Система социального обслуживания
p align="left">Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан; выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствии с установленными тарифами и пр.

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различных уровней.

Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот: ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений, только в Московской области их 33. Правовые основы их организации закреплены в Примерном Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 №1092.

Целями деятельности указанных учреждений являются:

- профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;

- предоставление временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства несовершеннолетнего;

- обеспечение квалифицированной медико-социальной помощью.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; проживающие в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Примерное Положение устанавливает нормы создания специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - одно на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При меньшей численности детей в населенном пункте открывается одно учреждение.

Источником финансирования служат бюджеты субъектов РФ.

Новым учреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощи женщинам. Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.

Заключение

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в одних случаях - общеобразовательных школ, детских садов, детских домов. Профилакториев, интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник и санаториев), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб.

Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. - испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты, образования, здравоохранения и др.

Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Следует,

во-первых, усилие в области становления сети учреждения социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать более конкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания;

во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения;

в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Очевидно, что ни одно из перечисленных ведомств в одиночку не может успешно решить многочисленные и многоуровневые задачи в области социального обслуживания населения. Нет сомнения и в правильности комплексного подхода к развитию различных типов социальных учреждений на одной территории, например социальные приюты не могут заменить детские дома, а последние могут более эффективно выполнять свои функции при наличии территориальных центров социальной помощи семье и детям, эффективной деятельности социальных приютов и центров социальной реабилитации детей и подростков. Противопоставление социальных учреждений разной ведомственной подчиненности является непродуктивным.

Простая констатация состояния сети ведомственных учреждений социального обслуживания, существующей в Российской Федерации, еще не содержит указания на границе изменений в этой сети служб. При этом можно предполагать, что комплекс учреждений одного ведомства, который постепенно превращается в подсистему социального блока, может называться таковым тогда, когда четко разработаны структура, программы, принципы управления, социальные технологии и есть способность к самоограничению. В этом случае ограничение с экономической точки зрения может быть оптимальным, а с социологической - контингентным. В современных условиях не обязательно должна возникать система. Однако если сеть ведомственных и территориальных, государственных и не государственных служб находится в стадии становления системы, то, безусловно, это совокупность учреждений должна быть способна к самоограничению и автономному существованию; при помощи этого механизма она имеет возможность выжить и развиваться, приспосабливаясь к окружающей среде и не утрачивая различий своей функциональной предназначенности.

Система может существовать при наличии собственных инструментов познании окружающей действительности и человека, нуждающихся в социальных услугах, а сегодня такого инструмента нет, он только формируется. Прежде всего нет методологических гарантий, нет теории, позволяющей адекватно оценить потребности населения в социальном обслуживании и создать предпосылки для его восстановления и эффективного развития. Можно утверждать, что на современном этапе происходит отработка моделей территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности на уровне здравого смысла, на основе опыта специалистов по социальной работе и исследователей, которые только последние пять лет занимаются разработкой этих проблем.

С позиции перечисленных выше критериев сформированности территориальной системы социального обслуживания населения и развитости служб можно, очевидно. Подвести некоторые итоги развития учреждений социального обслуживания на современном этапе.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Говорит о продуманной хорошо развитой системе учреждений, более или менее полно учитывающей нужды населения, можно только в отношении крайне незначительной части территорий (Краснодарский и Красноярский края, Московская, Пермская, Курская и ряд других областей).

Примерно четверть субъектов Федерации имеют всего по 3 - 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в 1995 году предпринимались попытки создать центры социальной помощи семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания - отделения о социальной помощи семье и детям (их около 200).

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территории обострения социальных проблем, усиление социально-психологической направленности, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семьи и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждения социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

Министерства и ведомства, имеющие в настоящее время социальные службы, при содействии государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления стремятся найти решение сложной задачи. Эта задача связана с эволюцией созданной сети учреждений, которые предоставляют населению (а главным образом самым социально уязвимым группам населения, испытывающим постоянные трудности в повседневной жизни) широкий спектр социальных услуг. Но различные факторы препятствуют развитию сети учреждения социальной помощи семье и детям:

1. ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

2. слабая правовая база системы социального обслуживания;

3. отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

4. дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

5. низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

6. недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для наиболее интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших городах, в районах, в поселках, в сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждение социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.

В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Необходимо принять меры по разграничению сфер деятельности однотипных социальных служб разной ведомственной подчиненности, действующих на одной и той же территории (например, психологические службы систем образования и социальной защиты населения).

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию субъектов РФ служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества; информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Большое значение имеет также государственная поддержка кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.

Принятые в 1995 году федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.

К тому же перед органами управления новые задачи выдвигаются вместе с этим законом.

В наикратчайшие сроки необходимо создать государственные стандарты социального обслуживания населения, также надо принять эффективные меры, способствующие реализации постановления Правительства Российской Федерации о правилах предоставления бесплатного социального обслуживания и об оказании платных социальных услуг в государственной системе социальных служб. К тому же есть необходимость в стандартах о порядке выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ лицензии, являющейся основой для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.

Существует потребность в разработке порядка согласования деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб, подчиненных разным ведомствам.

В настоящее время как никогда ранее актуальными становятся вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании.

Адекватные изменения системы подготовки кадров для социальных служб были вызваны современными требования к социальным службам и высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Эти факты обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования. Качество обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы, профессионализм профессорско-преподавательского состава ВУЗов приобретают в настоящий момент наибольшее значение.

В ходе создания территориальных служб социального обслуживания возникает необходимость в управлении сетью учреждений, предоставляющих населению услуги. Данная сфера не способна развиваться неуправляемо, она справедливо нуждается в управлении, цель которого можно определить как более полное по объему и качеству удовлетворение потребностей людей в услугах.

В определении политики в области высшего и после вузовского профессионального образования субъекты РФ имеют суверенитет, что подразумевает повышение ответственности администраций регионов за качество подготовки специалистов социальных служб.

Литература и нормативные акты

1. Мачюльская Е.Е, право социального обеспечения. Учебное пособие, Москва 2004 г.

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Р.Ф.»

3. Федеральный закон от 2.08.1995 г. №122 - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.»

5. Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5 - ФЗ «О ветеранах»

6. Указ президента Р.Ф. от 1.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»

7. Федеральный закон от 12.01.1996 г. №8 - ФЗ «О потреблении и похоронном деле» с изменениями и дополнениями от 28.06.1997 г.

8. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М. 1999.

9. Акинфиев К.Б., Корякин ММ. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах», M.2002.

10. Бабич А.М, Егврж ЕЖ., Жильцов ЕЖ Экономика социального страхования. М. 1998.

11. Батыгин К. С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2002.

12. Братчикова Н.В. Комментарий к закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». М. 2001.

13. Братчикова Н.В. Комментарий к закону «О негосударственных пенсионных фондах». М. 2005.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты