Роль национальных диаспор в современной Москве (на примере армянской диаспоры)
p align="left">Таким образом, армянская национальная диаспора в Москве имеет свои отличительные особенности жизни и адаптации. Их учёт и детальное исследование способно помочь в формировании адекватной национальной, экономической и социальной политики РФ.

Заключение

Целью нашей работы было определение роли национальных диаспор в современной Москве (на примере армянской диаспоры).

Для реализации данной цели нами был поставлен и решён ряд задач исследования. Специфика цели и предмета исследования обусловила структуру нашей работы. Дипломная работа носит теоретико-практический характер и соответственно состоит из нескольких частей.

Теоретический анализ исторической, экономической и социологической литературы по теме исследования, а также анализ и сопоставление различных антропологических и этнографических концепций позволяет нам сделать следующие выводы:

1. В настоящее время область явлений, обозначаемых как «диаспора», заметно расширилась, а частота употребления этого термина существенно возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в слово «диаспора», значительно изменился. Однако всё же большинство исследователей в наши дни склоняются к тому, что диаспора - это часть этноса, проживающую за пределами своего национального государства.

2. В настоящее время учёными принято разделение диаспор на «классические» (или «исторические») и современные. К «классическим» диаспорам традиционно относят еврейскую и армянскую. Выделяют некоторые существенные признаки «исторической» диаспоры, используя в качестве базиса «классические случаи». Существует несколько концепций, характеризующих признаки «классической» и «современной» диаспоры. В качестве основных существенных признаков диаспоры называют стремление диаспор к сохранению контактов со странами исхода и с общинами того же этнического происхождения, наличие социальных институтов и определенной организации диаспоры.

3. Диаспоры могут играть в экономике непропорционально большую по сравнению со своей величиной роль. Эта закономерность объясняется целым рядом причин, среди которых: специфические трудовые навыки, присущие представителям диаспоры и отсутствующие у представителей окружающей внешней среды; владение диаспорой непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов; особенности социально-демографической структуры диаспор; корпоративность диаспоры как преимущество в экономической деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что существует насущная необходимость изучения особенностей развития национальных диаспор в различных регионах страны для адекватного построения стратегий экономического развития и направлений национальной политики.

Теоретический анализ демографических данных, а также анализ и сопоставление этнографических и исторических концепций позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Территориальное рассеяние народов было характерно для российской, а затем и советской империи. Дезинтеграция СССР резко высветила проблемы диаспор, которые в советский период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными. Поэтому представляется важным рассмотрение особенностей национальных диаспор на постсоветском пространстве.

2. В настоящее время на постсоветском пространстве наблюдается несколько основных тенденций возникновения и развития национальных диаспор:

· рост, укрупнение и организационного укрепления старых диаспор;

· организационное оформление диаспор таких народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства;

· появление диаспор как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности;

· образование диаспор, представляющих собственно народы России;

· существование группы диаспор, находящихся в полуоформленном, зачаточном состоянии, которые отражают некоторые в прошлом и настоящем сложные политические процессы.

3. Все национальные диаспоры на постсоветском пространстве выполняют определённые социально-экономические, культурно-транслирующие, коммуникативные, политические и другие функции.

4. Формирование армянской национальной диаспоры насчитывает несколько столетий и продолжается по сей день. Начало образования армянской диаспоры относят к XIV веку, и связывают с вторжением на территорию Армении орды Тимура. Однако среди причин, побудивших миграционные процессы и, в конечном итоге, образование армянской диаспоры, называются ещё и экономические причины, в частности, развитие торговли. В настоящее время пространство диаспоры имеет тенденцию к расширению за счет эмиграции из стран традиционного проживания (Армения, Иран, Ливан, Сирия) в Германию, Англию, Грецию, Израиль, Польшу. Многие выезжающие из Армении в последние годы выбирают ближнее для себя зарубежье - Россию.

В связи с вышесказанным назревает актуальная необходимость рассмотрения особенностей функционирования армянской диаспоры на территории России, в частности, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной Москве.

Основной целью практической части нашего исследования было подтверждение гипотезы, заявленной в начале работы.

Задачей практической части нашей работы было исследование особенностей жизни и адаптации армянской национальной диаспоры в Москве. Для решения данной задачи нами был использован констатирующий эксперимент.

Исследование включало 3 этапа:

· организационно-методический (в ходе которого уточнялись цель и задачи эксперимента, разрабатывались направления исследования, проводился выбор методик исследования, формировался контингент исследования);

· констатирующий (проведение экспериментального исследования);

· завершающий (обработка полученных в ходе исследования данных).

Исследование проводилось по следующим направлениям:

· выявление места армянской национальной диаспоры в диаспоральном поле Москвы;

· исследование половозрастного состава армянской национальной диаспоры;

· исследование уровня образования членов армянской национальной диаспоры;

· исследование рода занятий членов армянской национальной диаспоры;

· исследование уровня традиционности уклада и быта членов армянской национальной диаспоры;

· исследование уровня ассимиляции армянской национальной диаспоры.

Основными методиками исследования являлись анкетирование и интервью.

Контингент исследования составляли члены армянской диаспоры Москвы различного пола и возраста в количестве 100 человек, анкетирование и интервьюирование которых отражает основные существенные особенности общей массы членов армянской национальной диаспоры.

Результаты проведённого исследования таковы:

· доля численности армянской диаспоры в этнической структуре населения Москвы - 1,2%;

· основную часть членов армянской диаспоры составляют мужчины в возрасте до 30 лет, также велика доля людей 46-60 лет. Данный факт обусловлен миграцией армян в конце 80-х годов ХХ века, связанной с землетрясением и войной с Азербайджаном;

· более одной трети всех ленов армянской национальной диаспоры имеют высшее образование. Основную массу составляют люди с полным средним и средним специальным образованием. Данный факт оказывает существенное влияние на род занятий членов армянской национальной диаспоры;

· почти половина членов армянской национальной диаспоры занята в сфере торговли. Четверть всех армян занята в сфере культуры и искусства. Небольшое число людей занято в сфере услуг;

· почти половина армян придерживается традиционного уклада жизни и быта, привнося в него элементы русского, Небольшое количество людей придерживаются строго национального уклада жизни, однако есть и те, кто придерживается русского уклада. Данная тенденция находит совё обоснование в процессе ассимиляции армян с коренным населением Москвы;

· в межнациональные браки в основном вступали мужчины, приехавшие в страну в конце 80-х. В настоящее время процент заключения подобных браков значительно снизился. В отношении женщин наблюдается обратная тенденция: процент браков, заключённых армянками с представителями других национальностей возрос почти в два раза. Данных факт свидетельствует об усилении ассимиляционных процессов в настоящее время.

Таким образом, армянская национальная диаспора в Москве имеет свои отличительные особенности жизни и адаптации. Их учёт и детальное исследование способно помочь в формировании адекватной национальной, экономической и социальной политики РФ. Данный факт обусловлен рядом причин:

1. Количество членов армянской национальной диаспоры только в Москве составляет 1,2% всего населения. Учёт интересов данной группы населения представляется важным для реализации национальной политики страны.

2. Большая часть представителей армянской диаспоры имеет средний уровень образования и занята в сфере торговли. Учёт интересов и потребностей данной группы населения Москвы необходим для построения успешной экономической политики.

3. В настоящее время происходит двусторонний социальный процесс: активная ассимиляция армян с представителями других национальностей, проживающих на территории Москвы, - с одной стороны, и борьба за сохранение национальных традиций в условиях иноэтнической внешней среды - с другой. Учёт этих процессов при обосновании социальной политики будет способствовать усилению терпимости и толерантности в современном обществе.

Таким образом, гипотеза о том, что, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной Москве способствует развитию стратегии национальной, экономической и социальной политики РФ подтверждена, цель исследования достигнута.

Список литературы

1. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. М.: Славянский диалог. 1997.

2. Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины в России. - Ереван, 1993.

3. Ананян Ж.А. Основные этапы армяно-русских отношений (конец XVI - первая треть XIX вв.). Подходы к проблеме. // История и историки. - М., 1995.

4. Арутюнян Ю.В. О тенденциях межнациональной идентификации // Материалы этносоциологического исследования в Москве. - М., 2008.

5. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. - Ростов-на-Дону - Пятигорск. - 2002.

6. Борисов В.А. Демография. - М.: NOTA BENE. 2007.

7. Брук С.И., Кабузан В.М. Миграция населения в России в XVIII - начале ХХ вв. (численность, структура, география) // История СССР. 1984. - N 4.

8. Градировский С, Тупицын А. Диаспоры в меняющемся мире // Содружество НГ (Ежемесячное приложение к "Независимой газете"), № 7, июль 1998.

9. Гумилёв Л.Н. География этноса в исторический период. - М., 1990.

10. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социол. исслед. 1992. № 1. С. 52.

11. Данилин И.А., Соловьёв Э.В. Общины и сетевые организации мигрантов - важнейший инструмент их адаптации // Коммерсантъ. - от 15 сентября 2006.

12. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. Учебник. - М.: Инфра-М., 2008.

13. Добрынина Е.В. Москва приезжая. Национальные диаспоры и уроженцы. Кака мы друг к другу относимся // российская газета. - №4157 от 30 августа 2006.

14. Дятлов В.И. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. - №1. С. 8-23.

15. Дятлов В.И. Миграции, мигранты, "новые диаспоры": фактор стабильности и конфликта в регионе // Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / редкол.: В.И. Дятлов, С.А. Панарин, М.Я. Рожанский -М.; Иркутск: Наталис 2005. с. 95-137.

16. Дятлов В.И. Трудовые миграции и процесс формирования диаспор в современной России // Трудовая миграция в СНГ. - М., 2007. С. 16-43.

17. Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. - М: Русский мир, 2002.

18. Иваненко И.П. Межнациональные отношения. Термины и определения. Киев, 1991

19. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М.. 1994

20. Клакхон К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 2008.

21. Козлова Н.Н. Социальная антропология. Курс лекций. - М.: Социум, 1996.

22. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996г. № 909.

23. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Э. А.Орлова. - М.: Академический проект. - 2004

24. Лаллукка С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты // Этносоциология. - 2000. №5. С. 3-19.

25. Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус. - 2004.

26. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред. В.А. Тишков. М.. 1996

27. Милитарев А. О содержании термина "диаспора" (к разработке дифиниции) // Диаспоры. 1999. N 1. С. 24-33

28. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). - М.: Международный университет бизнеса и управления. - 2007.

29. Назаров Р.Р. Феномен диаспоры. - М., 2003.

30. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. - М.: ИРИ РАН, 2001.

31. Омарова З.М. К вопросу об определении понятия "соотечественники за рубежом": опыт России // Власть. - от 3 апреля 2008.

32. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. Учеб. пособие. М., 1994.

33. Очерки социальной антропологии. - СПб.: Петрополис, 1995.

34. Полоскова Т.В. Армянская диаспора в России. - М., 2005.

35. Полоскова Т.В. Современные диаспоры: внутриполитические и международные проблемы. М., 2000.

36. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. - М.: ИС РАН. - 2008.

37. Резник Ю.М. Социальная антропология как научная дисциплина // Социс. 1997. № 5. С. 100-111.

38. Семёнов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000. №2.

39. Социология и социальная антропология. Меж. вуз. Сб./ Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского.: М.: Инфра-М., 1997.

40. Старовойтова Г.В. Проблемы этносоциологии иноэтнической группы в современном городе. - Л., 1990

41. Стрельченко С.В. Диаспора как субъект социально-экономических процессов (Социально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и настоящем) // Энергия. - 2006. №7. С. 65-68.

42. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. - 2000. №2.

43. Тололян Х. Армянский вопрос вчера, сегодня: история, политика, право. М., 2008.

44. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. - 2004. №3. С. 16-24

45. Халмухамедов А.М. Армянская диаспора как социокультурный и политический феномен // Социологические исследования. - 1999. №6. С. 46-54

46. Хачатурян В.А. Становление армянских колоний в России // Диаспоры. 2000. - N 1-2.

47. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. - М.: Инфра-М, 1997.

48. Шаронов В.В. Социальная антропология. - Санкт-Петербург: Лань, 1997.

49. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. СПб., 2007.

Приложение 1

Анкета

Исследование половозрастного состава армянской национальной диаспоры

1. Укажите Ваш пол___________________________________.

2. Укажите Ваш возраст:

ь 18-30 лет;

ь 31-45 лет;

ь 46-60 лет;

ь более 60 лет.

3. Как давно Вы проживаете в Москве?

ь Менее одного года;

ь От 1 до 5 лет;

ь От 6 до 10 лет;

ь От 11 до 20 лет;

ь Более 20 лет.

4. Есть ли в вашей семье несовершеннолетние дети?

ь Да;

ь Нет.

5. Если в вашей семье есть несовершеннолетние дети, укажите их количество:

ь 1-2;

ь 3-5;

ь Более 5.

6. Есть ли в вашей семье пожилые люди в возрасте после 60 лет?

ь Да;

ь Нет.

7. Есть ли у Вас родственники в Армении?

ь Да;

ь Нет;

8. Поддерживаете ли вы связь с родственниками из Армении (если они есть)?

ь Да;

ь Нет.

Приложение 2

Анкета

Исследование уровня образования членов армянской национальной диаспоры

1. Укажите Ваш возраст_________________________________.

2. Укажите уровень вашего образования:

ь Неполное среднее;

ь Полное среднее;

ь Среднее специальное;

ь Высшее;

ь Научная степень.

3. Где Вы получали образование?

ь В России;

ь В Армении;

ь В странах ближнего зарубежья;

ь В странах дальнего зарубежья.

4. Владеете ли вы иностранными языками (кроме русского)?

ь Да;

ь Нет.

5. Укажите уровень владения Вами иностранными языками (если владеете):

ь Разговорный;

ь Чтение со словарём;

ь Средний;

ь Высокий.

6. есть ли у вас дополнительное образование (курсы, семинары, тренинги)?

ь Да;

ь Нет.

7. Укажите, когда вы получили дополнительное образование_____________.

8. Чем была вызвана необходимость получения дополнительного образования?____________________________________________________

_____________________________________________________________

9. Необходимо ли вам в настоящее время повышение уровня образования?

ь Да;

ь Нет.

10. Укажите причину, по которой вам необходимо повышение уровня образования________________________________________________________

(если необходимо).

11. Где бы вы хотели получить образование?

ь В России;

ь В Армении;

ь За границей.

12. Какой уровень образования вы предполагаете для своих детей?

ь Неполное среднее;

ь Полное среднее;

ь Среднее специальное;

ь Высшее;

ь Научная степень.

13. какие перспективы, по вашему мнению, открывает указанный выше уровень образования для ваших детей?_________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

14. Как Вы думаете, образование, полученное в России, будет востребовано в Армении?

ь Да;

ь Нет.

15. Как Вы думаете, насколько доступно получение образования в России представителям нерусских национальностей?

ь Доступно в той же мере, что и русским;

ь Доступно на коммерческой основе;

ь Доступно далеко не всем.

Приложение 3

Анкета

Исследование рода занятий членов армянской национальной диаспоры

1. Укажите Ваш возраст_________________________________.

2. Укажите уровень вашего образования:

ь Неполное среднее;

ь Полное среднее;

ь Среднее специальное;

ь Высшее;

ь Научная степень.

3. Укажите сферу Вашей занятости:

ь Студент;

ь Домохозяйка;

ь Работник торговли;

ь Служащий сферы обслуживания;

ь Офисный служащий низшего звена (секретарь, курьер, офис-менеджер и т.п.);

ь Офисный служащий среднего звена (менеджер по продажам, кадровый менеджер, заведующий отделом и т.п.);

ь Офисный служащий высшего звена (директор, президент, управляющий и т.п.);

ь Работник сферы искусства и культуры;

ь Работник умственного труда (учёный);

ь Военнослужащий (милиционер);

ь Работник сферы образования;

ь Другое (укажите)_________________________________________

ь ________________________________________________________

4. В каких сферах деятельности заняты ваши ближайшие родственники (укажите несколько)?

ь Студент;

ь Домохозяйка;

ь Работник торговли;

ь Служащий сферы обслуживания;

ь Офисный служащий низшего звена (секретарь, курьер, офис-менеджер и т.п.);

ь Офисный служащий среднего звена (менеджер по продажам, кадровый менеджер, заведующий отделом и т.п.);

ь Офисный служащий высшего звена (директор, президент, управляющий и т.п.);

ь Работник сферы искусства и культуры;

ь Работник умственного труда (учёный);

ь Военнослужащий (милиционер);

ь Работник сферы образования;

ь Другое (укажите)_________________________________________

____________________________________________________________

5. Планируете ли Вы в ближайшее время сменить место работы?

ь Да;

ь Нет.

6. Если да, то в какой сфере деятельности Вы планируете работать в будущем?

ь Студент;

ь Домохозяйка;

ь Работник торговли;

ь Служащий сферы обслуживания;

ь Офисный служащий низшего звена (секретарь, курьер, офис-менеджер и т.п.);

ь Офисный служащий среднего звена (менеджер по продажам, кадровый менеджер, заведующий отделом и т.п.);

ь Офисный служащий высшего звена (директор, президент, управляющий и т.п.);

ь Работник сферы искусства и культуры;

ь Работник умственного труда (учёный);

ь Военнослужащий (милиционер);

ь Работник сферы образования;

ь Другое (укажите)_____________________________________________

____________________________________________________________

7. Как Вы думаете, легко ли получить желаемое место работы в Москве представителю нерусской национальности? Почему?____________________

_____________________________________________________________

8. Оказывает ли принадлежность к национальной диаспоре помощь при устройстве на работу?

ь Да;

ь Нет.

Приложение 4

Анкета

Исследование уровня традиционности уклада и быта членов армянской национальной диаспоры

1. Укажите ваш возраст_________________________.

2. Больше всего, на Ваш взгляд, Вам подходит определение:

ь Армян (ка);

ь Русский армян;

ь Русский.

3. Отмечаются ли в вашей семье национальные праздники?

ь Да;

ь Нет.

4. Если да, то какие?____________________________________________

_____________________________________________________________

5. Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции?

ь Да;

ь Нет.

6. Если да, то какие?____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Готовят ли в Вашей семье национальные блюда?

ь Да;

ь Нет.

8. Если да, то как часто?

ь Ежедневно;

ь Несколько раз в неделю;

ь По выходным;

ь В праздничные и торжественные дни.

9. Готовят ли в вашей семье блюда других национальных кухонь?

ь Да;

ь Нет.

10. Если да, то как часто?

ь Ежедневно;

ь Несколько раз в неделю;

ь По выходным;

ь В праздничные и торжественные дни.

Приложение 5

Анкета

Исследование уровня ассимиляции армянской национальной диаспоры

1. Укажите Ваш пол___________________________________.

2. Укажите Ваш возраст:

ь 18-30 лет;

ь 31-45 лет;

ь 46-60 лет;

ь более 60 лет.

3. Как давно Вы проживаете в Москве?

ь Менее одного года;

ь От 1 до 5 лет;

ь От 6 до 10 лет;

ь От 11 до 20 лет;

ь Более 20 лет.

4. Укажите ваше семейное положение:

ь Состою в официальном браке;

ь Состою в гражданском браке;

ь Не состою в браке.

5. Ваш супруг (а) армянской национальности?

ь Да;

ь Нет.

6. Оба ли ваши родители представители армянской национальности?

ь Да, оба;

ь Нет, мать русская;

ь Нет, отец русский.

7. Есть ли среди Ваших ближайших родственников межнациональные браки?

ь Да;

ь Нет.

8. Есть ли в вашей семье несовершеннолетние дети?

ь Да;

ь Нет.

9. Если в вашей семье есть несовершеннолетние дети, укажите их количество:

ь 1-2;

ь 3-5;

ь Более 5.

10. Есть ли в вашей семье совершеннолетние дети?

ь Да;

ь Нет.

11. считаете ли Вы возможным брак между вашими детьми и представителями других национальностей?

ь Да;

ь Нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты