В регионах еще не сложилась новая демократическая культура управления, а исторически сложившиеся способы государственно-авторитарного управления во многом изжили себя. В результате нарастают социальная поляризация и депрессия населения. По данным социологических исследований ИСЭП АПК РАН в Саратовской области на одном социальном полюсе находятся до 15-17% сельских работников, которые по их же оценке живут лучше многих и имеют прочный материальный достаток, а на другом полюсе оказалось не менее четверти опрошенных, живущих хуже многих односельчан. Наиболее уверенно и благополучно чувствуют себя на селе хозяйственные руководители, продавцы и другие работники соцкультбыта. Наиболее пострадали от кризиса рядовые колхозники, совхозные рабочие, пенсионеры. МСУ как регулирующий фактор общественных отношений в региональной организации социальной сферы российского села, к сожалению, развит слабо. Прежняя система местных советов упразднена. Новые органы власти воссозданы на местах частично и не обладают большими полномочиями. Вертикаль исполнительной государственной власти не уравновешена сильной экономически обеспеченной горизонтальной властной структурой. Конституционно отделенные от государственной власти органы МСУ формируются и функционируют под контролем исполнительских органов государства. Принятый федеральный закон о МСУ не имеет практически отлаженного надежного административно-правового механизма его осуществления на местах. В некоторой мере МСУ противостоит государственному управлению, можно сказать, является индивидуалистической властной структурой: выражает и защищает интересы своего района, округа, поселения. Из-за неразвитости МСУ многие социально-экономические процессы и отношения в российских регионах стали конфликтными и неуправляемыми. Таковы сейчас, по общему признанию, общественные отношения, связанные с образованием региональных продовольственных рынков. Местные власти вынуждены закрывать таможенные границы, препятствуя вывозу из региона продовольствия. Отношения производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции порой называют провинциальной драмой нашей экономики. Рэкет контролирует местную торговлю продуктами. В расчетном прожиточном минимуме горожанина доля расходов на питание достигла уже 70-80 процентов (непродовольственные товары - 10-20 процентов, услуги - 6-7 процентов). Фактически во всех регионах не менее трети жителей недоедает, распространились воровство скота, похищение съестных припасов, огородные кражи, развился институт нищенства.
Социальная роль МСУ сводится к повышению благополучия местного населения. Для этого используются силы и средства выбранных в регионе органов власти, местных хозяйствующих субъектов, культурно-бытовых учреждений, общественных организаций, соседских и семейно-родственных групп, отдельных граждан и т.д. Органы МСУ призваны разрешать противоречия в отношениях между региональными группами населения. Формирование продовольственного рынка относится к самым актуальным направлениям регулирования органами МСУ рыночных отношений в регионе. Для стимулирования спроса, регулирования объема и структуры предложения на муниципальном продовольственном рынке необходимо выполнение МСУ особой социальной роли. Она заключается в регуляции уровня и качества жизни рыночных субъектов программно-целевыми методами социальной защиты, развития социальной инфраструктуры и сферы социальных услуг, образования рынка труда, обеспечения общего благополучия местного населения. На первое место выходит проблема выбора такой организации МСУ, которая при жестких финансовых и материально-технических ограничениях давала бы эффект - реализовывала продовольственное самообеспечение региона. Пока наблюдается отрицательный эффект: на муниципальных продовольственных рынках падает конкурентоспособность местных товаропроизводителей и спрос местного населения, налицо его материальное, психофизическое и социальное неблагополучие в части продовольственного обеспечения.
Слабость современного МСУ отрицательно сказывается и на организации других материально-бытовых, а также социально-культурных услуг. Если во второй половине 80-х годов ввод в действие жилых домов (кв. м. на душу населения) возрастал в четырех (Мари, Мордовия, Чувашия, Астраханская обл) регионах АБВ, то в 1990-1993 годы этот показатель стал падать здесь и продолжал сокращаться в остальных поволжских регионах и РФ в целом. Обеспеченность населения регионов АБВ и всей РФ (в расчете на 10 тыс. чел) средним медперсоналом и больничными койками до 1990г. неуклонно росла, но затем почти повсеместно в АБВ стала уменьшаться, за исключением Пензенской и Ульяновской областей. Неудачи рыночных реформ усугубили кризисные тенденции 80-х годов: доля учащихся, занимавшихся во вторую смену, в общей численности учащихся дневных образовательных школ растет последние 10 лет непрерывно (исключение в АБВ - Пензенская область, вторая половина 80-х годов. Комплексная система обслуживания предоставляет населению региона жизненные блага в соответствии с определенными организационными принципами, которые закреплены в нормативно-правовых документах центральных и местных органов управления. Можно выделить два общих организационных принципа, которые приобрели для комплексной системы услуг населению решающее значение в текущих кризисных процессах рыночного реформирования страны. Первый принцип - социальная ориентация государственной политики и административной деятельности. Второй принцип - возрастание роли местного самоуправления в осуществлении региональной политики. Первый принцип закреплен в новом федеральном законе "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", согласно которому восстанавливается программно-целевое планирование применительно к рынку в форме концептуально обоснованных программ с указанием основных этапов и сроков их выполнения. Второй принцип вновь воспроизведен в утвержденной на федеральном уровне "Программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы", в которой социальное развитие села было предусмотрено на основе разработки и реализации в регионах специальных комплексных программ. Общие организационные принципы обслуживания населения следует конкретизировать, намечая следующие первоочередные задачи организации МСУ:
1. надежное финансовое обеспечение МСУ посредством региональной системы налогообложения;
2. правовое обеспечение четкого разделения сфер влияния и полномочий между органами МСУ и государственного управления;
3. превращение МСУ из организационного проводника интересов региональной элиты в средство действительного народовластия.
Среди неотложных задач создания эффективной комплексной системы услуг на уровне организации МСУ можно выделить:
1. региональную дифференциацию продуктовой корзины прожиточного минимума, методика расчета которого явно устарела (утверждена Министерством труда РФ в ноябре 1992г) и нуждается в соответствующей корректировке;
2. создание финансовой и материально-технической базы органов МСУ, достаточной для сохранения, нормального функционирования и развития муниципальных продовольственных рынков;
3. введение в действие типовой региональной программы социальной защиты населения, включающей в себя в качестве первоочередной меры оказание помощи социально уязвимым категориям (безработные, многодетные семьи, остро нуждающиеся, бездомные, беженцы, безработные и др.);
4. развитие в регионах личных подсобных хозяйств, садовоогороднических товариществ, дачных кооперативов и других организационных форм продовольственного самообеспечения городского и сельского населения на основе выработки соответствующих кратко - и среднесрочных прогнозных моделей;
5. организация в регионах предусмотренного Минсоцзащитой РФ социально-экономического мониторинга семьи с учетом изменяющейся по отдельным социальным группам населения структуры доходов от продовольственного самообеспечения и расходов на покупку товаров и получение услуг;
6. использование западного опыта организации МСУ и отечественных традиций продовольственного самообеспечения регионов, делая упор в развитии муниципальных рынков на семейно-родственные, соседско-поселенческие и кооперативные формы производства и реализации продовольственной продукции.
2. строительство и развитие сельских поселений.
До сих пор на селе преобладает копирование городских архитектурных форм, даже при проектировании экспериментальных сельских поселений. Это далеко не безобидно, ибо стимулирует другую негативную тенденцию: строительство объектов производственного и культурно-бытового назначения, благоустроенного жилья либо преимущественно в райцентрах, либо на центральных усадьбах хозяйств и в крупных селах. С учетом всего этого требуется разработка региональных социальных программ на основе целого цикла комплексных социологических исследований, охватывающих типичные для Верхнего, Среднего и Нижнего Поволжья административно-территориальные образования. Главным объектом исследований должны стать села и малые города, нуждающиеся в возрождении и социальной защищенности. Основное внимание социологи обратят на размещенные в сельских административных районах объекты соцкультбыта, особенности бытовой жизнедеятельности сельского и городского населения, структуру его потребностей, жизненных целей, установок и форм социальной активности. Ожидаемый эффект - использование результатов социологических опросов, разработанных социальных моделей, ориентиров и нормативов для принятия концептуально обоснованных градостроительных решений и проведения проектно-планировочных работ по развитию поволжской системы расселения и местных систем обслуживания населения.
При вхождении субъектов РФ в рынок централизованно-государственную систему общественного обслуживания и социального обеспечения вытесняют местные системы обслуживания населения. Эти системы формируются уже не с использованием общественных фондов потребления, а на базе различных форм собственности и хозяйствования. Они организуются силами отделенного от государства местного самоуправления на уровне сельских и городских поселений, низовых административных районов и иных населенных территорий.
Следует выделить структурные элементы формирующихся местных систем обслуживания горожан и сельчан:
- органы местного самоуправления - представительные и исполнительные, ответственные за организацию законодательно закрепленного за ними широкого перечня услуг населению;
- местный бюджет - финансовая база местного самоуправления, необходимая для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения;
- муниципальная собственность - материально-техническая и ресурсная база местного самоуправления, в которую входят предприятия социальной инфраструктуры и другие объекты соцкультбыта населенной территории;
- работники социальной сферы - производители платных и бесплатных услуг населению территории, подведомственной местному самоуправлению;
- само население - потребители материальнобытовых и социально-культурных услуг, призванных обеспечивать человеку материальное и психобиосоциальное благополучие.
3. Повышение эффективности системы социальной защиты населения на селе.
Для создания в регионах АБВ единой комплексной системы обслуживания предстоит решить ряд принципиально важных проблем. Отметим, во-первых, проблемы совершенствования организации местного самоуправления. Современное законодательство о нем должно избавиться от деклараций. Для этого следует нормативно отработать механизмы и процедуры реализации местными властями своих полномочий в сфере обслуживания населения. Необходимо привести действующие законы о местном самоуправлении в соответствии с требованиями и местными реалиями рыночных реформ, увязать эти законы с законодательством о собственности, бюджетным и налоговым законодательством. Важно восполнить аппарат и службы сельского самоуправления.
Во-вторых, выделим проблему дефицита местных бюджетов, порожденную тем, что финансовые средства на развитие систем обслуживания сосредоточены в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. В связи с этим необходимо формировать бюджеты “снизу - вверх” с созданием региональных фондов социального развития поселения, а также разграничить бюджеты на основе четкого определения полномочий государственной власти и местного самоуправления.
Некоторая внутри - и межрегиональная дифференциация местных систем обслуживания неизбежна и может быть использована для взаимовыгодного обмена регионов АБВ многими услугами и ресурсами. Тем не менее, для формирования эффективного социального ядра ассоциации важно преодолевать чрезмерные (антагонистические) социальные различия между регионами АБВ для гарантирования всем сельчанам, как и городскому населению, доступности услуг и должной социальной защиты. Во многих регионах АБВ, к сожалению, в переходный период налицо деградация и дезорганизация (“зараженность вирусами”) местных систем обслуживания. Критический анализ этих опасных социальных процессов, определение стратегической цели и организационных принципов обслуживания населения позволяет определить меры, которые стабилизируют экономическую базу комплексной системы обслуживания населения. К указанным мерам можно отнести прежде всего:
- отказ от остаточного принципа финансирования социальной (непроизводственной) сферы села и городских центров сельского обслуживания;
- за счет государственных и частных источников капитальных вложений увеличение доли социальной сферы в основных фондах народного хозяйства;
- обеспечение органами местного самоуправления целевого использования приватизированных предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания на основе соответствующих бизнес-планов;
- сохранение эффективно действующих госпредприятий социальной сферы, развитие на селе потребительский кооперативов (торгово-сбытовых, перерабатывающих, кредитных, страховых, огороднических и др.).
На предлагаемые меры следует обратить первоочередное внимание в Поволжском экономическом районе, который последние 15 лет отличается от Волго-Вятского района и РФ в целом более низкими показателями финансирования и ресурсного обеспечения социальной сферы (объем капвложений, основных фондов, розничного товарооборота. .). Общая для регионов АБВ задача - сбалансировать свои интересы с интересами государства, межрегиональных организаций, местного самоуправления и местных трудовых коллективов с помощью вертикальных каналов управления в комплексной системе услуг.
Большое значение имеют меры по достижению между региональными системами обслуживания равновесия, которое достигается по горизонтальным каналам местного самоуправления. К актуальным мерам по развитию межрегиональной, локальной и поселенческой организации обслуживания относятся:
- размещение социальной инфраструктуры регионов в соответствии с местными особенностями расселения для упорядочивания внутри - и межрегиональных миграционных потоков;
- развитие муниципальных рынков, локальных центров торговли; и услуг для продовольственного самообеспечения регионов и социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- совершенствование региональных систем обслуживания населения за счет выравнивания ряда жизненных условий сельчан и горожан, развития взаимных услуг города и деревни;
- создание компактных центров проживания и обслуживания маргиналов (беженцев, переселенцев, увольняемых военнослужащих и др.) в интересах социального развития села;
- застройка сел и сельская планировка объектов соцкультбыта согласно особенностям сельского образа жизни для возрождения крестьянства и развития народной культуры.
Эти и другие меры по территориальной реорганизации обслуживания населения должны в первую очередь реализовываться в Республиках Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Татарстан, где сравнительно велики удельный вес сельчан, “нагрузка” на центры сельского населения и его миграционный отток. Не случайно в Волго-Вятском относительно неурбанизированном районе хронически ниже, чем по РФ и Поволжскому району в частности, показатели продовольственного потребления и продажи непродовольственных товаров в расчете на душу населения.
Успешность проведения рыночных реформ и формирования в регионах АБВ единой эффективной системы обслуживания во многом зависит от правильного разделения социальных услуг на платные и бесплатные. Существует тенденция коммерциализации традиционно бесплатных социально-культурных услуг (здравоохранение, обучение, спорт, досуг и др.). Эта тенденция в условиях нарастания в стране системного кризиса усиливает социальную уязвимость региональных групп населения, особенно сельского. Относительная удаленность сельчан от центров обслуживания, сравнительно низкие денежные доходы сельских семей и традиционная скрытая сельская безработица “умножаются” на дороговизну потребительских товаров и услуг. Это приводит к непомерному обнищанию деревни, критическому ухудшению социального качества народонаселения.
В ряде поволжских регионов (Нижегородская, Пензенская, Ульяновская области, Мордовия) прежде устойчивая для села тенденция роста смертности, снижения рождаемости и естественного сокращения населения превратилась ныне во всех регионах АБВ в почти сплошную депопуляцию деревни в значительной мере на почве абсолютной недоступности для подавляющего большинства сельчан жизненно необходимых услуг. В связи с этим, крайне необходимы экстренные меры по финансовому, правовому, нормативному и административному обеспечению в регионах АБВ положенного круга гарантированных бесплатных социально-культурных услуг. Прежде всего необходимо:
- обеспечение своевременной оплаты труда медицинского персонала и работников народного образования, дающее им возможность вести достойный образ жизни;
- соблюдение гарантий по получению учащимися необходимых учебных пособий, социальных выплат и льгот (стипендии, бесплатные обеды и др.);
- принятие областными Думами законов и программ, гарантирующих всем уязвимым перед рынком категориям населения должную социальную защиту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ"История социальной работы в России" Фирсов М.В. 1999г.
"История социальной работы в России" Мельников и Холостова М. 2001г.
"Введение в профессию социальная работа" Павленок М. 1998г.
"Социальная работа" Холостова Е. И. М. 2004г.
"Прошлое и настоящее социальной работы" сборник статей, 1998г.
Страницы: 1, 2