предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма. На этапе рефлексии в группе идёт поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком действии ( по отношению к конкретным людям, живущим в городе, во дворе, в соседней квартире).

3.2 Конкретные примеры организации воспитательного процесса. Кинофильм «Спасите наши души»

Этюд

Педагог читает стихотворение Д.Г. Левитеса «Отлучение» и анонсирует фильм.

Я - скульптор, моя мастерская - класс,

Щёки горят, чёлки отброшены…

Десятками пар ушей и глаз

Уставились на меня сейчас

Будущие эйнштейны и Ломоносовы.

И, словно ваятель на влажной глине,

Словом оставлю нужный след.

Ошиблась рука и вместо линии,

Правильной и незаменимой,

Уродливый шрам на много лет…

Но как ни старайся, как не трудись -

Вряд ли достигнешь цели конечной:

Необожжёнными входят в жизнь

Глиняные мои человечки…

Как Вы думаете, сколько раз нужно обжечься, чтобы повзрослеть? Сейчас Вы посмотрите фильм главные действующие лица которого - Зина и Миша живут в небольшом провинциальном городке. Им по 13 лет. Сложности, с которыми ребята сталкиваются дома, толкают их на воровство…

Как Вы думаете, есть ли нравственные законы жизни? Что в современном мире значат деньги? Уместна ли фраза, которую можно слышать от молодых людей: «Чем больше взрослею, тем больше имею?» (Начинается просмотр фильма.)

Экспликация

Педагог (или ребёнок в роли ведущего) задаёт вопросы и выслушивает ответы ребят.

1. К кому обращено название фильма? Чьи души нужно спасать и от чего?

2. Что побуждает Зину украсть первый раз, ведь она , кажется идёт на преступление не ради себя?

3. Почему Зине нравится Миша, а не другие её сверстники? Можно ли сказать, что мотоцикл Миши - это атрибут его взрослости?

4. Почему Зине было легко украсть деньги , необходимые для ремонта мотоцикла?

5. Что побуждает подростков совершать кражу барсеток из машин?

6. Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? Как вам нравится утверждение Зины о том, что «дети должны заботится о своём будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях»?

7. Что побуждает ребят дать деньги на операцию больной девочке?

8. Почему сразу после совершения этого доброго поступка они начинают шантажировать больного мальчика, сидящего в машине?

9. Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачиваются нравственные ориентиры?

10. Можно ли сказать, что сработал закон социальной справедливости, когда парочка юных воришек попала под жестокий прессинг отца больного мальчика?

11. Почему при словах своего сына: «Папа, а ты купишь мне такой же мотоцикл, когда я вырасту?» - тот прерывает «разборку» с Мишей и Зиной, и выбрасывает собранные ими деньги в реку?

Рефлексия

Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы посредством побуждающих вопросов.

1. На какие атрибуты взрослости, по - вашему, ориентируются современные подростки? (Дорогой сотовый телефон, сигареты, физическая сила и др.)

2. Почему для подростков так важно всё это?

3. Можно ли по-другому проявить себя в компании? Как?

4. Можно ли сказать, что преступать нравственный закон для достижения внешних атрибутов взросления - это неверный путь? Если да, то почему?

5. А если взрослеть по-настоящему, то какие из нравственных качеств человека могут выйти на первое место, составив конкуренцию внешним атрибутам взрослости?

6. Можете ли Вы рассказать как менялись Ваши взгляды на понятие «взрослый» в 10, 12, 14 лет?

7. Оглянитесь, не раздаётся ли рядом с нами сигнал «SOS»? Что Вы можете сказать вашим сверстникам, ставшим на скользкий путь, что можете сделать для них?

Названия киноработ, которые могут быть использованы социальным педагогом в работе со старшеклассниками:

- «Невидимые дети» (режиссёры Э. Кустурица, С. Ли, Р. Скотт, К. Лунд, С. Венерузо) разговор об отношении к детям, о долег взрослых пере молодым поколением (зеркало для политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов, родителей).

- «Заплати другому» (режиссёр М. Ледер) - тема реальной и мнимой помощи (зеркало для взрослеющих альтруистов).

- «Парниковый эффект» (режиссёр В. Ахадов) - этот фильм поможет найти ответ на вопрос: «Счастлив ли человек, плохо относящийся к людям?» (Зеркало для нигилиста.)

- «Аврора» (режиссёр О. Байрак) - разговор о перипетиях трагичного взросления.

- «18 лун» ( режиссёр И. Исламгулов) - тема взросления через трудности межличностного выбора.

- «Итальянец» (режиссёр А. Кравчук) - тема взросления вне семьи.

- «Поклонник» (режиссёр Н. Лебедев) - тема детско-родительских отношений в процессе взросления.

- «Город без солнца» (режиссёр С. Потёмкин) - тема «взросления» наркомана.

- «Точка» (режиссёр Ю. Мороз) разговор о взрослеющих девочках , пытающихся заработать «шальные» деньги.

- «Сволочи» (режиссёр А. Атанесян) - выбор пути взросления для отчаянных мальчишек.

- « Республика ШКИД» (режиссёр Г. Полока) - разговор о педагогической организации пространства взросления.

- « из 13 в 30» (режиссёр Г. Витлин) - иллюзии подростка о взросой жизни [36].

3.3 Технология воспитания старшеклассников как телезрителей

Концептуальной составляющей предлагаемой технологии воспитания компетентного телезрителя является преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов телезрителя.

Все мы являемся телезрителями, все мы по-разному подходим к выбору просмотра телепередач. Одних привлекает динамика сюжета, других - поэтичность языка, третьих - познавательная насыщенность, четвёртые смотрят всё подряд, и чем больше, тем лучше. Мы по-разному относимся к процессу просмотра телепередач: для одних это отдых, развлечение, для других - скучная обязанность, для третьих - серьёзная работа. Эти отличия обусловлены сформированными стереотипами телезрителя. Такие стереотипы могут быть полезными, а могут быть и неправильными и даже вредными. Последние приводят к тому, что человек попросту «убивает время» просмотром телепередач, не способствуя саморазвитию, ограничивает себя просмотром телепередач низкого культурного уровня. Негативные стереотипы телезрителя формируются с детства и закрепляются в период школьного обучения. Поэтому преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов - одна из важных педагогических задач.

Другой основной идеей предлагаемой технологии является интегративность: воспитание старшеклассников как телезрителей охватывает содержание различных учебных предметов и внеучебной деятельности. Осуществлять такое воспитание должен не только классный руководитель, но и другие учителя, а так же педагог-психолог и социальный педагог образовательного учреждения.

Ещё одна идея - сотрудничеств с семьёй. Отношение старшеклассников к просмотру телепередач во многом зависит от родителей. От того, какие у них стереотипы зрителя, организуют ли они совместный просмотр телепередач, обсуждение увиденного, расширяют ли круг зрительских интересов детей во многом завися особенности их детей как телезрителей.

Итак, генеральная цель технологии - воспитание компетентного телезрителя. Частные цели технологии помогут ответить на вопрос «Что такое компетентный телезритель?»: 1. Компетентный телезритель- это прежде всего разборчивый телезритель. Результатом её достижения является готовность к рациональному выбору телепередач. 2. Компетентный телезритель -это также увлечённый, познающий, исследующий телезритель. Результат достижения этой цели - готовность к постановке личностно значимых, развивающих целей просмотра телепередач. 3. Компетентный телезритель - это ещё и вдумчивый, заинтересованный телезритель, воспитание которого является третьей частью технологии. 4. Компетентный телезритель - критически мыслящий телезритель. Результат достижения этой цели - готовность к адекватной оценке увиденного.

Перейдём к содержанию технологии. Анализ научно - педагогических работ и педагогической практики позволил выделить следующие стереотипы, преодоление которых и является главной целью технологии. Первая группа, относящаяся к воспитанию разборчивого телезрителя - стереотипы зрительских интересов и предпочтений (всеядный телезритель, конформист, ограниченный телезритель, привередливый телезритель). Позитивным стереотипом для данной группы будет являться стереотип разборчивого телезрителя: круг его зрительских интересов широк, но при этом он рационально подходит к выбору книг и телепередач, выбирая те из них, которые имеют высокий культурный уровень, приносят пользу, способствуют саморазвитию.

Следующая группа - стереотипы отношения к процессу просмотра телевизора (развлечение, скучная обязанность и др.). Позитивным стереотипом отношения к процессу «телесмотрения» будет являться познавательный просмотр телепередач, просмотр - размышление, просмотр - творчество, просмотр - исследование.

Ещё одна группа - стереотипы восприятия увиденного («наивный реалист», безразличный телезритель, телезритель - поглотитель). Позитивным стереотипом восприятия увиденного будет стереотип вдумчивого, заинтересованного, ведущего диалог с автором, творческого зрителя.

Последняя группа - стереотипы оценки увиденного (конформизм в оценке, игнорирование оценки, нонконформизм, неверная оценка уведенного). Позитивный стереотип оценки увиденного: ориентация на замысел автора, творческая оценка, оценка с т.з полезности для саморазвития.

Выделим этапы технологии:

1. Диагностический. Педагог диагностирует зрительские интересы и потребности школьников, отношение к процессу просмотра телепередач, подход к их оценке, и особенности их восприятия учащимися.

2. Мотивационный. На этом этапе формируются позитивное, творческое, исследовательское отношение к просмотру телепередач и фильмов. Результатом этого этапа является формирование готовности к постановке личностно - значимых, развивающих целей просмотра телепередач.

3. Проектировочный. Педагог обучает школьников планированию просмотра телепередач, расширяет круг зрительских интересов и потребностей. Результат - формирование готовности к рациональному выбору телепередач.

4. Практический. Основная задача - работа над восприятием телепередач, а результатом будет являться - готовность к полноценному восприятию увиденного, т. е. восприятию осмысленному, заинтересованному.

5. Творческий. На этом этапе педагог учит школьников не только полноценному восприятию увиденного, но и критическому, творческому анализу, когда ученик выступает в роли соавтора фильма или телепередачи.

На каждом из перечисленных этапов для достижения планируемых результатов используется набор педагогических средств: форм, методов, приёмов работы с учащимися и родителями.

1. Беседа и анкетирование (Смотришь ли ты телевидение, видео? Какие передачи? Выбираешь ли ты их или смотришь всё подряд? Какие фильмы тебе нравятся? Почему? и др.) Для выявления особенностей восприятия можно организовать внеклассную этическую беседу, направленную на обсуждение какого- либо фильма. Результаты беседы и анкетирования можно занести в таблицу, а затем проанализировать на родительском собрании.

2. Педагогическое средство второго этапа - пятиминутки «Что мы читаем? Что мы смотрим?» (2-3 ученика в начале урока литературы рассказывают о том, какую передачу они смотрели последние дни, чем передача понравилась, запомнилась, а затем оценивают полезность данной передачи в баллах); составление рекламы и антирекламы на просмотренный художественный фильм ( реклама может быть оформлена в виде рисунка, стихов, показана как пантомима и тд.); этическая беседа «Зачем мы смотрим телевизор». Чтобы мотивировать родителей к семейному просмотру телевизора, можно организовать в классе «Вечер семейного просмотра фильма», на котором будут присутствовать педагоги, школьники, родители, где они вместе смогут обсудить увиденное произведение.

3. Проектировочный этап включает: составление плана просмотра телепередач, ведение дневников телезрителя (в первой графе ребёнок записывает автора и название передачи, а во второй - что приобрёл в ходе просмотра), задания для сравнения образцов высокой и низкой культуры. Можно провести лектории, круглые столы для родителей с целью расширить их представления о возрастных особенностях из детей.

4. Задания на сравнительный анализ увиденного, упражнения на развитие зрительских умений, этические беседы на актуальные темы с использованием материала телепередач, конкурсы на лучшего знатока какого - либо кинорежиссёра, актёра, игры «Поиск позиции», «Пойми меня», «Взаимопонимание» (Старшеклассники могут сравнить «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и современный детектив со сходным сюжетом, пьесу А. Островского «Бесприданница» и фильм «Жестокий романс»).

5. Эффективной формой работы на практическом этапе может служить созданный в классе клуб телезрителей. Раз в 2 недели могут проводиться заседания такого клуба, на котором организуются игры, викторины, происходит обмен мнениями, конкурс иллюстраций к увиденному и тд.[30].

Заключение

В структуре глобально функционирующих информационных систем наиболее значимым по масштабам воздействия на массовое и индивидуальное сознание является телевидение. Многообразие в использовании цветовой палитры, вариативно-инструментальные возможности режиссуры в выборе музыкально-звукового обеспечения телепрограмм с учётом эффективно направленной на зрителя выразительности предлагаемых жанров и тематических сюжетов, всё это предполагает и, как правило, создаёт на уровне обыденного сознания общий пафос достоверности отражения в телепередачах тех или иных явлений и процессов жизнедеятельности нашего общества.

К сожалению, телевидение стало транслятором навязанной обществу «либерализации» языка, экспансии чужеродных ориентиров псевдокультуры. Не подлежит сомнению, что это воздействует и на сознание старшеклассников, порождая социальную дезадаптированность, отклонения в психическом развитии и массу других негативных последствий. Возмущённая телеаудитория вопрошает, мысленно обращаясь к идеологам и организаторам современного телевидения, кому и в каких целях адресована теневая сторона человеческой жизнедеятельности, что могут постигнуть из предлагаемых сюжетов социального и нравственного «дна» растущие поколения российских граждан. Неужели развивающееся российское демократическое общество и государство не может стать предметом глубокого осмысления позитивных созидательных процессов, происходящих в недрах его социокультурной и духовно-нравственной жизнедеятельности, с их всесторонним отражением в различных жанрах повседневных телевизионных передач?

Именно в данном подходе, требующем коренного переустройства творческой деятельности всего телевизионного цеха, кроется подлинное возрождение воспитательного потенциала отечественного телевидения как мощного средства формирования общественного сознания.

Список литературы

1. Бузин В. Н. Основы медиапланирования. - М. , 2002. - 148 с

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. - М.,1998.

3. Волохотова В.М. «Социальное развитие и адаптация детей-сирот» // Дополнительное образование и воспитание №1 - 2008. с. 31 - 35

4.Засурский Я. Н., Алексеева М. Н., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации 6.России: уч. пособие для ВУЗов. - М., 2003. - 125 с.

5. Ишкулова Ш. «Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков // Воспитание школьников №10 - 2006. - с. 25-27

6. Кин Джон. Средства массовой информации и демократия. - М.:Наука,1993. - 170 с.

7.Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - 134с.

8.Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988.

9.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - С.П.: «Питер», 2003 ., с.118

10.Курочкина А.А. Система управления средствами массовой информации. - СПб.,1999. - 209 с.

11. Лимов В.В. «Влияние молодёжной субкультуры на подростков» // Дополнительное образование и воспитание №5 - 2007. с. 49 - 53

12. Мардахаев Л.В. Словарь-справочник по социальной педагогике М.: Гардарики, 2005. - с. 238

13.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

14. Маркова Н. «Глобальные экономические интересы и СМИ» // Народное образование № 10 - 2008. - с. 259 - 264

15. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М., Академия, 2000. - с. 194

16. Мудрик А.В. «Социализация человека как проблема» // Социальная педагогика №4 - 2005. - с. 24- 28.

17. Назайкин А. Медиапланирование на 100%. М., 2005 - 115с.

18. Понукалина О. «Специфика досуга современной молодёжи» // Высшее образование в России № 11 - 2007. - с.124 - 127

19. Попов Н.П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. - М.,1986. - 144с.

20. Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь / под ред. В.Е. Семёнова. СПб, 2002.

21.Рожков И. Реклама. Планка для «профи». М., 1997. - 203с.

22.Сапронов А., Кравчук П. «Молодёжь в современной социокультурной ситуации» // Высшее образование в России № 6 - 2007. - с.140 -142

23.Сапунов Б. «Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием)» // Высшее образование в России № 12 - 2006. - с.139 - 142

24.Свенцицкий А.Л. Социальная психология - М. : ТК Велби, 2004 - 336с.

25.Силласте Г.Г. «Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодёжи»// 25.Социологические исследования №12 - 2004.

26. Смелзер Н. Социология пер. с анг. М., 1994 с.625

27. Социологический словарь. - М., 1996. - 456с.

28.Ссисорс Д., Бэрон Р. Рекламное медиапланирование. СПб., 2004.

29.Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология - СПб.: Питер,2004 - 767с.

30. Тюников Ю., Мазниченко М. «Технология воспитания школьников как читателей и телезрителей» // Воспитательная работа в школе №2 - 2008. - с. 85 - 96

31.Учёнова В., Старых Н. История рекламы. М., 1994.

32.Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.,1999. - 232 с.

33.Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации - М.: Гардарики,2006.- 303 с.

34.Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. - М.: «Педагогика», 1990. - с.98 - 112

35. Филонов Г. «Телевидение и воспитание» // Воспитание школьников №1 - 2008. - с. 3 - 6

36. Фиофанова О. «Синема - технология как средство воспитания» // Воспитание школьников №3 - 2008. с. 5-8

37.Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997.

38.Харрис Р. Психология массовой коммуникации. М., 2003.

39.Холод Н.И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей//Ярославский педагогический вестник, № 4, 2005. - С. 34.

40. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - 109с. 41.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=.j19187 /21039/21041).

42. www.fondedin.ru/dok/01_Akulenko_e.pdf]

Приложение 1

Анкета: «Телевизионные предпочтения старшеклассников»

Уважаемый респондент! Предлагаем ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить Ваши телевизионные предпочтения.

1. Какие средства массовой информации Вы знаете? (перечислите известные Вам источники получения информации)

2. Какими из перечисленных выше средств массовой информации Вы чаще всего пользуетесь? (укажите один вариант)

3. Выберите один из указанных, наиболее достоверный, на Ваш взгляд, источник получения информации:

- телевидение;

- радио;

- газеты, журналы;

- книги;

- Интернет;

- другое (допишите) _________________________________________

4. Смотрите ли Вы телевизор? Как часто Вы это делаете?

- да, иногда;

- да, редко;

- да, часто;

- нет, не смотрю.

5.Сколько часов в день Вы проводите перед телевизором?________________

6. Какие передачи Вы обычно смотрите? (укажите почему)_______________

7. Продолжите утверждение:

Я хотел (а) быть похож (а) на………………..из фильма…………….., потому что……………..

(укажите не менее 3-х качеств).

8. Смотрите ли Вы реалити - шоу?

- да (укажите названия)__________________________________

__________________________________________________ - нет

9. Героем какой передачи или фильма Вы хотели бы стать?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

10. Для чего Вы смотрите телевизор?

- чтобы отдохнуть;

- узнать что-то новое, полезное;

- просто так:

- другое (допишите)______________________________________

_______________________________________________________

11. Можно ли просмотром телепередач нанести вред своему здоровью?

_______________________________________________________

12. Реклама для Вас: (выберите 3 варианта)

- перерыв в любимом ток - шоу, сериале и др.;

- источник раздражения;

- возможность отойти от телевизора на несколько минут;

- источник новой информации о рекламируемых товарах и услугах.

- возможность услышать понравившуюся музыку, увидеть полюбившихся героев;

- источник вдохновения для создания чего - либо.

- другое (допишите)__________________________________

____________________________________________________

13. Для Вас телевидение - это (продолжите фразу)

- источник разнообразной информации;

- времяпрепровождение досуга:

- средство снятия ощущения одиночества;

- другое (допишите)_____________________________________

_______________________________________________________

14. Какие темы, обсуждаемые сегодня на телевидении, для Вас наиболее интересны?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 2

Уважаемый респондент! Предлагаем Вам принять участие в исследовании уровня социализированности учащихся старших классов.

Прочитайте двадцать суждений и оцените степень своего согласия или несогласия по следующей шкале:

4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

1. Я стараюсь во всём слушать учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо отличаться чем-то от других людей.

3. За что бы я не взялся, мне всё по плечу.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и мои друзья.

6. В любом деле мне хочется быть впереди моих сверстников.

7. Я становлюсь очень упрямым, если уверен (а), что я прав(а).

8. Творить добро - это главный лозунг моей жизни.

9. Я стараюсь поступать так, чтобы меня за это отметили.

10. В общении со сверстниками я всегда отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал (а), я обязательно это исполню.

12. Мне нравится помогать другим людям.

13. Мне хочется, чтобы со мной дружили все окружающие меня люди.

14. Если мне кто-то не нравиться, я с ним общаться не буду.

15. Я стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Я всегда переживаю неприятности других людей, как свои собственные.

17. Я не стремлюсь к ссорам с друзьями.

18. Я стараюсь доказывать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие меня люди.

19. Если я за что-то берусь, то всегда довожу до конца.

20. Я всегда на защите тех, кого обижают.

1 -

5 -

9 -

13 -

17 -

2 -

6 -

10 -

14 -

18 -

3 -

7 -

11 -

15 -

19 -

4 -

8 -

12 -

16 -

20 -

Приложение 3

Приложение 4

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты