Благотворительная деятельность в сфере образования (автономные образовательные учреждения)
p align="left">Таблица 3 - Краткая характеристика благотворительной деятельности

Пе-риод

Этап

Краткая характеристика групп факторов развития благотворительности

Краткая характеристика благотворительной деятельности

Политические факторы

Идеологические факторы

Нормативно-правовые факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

I ПЕРИОД - Дореволюционный

1 этап

XI в. -

XVI в.

Раннефеодальная монархия. Князь. Церковь. Крестьянская община

Распространение религиозных убеждений, низкий уровень развития культуры

Законодатель - князь. («Русская правда» XI в.). Вече (XII в.). Боярская Дума, Земский собор (XV в.)

Богатство распределялось неравномерно

Социальная рознь, низкий уровень жизни населения

Поддержка со стороны князя, церкви и монастырей

2 этап

с XVII в. до I половины XIX в.

Феодально-крепостной строй. Абсолютная монархия

Развитие и усиление религии

Начальное формирование нормативно-правовой базы, органов социальной защиты и попечения

Усиление господствующего класса - помещиков и дворян

Возрастание и усугубление расслоения общества

Появляются богадельни, дома призрения и другие благотворительные общества. Учреждается приказ общественного призрения. Поощряется частная благотворительность

3 этап

со II половины XIX в. до 1917 г.

Абсолютная монархия. Стабилизация государственного строя. Отмена крепостного права

Повышение нравственной и духовной культуры общества

Сформирована полноценная нормативно-правовая база

Развитие монополистического капитализма, класса буржуазии. Промышленная революция

Сформировался глубокий антагонизм между различными слоями общества

Благотворительность превращается в важное общественное движение, возрастают масштабы благотворительности. Расцвет меценатства и частной благотворительности

II ПЕРИОД -Советский

4 этап

1917 г. - 90-е гг.

ХХ в.

Коммунизм. Социальная сфера финансируется только государством

Социалистическое общество и идеология. Запрет религии

Законодательный запрет благотворительной деятельности

Средний уровень жизни

Равноправие классов

Общественные добровольные объединения становятся частью государственной системы. Социальные гарантии обеспечиваются государством. Развитие шефства как своеобразной формы благотворительности

III ПЕРИОД - Современный

5 этап

1990-1995 гг.

Формирование демократических основ российской государственности

Восстановление религиозности, повышение культуры общества

Формулировка и принятие основных законов

Первоначальное накопление капитала

Резкое расслоение общества и обнищание значительной массы населения

Благотворительность стала очевидным фактом социально-экономической жизни общества и получила официальный статус

6 этап

с 1995 г. по сегодняш-ний день

Утверждение и усиление демократических основ и других институтов гражданского общества

Установление и принятие обществом нравственных, религиозных и культурных норм

Принятие закона о благотворительной деятельности и сопутствующих законов, их совершенствование

Становление класса богатых и формирование среднего класса российского общества

Постепенное вовлечение формирующегося среднего класса в благотворительную деятельность

Постепенное развитие и увеличение масштабов благотворительной деятельности. Увеличение числа некоммерческих организаций в сфере благотворительности и их роли в осуществлении этой деятельности

2. Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения

Одним из перспективных направлений развития высшей школы в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержки развития вузов. Автономные образовательные учреждения на сегодняшнем этапе развития экономических и правовых отношений в сфере образования являются наиболее приемлемыми для эффективного формирования и функционирования такой формы благотворительной деятельности как фонд целевого капитала.

Создание фонда целевого капитала - очень сложный и трудоемкий процесс, требующий значительной подготовительной работы.

На основе анализа законодательства в этой области автором предложено две структурные модель-схемы для создания и функционирования фондов целевого капитала. Представим модели формирования и функционирования целевого капитала автономного образовательного учреждения. Первая схема раскрывается в организации работы согласно модели создания целевого капитала вуза (рис. 1), вторая - согласно модели формирования целевого капитала вуза с созданием специализированной организации (рис. 2).

Благотворительные пожертвования

Целевой капитал

Доход от целевого капитала

Рис. 1. Модель формирования фонда целевого капитала вуза

Благотворительные пожертвования

Целевой капитал

Доход от целевого капитала

Рис. 2. Модель формирования фонда целевого капитала вуза (автономного образовательного учреждения) с созданием специализированной организации

Несмотря на принятие основного закона о формировании целевого капитала и внесении изменений в существовавшие ранее законодательные акты, считаем необходимым упорядочить и совершенствовать процесс формирования и использования целевого капитала, выявить особенности этой деятельности в автономных образовательных учреждениях. Для этого, в первую очередь, сформулируем основные этапы создания фонда целевого капитала: решение о формировании целевого капитала (определение целей, задач); анализ соответствия деятельности установленному перечню; анализ организационной структуры некоммерческой организации; анализ информационных ресурсов; формирование контролирующего органа; сбор пожертвований на формирование целевого капитала; выбор управляющей компании, передача пожертвований; выбор аудиторской компании; составление отчета об использовании целевого капитала.

Организовав все необходимые службы, автономное образовательное учреждение может приступать к осуществлению процесса создания и формирования фонда целевого капитала. Для более четкого, пошагового определения данного процесса предложим алгоритм создания эндаумент-фонда (Приложение).

3. Механизм формирования фонда пожертвований автономного образовательного учреждения

Вопрос об источниках формирования и пополнения целевого капитала является одним из наиболее важных.

Для организации полноценного сбора пожертвований по формированию целевого капитала в образовательном учреждении, на наш взгляд, необходимо создание специального отдела, занимающегося поиском дополнительных источников финансирования, привлечением жертвователей и организацией публичного сбора средств, то есть фандрайзингом.

В некоторых американских университетах в таких отделах насчитывается 40-50 человек. Российские образовательные учреждения, на наш взгляд, могут создать отдел фандрайзинга в составе пяти человек. Представляем примерную структуру отдела фандрайзинга автономного образовательного учреждения, требования и обязанности сотрудников (табл. 4).

Среди основных потенциальных жертвователей можно выделить четыре основные категории: выпускники и родители студентов; частные лица; компании, корпорации; фонды.

У каждой из этих категорий благотворителей есть свои мотивы к осуществлению пожертвований: выпускники и родители студентов выражают признательность и благодарность родному вузу за полученное образование и желают поддержать будущее поколение, которое пошло «по их стопам». Частные лица, не связанные напрямую с деятельностью вуза, могут поддержать его в рамках своей благотворительной деятельности. Компании и корпорации могут поддержать вуз, во-первых, как основу получения квалифицированных кадров; во-вторых, как центр повышения квалификации сотрудников компании; в-третьих, как научно-исследовательский центр, на базе которого ведутся прикладные исследования, разрабатываются новые технологии в интересах компании, в-четвертых, в рамках реализации политики социальной ответственности бизнеса. Для благотворительных фондов вузы - идеальная возможность оказывать долгосрочное воздействие на общество для достижения их уставных целей путем поддержки конкретных направлений образовательной и научно-исследовательской деятельности.

В вузе должна производиться текущая работа с каждой из перечисленных категорий доноров. Таким образом, отдел фандрайзинга для более эффективной организации работы должен сотрудничать с различными службами вуза (табл. 5).

Таблица 4 - Структура отдела фандрайзинга

Сотрудник

Требования к кандидату

Обязанности

Руководитель отдела фандрайзинга

Представитель руководящего состава образовательного учреждения должен иметь блестящие административные навыки, обладать внушительным социальным капиталом и авторитетом

- Общее руководство деятельностью отдела;

- Стратегическое планирование;

- Ведение переговоров с крупными донорами;

- Контроль

Фандрайзер (на территории города и региона)

Опытный менеджер, знающий специфику работы с региональным бизнесом и органами государственной власти и владеющий достаточными знаниями о сфере образования

- Составление плана фандрайзинговой кампании;

- Работа с региональными донорами (культивация, привлечение пожертвований);

- Изучение и привлечение внимания потенциальных благотворителей среди бывших выпускников и родителей студентов

Фандрайзер (на территории России и за рубежом)

Опытный менеджер, знающий специфику работы с общероссийским и зарубежным бизнесом и фондами и владеющий достаточными знаниями о сфере образования

- Составление плана фандрайзинговой кампании;

- Работа с зарубежными донорами (культивация, привлечение пожертвований)

Аналитик

Человек, имеющий опыт работы в фандрайзинге, обладающий прекрасными аналитическими способностями и умением работать с большими объемами информации, знающий специфику работы организации

- Сбор и обработка информации о потенциальных донорах;

- Выработка предложений по культивации и фандрайзинговой кампании;

- Участие в подготовке фандрайзинговых документов

Ассистент

Квалифицированный помощник, умеющий писать тексты, готовить отчеты, вести телефонные переговоры и переписку

- Организационная поддержка и координация работы отдела;

- Подготовка документов и организация мероприятий на стадии культивации донора, а также после получения пожертвования;

- Подготовка и организация публичного сбора пожертвований;

- Привлечение студентов к работе во время прохождения практики

Таблица 5 - Взаимодействие жертвователей и служб вуза

Категория жертвователей

Служба вуза

I. Выпускники и родители студентов

Ассоциация выпускников, PR-служба

II. Компании, корпорации

Служба содействия трудоустройству (служба управления карьерой), центр дополнительного образования, научное управление

III. Фонды

PR-служба, научное управление

IV. Частные лица

PR-служба

Для более результативной работы отдела фандрайзинга необходимо разбивать общую необходимую финансовую потребность между некоторым количеством потенциальных жертвователей, доноров, определяя сумму в зависимости от категории донора, разумный индивидуальный подход к каждому из доноров, а также ответственного по каждому из направлений. Так, объединив все вышеизложенное в один документ для систематизации работы, получим примерный план фандрайзинга, который представлен в таблице 6.

Таблица 6 - План фандрайзинга

Категория или наименование источника финансирования

Ожидаемая сумма

Ответственный

Срок исполнения

Статус сложности*

Частные лица

10000

Ф.И.О. сотрудника

01.07.09 г.

А

Юридические лица

200000

Ф.И.О. сотрудника

01.09.09 г.

Г

* Статус сложности отражает, на сколько достижим запланированный результат (А - весьма вероятно, Б - вероятно, В - достижимо, Г - трудно достижимо, Д - достижимо, но при очень больших усилиях). Статус сложности должен влиять на квалификацию сотрудника, ответственного за исполнение, сроки исполнения.

Корректировку плана необходимо производить в процессе его выполнения, если изменятся какие-либо внешние условия, выяснится недостаточность средств или изменится количество потенциальных жертвователей.

Только организовав эффективную и результативную фандайзинговую деятельность, автономное образовательное учреждение будет способно получить необходимый объем пожертвований для формирования фонда целевого капитала.

4. Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения

Создание и функционирование фонда целевого капитала некоммерческой организации предполагают заранее сформированный перечень целей эффективного использования доходов от целевого капитала. Для этого необходимо сформулировать несколько проектов, на которые и будет направлено расходование денежных средств, полученных управляющей компанией в ходе инвестирования целевого капитала. В последствии они должны быть заложены в устав некоммерческой организации - фонда целевого капитала. При этом важно выбрать максимально эффективное направление (цель, проект), которые будут отвечать нескольким требованиям:

- реализация данного направления должна положительно сказываться на общей работе автономного образовательного учреждения;

- доходы от целевого капитала должны максимально покрыть расходы на осуществление данного направления;

- фактическое состояние данного направления не соответствует современным требованиям;

- время на реализацию данного направления (проекта) должно быть ограничено рамками создания фонда целевого капитала.

Для любой некоммерческой организации, в том числе автономного образовательного учреждения, в современных условиях можно в кратчайшие сроки сформулировать большое количество направлений (проектов), которые необходимо развивать и внедрять в жизнь незамедлительно для повышения эффективности работы учебного заведения. Однако ограниченные возможности по сбору благотворительных пожертвований, а следовательно, не столь масштабные размеры эндаументов (целевых капиталов) создают необходимость выбора из большого списка проектов тех, которые нуждаются в первейшей реализации и принесут максимальный эффект для организации в выполнении стратегических задач развития.

Для формирования приоритетных направлений развития некоммерческой организации нами предложена следующая методика.

Формирование, оценка и выбор приоритетных направлений развития автономного образовательного учреждения производятся по результатам анализа внутренней и внешней социально-экономической среды учреждения.

Далее производится определение рейтинга направлений (проектов) развития автономного образовательного учреждения по влиянию на дальнейшее его развитие:

1. Определение «коэффициента влияния» факторов воздействия (табл. 7). Коэффициент влияния (kвл) исчисляется как отношение важности данного фактора для организации (числовой коэффициент от «9» до «0») к ее фактическому состоянию (в баллах от «0» до «9»).

Таблица 7 - Определение коэффициента влияния факторов воздействия на автономное образовательное учреждение

№ п/п

Наименование фактора воздействия на организацию

Важность фактора(от 9 до 0)

Фактическое состояние фактора(от 0 до 9)

Коэффициент влияния

kвл(п.3:п.4)

1

2

3

4

5

1.

Фактор 1

2.

Фактор 2

N

Фактор N

2. Построение матрицы корреляции проектов развития и факторов воздействия на учебное заведение, где kвл - коэффициент влияния факторов воздействия; kкорр - коэффициент корреляция проекта и факторов воздействия. Оценка корреляции производится в баллах и может составить: +2 («сильная положительная»), +1 («слабая положительная»), 0 («никакая»), -1 («слабая отрицательная»), -2 («сильная отрицательная»):

.

В таблице 8 представлена форма матрицы корреляции проектов и факторов воздействия на учебное заведение.

Таблица 8 - Матрица корреляции проектов и факторов воздействия на организацию

№ п/п

Наименование проекта

Фактор 1

kвл=Х

Фактор 2

kвл=Y

Фактор N kвл=Z

Рейтинг

1

Проект 1

Ф 11 = kкорр * X

Ф 12 = kкорр * Y

Ф 1n = kкорр * Z

Рейтинг 1 = Ф11+Ф12+ ... + Ф1n

2

Проект 2

Ф 21 = kкорр * X

Ф 22 = kкорр * Y

Ф 2 n= kкорр * Z

Рейтинг 1 = Ф21+Ф22+ ... + Ф2n

3

Проект 3

Ф 31 = kкорр * X

Ф 32 = kкорр * Y

Ф 3n = kкорр * Z

Рейтинг 1 = Ф31+Ф32+ ... + Ф3n

4

Проект 4

Ф 41 = kкорр * X

Ф 32 = kкорр * Y

Ф 4n= kкорр * Z

Рейтинг 1 = Ф41+Ф42+ ... + Ф4n

м

Проект М

Ф m1 = kкорр * X

Ф m2 = kкорр * Y

Ф mn = kкорр * Z

Рейтинг 1 = Фm1+ Фm 2+ ... + Фmn

3. Определение необходимого времени на проведение каждого из рассматриваемых проектов (дни, недели, годы и т. п.).

4. Определение затрат на реализацию проекта, стоимости материальной и нематериальной части бюджета каждого проекта.

5. Построение диаграммы проектов развития: строится пузырьковая диаграмма по трем переменным (абсцисса - рейтинг проекта развития, ордината - время на реализацию проекта, размер пузырька - совокупный объем затрат на реализацию проекта); оценка их размещения по четырем квадрантам. График проектов развития и механизм его оценки представлен на рисунке 4.

6. Составление перечня проектов (направлений) развития с учетом их приоритетности.

Таким образом, в процессе сбора денежных средств для формирования эндаумент-фонда автономного образовательного учреждения, целью которого является долгосрочное целевое финансирование организации, определяются приоритетные направления, цели, на которые он будет расходоваться.

Время

Проекты, проведение которых ниже среднего (слабо) либо совсем не повлияет на выполнение основных целей и задач организации при временных затратах выше среднего уровня

Проекты, проведение которых выше среднего (сильно) повлияет на выполнение основных целей и задач организации при временных затратах выше среднего уровня

Проекты, проведение которых ниже среднего (слабо) либо совсем не повлияет на выполнение основных целей и задач организации при временных затратах ниже среднего уровня

Проекты, проведение которых выше среднего (сильно) повлияет на выполнение основных целей и задач организации при временных затратах ниже среднего уровня

Рейтинг

Рис. 4. График проектов развития

Заключение

Благотворительная услуга, конкретизирующее понятие благотворительной деятельности и определяющее ее специфику как процесса поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов от лиц и организаций в пользу индивидов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни.

Благотворительная деятельность в России на современном этапе она развивается через создание специализированных некоммерческих организаций, в том числе используя накопление доходов посредством создания фонда целевого капитала некоммерческих организаций.

Основные направления совершенствования процесса сбора пожертвований автономным образовательным учреждением позволяют повысить эффективность функционирования образовательных учреждений за счет создания попечительских советов, формирования и укрепления партнерских отношений образовательного учреждения с бизнес-сообществом как работодателем.

Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала позволяет автономному образовательному учреждению выявить и сформулировать ключевые задачи, которые нуждаются в первейшей реализации и принесут максимальный эффект в достижении стратегических целей.

Список использованной литературы

1. Габидуллина, Э.В Развитие и состояние благотворительности в современном российском обществе [Текст] / Ш.З. Валиев, Э.В. Габидуллина // Научное и экологическое обеспечение современных технологий: материалы III Респуб. студ. науч.-прак. конф. - Уфа: УГАЭС, 2006. - С. 9-10.

2. Габидуллина, Э.В. Попечительский совет как общественная форма управления образовательным учреждением [Текст] / Э.В. Габидуллина // Образование в высшей школе: современн. ые тенденции, проблемы и перспективы развития- Уфа: УГАЭС, 2006. - С. 79-83.

3. Габидуллина, Э.В. Совершенствование механизма осуществления благотворительности как дополнительного источника обеспечения сферы образования [Текст] / Э.В. Габидуллина // Вестник Томского государственного ун-та: общенаучный периодический журнал. - 2009. - № 324. - С. 271-274.

4. Дегтерев, Д.А. Фандрайзинговая стратегия российского вуза / Д.А. Дегтерев, А.В. Стельмах // Сборник аналитических материалов к III Всероссийскому форуму руководителей образовательных учреждений / Межрегиональный деловой центр. - М., 2007. - С. 74-78.

5. Похолков, Ю. Фандрайзинг в финансировании научных программ [Текст] / Ю.Похолков // Поиск. - № 1-2(867-868) 13 января 2006. - 15 с.

6. Тульчииский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст] : учебник для вузов / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Лань, 2001. - 384 с

7. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций [Текст] : учебник / Е.Л. Шекова. - СПб.: Лань, 2004. -- 192 с.

Приложение А

Рис. 3. Алгоритм создания эндаумент-фонда автономного образовательного учреждения

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты