Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная Государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра социальной педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Теории социальной работы

На тему: Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

Выполнил

Студент курс 2, группа 6261

Денисов Олег Евгеньевич

Проверила Королёва Ирина Васильевна

Биробиджан, 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретический анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации

1.1 Понятие, содержание, компоненты системы социальной защиты населения в Российской Федерации

1.2 Приоритеты социальной политики и нормативно-правовые основы социальной защиты населения в России

1.3 Система социальной защиты населения и её структура

2. Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Тема исследования « Региональная модель системы социальной защиты населения» значима для науки и практики социальной работы, для развития института социальной работы, который проходит этап становления и развития.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения эффективности социальной защиты населения и совершенствования ее региональной модели как составного элемента единой социальной системы российского государства.

На рубеже XX -- начала XXI веков в России идет процесс активного становления и развития систем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, которая потребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики. Государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят благосостояние и доходы населения, имеет определяющее значение для социальной защиты.

За последние годы удалось изменить ситуацию в экономике. По словам Президента Дмитрия Медведева «мы стали гораздо более сильным в этом смысле государством: Россия вошла в семерку крупнейших экономик по паритету покупательной способности, но это еще не все. Теперь основная задача - конвертировать эти экономические успехи в социальные программы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина. Сегодняшние возможности России по определению президента России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей». [4; www.rost.ru».]

Тема социальной защиты актуализируется. Решение социальных проблем зависит от сущности и содержания социальной политики в обществе, осуществляемой в интересах определенных, клиентных групп населения. Поэтому социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальных проблем, на поддержку продвинутых групп населения для того, чтобы они выполняли функцию «локомотива» социального развития. Вместе с тем органы социального управления должны осуществлять и функцию социальной защиты всех тех граждан, кто в ней нуждается.

В теоретических и эмпирических исследованиях тема социальной защиты населения наряду с организацией и содержанием социальной работы является основополагающей.

Объектом исследования выделяется система социальной защиты населения в условиях радикальных общественных трансформаций, организованная посредством социальных институтов.

Предметом исследования курсовой работы является обзор деятельности региональных социальных служб и региональная модель системы социальной защиты населения на примере Еврейской автономной области.

Цель курсовой работы состоит в выявлении составляющих многоаспектного понятия «Система социальной защиты», региональных особенностей системы социальной защиты населения (на примере ЕАО).

Эта цель достигается решением следующих задач:

1. Анализ сущности социальной защиты населения в условиях рыночной экономики.

2. Изучение составляющих (компонентов, блоков) системы социальной защиты, функций каждой составляющей.

2. Выявление особенностей формирования и функционирования региональной системы социальной защиты населения ЕАО.

Достижение поставленной цели возможно при условии решения ряда сопутствующих задач:

- изучить понятие «социальной системы», «социальной защиты», «социального обеспечения», «социального обслуживания», «социального страхования» в свете теорий исследователей - социологов;

- проанализировать сущностные признаки системы социальной защиты и рассмотреть её основные функции;

- акцентировать внимание на правовых основах формирования российской федеральной системы социальной защиты населения;

- обосновать приоритетные национальные проекты как составляющие элементы реализации социальной защиты населения;

- выявить особенности формирования и функционирования региональной системы социальной защиты населения ЕАО, разграничение полномочий и функций органов социальной защиты в зависимости от федерального и регионального подчинения.

- изучить основные мероприятия, направленные на повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных граждан ЕАО.

- проанализировать и внести предложения по совершенствованию и организации системы социальной защиты населения ЕАО.

Заметный вклад в развитие теоретического осмысления системы социальной защиты населения внесли Холостова Е.И., Аверин А.Н., , Павленок П.Д., Гуслякова Л.Г., Жуков В.И. , Григорьев С.И., Панов А. М., Попов В.Г., Топчий Л.В., Шеляг Т.В. и другие. В их исследованиях рассматриваются различные аспекты функционирования системы социальной защиты населения; их роль в определении социально-экономического положения населения субъектов Российской Федерации.

В их исследованиях рассматриваются различные аспекты функционирования системы социальной защиты населения; их роль в определении социально-экономического положения населения субъектов Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

Глава 1. Теоретический анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации

1.1 Понятие, структура, содержание системы социальной защиты населения

Социальная защита -- это специфический вид управленческой деятельности, базирующийся на таких принципах и методах социального управления, которые обеспечивают гарантированные Конституцией права и свободы всем гражданам современного государства. Использование этих принципов и методов, с одной стороны, предотвращают наступление рискованной ситуации, а с другой стороны, смягчают ее последствия, если риски осуществились на практике.

Важнейший принцип социальной защиты как специфического вида управленческой деятельности, -- это всеобщность, т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом.

Формирование федеральной системы социального обеспечения России, возрождение страховых начал в социальном обеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на современном этапе.

В настоящее время «социальная защита» трактуется очень широко, включая в себя такие виды управленческой деятельности и социальной работы, как социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты.

В широком смысле социальная защита: это -- «политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.

Социальная защита населения по определению Е.И. Холостовой - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. [19, с.315].

Социальная защита осуществляется за счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.

В узком смысле слова, социальная защита -- комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Система социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальную помощь, социальное страхование и социальное обслуживание. См. Приложение № 1 Формула Глоссария « Социальная защита».

Под социальной защитой также понимается целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан (инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, безработных, детей, ветеранов труда, и т.п.), с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации. Учет специфических особенностей каждой социальной группы -- непременное условие эффективности осуществляемой социальной работы.

Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность обеспечения прав и свобод личности, принцип субсидиарности (распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы). [10, с.29].

Вместе с тем, говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового институционального образования, - «система социальной защиты» - преждевременно. Об этом свидетельствует проведенный анализ научной литературы по данной проблеме. В этой связи следует отметить, что сама концепция «система социальной защиты населения», применительно к новым условиям находится в стадии разработки и становления. Среди специалистов в этой области отсутствует единство мнений по многим ее параметрам и положениям.

О неустоявшемся процессе институционализации социальной защиты свидетельствует неоднозначность понятия «социальная защита». В научной литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.

Можно констатировать, что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. И это закономерно, в связи с тем, что расширяется диапазон и перечень социальных групп и лиц, нуждающихся в социальной защите. Кроме того, социальная защита сегодня согласуется и тесным образом связана с Приоритетными национальными проектами, приобретает масштабность и расширяет границы (социальные ипотеки, Материнский капитал, оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям и т.д.)

Исходя из вышесказанного, определим социальную защиту как деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Таким образом, можно констатировать, что формирование системы социальной защиты населения в РФ еще не завершено и требует больших усилий со стороны ученых и практиков.

1.2 Приоритеты социальной политики и нормативно - правовые основы социальной защиты населения в России

Стоит особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительства на инвестиции в человека.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Эти приоритеты совершенно очевидны. Основное - это продолжение социально-экономического курса, который появился в нашей стране и развивался в последние годы. Цель этого курса - улучшение качества жизни всех российских граждан.

В ходе реализации Приоритетных национальных проектов чётко прослеживается курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России.

25.04.2008г. состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на котором с основным докладом об итогах работы Министерства в 2007 году и задачах на 2008 год выступила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.

Основные задачи в части, касающейся социальной защиты населения: «Важнейшим элементом политики улучшения социального самочувствия граждан является развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, которая пока еще далека от совершенства. Новые демографические тенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов. Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5 млн. человек. Субъекты Российской Федерации делают много для развития соответствующих учреждений. В регионах открываются дома-интернаты с комфортными условиями проживания, расширяется охват пожилых людей надомным обслуживанием.

Но этого недостаточно. К сожалению, увеличение объема оказанных социальных услуг не всегда сопровождается улучшением качества. В последнее время возросло число жалоб на неудовлетворительные условия проживания и неуважительное отношение со стороны работников стационаров, на установление платных социальных услуг. Спектр предоставляемых надомных услуг очень ограниченный Задача регионов - создать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат. Эта работа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей, которые собственными силами осуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми родственниками.»[3. www.minzdravsoc.ru]

Увеличение пенсий - одна из главных задач государства в социальной сфере убежден президент Дмитрий Медведев. В России сегодня 38,5 млн. пенсионеров, для большинства из которых пенсия - это единственный источник дохода. В 2009 году средняя трудовая пенсия должна, по меньшей мере, в полтора раза превышать прожиточный минимум для пенсионеров. Во всём мире нормальной считается ситуация, когда соотношение средней пенсии к средней зарплате составляет 40%. Для сравнения - в Германии этот показатель достигает 65%, во Франции и в Японии - около 50%, а в Италии и Испании - выше 60%. В России же в 2000 году средняя пенсия составляла около трети средней зарплаты, а к началу декабря 2007 года этот показатель снизился до 22,9%.

Беспрецедентные меры государственной поддержки направлены на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.

Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи и для этого есть благоприятные условия.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб.

Заботу о семьях, имеющих детей, обеспечивает Федеральный закон от 27 декабря 2006года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Особое внимание сегодня уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, устройству детей-сирот в семьи, укреплению института семьи. На совещании в Кремле по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, избранный Президент России сообщил, что в 2007году в результате предпринятых государством шагов 180 тыс. детей обрели новые семьи, однако порядка 170 тыс. малышей до сих пор находятся в специальных учреждениях. Он напомнил, что Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ «О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделяется более 5 млрд. руб.

В целях укрепления института семьи 2008 год на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 объявлен Годом семьи в Российской Федерации.

Предусматривается более активное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленьких детей, организации семейного отдыха и досуга, укрепления здоровья и профилактики заболеваемости.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты