Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета
p align="left">Социология как наука относительно молода, а в России её возраст исчисляется несколькими десятилетиями. С одной стороны, у науки есть масса возможностей для развития, но с другой, социологи и в научном мире зачастую вынуждены доказывать своё право на жизнь. Для людей, заканчивающих образование и заинтересованных в научной деятельности, это оборачивается непониманием своей функции в этом процессе, выводами об отсутствии перспектив и на ниве науки. В итоге новые специалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места.

На ситуацию существенно влияет неразвитость инфраструктуры, прежде всего, информационной на российском рынке труда. Спрос на социологов существует и даже медленно растет в последние годы, как в научной, так и в прикладной области. Фирмы набирают маркетинговые отделы, растущий постепенно спрос формирует предложение в виде исследовательских центров, растущий успех науки привлекает к ней все большее внимание, возрастает потребность в научных работах.

Отмечается увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 %. Проблема лишь в том, что высшая школа не в состоянии обеспечить квалифицированными по этим направлениям кадрами рынок труда. Образовательные учреждения не ориентируются на рынок, а работодатели не вкладывают в человеческий капитал.

В итоге экономика одновременно страдает от двух несовместимых, казалось бы, болезней - нехватки работников, обладающих необходимыми производству профессиями и квалификацией, и безработицы. Но недостаточная осведомленность о существующем положении, неготовность к полноценному участию в происходящих на рынке труда процессах - все это не дает старшекурсникам и выпускникам социологических отделений вузов возможности быть полноценными участниками рынка, вузам - обеспечивать перспективы своим выпускникам, работодателям - получать кадры нужной специальности и квалификации.

Для исправления этой ситуации, однако, нужны не общие ее оценки, а конкретная информация о состоянии рынка труда в различных его сегментах и различных регионах страны. Для поиска такой информации и оценки инструментов ее получения студентами Государственного университета - Высшей школы экономики было проведено социологическое исследование.

С помощью метода анкетирования было опрошено 168 старшекурсников и выпускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ. Основной целью являлся анализ перспектив трудоустройства старшекурсников и выпускников социологических факультетов столичных вузов в московских организациях.

На вопрос о том, в чем причина проблем с трудоустройством на работу по специальности, многие респонденты отмечали отсутствие энтузиазма у самого соискателя, безынициативность, неумение преподать себя, неуверенность в себе, а также завышенные требования к работодателям, особенно по зарплате. Личностные качества и глубокая заинтересованность в постоянном месте работы являются основными латентными факторами трудоустройства, определяющими в ходе дальнейшей карьеры и стратегию накопления человеческого капитала, и пути поиска работы.

Респондентами отмечается низкий уровень информированности работодателей относительно возможностей социологии. На этом фоне умение подать себя, продемонстрировать очевидные преимущества своих знаний и навыков, накопленных за долгие студенческие годы, является важнейшим умением для трудоустройства по специальности.

Продолжительность поиска работы социологов, опрошенных в ГУ ВШЭ, выглядит так. Доля занятых поиском работы составила 31,5% выборки. Из полученных данных следует, что те респонденты, которые ищут работу, в среднем потратили на это к моменту опроса уже 46 дней. То, что бoльшая часть ответивших уже ищет работу от одного до полутора месяцев, показывает, что они находятся в ситуации, когда с каждым днём вероятность нахождения работы падает: в ближайшем будущем они, вероятно, согласятся на работу, которая их, в общем, не устраивает или же оставят на время поиски. Согласно теории Грановеттера, неформальные связи дают быструю отдачу; те же, у кого нет таких контактов, обречены долго и безуспешно искать работу.

По мнению Т.И. Заславской, для России характерно скорее штучное трудоустройство. Заметная доля выпускников-социологов устраиваются не по специальности, хотя знания, безусловно, помогают. Наблюдается определенная сегментация рынка: академически-ориентированное меньшинство идет в науку, чуть большее количество студентов - в маркетинг, а остальные - куда придется.

Отмечена дифференциация и в установках студентов. Часть студентов считает, что ценность любого образования заключена в способности дать универсальные знания; другая попросту не умеет находить работу, а значит, не уделяет этой теме достаточного внимания. В институтах основам трудоустройства не учат, и студенты воспринимают получаемые знания как нечто избыточное, бесперспективное: все равно приходится учиться уже по ходу дела.

С точки зрения Р.В. Рывкиной, большинство студентов считают специальность, на которой они обучаются, бесперспективной уже с первого курса, они ценят в получаемом ими образовании только те знания, которые можно применить вне социологической области.

Студенты и выпускники социологических факультетов г. Москвы чаще всего устраиваются непосредственно на работу по специальности, используя информацию из неформальных источников (в первую очередь, личные профессиональные связи). Чаще всего социологи идут работать в организации, чьими направлениями деятельности являются маркетинг и реклама.

Результаты исследования показали, что около трети ответивших идут в маркетинг и рекламу; незначительное меньшинство занято в организациях, специализирующихся на проведении социологических исследований; многие пошли в науку и образование; политическая и государственная деятельность привлекает всего 3% респондентов; каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, связанных с торговлей, производством и т.д.

Исследование в вузах Москвы показало, что устраивающиеся по блату на старте занимают более высокие должности, чем трудоустраивающиеся самостоятельно. Однако позже карьерный рост первых приостанавливается, а вторых ускоряется. Выяснилось, что работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы. Эмпирические данные свидетельствуют, что 45% респондентов трудоустроенных попали на работу потому, что «работодатели вышли на них сами», а 55% трудоустраивались самостоятельно. Для них наиболее эффективными способами являются поиск рабочего места через коллег, однокурсников и через друзей.

Бoльшая часть представлений молодых социологов о рынке труда расходится с реальным положением на рынке. Основной пункт рассогласования ожиданий с реальностью связан с недооценкой социологами важности неформальных связей, и особенно профессиональных контактов, для устройства на работу и карьерного роста. Ожидания молодых социологов соответствуют реальности в том, что касается приоритетности для работодателя практических навыков перед социологической квалификацией.

Достаточных знаний о рынке труда и возможностях будущего трудоустройства студенты не получают ни в вузе (хотя опрос проводился среди студентов самых престижных вузов России), ни из специализированных информационных источников.

Вероятно, одну из проблем могла бы решить деятельность по профориентации среди молодёжи: предоставляя знания о том, куда, кем, как и на каких условиях можно устроиться, она помогла бы выбирать эффективную стратегию. Ясно, что такая деятельность должна принимать современные формы и не сводиться к организации встреч между социологами и работодателями.

Надо помнить, что главное сегодня - информация. Тем не менее, все те, кто заинтересован в том, чтобы получившие образование по социологии находили работу, а их работодатели получали качественных специалистов, могут озадачить себя тем, как расширить сектор формального конкурентного взаимодействия между соискателями и работодателями. Представляется, что на сегодняшний день чрезмерно большая часть рынка (по объективным причинам) ушла в сферу конкуренции связей, а не конкуренции специалистов. И хотя в основном проблемы с трудоустройством всё же решаются, это может привести к возникновению препятствий в развитии специалистов-социологов.

Между тем государственные посредники должны заботиться о равных возможностях для всех категорий, а частные агентства вполне могут найти свой денежный интерес в деятельности в этом секторе. По всей видимости, их отворачивает низкая стоимость молодых социологов на рынке - а соответственно, и низкая доходность от таких сделок. Однако, как показывает данное исследование, вполне возможно, что на обочине остаются квалифицированные молодые специалисты, которые могли бы принести пользу работодателям (а соответственно, и агентствам, их устраивающим) и способны на быстрый профессиональный рост. В то же время они легко доступны для рекрутинга, в отличие от уже работающих менеджеров с именем, привлечение которых всегда стоит агентству больших усилий и не всегда оправданно. Институциональным посредникам стоит попытаться реорганизовать, реформировать эту сферу услуг так, чтобы и молодые кадры не гнушались своими правами обращения к данным институциона- лизированным формальным практикам.

Конечно, молодые специалисты во многом попадают в замкнутый круг: трудоустроен тот, у кого есть опыт работы. Но опыт работы всего лишь ярлык, за которым скрываются определенные знания и умения, который вполне можно получить и в рамках института. Институт в этом случае может выступить в виде полигона, здесь можно реализовывать свою самостоятельность. Рост самостоятельного ведения какого-либо дела только увеличивает вероятность трудоустройства, а цена ошибки будет ниже, чем на рабочем месте. Если человек ради своей идеи не смог объединить своих же друзей-сокурсников, то он не сможет это сделать и на рабочем месте среди незнакомых людей.

К тому же институт - единственный источник теоретических знаний, получить которые впоследствии будет очень сложно, а на самостоятельное изучение просто не будет времени. В конечном счете, чем выше стартовый «человеческий капитал», тем выше вероятность попасть на работу, и именно университет - неограниченный источник пополнения человеческого капитала во всех отношениях.

Таким образом, в результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

В современных условиях рыночной экономики возрастает необходимость введения новых требований к процессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.

Вследствие увеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастает спрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.

Глава 2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности

§ 1. Подготовка исследования

Различные регионы России имеют свою специфику задействования социологического труда и, соответственно, свою специфику взаимоотношений на рынке труда. Данное исследование ограничилось изучением ситуации, сложившейся на рынке труда социологов республики Марий Эл, в частности, города Йошкар-Ола, где существует нехватка рабочих мест, и уровень заработной платы является более низким, по сравнению с соседними регионами.

Поскольку хорошо известно, что сегодня значительная часть старшекурсников имеет опыт трудоустройства, и многие пытаются устроиться по получаемой специальности, в поле изучения попали выпускники социологического факультета, имеющие первоначальный человеческий капитал, который им обеспечило социологическое образование.

Мы предположили, что большая часть выпускников социологического факультета МАРГТУ не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы и имеет опыт работы.

Для проверки гипотезы мы провели анкетный опрос среди 25 пятикурсников (18 женщин и 7 мужчин). Возраст наших респондентов от 22 до 26 лет, вследствие того, что не все студенты поступили в вуз сразу после окончания школы. Составленная нами анкета включает 20 вопросов (см. Приложение 1). Анкетирование проводилось в марте 2010 года, было анонимным и носило добровольный характер.

§ 2. Анализ результатов исследования

Более половины студентов, принявших участие в анкетировании, являются жителями города Йошкар-Ола (56%). Остальные проживают в районах республики Марий Эл (см. рис 1).

Рис.1. Место жительства студентов

Большинство студентов ответили, что считают работу социолога своим призванием (44%). Остальные выбрали социологический факультет руководствуясь практическими соображениями: доступность оплаты обучения (32%) и уровня сложности вступительных экзаменов (24%).

Рис.2. Причины выбора специальности

На выбор будущей профессии в большинстве случаев оказали влияние родители и друзья (60%). Для многих решающую роль сыграла доступность образования (32%).

Рис.3. Фактор, повлиявший на выбор профессии

64% респондентов считают, что ценность получаемого образования заключается в том, что полученные в вузе знания помогут в будущей профессии. 44% надеются устроиться по специальности. 24% сожалеют, что не поступили на более престижный факультет.

Только 56% выпускников в настоящее время заинтересованы в поиске работы, 32% из них хотели бы найти работу с частичной занятостью, чтобы она не мешала учебе (рис.4).

Рис.4. Заинтересованность студентов в работе

Из 20% уже работающих студентов, только 12% работают по специальности. Остальные нашли применение своим способностям в сфере образования (4%) и торговли (4%).

Найти работу большинству студентов помогли личные знакомства (родственники и друзья), и только один человек устроился на работу по объявлению.

Большинство студентов, которые в данный момент не работают, не могут найти такую работу, которая их полностью будет устраивать (60%). Только 24% имеют опыт работы по специальности «социология». И лишь 28% уверенно владеют несколькими компьютерными программами.

На вопрос «Как Вы думаете, насколько сложно таким людям, как Вы, устроиться на работу с перспективой карьерного роста?» большинство студентов дают отрицательные ответы (рис. 5).

Рис.5. Оценка перспективы трудоустройства студентами

36% студентов собираются искать работу, используя личные связи -знакомых и родственников.

35% студентов полагают, что потратят времени на поиски работы чуть менее месяца. 20% считают, что времени на поиски работы может уйти до года. 32% затрудняются ответить на этот вопрос.

44% считают, что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращает внимание на наличие опыта работы в данной области.

36% респондентов уверены, что проблемы трудоустройства молодых специалистов должен решать вуз, или государство (24%).

52% основными направлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, при которых возможно будет шире развивать практику, когда студента не принимают на постоянную работу в организацию, а дают ему определенный самостоятельный участок деятельности и право работать по гибкому графику на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.

Таким образом, подводя итог проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов-социологов:

· считают работу социолога своим призванием;

· считают, что полученные в вузе знания помогут в будущей профессии;

· не могут найти такую работу, которая их полностью будет устраивать;

· считают, что им будет сложно найти работу с перспективой карьерного роста;

· считают, что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращает внимание на наличие опыта работы в данной области;

· уверены, что проблемы трудоустройства молодых специалистов должен решать вуз, или государство;

· основными направлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, когда студент может работать на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.

Заключение

Итак, в настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. Современные условия рыночной экономики диктуют необходимость введения новых требований к процессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.

Вследствие увеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастает спрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.

В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что большинство выпускников социологического факультета МАРГТУ считают работу социолога своим призванием, и надеются, что полученные в вузе знания помогут им в будущей профессии.

Вместе с тем большинство пятикурсников не могут найти такую работу, которая их полностью будет устраивать и считают, что им будет сложно найти работу с перспективой карьерного роста, в следствие того, что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращает внимание на наличие опыта работы в данной области.

Студенты считают, что проблемы трудоустройства молодых специалистов должен решать вуз, или государство, и основными направлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, когда студент может работать на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.

Результаты проведенного исследования подтверждают нашу гипотезу о том, том, что большая часть выпускников социологического факультета МАРГТУ не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства, и лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать в студенческие годы и имеет опыт работы.

Таким образом, проблемы трудовой социализации студенческой молодежи на современном этапе непосредственно связаны с процессами, происходящими в современном Российском обществе. Духовно-нравственные устои и образ жизни не просто существенно изменились, но и приобрели новое, качественное содержание. Причем изменения, охватившие общество, в том числе и студенчество, в последние годы имеют системный характер и затрагивают как экономические, так и социально-профессиональные и духовные аспекты.

Следовательно, необходимо научное исследование и понимание данной реальности с учетом сложившейся социальной ситуации, социально-экономических условий жизни и духовно-нравственных потребностей студенчества. В том числе одной из актуальных задач современной науки становится изучение базовых факторов трудовой социализации студенческой молодежи и разработка методики ее оптимизации.

Гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи, стоящие в начале исследования, выполнены.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М., 2004.

2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2004. 407 с.

3. Атаманова Р. И. Поиск работы М,2001

4. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс. 2003. 11.

5. Баумгартен Л. И снова о реформе образования // Управление персоналом. 2002. 5

6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2002 г.

7. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области Свердловск: Уральский государственный технический университет, 2003

8. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2004.

9. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин.//Человек и труд. 11, 2003 г.

10. Дмитриев Ю.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- 5.-2005.

11. Дудковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Социс - 7.- 2005.

12. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 32-36.

13. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 2002

14. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. 7.

15. Зерчанинова Т.Е. Выпускники профессиональных образовательных учреждений и рынок труда // Чиновник. 2005. 2(12)

16. Карташов С. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Трудоустройство. Поиск работы М, 2002

17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное
пособие. Москва-Новосибирск, 2002.

18. Мексмер М. Поиск работы для чайников М,2004

19. Мирская М.И., Дикарева А.Л. Социология труда. М.,2000

20. Молевич Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социс. 2001. 6.

21. Оконникова И.М. Трудоустройство выпускников вуза на региональном рынке труда: оценка перспектив / Известия Академии труда и занятости - 1-2.-2005.

22. Поляков В.А. Технология карьеры. Практическое руководство. М.: Дело Лтд, 2005 г.

23. Пригожин А. И. Современная социология организаций, Москва 1995г.

24. Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце 20 в. Опыт сравнительной характеристики / Социс - 7.- 2001.

25. Резник С.Д. Школьники и студенты в рыночной среде / ЭКО-9.- 2004.

26. Розенберг А.М. Как стать бизнесменом. Технология успеха. Иж.: Изд-ий дом Удм-ий университет, 2005 г.

27. Ромашов О. В. Социология труда. М., 1999.

28. Рынок труда / под ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2004. 448 с.

29. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 2003. 280 с.

30. Серегина И.И. Профессиональная карьера.//Социс. 4, 2005г.

31. Синягин А., Фролкин П. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства / Человеческие Ресурсы. 2001. 3

32. Соломенчук В. Интернет. Поиск работы. Учеба. Гранты М,2000

33. Социологическое исследование "Студент-2005" Екатеринбург, Уральский государственный технический университет, 2005

34. Тощенко Ж. Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. 2003. 2.

35. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Отв. ред. В. Н. Шубкин. М., 1984.

36. Федотова Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 2002. 1-2

37. Чистякова С., Радичев Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 152-156.

38. Щербина А.В. О первоочередных мерах по созданию механизма содействия выпускникам вузов в трудоустройстве // Вестник Московской Городской Думы. 2002. 11

39. Эфендиев А.Г. Кондрашова М.В. Московское студенчество 1995-2000гг. - социальная ситуация, тенденции, перспективы // Мир России 2004. №1.

40. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы М.: Речь, 2004-256с.

Приложение 1

Анкета

1. Пол

2. Возраст

3. Укажите район проживания

4. Почему вы выбрали социологический факультет?

1. это мое призвание (нравится работать с людьми)

2. проще было поступить (уровень сложности вступительных экзаменов)

3. доступная оплата обучения

5. Что повлияло на ваш выбор будущей профессии?

1. родители, друзья

2. просто нужно высшее образование

3. доступность обучения

6. Какие источники информации вы использовали в процессе выбора вуза?

1. сайт МАРГТУ-

2. печатные издания по вузам -

3. студенты вуза -

7. В чем для вас заключается ценность получаемого образования?

1. дает универсальные знания

2. иметь высшее образование престижно

3. знания помогут в будущей профессии

8. Учитывали ли вы перспективы дальнейшего трудоустройства при поступлении в вуз?

1. да, я надеюсь устроиться по специальности

2. нет, главное - получить высшее образование

3. нет, нужно было поступать на другой факультет

9. Заинтересованы ли вы сейчас в поиске работы?

1. Да, причем с почти полной занятостью

2. Да, но что-нибудь с частичной занятостью, чтобы не мешала учиться

3. Нет, пока еще нет

4. Нет, пока я учусь, я работать не собираюсь

5. Нет, я уже работаю

10. Если вы уже работаете, то в какой сфере?

1. по специальности

2. маркетинг, торговля

3. наука, образование

11. Как вы нашли работу?

1. личные знакомства (родственники, друзья)

2. по объявлению

3. агентство по трудоустройству

12. Если вы не работаете, то по каким причинам?

1. не могу найти работу

2. в данный момент учеба важнее

3. не могу определиться с выбором

13. Умеете ли вы работать на компьютере?

1. да, уверенно владею несколькими программами

2. пытаюсь освоить основные программы

3. нет, не умею

14. Есть ли у Вас опыт постоянной работы с применением знаний по специальности «Социология»?

1. Да,

2. Нет, опыта такой работы не имеется

15. Как Вы думаете, насколько сложно таким людям, как Вы, устроиться на работу с перспективой карьерного роста?

1. Очень сложно

2. Достаточно сложно

3. Достаточно просто

4. Очень просто

5. Затрудняюсь ответить

16. Какой основной способ Вы предпочитаете для поиска работы?

1. Через знакомых и друзей 32%

2. Рекрутинговые агентства (биржа труда) 3%

3. Специализированные сайты (по объявлению) 28%

4. Напрямую обращаясь в компанию 30%

17. Как Вы полагаете, сколько времени Вам потребуется, чтобы найти работу (включая уже затраченное время)?

1. Около недели

2. До месяца

3. Несколько месяцев

4. До года

5. Более года

6. Затрудняюсь ответить

18. Как Вы считаете, на что в первую очередь обращает внимание работодатель при приёме на работу (выберите не более трёх вариантов ответа)?

1. Средний балл диплома

2. Вуз, в котором получено образование

3. Опыт работы в данной области

4. Навыки (обращение с компьютером, языки и пр.)

5. Личные качества

6. Мотивация, интерес к работе

7. Место жительства

8. Рекомендации с места учебы, работы

9. Наличие нужных связей у соискателя

19. Кто должен решать проблемы трудоустройства молодых специалистов?

1. сами молодые специалисты.

2. вуз должен помогать выпускникам, давать больше знаний, которые они могли бы применить на практике.

3. должен решать вуз.

4. должно заниматься государство

5. затруднились ответить

20. Назовите основные, на ваш взгляд, направления оптимизации трудовой социализации.

1. взаимодействие между специалистами с одной стороны, и вузами - с другой, должно стать более тесным и менее формальным;

2. обучение в вузе необходимо сделать более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций;

3. шире развивать практику, когда студента не принимают на постоянную работу в организацию, а дают ему определенный самостоятельный участок деятельности и право работать по гибкому графику на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам

Приложение 2

Ответы респондентов на вопросы анкеты

1. Пол Ж - 18, М - 7

2. Возраст 22 - 7, 23 - 12, 24 - 2, 25 - 3, 26 - 1.

3. Укажите ваш район проживания.

1. Йошкар-Ола - 14 чел.

2. Звениговский р-н - 2 чел,

3. Моркинский - 1 чел,

4. Советский - 1 чел,

5. Оршанский - 3 чел,

6. Медведевский - 4

4. Почему вы выбрали социологический факультет?

4. это мое призвание - 11 чел.

5. проще было поступить (уровень сложности вступительных экзаменов) - 6 чел

6. доступная оплата обучения - 8 чел

5. Что повлияло на ваш выбор будущей профессии?

4. родители, друзья - 15 чел

5. просто нужно высшее образование - 2 чел

6. доступность обучения - 8 чел

6. Какие источники информации вы использовали в процессе выбора вуза?

4. сайт МАРГТУ- 8 чел

5. печатные издания по вузам - 4 чел

6. студенты вуза - 13 чел

7. В чем для вас заключается ценность получаемого образования?

4. дает универсальные знания - 7 чел

5. иметь высшее образование престижно - 2 чел

6. знания помогут в будущей профессии - 16 чел

8. Учитывали ли вы перспективы дальнейшего трудоустройства при поступлении в вуз?

4. да, я надеюсь устроиться по специальности - 11 чел

5. нет, главное - получить высшее образование - 8

6. нет, нужно было поступать на другой факультет - 6 чел

9. Заинтересованы ли вы сейчас в поиске работы?

6. Да, причем с почти полной занятостью - 6 чел

7. Да, но что-нибудь с частичной занятостью, чтобы не мешала учиться - 8 чел

8. Нет, пока еще нет - 4 чел

9. Нет, пока я учусь, я работать не собираюсь - 2 чел

10. Нет, я уже работаю - 5 чел

10. Если вы уже работаете, то в какой сфере?

4. по специальности - 3 чел

5. маркетинг, торговля - 1 чел

6. наука, образование - 1 чел

11. Как вы нашли работу?

4. личные знакомства (родственники, друзья) - 4 чел

5. по объявлению - 1 чел

6. агентство по трудоустройству - 0

12. Если вы не работаете, то по каким причинам?

4. не могу найти работу - 15 чел

5. в данный момент учеба важнее - 3 чел

6. не могу определиться с выбором - 4 чел

13. Умеете ли вы работать на компьютере?

4. да, уверенно владею несколькими программами - 7 чел

5. пытаюсь освоить основные программы - 12 чел

6. нет, не умею - 6 чел

14. Есть ли у Вас опыт работы с применением знаний по специальности «Социология»?

3. Да - 6 чел

4. Нет, опыта такой работы не имеется - 19 чел

15. Как Вы думаете, насколько сложно таким людям, как Вы, устроиться на работу с перспективой карьерного роста?

1. Очень сложно - 5 чел

2. Достаточно сложно - 8 чел

3. Достаточно просто - 2 чел

4. Очень просто - 1 чел

5. Затрудняюсь ответить - 9 чел

16. Какой основной способ Вы предпочитаете для поиска работы?

5. Через знакомых и друзей - 9 чел

6. Рекрутинговые агентства (биржа труда) - 6 чел

7. Специализированные сайты (по объявлению) - 4 чел

8. Напрямую обращаясь в компанию - 6 чел

17. Как Вы полагаете, сколько времени Вам потребуется, чтобы найти работу (включая уже затраченное время)?

1. Около недели - 2 чел

2. До месяца - 7 чел

3. Несколько месяцев - 3 чел

4. До года - 5 чел

5. Затрудняюсь ответить - 8 чел.

18. Как Вы считаете, на что в первую очередь обращает внимание работодатель при приёме на работу (выберите не более трёх вариантов ответа)?

1. Средний балл диплома - 2 чел

2. Вуз, в котором получено образование - 3 чел

3. Опыт работы в данной области - 11 чел

4. Навыки (обращение с компьютером, языки и пр.) - 2 чел

5. Личные качества - 4 чел

6. Мотивация, интерес к работе - 5 чел

7. Место жительства - 2 чел

8. Рекомендации с места учебы, работы - 1 чел

9. Наличие нужных связей у соискателя- 8 чел

19. Кто должен решать проблемы трудоустройства молодых специалистов?

1. сами молодые специалисты - 2 чел

2. вуз должен помогать выпускникам, давать больше знаний, которые они могли бы применить на практике - 3 чел

3. должен решать вуз - 9 чел

4. должно заниматься государство - 6 чел

5. затруднились ответить- 4 чел

20. Назовите основные, на ваш взгляд, направления оптимизации трудовой социализации.

А) взаимодействие между специалистами с одной стороны, и вузами - с другой, должно стать более тесным и менее формальным - 7 чел

Б) обучение в вузе необходимо сделать более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций - 5 чел

В) шире развивать практику, когда студента не принимают на постоянную работу в организацию, а дают ему определенный самостоятельный участок деятельности и право работать по гибкому графику на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам 13 чел

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты