Роль внутренней культуры личности и коммуникации в практике социальной работы

Роль внутренней культуры личности и коммуникации в практике социальной работы

Введение

В сложной социально-экономической ситуации, когда обостряются социальные проблемы - увеличивается число людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи. С усложнением и ростом проблем возрастает потребность в профессиональной социальной работе, в специалистах, которые способны если не разрешить их совсем, то свести к приемлемому уровню. Потребность в специалистах социальной работы делает актуальными вопросы их воспитания, требования к их способностям и личностным характеристикам. Деятельность с высокой степенью моральной ответственности, которой и является социальная работа, накладывает специфические требования к личности, к её ценностям и способностям. Исследование характеристик личности, требуемых для эффективного исполнения профессиональной деятельности актуально для любой профессии. Специфика социальной работы определяет предметом изучения взаимодействие личности специалиста с клиентом, его психологические свойства. Таким образом, тема внутренней культуры личности и её коммуникативной культуры, проявляющейся в общении с клиентом, актуальна. В литературе вопросы о культуре личности представлены двояким образом: с одной стороны - авторы считают это явление чем-то очевидным и рассматривают лишь определенные личностные характеристики, с другой - указание на неопределенность и широту этого явления, его целостность. Соответственно трудно выделить работы, посвященные именно культуре личности, а не её проявлениям, используются множества синонимов как «нравственная культура личности», «уровень духовно-нравственного развития» и «духовность». В статье О.П. Старшиновой Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/. дается самое полное освещение многообразия понимания этого вопроса. Нужно отметить неоднозначность в понимании определения понятия «культура», этот подробно освещено в работе А.П. Садохина Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М., 2004., где он рассматривает множество определений культуры и выделяет её сущностные характеристики.

Определения таких понятий как «общение» и «коммуникация» представлены в пёстром многообразии в различных словарях и энциклопедиях, как правило, с существенными отличиями. Некоторый синтез этих вопросов представлен в работах Г.М. Андреевой Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006., В.В. Горанчука Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - М., 2003. и В.А. Горяниной Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с..

Понятие коммуникативной культуры личности в словарях и энциклопедиях не определяется, в работе В.П. Сморчковой Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 65-71. представлен анализ этого явления и выявлены сущностные характеристики, структура и интегративная модель такой культуры. Вопросы требований к личности социального работника и его коммуникативным навыкам в литературе достаточно широко представлены. Работа Л.Е. Анальиной Анальина Л.Е. Профессиональная культура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами в социальных службах. -Томск: Курсив, 2003. С. 204-207. рассматривает профессиональную культуру социального работника. Статья В.Н. Антошкина Антошкин В.Н. Коммуникативная и управленческая практика в социальной работе // «Отечественный журнал социальной работы» № 1, 2003. С. 29-34. посвящена коммуникации в социальной работе и управленческой практике. Вопросы культуры общения в практике социальной работы представлены в работе Т.В. Демидовой Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. - М., 1999. С. 120-132.. О коммуникации и консультировании в социальной работе - в статье О.И. Дегтяревой Дегтярева О.И. Консультирование как одна из форм социального обслуживания клиентов // «Социальное обслуживание» № 6, 2009. С. 6-19.. В статье Л.А. Кайгородовой Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. - Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. - С. 35-39. рассмотрены психологические аспекты имиджа социального работника, его духовность. В статье П.А. Киршина Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110-115. отражены требования к социальным работникам. Вопросы речевой коммуникации рассмотрены в статье С.Н. Курбаковой. Курбакова С.Н. Речевая коммуникация как знаковая активность сотрудничающих личностей // «Ученые записки РГСУ» № 3, 2006. С. 152-155. Общение как часть технологии социальной работы представлено в статье Е.С. Сахарчука Сахарчук Е.С. Искусство общения как составная часть технологии культурного обслуживания в социальной сфере // «Отечественный журнал социальной работы» № 3, 2003. С. 34-38.. Цель работы - показать роль внутренней культуры личности социального работника и коммуникации в практике социальной работы. Соответственно задачи работы:

· описать внутреннюю культуру личность, её определение и роль в социальной работе;

· описать коммуникацию и общение, показать её роль в социальной работе.

1. Внутренняя культура личности

1.1 Понятие внутренней культуры личности

В обыденной речи использование понятия «культура» характерно для оценочных суждений и выражает определенную совокупность черт личности человека. Например, как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности, как совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации, как отдельную сферу жизни общества. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М., 2004. С. 19

В зависимости от области научного знания понятие культуры трактуется по-разному. В культурной антропологии одно из самых распространённых определений принадлежит немецким антропологам А. Крёберу и К. Клакхону, в котором говорится, что «…культура может быть определена как все виды деятельности, а не физиологические результаты (продукты человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно рефлекторных и приобретенных обучением видов деятельности, а также их производным продуктом. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что является социально передаваемым, т.е. передаваемым по традиции, что приобретено человеком как членом общества». Там же. С. 22.

Обобщая всё многообразие определений культуры, Садохин выделяет 8 наиболее общих характеристик культуры Там же., среди которых:

· культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

· она не наследуется генетически, а усваивается с помощью обучения;

· культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания её носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

Часто в литературе по социальной работе в качестве синонимов «культуре личности» используются понятия «духовность», «нравственность» и «духовно-нравственное развитие личности». Часто говоря о том, кто может стать социальным работникам, среди всех критериев особенно выделяют «систему духовных ценностей» Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. - Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. - С. 36.. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех её разновидностях сводят к общечеловеческим ценностям (уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности).

В психологической науке определение духовности и духовно-нравственного развития личности, как и в культурологи, не едино и понимается многими авторами по-своему. Наиболее ясное отражение этого вопроса находится в статье Старшиновой О.П. Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.

Так, например, в ценностно-смысловой концепции личности Братуся Б.С., согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самооценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.

Определяя роль духовности в развитии личности, Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить.

Из духовно-нравственной сферы выделяют Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.:

· совесть (внутренний судья, оценивающий нравственность чувств, мыслей, желаний, поступков, поведения и способа жизни человека);

· самооценка (способствует изменению направленности личности и в соответствии с этим - поведения и способа жизни);

· воля (порождает вначале чувство, затем, через осознание потребности, дает начало мысли желанию и далее - поступку, поведению и способу жизни).

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/..

В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам Там же.. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

1.2 Роль внутренней культуры личности в практике социальной работы

Показать роль внутренней культуры личности в практике социальной работы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своей спецификой.

Особенности профессии, специфика профессионального труда, требования, предъявляемые к специалисту, описываются в профессиограмме. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в её освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограамму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Профессиограмма [Электронный ресурс] // Управление персоналом: словарь-справочник. - URL: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm.

Качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии является профессионализм. Профессионализм определяется мерой владения профессионалом современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма. К его характеристикам относятся:

· высокая продуктивность;

· высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;

· оптимальная интенсивность и напряженность;

· высокая точность и надежность;

· высокая организованность;

· низкая опосредованность;

· владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

· стабильность высоких показателей качества;

· возможность развития субъекта труда как специалиста;

· направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

Уровень развития знаний и умений - основных профессиональных составляющих - отражает компетентность. Считается, что профессия предъявляет к специалисту, как минимум два типа требований: профессиональная грамотность и социальная компетенция. Под социальной компетенцией понимается умение организовывать людей, подчинятся, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, умение взаимодействовать с людьми.

Более чем владение профессиональными знаниями ценится способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Это означает, что эффективное усвоение новых профессиональных знаний предполагает понимание субъекта того, ради чего все, в конечном счете, делается. Постоянное общение с людьми в профессиональной деятельности накладывает определенную аксиологическую специфику, требующую от специалиста руководствовать нравственными и этическими принципами, придерживаться определенных ценностей. Такая особенность социальной работы устанавливает объективные требования к личности специалиста, без соответствия которым невозможно эффективно исполнять профессиональные обязанности.

Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, - это способность к «принятию» клиента, уважение его прав и толерантность по отношению к клиенту. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех её разновидностях сводятся к общечеловеским ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности. Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. - Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. На основе изучения современных представлений о социальном работнике можно сформулировать свод более конкретных требований: Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110.

· эмпатия, т.е. сочувствие, доброта, сострадание;

· склонность к альтруизму;

· терпимость;

· выраженная готовность к контактам с людьми;

· социальная пластичность, т.е. умение поддерживать контакты;

· умение анализировать информацию;

· стрессоустойчивость в процессе общения;

· умение контролировать своё поведение (сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения);

· умение расположить к себе, привлекательная внешность;

· развитая интуиция.

Так же существуют и противопоказания - основания для профнепригодности человека к профессии социального работника:

· склонность к быстрому развитию синдрома «эмоционального сгорания» (пресыщение общением, непреходящая усталость, подавленность);

· черствость, холодность к людям;

· замкнутость, робость;

· озабоченность, эмоциональная неуравновешенность;

· независимость, нежелание подчинятся руководителю. Там же. С. 112.

Также одним из слагаемых выделяется основанное на гуманистических ценностях мировоззрение. Например, Кайгородова выделяет следующее кредо социального работника: Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. - Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998.

· бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

· социальная защищенность;

· забота о здоровье людей;

· экологическая безопасность.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Таким образом, обладающая высоким уровнем внутренней культуры, личность - характеристика компетентного профессионала, способного выполнять профессиональную деятельность. Ещё одним из источников знаний о требованиях профессиональной деятельности к её субъекту - это профессиональный кодекс. Кодекс отражает этические обязательства по отношению к клиенту, своим коллегам, руководителем, руководящей организации, перед своей профессией, перед обществом. Несмотря на декларативный характер норм, закрепленных в кодексе, они выражают специфику этического поведения представителя профессии и, следовательно, они выражают некоторые характеристики личности, которые должны проявляться в профессиональной деятельности. Например, трудно поверить, что человек, характеризуемый как лживый, в своей профессиональной деятельности будет соблюдать требования этического кодекса о честности или если человек безответственный, то выполнять свои этические обязательства. Этические знания - необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам. Этика социальной работы: принципы и стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-портал FSU Knowledge Management. - URL: http:// old.hokma.ru/db/mc/social%20work/social_work041.doc. Таким образом, существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс - свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояниям.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты