Какой бы эффективной в своей деятельности ни была правовая система, какую бы схему ее структуры и функционирования мы ни избрали, всегда в центре ее находится конкретный человек с его интересами, потребностями, невзгодами, горестями и т.п. Поэтому действия этой системы в конечном счете замыкаются на правовом поведении личности.
Для социологии, как и для криминологии, существенное значение, особенно в обществах переходного типа, переживающих глубокий социально-экономический кризис, сопровождаемый резким ростом правонарушений, приобретает понимание того, какими характерными признаками обладает правовое поведение. Таких признаков несколько:
1. Социальная значимость поведения.
2. Наличие актуального или потенциального контроля сознания и воли личности над своим поведением.
3. Наличие регламентируемости поведения правовыми средствами, в частности, нормами права - предписывающими, разрешающими или запрещающими.
4. Подконтрольность правового поведения государству в лице его правоприменительных и правоохранительных органов.
5. Способность поведения повлечь юридические последствия для индивида или группы, его совершающих, выражающихся в возникновении, изменении или прекращении правовых отношений.
Правовое поведение можно в самой общей форме определить как социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.
Прямо противоположным по своим мотивам, содержанию, последствиям является противоправное поведение.
Социальная значимость правомерного поведения состоит в укреплении существующих общественных отношений. | Противоправное поведение расшатывает и ослабляет эти отношения. | ||
Правомерное поведение мотивируется сознанием долга и ответственности либо личными интересами, соответствующими или же противоречащими интересам общества. | Противоправное поведение движимо противоположными мотивами корысти, эгоистических и агрессивных стремлений. | ||
Правомерное поведение предусмотрено разрешающими или обязывающими нормами, соответствует им и в этом смысле нормативно. | Противоправное поведение нарушает запретительные или обязывающие нормы, и в этом смысле антинормативно. |
Функции государства и его органов, в том числе правоохранительных, направлены на то, чтобы охранять правовое поведение, способствовать его практическому осуществлению, а в отношении к противоправному поведению они предусматривают меры предупреждения и пресечения, а также наказания виновников такого поведения.
Для социологического исследования противоправного поведения важное значение имеет его дифференциация на различные виды в зависимости от масштабов применения и тяжести социального ущерба, негативности юридических последствий. Степень общественной опасности является критерием, позволяющим отграничить от различных видов правонарушений - административных, дисциплинарных, гражданских - самое тяжелое противоправное поведение - преступление.
Социология права концентрирует свое внимание на выявлении причин, особенностей и социальных механизмов воспроизводства и функционирования различных видов асоциального и противоправного поведения (преступности, алкоголизма, наркомании, проституции), их связи с социально-экономическими и другими общественными процессами. Социологическими исследованиями, проведенными в последние годы установлено, что вследствие развала СССР, связанного с глубоким социально-экономическим и политическим кризисом
а) резко обострились все виды объективных социальных противоречий,
б) резко снизилось благосостояние большинства населения,
в) обнаружились многие дисфункции социальных институтов,
г) снизилась эффективность норм правового регулирования.
Это привело к широкому распространению нарушений социальных норм, к резкому возрастанию масштабов правонарушений и преступного поведения.
Обобщение материалов социологических исследований дает основание для вывода о том, что важнейшие причины нарастающей криминализации постсоветского общества заключены в следующем:
1. Социально-экономический кризис, сопровождаемый разгосударствлением собственности, ее приватизацией, привел к широкому распространению в различных слоях населения жажды финансового успеха, которая удовлетворяется чаще всего способами, связанными с правонарушениями, в том числе с преступной деятельностью.
2. Снижение жизненного уровня большинства населения приводит к тому, что далеко не все оказываются в состоянии достичь сносного жизнеобеспечения законными способами, создавая тем самым более высокий, чем в прежние годы, социальный потенциал правонарушений.
3. Возникший в результате развала Советского Союза ценностный вакуум, когда старая система ценностей с основным акцентом на добросовестный, необходимый обществу труд, рухнула, а новая, ориентированная на предприимчивость и индивидуальный успех, еще не сложилась, привел к беспринципности и безответственности многих должностных лиц, их коррумпированности, к стремлению многих граждан не считаться с нормами морали и права в своем повседневном поведении, что благоприятствует массовизации противоправной деятельности.
4. Произошедшая в силу развития кризисных процессов и трансформации общества деформация его социальной структуры, выразившаяся в непомерно большой доле населения, официально относимого к категории «бедных», наличие обширного числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, лиц, вышедших из тюрем, не устроившихся в жизни посредством правового поведения, нарастающая численность беженцев из «горячих точек» бывшего СССР и др., сходные с ними, социальные процессы приводят к усилению криминализации постсоветского общества.
В связи с усилением криминализационных процессов резко возрастает роль социологических исследований:
- личности преступника,
- социально-психологических особенностей преступных деяний,
- наркомании,
- алкоголизации различных групп населения
- других форм асоциального и противоправного поведения.
Результаты этих исследований позволяют не только установить реальные масштабы и причины противоправных видов поведения, их обусловленность социально-экономическими и социально-психологическими факторами. Они дают возможность сформулировать практически значимые рекомендации для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.
В социологии права существует еще одно, очень важное направление исследований, которое порой, особенно в условиях роста преступности, недооценивается. Это выяснение путей и способов формирования высокого правового сознания, правовой культуры личности и социальной группы, привитие индивидам привычки и потребности соблюдать правовые нормы во всех сферах общественной жизни.
Осознание индивидом желательности, необходимости и благотворности для него самого и его окружения соблюдения правовых норм связано с переводом внешнего воспитательного воздействия во внутренне осознанное. Это является коренной проблемой правового воспитания.
Правовое воспитание достигает своей цели - помогает сформировать законопослушного гражданина - двумя основными путями.
Первый из них - широкое распространение юридической информации, усвоение индивидом правовых установлений общества, формирование у него устойчивой привычки следовать правовым ценностям. Этот путь - основной и решающий.
Но он может, а в некоторых случаях и должен дополняться другим, второстепенным, дополнительным. Суть его состоит в том, чтобы не очень последовательный в соблюдении правовых норм человек уяснил себе возможность кары со стороны общества, действующих в нем правоохранительных органов за допущенные правонарушения. Этот путь ни в коем случае нельзя недооценивать. Ибо принуждение было и остается важным средством становления законопослушного гражданина. Ведь именно боязнь правовой ответственности часто выступает сдерживающим фактором.
В связи с развернувшимся процессом формирования правового государства, возрастающий интерес вызывает проблема прав и свобод человека, соблюдение гарантий свободы и достоинства личности, ее защиты от произвола управленческих структур. Социология права исходит из того, что каждому человеку от рождения принадлежит правоспособность, т.е. гарантируемая государством способность иметь определенный круг прав и обязанностей. С возрастом, а в полном объеме - с наступлением совершеннолетия человек становится обладателем дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и обязанности.
Что же такое права человека? Это обеспечение каждой личности законом возможности пользоваться и распоряжаться материальными, социальными и духовными благами, ценностями, пользоваться существующими в обществе свободами и определять на основе правовых норм свои действия и действия других людей.
Но чтобы действовать в обществе в соответствии с существующими в нем правовыми нормами, гражданин должен знать свои права. К сожалению, правовая информированность, правовая культура граждан еще не соответствуют условиям формирования правового государства.
Не может не тревожить существенный разрыв между правовой культурой значительной части населения и его возрастающей требовательностью к действиям правоохранительных органов. Такая ситуация диктует необходимость более широкого развития исследований в области социологии права и формулирования на основе обобщения их результатов практически значимых рекомендаций, способных содействовать, как повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, так и повышению правовой культуры наших сограждан.
В настоящее время резко возрастает значимость эффективности правовых норм, их регулирующей роли в обществе.
Основным и условиями эффективности права являются:
- правильная оценка взаимозависимости между нормой права и объективной действительностью,
- правильная оценка взаимозависимости между нормой права и человеческим поведением,
- верная оценка особенностей правовой нормы как средства воздействия.
Общество под влиянием социальной структуры и исторических факторов само формирует человеческое поведение. Т.е. общество представляет собой формирующую среду для правовой нормы. Взаимосвязь интересов в политике, ее особенности, различия и противоречия, вытекающие из структуры общества, определяют роль нормы права. Если в процессе правотворчества была дана правильная оценка этих факторов, то у нормы права больше шансов найти отражение в человеческом поведении. Это и является важным признаком эффективности права.
Однако эффективность правоприменения - величина не статическая, а динамическая, которая изменяется в процессе социально-экономических преобразований. Эффективность правовой нормы - это эффективность, соответствующая экономической и социальной политике. Это такая эффективность, которую можно измерить в процессе реализации политики, отвечающей общественным отношениям. Однако политика не может быть оценена в статичном положении, а лишь в ходе динамичного влияния на развитие социальных процессов.
Наиболее дифференцированной структурой социологии права является та, которая связана с системой права и структурой правоведения. Это - социология государственного (конституционного) права, социология административного права, социология уголовного права, социология гражданского права, социология семейного права, социология процессуального права, социология международного права и др.
Не все из этих и других отраслей социологии права получили одинаково серьезную разработку. Обычно особенно большое внимание уделяется социологическим проблемам семейного и уголовного права.
Важно при этом иметь в виду, что социологию уголовного права было бы неверно отождествлять, как это иногда делается, ни с социологией преступности, ни с криминологией при всей их взаимосвязи и даже взаимопроникновении. В первом случае речь идет о хотя и взаимно пересекающихся, но все, же различных отраслях социологии. Во втором - о различных, хотя и очень близких, частично совпадающих областях научного знания, поскольку криминология включает в себя не только социологическое, но и правоведческое, психологическое, антропологическое и иное знание о преступнике и преступности.
Социология права как учебная дисциплина дополняет и конкретизирует современную теорию государства и права в части изучения вопросов социального механизма правового регулирования, а также методов сбора эмпирической информации о социальном действии права, его воплощении в конкретных правоотношениях. Значительное внимание в социологии права уделяется методике проведения конкретных социально-правовых исследований.
Изучение курса социологии права преследует три основные цели:
1. Вооружить обучающихся научными представлениями о социальном действии права, механизмах и процессах его воплощения в конкретных правоотношениях, социальных факторах, которые наиболее активно влияют на реализацию современного права. Важнейшей задачей курса является также раскрытие социально-психологических механизмов принятия юридически значимых решений личностью, как частным, так и должностным лицом;
2. Ознакомить обучающихся с современными методами сбора и изучения социально-правовой информации, применяемыми как учеными-юристами, так и практическими работниками при изучении эффективности действия отдельных норм права, обобщении судебной, арбитражной и иной юридической практики правоохранительных и правоприменительных органов;
3. Обучить навыкам самостоятельного проведения обучающимися социально-правовых исследований, в том числе умению на профессиональном уровне составить программу социально-правового исследования, подготовить формы исследования, провести социологическое наблюдение и обобщить полученные результаты.
Таким образом, социология права, способная в своем развитии учитывать все стороны возникновения и решения законодательных проблем современного общества, может и должна стать мощным фактором формирования правового государства, обеспечения реализации прав и свобод личности, улучшения правового регулирования и управления всеми сферами общественной жизни.
2. История становления социологии права.
Становление социологии права как науки обычно связывают с именами французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и австрийского юриста Евгения Эрлиха (1862-1922). В своих исходных посылках авторы руководствовались трудами О. Конта, который впервые обосновал необходимость социологии (социальной физики) как самостоятельной науки об обществе.
О. Конт сыграл заметную роль в зарождении социологии права как науки. Во-первых, он обосновал один из основных принципов данной науки, согласно которому законы должны выводиться из опыта социальной жизни, а не из априорно сформулированных законодателем понятий. Во-вторых, О. Конт справедливо заметил, что социальное научное познание, в том числе и познание права, надлежит осуществлять с использованием методологии точных наук.
Основы социологии права получили дальнейшее развитие в работах Э. Дюркгейма, внесшего значительный вклад в разработку ее основополагающих идей, систему понятий и методов социологического исследования.
Э. Дюркгейм предложил рассматривать соотношение общества и личности как целого и части. Он имел в виду, что не все социальные факты могут быть сведены к свойствам личности, поскольку «группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены».
Среди социальных фактов, определяющих поведение людей в обществе, он называл моральные и юридические нормы, а также типы общественных связей: семейные, государственные и др.
Э. Дюркгейм рассматривал право как социальный факт, т.е. правило, выработанное коллективом людей, ставшее для них привычным и опирающееся на государственное принуждение. Организованный характер санкций автор считал главным признаком права, отличающим его от морали и иных социальных норм.
Если общество приходит в упадок, находится в кризисном состоянии, то и личность предпринимает попытки выйти за пределы социальной солидарности, совершать противоправные деяния. Состояние общества, в котором действующие нормы устарели, а новые обществом еще не созданы, Э. Дюркгейм называл аномией. Одним из ярких показателей такого состояния общества является рост числа самоубийств. В капиталистическом мире, полагал Э. Дюркгейм, кризис и состояние аномии - явление не только нормальное, но и постоянное.
В отличие от большинства ученых-юристов и социологов, Э. Дюркгейм не считал преступления социальным злом. Наоборот, он видел в них «фактор общественного здоровья», поскольку функционирование общества без преступлений вообще невозможно. Патология преступности видится лишь в ситуациях, когда данное явление выходит за свои пределы и «достигает чрезмерного роста» либо опускается ниже среднестатистического показателя, характерного для определенного общества, отдельной страны.
Появление социологии права как самостоятельной науки обычно связывается с именем Е. Эрлиха и его работой «Основы социологии права», изданной в 1913г.
Заслуга автора состоит в том, что он внес значительный вклад в обоснования значимой для социологии права идеи «живого права».
По мнению Е. Эрлиха, «живая норма» может быть результатом:
1. спонтанного правотворчества, осуществляемого общественными союзами (семья, производственные объединения, корпорации, хозяйственные союзы и др.)
2. нормотворческой деятельности отдельных представителей государственной власти, осуществляющих правоприменительную деятельность. Это могут быть судьи либо чиновники.
Таким образом, «живое право» находится не в статьях закона, а в конкретных, фактических отношениях.