Работа по организации занятости бездомных
p align="left">Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений - нелегально. Это создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей, т.к. бездомные вынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда «оседлых» (имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания) граждан, с нарушением требований безопасности и гигиены, с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и (или) продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты. Практически никто из работающих бездомных не имеет оплачиваемого периодического отпуска. Довольно широко распространен труд бездомных за еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени.

Отсутствие официальных, надлежащим образом оформленных трудовых договоров позволяет работодателям не выполнять договоренностей об оплате, в том числе недоплачивать или даже полностью не выплачивать бездомным вознаграждение за выполненную работу. В большинстве случаев неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительного существования работающим бездомным, а при наличии у них семей - их семьям.

Нелегально бомжей берут на работу охотно и просто. Пригнали со стройки грузовик, поставили конкретную задачу - например, вывезти мусор, проконтролировали выполнение, выдали деньги на руки - и больше временный работодатель и его столь же временный подчиненный ничем не связаны. Но на легальной основе бомжей трудоустроить сложно, хотя легальное трудоустройство - это шанс не только для бомжа вернуться к нормальной жизни. Это плюс и для общества, поскольку нормальная трудовая занятость бомжей снижает уровень криминогенности.

Оформление пенсий бездомными также весьма проблематично, несмотря на существенные изменения, произошедшие в порядке оформления и назначения пенсий в 2002 году в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К тому же, нелегальный характер труда лишает бомжей возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в пенсионный фонд. Как следствие, сегодняшние бездомные в будущем не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бомжей в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России//Сборник под ред. Н.Н.Разуваева. - СПб.: Дельта, 2004. - С.24..

Таким образом, положение бомжей в России удручающее. Правительство своими действиями и решениями фактически исключили бездомных из легальных социально-экономических процессов и программ, призванных обеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических, социальных и культурных прав людей, в том числе, лишает их возможности за счет собственного легального труда обеспечивать себя. Там же. - С.29.

2.2 Мероприятия по социально-трудовой реабилитация лиц «бомж»

Одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и создание нормальных условий для общественно-полезного труда.

Работа по организации занятости бомжей ведется с 1996 года с введения в действие «Порядка взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», который был разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 №1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», где определено следующее:

1. Органы федеральной государственной службы занятости населения представляют учреждениям социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, оказавшихся в экстремальных условиях следующую информацию:

- о действующих законодательных и нормативных актах по вопросу обеспечения занятости населения;

- сведения о возможности трудоустройства данной категории граждан, в первую очередь, на временных и общественных работах, не требующих предварительной профессиональной подготовки;

- справочные и информационные материалы, касающиеся вопросов возможности профессионального обучения граждан.

2. Учреждения социальной помощи проводят с гражданами работу по следующим направлениям:

- социальная адаптация граждан;

- содействие в трудовом устройстве граждан, в том числе на рабочие места в организациях при учреждениях социальной помощи;

- консультация граждан по вопросам получения документов, удостоверяющих личность и регистрацию по месту жительства или пребывания;

- приглашение работников службы занятости для разъяснения данной категории граждан порядка трудоустройства, а также положений законодательства Российской Федерации о занятости населения.

3. Учреждения социальной помощи производят предварительный отбор граждан, готовых приступить к трудовой деятельности, и сообщают органам службы занятости информацию о данной категории граждан.

4. Органы службы занятости:

- на основании полученной информации ведут предварительный подбор рабочих мест для граждан, готовых приступить к трудовой деятельности;

- регистрируют обращающихся в службу занятости граждан данной категории и оказывают им помощь в обеспечении занятости в установленном законодательством порядке, в том числе на временных и общественных работах;

- разъясняют положения действующих нормативных актов в области занятости, проводят консультации по вопросам прав граждан в сфере занятости, выбора или перемены профессии, порядка взаимодействия данной категории граждан с центром занятости;

- оказывают услуги по профессиональной ориентации и консультируют по вопросам выбора работы, режима труда, возможности обучения;

- направляют граждан, признанных в установленном законом порядке безработными, для участия в программах социальной адаптации;

- направляют на рабочие места в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, для приема на работу указанных категорий граждан;

- оказывают содействие в развитии рабочих мест при учреждениях социальной помощи для данной категории граждан.

5. Органы службы занятости информируют учреждения социальной помощи о работе, проводимой по трудоустройству и профессиональному обучению данной категории граждан. Российская Федерация. Министерство социальной защиты населения. Порядок взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий №3099/1-34 от 11.07.96. - М.: Собрание законодательства Москвы и РФ, 1996.

Основными мероприятиями по профилактике бездомности и оказанию социально-трудовой поддержки лицам без определенного места жительства являются:

1. Создание различных учреждений социально-трудовой адаптации бомжей.

2. Привлечение трудоспособных граждан указанной категории к общественным и временным работам на предприятия городов, в том числе на вакантные штатные должности в самих учреждениях социальной помощи.

Например, ежегодно Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по г.Москве заключаются договоры с 25 предприятиями и организациями города на выполнение оплачиваемых общественных работ на 250 рабочих места. Кроме того, более 350 лиц без определенного места жительства самостоятельно обращаются в службу занятости, им оказывается содействие в трудоустройстве.

3. Проведение сотрудниками территориальных органов службы занятости консультаций с выездом в приемники-распределители и социальные учреждения для лиц без определённого места жительства по вопросам их прав в области занятости.

4. Распространение информация о предприятиях города, предоставляющих рабочие места для трудоустройства лиц без определенного места жительства в местах их нахождения, регулярная публикация этих сведений в газетах, типа «Биржа труда» и распространение их в учреждениях социальной помощи, в которых организованы также и постоянные консультации по вопросам трудоустройства.

5. Проведение службой занятости мероприятий, способствующие трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Проблема социально-трудовой адаптации этой группы лиц заключается в том, что данная категория граждан не всегда обращается в службу занятости, предпочитая либо вообще не заниматься общественно-полезным трудом, либо решать проблему трудоустройства, не прибегая к помощи данной службы. Например, в Москве за год в службу занятости по вопросу трудоустройства обратилось всего около 300 граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

2.3 Практика социально-трудовой реабилитации лиц «бомж»

Практика социально-трудовой реабилитации лиц «бомж» в настоящее время имеет различные формы реализации в регионах:

1. БООП «Ночлежка» г.Санкт_Петербурга реализует программы, направленные на социально-психологическую, трудовую реабилитацию и правовую защиту бездомных преимущественно в Северо-Западном регионе России.

Здесь регистрируют бездомных, обращающихся за помощью: человек получает свидетельство о постановке на учет, которое содержит фотографию и основные личные данные. Этот документ дает официальный статус бездомного в Санкт-Петербурге и часто является единственным документом, удостоверяющим личность. Это свидетельство заменяет страховой медицинский полис и дает право пользоваться бесплатной медицинской помощью. В настоящий момент на учете состоит более 15 тысяч бездомных.

В дневное время бездомные могут обратиться за помощью к социальному консультанту, который поможет восстановить документы, получить медицинскую помощь, оформить пенсию и инвалидность, устроиться на работу, уехать домой или найти близких.

В офисе организации располагается пункт выдачи уличного журнала «Путь домой». Любой бездомный может заключить контракт и стать его распространителем. От продажи бездомный получает 50% стоимости. Основная цель журнала -- помочь бездомным вернуться в общество и предоставить им возможность легального заработка.Фонд «Ночлежка» г.Санкт-Петербург. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.homeless.ru. свободный

2. В Астраханской области в районе Осыпного Бугра открыт новый центр социальной реабилитации бомжей, который готов принять большее количество человек, нуждающихся в помощи, обеспечить им достойное проживание и питание. Главной идеей центра является не пассивное пребывание в нём людей, а возможность реализовать себя и найти применение своему труду. Сегодня в центре налажен цех по пошиву одежды, планируется производить шлакобетонные блоки. В скором будущем организаторы планируют наладить в центре техническую базу ремонта автомобилей «Ока», которых в области уже более 1000. Такой ремонт будет стоить гораздо дешевле обычного. Срок пребывания нуждающихся в центре приблизительно равен 6 месяцам, в том случае, если за это время человек не сможет себя реализовать, к примеру, по причине инвалидности, центр и в дальнейшем будет оказывать ему всевозможную помощь.Астраханские новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arws.ru, свободный

3. В Екатеринбурге гражданам, имеющим статус бомжа, устроиться на работу помогает Юрий Потапенко - человек, который много лет провел в тюрьмах, и познал на собственном опыте, что значит быть изгоем. Он сумел организовать бюро по трудоустройству для собратьев по несчастью.

Уже временно трудоустроены более 300 человек (трудоустройство на временной основе ведется через переговоры в каждом случае индивидуально и конфиденциально), консультации получили свыше 500 бомжей. С первых минут им оказывается моральная и материальная поддержка. Создан фонд, из которого выделяется 150-300 рублей в виде материальной помощи, поскольку часто обращаются лица, не имеющие средств даже на самую простую еду. Кроме того, выдаются средства для прохождения санобработки.

Размещаются объявления о деятельности Бюро по трудоустройству в Доме ночного пребывания и в Центре ресоциализации молодежи вернувшейся из ИК и спецучреждений. Информация о работе Бюро имеется в ГУИН, рапространяется через газету «Зона».

Для бездомных, трудоустроенных через Бюро, организовано небольшое общежитие (снята квартира, остальные размещаются в вагончиках по месту работы). Союз правозащитных организаций Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.humanrights.ru, свободный

4. Томские бомжи в этом году получили возможность официально трудоустраиваться. Это произошло благодаря заключенному между департаментом службы занятости, управлением социальной защиты администрации Томска и МУ «Дом ночного пребывания «Приют странника» трехстороннему соглашению «О совместной работе по трудоустройству лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий». Согласно соглашению, служба занятости оказывает содействие в трудоустройстве этой категории граждан, информируя о наличии вакансий на временную и разовую работу. С начала года благодаря соглашению в городе трудоустроено 40 человек из числа лиц без определенного места жительства. В Томске взялись за трудоустройство бомжей//Томский вестник, 2006. - №8. - С.3.

Понятно, что от кратковременного пребывания бомжа в центрах реабилитации вряд ли следует ожидать максимальных результатов, но зато с помощью социальных работников, призванных оказывать им посреднические услуги по трудоустройству и восстановлению утраченных документов, ситуацию можно хотя бы сдвинуть с «мертвой точки». Как показывает медленно, но все же складывающаяся практика, экстремальная ситуация может стабилизироваться в течение шести месяцев, а иногда и быстрее. Но, к сожалению, в эти сроки, как правило, не решается самая насущная проблема - дальнейшее жизнеустройство.Алексеева Л.С. Социальная гостиница: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие. - М.: 2002. - С.18.

Считаясь с тем, что процесс вхождения в общество в России начинается только с момента прописки «регистрации» и получения удостоверения личности, необходимо создавать условия для беспрепятственного решения подобных задач. Когда человек постоянно где-то живет (пусть даже на вокзале, чердаке, в брошенном железнодорожном вагоне или на теплотрассе), «регистрировать» его нужно по фактическому месту. Тем самым, худо-бедно вписываясь в социальный контекст, он сможет получать тот минимум прав, который позволит пользоваться ему и биржей труда.

4. Заслуживает внимания шведская модель адаптации бомжей к трудовой деятельности. Для их граждан создана специальная трехуровневая система адаптации. На окраине города, в экологически чистой зоне существует городок для бомжей. Рассчитан он на 30-60 проживающих. Любой гражданин Швеции, не имеющий жилья и средств для его аренды, независимо от причин может жить на территории этого городка сколько пожелает. Он будет обеспечен всем необходимым минимумом благ и услуг (медицинская помощь, санитарная обработка, одежда, питание, реабилитационные мероприятия и пр.). При отсутствии нарушений и замечаний со стороны администрации по рекомендации социального работника бомж переводится на второй, а затем и на третий уровень. А так как, по данным исследователей проблемы бездомности, единственная возможность адаптации бомжа к трудовой деятельности - это перспектива постоянного повышения его материального положения, на данных ступенях бывший бомж получает такие блага, которые недоступны среднему жителю Швеции. В итоге бомж проходит курс реабилитации, а один доллар, вложенный в адаптационную программу, возвращается для государства тремя (сэкономленными на содержание карательного аппарата). Соответственно пользу от превращения бомжа-иждивенца в законопослушного налогоплательщика получают все. Именно поэтому не находит здесь дальнейшего развития система социальных учреждений для бездомных. Все усилия направлены на решение проблемы как таковой, а не на смягчение ее последствий. Шведская программа адаптации, на практике доказавшая свою эффективность, могла бы применяться и в нашей стране, с учетом местной специфики. Попова Л. От сумы да от тюрьмы не зарекайся.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://verbum.syktsu.ru/0600/10.htm, свободный

Отсутствие законодательной базы, неопределенность правовых норм затрудняют социально-трудовую адаптацию лицам без определенных занятий. Действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, определяющие порядок реализации гражданами прав и свобод человека и гражданина, в большинстве случаев не формируют возможность реализации прав и свобод бездомными и не создают механизмов государственной защиты этих прав и свобод. С вступлением в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях была устранена административная ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за прием на работу граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, однако бомжи, как и прежде, лишены возможности легального трудоустройства. Это связано с тем, что они не могут получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, предусмотренное ст.65 нового Трудового кодекса РФ в перечне документов, необходимых для трудоустройства. Оно выдается органами пенсионного страхования только по месту жительства граждан при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства. В результате бездомные вынуждены работать нелегально и таким образом становятся участниками теневой экономики, развитие которой не только подрывает экономическую безопасность страны, но и стимулирует развитие коррупции.

Несмотря на активную работу центров по социальной и трудовой адаптации бомжей во многих регионах Российской Федерации, следует отметить, что это направление в России сейчас не относится к числу приоритетных и объясняется двумя важными обстоятельствами.

Первое из них заключается в том, что бюджетные ресурсы, которые выделяются государством на проведение социальной политики ограниченны и расходуются только на финансирование государственных социальных гарантий населению, предоставленных федеральным законодательством и субъектов РФ. Направление этих средств на реализацию каких-либо иных мероприятий социальной политики (в т.ч. трудовой адаптации бомжей), которые не оговорены в них, невозможно по определению.

Во-вторых, в настоящее время отсутствует четкая, выделенная в самостоятельный блок (подобная, например, федеральным законам «О занятости населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и т.п.) нормативно-правовая база, связанная с установлением социальных обязательств перед рассматриваемой целевой группой населения - бомжами.

Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает практика, преодоление бездомности в условиях нынешней рыночной экономики - сложная, трудноразрешимая задача. Репрессивная политика в этой области совершенно неэффективна. Кардинальное решение данной задачи возможно только на основе преодоления кризиса в экономике, социальной сфере и дальнейшего развития всего общественного организма.

Со всей уверенностью можно предположить, что предпринимаемые федеральными властями попытки выявления неплатежеспособных обладателей «лишних» квадратных метров, повсеместное введение 100% оплаты за жилье, коммунальные услуги и энергоносители, как следствие реформы ЖКХ, только увеличат число лиц, попадающих в разряд бомжей.

Государство должно осуществлять меры по ограничению роста числа бездомных. Для этого необходимо предоставить бездомным ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и, главное, помощь в трудоустройстве.

Значительная часть усилий по устранению причин бездомности должна быть связана с принятием законов, защищающих их права и интересы. При отсутствии таковых бездомные постоянно будут попадать в замкнутый порочный круг беличьего колеса, в котором при невозможности устроиться на работу и отсутствии прописки, им негде жить, так как нет работы, а работы нет, так как жить негде.

До сих пор проблемы социальной помощи этой группы населения на государственном уровне решаются, локально, без координации усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет сколько-нибудь четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Федеральной программы по решению проблем бомжей тоже пока нет. Муниципалитеты и благотворительные организации пытаются работать со следствиями бездомности - накормить, одеть, пустить переночевать, иногда возможность заработать на жизнь. Работать же с причинами бездомности под силу только государству.

Универсальных рецептов в решении социально значимых проблем бомжей нет и быть не может. Но ясно одно: они должны быть под такой же защитой государства и органов социальной защиты, а значит, закона, как и остальные группы риска. Стремление государства проводить «социально-трудовую реабилитацию» исключительно авторитарными и карательными методами до крайности минимизирует возможности бездомных.

Полностью победить бездомность невозможно, но снизить ее до социально терпимого, приемлемого уровня вполне реально, нужна лишь политическая воля. Именно социальный, а не милицейский подход к бездомным должен стать основой для новой идеологии помощи и социально-трудовой адаптации этой категории населения.

Органы социальной защиты и практические социальные работники вместе с общественными и правозащитными организациями должны играть свою специфическую роль в процессе формирования более гуманной и справедливой политики, направленной на защиту жизненно важных интересов людей, оказавшихся в столь экстремальной ситуации. В средних и высших учебных заведениях нужно расширять подготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся на работе с бомжами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Л.С. Бездомные в России. - М., 2003.

2. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социс-социологические исследования. - М., 2000.

3. Алексеева Л.С. Социальная гостиница: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие. - М., 2002.

4. Аналитическая справка «О социально-экономическом положении бездомных». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//ribakov.spb.ru/publ/bomz-analit.htm.

5. Верховодко А.П., Малышева Т.Г. Организация работы с гражданами без определенного места жительства и занятий в специализированных учреждениях системы социальной защиты. - Пермь, 2001.

6. Гутов Р., Назаров А. Бездомные в России: взгляд на проблему / Народонаселение, - 2001. - № 4.

7. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации // Программа развития ООН. - М., 1997.

8. Жуков В.И. Личность и общество // Личность - семья - общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. - М., 1994.

9. Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. - СПб., 2004.

10. Материалы всероссийского семинара «Бездомность в России». - СПб., 2002.

11. Порядок взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий №3099 / 1-34 от 11.07.96.

12. Мороченко Ю. Бездомность с лицом нестарого мужчины // Парламентская газета. - 2006. - № 138.

13. Никифоров А.Н., Гутов Р.Н. Бездомность: тенденции развития и возможные подходы к решению проблемы. - М., 2001.

14. О работе с лицами без определенного места жительства. По материалам Комитета социальной защиты населения. - М., 2002.

15. Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация // Социокультурные проблемы социальной работы. - М., 1996.

16. Осинский И.И., Хабаева И.М., Балдаева И.Б. Бездомные - социальное дно общества. - М., 2003.

17. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. - М., 1997.

18. Павленок П.Д. Бездомность // Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. Е.И. Холостовой, А.М. Пановой. - М., 1997. - Т.1.

19. Попова Л. От сумы да от тюрьмы не зарекайся.- 2000. - №50. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://verbum.syktsu.ru/0600/10.htm, свободный

20. Римашевская Н.М. Обеднение населения и «социальное дно» России // Народонаселение. - 1999. - № 2.

21. Российская энциклопедия социальной работы: В 2т. / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. - М., 1997.

22. Семья как социальный институт и проблемы маргинализации населения. - М., 1998.

23. Сигутина М.А. Бездомность: состояние и пути решения проблемы. Методология социологических исследований / Ломоносовские чтения. Студенты. Т.1. - РГУ, 2002.

24. Сидоренко С.А. Бездомность: создание социального дна (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Социология. - М., 1995.

25. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1997.

26. Смирнов С.Н. Перспективы неперспективных - государственная политика социально-экономической реабилитации лиц без определенного места жительства // Аналитический сборник. - М., 2005.

27. Соколов Д. От бродяг нельзя отмахнуться милицейской дубинкой / Новое время. - 2002. - № 23.

28. Соловьева З. Обитатели «Ночлежки» и других благотворительных организаций в перспективе социологии повседневности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htth://www.indepsocres.ru/sbornik9/9solov.htm

29. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // Беженцы. Динамика перемещения. - М., 1989.

30. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // Социологическое исследование. - М., 1998. - № 8.

31. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу. - М., 2000.

32. Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2000.

33. Учреждения социальной защиты / Сост. Н. Сергунькин. - М., 2000.

34. Филатова Е.В. Теория социальной работы. - Кемерово, 2002.

35. Фонд «Ночлежка» г.Санкт-Петербург. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.homeless.ru

36. Человек-невидимка // Экспресс К. - М., - 2006. - № 87. - С.12.

37. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с англ. - М., 1994. - Т.1.

38. Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. - М., 1997. - №5.

39. Юликова Е.П., Скляров В.Ф. Социальная защита бомжей // Факты, комментарии, заметки. Социология. - М., 1994. - №17.

40.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Укрупненная группировка граждан без определенного места жительства в Российской Федерации С.Н.Смирнов. Перспективы неперспективных-государственная политика социально-экономической реабилитации лиц без определенного места жительства//Аналитический сборник. - М.: ГУВШЭ, 2005.- С.2.

Категории

Основные характеристики и социально-экономический статус

Основные направления государственной политики

Лица без определенного места жительства, из них

1.

Лица, фор-мально не имеющие прописки (регистрации)

Как правило, не имеют постоянного места работы, живут за счет случайных приработков и сбора подаяний, не регистрируясь в качестве безработных, не имеют социально-экономических установок, асоциализированы

Система мероприятий по локализации и недопуще-нию роста масштабов явления. Сегментация группы на основе результатов профилиза-ции ее представителей, социализация за счет подбора адекватных воз-можностей и мотивации лиц, входящих в группу мест приложения труда

2.

Лица, формально имеющие прописку (регистрацию), но не имеющие возможности (намерений) проживать по месту последней, в т.ч.

2.1.

- в силу фактической невозможности

Во многом совпадает с характеристиками предыдущей группы. Для части лиц, входящих в данную подгруппу, характерны намерения вернуться к нормальному образу жизни и в связи с этим - конкретные социально-экономические мотивации и установкой

Сегментация подгруппы, проведение мероприятий, предусмотренных для группы 1, индивиду-альная работа с гражда-нами подгруппы, имею-щими четкие намерения к социализации. Создание специальных рабочих мест для них (возможно - в рамках самой системы социализации лиц БОМЖ)

2.2.

- в силу отсутствия намерений, включая:

2.2.1.

- граждан России

Четкая ориентация

Контроль за работодате-лями в области соблюдения прав Трудового кодекса РФ

2.2.2.

- не граждане России

То же

Регулирование внешней трудовой миграции

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Возрастная структура лиц «бомж», проживавших в ЦСА в 2003 г.

(на примере «Люблино», с 1 января по 30 сентября) Там же.

Возраст, лет

Доля в составе проживающих, %

Справочно: доля лиц соответствующей возрастной группы в общей численности населения Российской Федерации старше 18 лет на 1 января 2003 г.*

Мужчин

Женщин

Всего, в т.ч.

100

100

100

100

От 18 до 20

0,5

1,0

4,3

4,0

От 20 до 40

39,2

23,6

35,9

33,4

От 40 до 60

45,2

42,2**

21,9

29,3

Старше 60

15,1

33,2***

37,9

33,3

* По данным Госкомстата России

**От 40 до 55 лет

***Старше 55 лет

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты