Процессы социальной мобильности

Процессы социальной мобильности

24

Реферат по социологии

Тема: «Процессы социальной мобильности»

Студента первого курса,

биологического факультета,

заочной формы обучения:

Григория Александровича Янина

№ зач.32080023

Преподаватель:

Татьяна Владимировна Поликарпова

«Глупый мотылёк догорал на свечке-

Жаркий уголек, дымные колечки»

Егор Летов

Введение

На протяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет он того или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет, холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность или наоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазон жизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальная мобильность».

Под этим понятием понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида, социального объекта из одной группы в другую, без потери своего статуса. Включает такие понятия, как миграция и урбанизация. Вертикальная мобильность обозначает переход индивида или социального объекта из одного пласта в другой. Действует в определённых сферах человеческой жизни (ипостасях) - экономической, профессиональной и политической. Может быть как индивидуальной, так и массовой, последнее свойство характерно и для горизонтальной мобильности.

Следует отметить, что не существует общества с социальной мобильностью равной 100%, как и общества с нулевым её значением. Да, история знает примеры, когда вертикальная мобильность приближалась к пиковому своему значению, это периоды социальных ломок, революций и иных социальных катаклизмов, но это отнюдь не приносило положительных результатов.

Из этого следует, что процессы социальной мобильности находятся в равновесии и нарушение его приводит к серьёзным последствиям для общества вплоть до его гибели, вспомним хотя бы революцию 1917 года. В результате прихода к власти большевиков и взятого ими на вооружение тезиса, что даже кухарка может управлять государством с одновременным уничтожением старой политической элиты, возник дефицит кадров. Чтобы исправить существующее положение власть прибегла к искусственному стимулированию социальной мобильности. В результате на верхние этажи стратификационной системы «хлынули потоки рабоче-крестьянских выдвиженцев, едва овладевшие азами грамоты, но чётко усвоившие чувство классового превосходства» (Сорокин П. А» Человек. Цивилизация. Общество»). О дальнейшей судьбе этой системы мы знаем из учебников по истории. Как видно это равновесие столь шатко, что любое вмешательство с целью повлиять на него, даже с благими намерениями, приводит к катастрофическим последствиям, сразу становиться понятным выражение - «Ад начинается с пены на губах у ангела, взявшегося за правое дело» («Мораль и политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп» Шейнис В. Л 2003 г)

Часть 1: Понятие социальной мобильности пути и способы её реализации. Вертикальная мобильность

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивидуального или социального объекта, или ценности из одного положения в другое. Различают два принципиально разных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевают переход индивидуума или социального объекта, или ценности из одной группы в другую без изменения своего социального положения, т.е. перемещения происходят в пределах некоторых групп одного уровня, например, смена конфессии, гражданства, семьи или, применительно к ценности, становление христианства государственной религией римской империи и соответственно перемещения его в высшие слои стратификационной системы конкретного общества.

Вертикальная социальная мобильность подразумевает перемещение индивидуума или социального объекта из одного социального слоя в другой. Существует два варианта её реализации: восходящая и нисходящая (социальный подъём и социальный спуск).

В зависимости от типа стратификации выделяют восходящие и нисходящие потоки экономической, политической и профессиональной вертикальной мобильности.

Восходящие потоки могут быть двух видов:

1) Проникновение индивида из более низких слоёв в более высокие.

2) Образование индивидами новой группы с последующим вхождением её в группу с более высоким положением, ранее существовавшую или наряду с ним.

Соответственно и нисходящей мобильности свойственна двойственность:

Первый тип, это падение индивидуума с более высокой социальной позиции, на существующую более низкую, сопровождающийся или не сопровождающийся распадом той социальной группы, к которой он принадлежал.

Например: результатом октябрьского переворота 1917 года стало отречение императора Николая 2, который фактически являлся ядром тогдашней аристократии. Его отречение привело не только к лишению его всех прав, но и исчезновению дворянства как такового…

Второй тип, состоит в деградации социальной группы и распаде её как целого.

Например: В результате реформ Петра 1, в частности перехода к регулярной армии, стрельцы, как категория служивых людей оказались не нужны. Постепенно утрачивая не только былые права, но и средства к существованию, не раз восставали, следствием чего стало не только исчезновение их как класса, но и физическое уничтожение многих…

Вертикальная мобильность может различаться по интенсивности и объемности. Интенсивность означает социальную дистанцию по вертикали или количество слоев - экономических, социальных, политических - которые проходит индивид в процессе своего восходящего или нисходящего движения за определённый промежуток времени.

Под объёмностью понимают число индивидов, которые изменили, своё социальное положение за определённый промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов называют показателем абсолютной мобильности. А отношение числа таких индивидов ко всему населению конкретного общества, - показателем относительной объёмности.

Как видно, социальная стратификация одной и тойже высоты, может иметь различную внутреннею структуру, обусловленную разницей интенсивности и объёмности (горизонтальной) вертикальной мобильности. В качестве примера общества с высокой мобильностью можно привести старую Америку. Так в 1828 году, несмотря на сопротивление рабовладельческой олигархии, президентом соединенных штатов стал искусный в «земельных отношениях и лошадиных сделках, в борьбе и дуэлях, первый, кто занял самую высокую должность, не имея ни влиятельной семьи, ни образования, ни богатства» Эндрю Джексон.

Кстати говоря: принято считать, что демократические группы обладают более высокими значениями вертикальной мобильности, но это всего лишь иллюзия, которую создаёт элемент выборности. Да, несомненно, они обладают большим числом социальных ходов, что создаёт впечатление отсутствия стратификации, но всё же она существует. Кроме того, в некоторых не демократических группах мобильность более интенсивна, чем демократических. Это не всегда заметно, так как способы повышения и понижения в таких обществах не выборы, отсюда впечатление застойного и неподвижного характера таких обществ. Также нельзя использовать критерий «выборности» в качестве оценки развитости общества, ибо достоверно известно, что основным механизмом вертикальной циркуляции в примитивных обществах является выборность.

Часть 2: Общие принципы социальной мобильности. Пять теорем Сорокина

Первая теорема: вряд ли существовало общество, слои которого были бы абсолютно раскрыты или в которых вертикальная мобильность отсутствовала в трёх своих ипостасях - экономической, профессиональной, политической.

В качестве примера общества с особо жёстким типом стратификации можно привести кастовое общество Индии. До проведения демократических реформ в ней практически отсутствовали процессы вертикальной мобильности постольку, поскольку принадлежность к тому или иному классу (в том числе профессия), передавалась по наследству, что делало невозможным переход представителей из низких слоёв на существующие более высокие.

Но даже в таком обществе, пусть медленно, но всё равно протекали процессы социальной мобильности. Следует отметить, что перемещения в таких обществах индивида или группы в более высокие слои зачастую являются результатом сильнейшей социальной ломки: революций и прочих социальных катаклизмов.

Вторая теорема: никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободна и переход из одного социального слоя в другой не встречал бы ни какого сопротивления. Если бы социальная мобильность была абсолютно свободна, то в обществе устроенным таким образом не было бы никаких социальных слоев, подобно зданию без потолков. Лишь в периоды полнейшей анархии и беспорядка возникает что-то похожее на хаотичную и дезорганизованную социальную мобильность» (П.А. Сорокин «Социальная мобильность») Вспомним лихие 90-е, в результате сильнейшего изменений политического устройства государства, индивидуумы, ранее не обладавшие особенно значимым социальным статусом, вознеслись до небес - «и небесталанный политический клоун, преуспевший в искусстве самой бессовестной демагогии и совершающий немыслимые кульбиты с мгновенной переменой фронта…»(В. Л Шейнис «Мораль и политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп»2003 г)

Третья теорема: интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности, варьирует от общества к обществу.

Четвёртая теорема: Интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности в трёх ипостасях: экономической, политической и профессиональной изменяются в одном и том же обществе в разные периоды времени. Для любого общества характерно чередование процессов высокой вертикальной мобильности и относительной её неподвижности.

Пятая теорема: если судить на основании соответствующих исторических и других материалах, то в сфере вертикальной мобильности, в её основных трёх видах - экономической, политической, профессиональной - по-видимому отсутствует сколько-нибудь определённая и постоянная тенденция в сторону увеличения так и снижения её интенсивности и объемности. Считается, что устранение религиозных и иных социальных препятствий способствует усилению процессов социальной мобильности, но, увы, вместо устраненных препятствий возникают новые.

Часть 3: Каналы вертикальной мобильности

Вертикальная мобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому в мембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшими среди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационной лестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступив в войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив эту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)

Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах существует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители еврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствий для повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей.

Часть 4. Механизм социального тестирования и распределения индивидов внутри социальных слоёв

Огромное значение в распределение индивидов внутри различных слоёв также выполняют социальные институты, которые выступают в качестве каналов вертикальной циркуляции. Такие институты как семья, церковь, армия, политические и профессиональные организации, в тоже время являются «ситами», которые тестируют, отбирают и распределяют индивидов по разным слоям и позициям.

Семья и школа, используют в качестве критерия общие свойства индивидов, такие как уровень интеллекта, здоровья и социальный характер. Другие институты, относятся к механизмам тестирующим особые свойства индивидов.

Семья является первым критерием для суждения об общих свойствах человека и, соответственно, первичным основанием для определения будущего социального положения индивида. В обществе где семья стабильна, брак неприкосновенен и длителен, браки между представителями разных слоёв немногочисленны, воспитание и образование происходит в основном в семье, место других тестирующих и отбирающих организаций невелико, причем молодое поколение поступает к ним в относительно зрелом возрасте, в таком обществе семья, как тестирующая, отбирающая и распределяющая сила, играет исключительно важную роль, и наоборот, в обществе где семья нестабильна, браки недолговечны, семейные союзы между членами разных слоёв обычное явление, где образование детей с раннего возраста происходит в других институтах, вне семьи, а количество таких институтов довольно велико, в таком обществе семья, как тестирующая и отбирающая сила играет гораздо менее важную роль, чем в обществе первого типа.

Школа-семья, представляет собой институт, который первым проверяет человека и даёт наиболее грубый набросок жизни индивидуума. Но в дальнейшем семейное тестирование и влияние семьи пересматривается, и перепроверяться представителями разных социальных институтов. Важнейшим из них является школа.

В настоящее время когда влияние семьи резко упало, школа во истину стала самым первым и главным таким институтом. Существенная её социальная функция заключается не в том, чтобы выяснить усвоил ученик материал или нет, но в том чтобы посредством всех её экзаменов и нравственного наблюдения определить какие из учеников одарены, а какие нет, путем исключения недостойных закрывает им пути на верх. Потому школа и есть в первую очередь тестирующая, отборочная и распределяющая инстанция.

Интенсивность этой функции школы, естественным образом меняется от общества, в разные промежутки времени, она сильно зависит от степени, в которой тестирование и отсеивание индивидов осуществляется другими институтами и особенно семьи. Школа выполняет функцию отбора и препятствует социальному продвижению индивидов, которые не были отстранены и отобраны семьёй.

Церковь, как и школа, тестирует интеллектуальные способности человека, так и церковь тестирует нравственные и духовные социальные характеристики. Семья, церковь и школа являются теми институтами, которые в основном тестируют общие способности и качества людей и определяют лишь в общем виде и предварительно в какой из основных

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты