Профессиональная ориентация как социальная технология на рынке труда

Профессиональная ориентация как социальная технология на рынке труда

Курсовая работа

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Содержание:

Введение

Глава 1. Использование социальных технологий на рынке труда Взаимозависимость образования и рынка труда

§1.1 Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда.

§1.2 Понятие рынка труда, его структура.

§1.3 Механизмы взаимодействия образования и рынка труда

Глава 2. Понятие профессиональной ориентации. Влияние профессиональной ориентации на рынок труда.

§2.1 Понятие профессиональной ориентации и её практическое применение.

§2.2 Процессы профессиональной ориентации и профессиональной адаптации как составляющие развития рынка труда

Глава 3 Процессы совершенствования профессиональной ориентации и трудовой адаптации на современном этапе

§3.1 Совершенствование процесса профессиональной ориентации в образовательных учреждениях.

§3.2 Совершенствование процесса трудовой адаптации в организации

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Актуальность темы

Радикальные преобразования экономической системы общества, предопределившие становление и развитие рынка труда, изменившие требования к уровню подготовки, качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационному составу, потребовали реформирования образовательной сферы как основополагающего звена системы воспроизводства человеческих ресурсов.

Высокие темпы развития современного рынка образовательных услуг и становления его институтов определяют необходимость исследования этих процессов, протекающих на нем процессов, повышения качества образовательных услуг с учетом запросов потребителей, адаптации жизнедеятельности учебных заведений к складывающемуся новому социально-экономическому укладу.

Являясь важным фактором повышения интеллектуального уровня и производительной силы работников, рынок образовательных услуг способствует вовлечению населения в образовательный процесс, а в дальнейшем - определяющие положение человека на соответствующем сегменте рынка труда. Последний также влияет на рынок образования, определяя социальный заказ на качество и количество образовательных услуг, что актуализирует задачи определения методологических основ взаимодействия данных рынков, которые в отечественной экономической науке развиты недостаточно.

Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что институты рынков труда и образовательных услуг только накапливают опыт взаимосвязанного функционирования, и поэтому нуждаются в концептуальном обеспечении, разработке механизма их взаимодействия применительно к конкретным условиям экономики России. Разработка фундаментальных проблем взаимодействия сферы образования с рынком труда позволит достигнуть стабильности в обществе и эффективности социально-экономических преобразований.

Объект исследования:

Объектами исследования выступают социальные технологии, рынок труда и рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике России

Предмет исследования

Предметом исследования являются отношения взаимодействия, складывающиеся в процессе взаимодействия рынков труда и образовательных услуг, профессиональная ориентация и трудовая адаптация в трудовых коллективах

Цель исследования

Выработать предложения по усовершенствованию взаимодействия рынка труда и рынка образования в образовательных учреждениях, а так же предложения по усовершенствованию трудовой адаптации в организациях.

Задачи исследования

Изучить понятие социальной технологии

Изучение понятие рынка труда, его особенности и виды.

Изучения процессов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Изучить понятие профессиональной ориентации и её развитие в современных условиях

Предложить направления и тенденции в модернизации и адаптации рынка образовательных услуг к спросу на рынке труда

Предложить способы совершенствования современной системы трудовой адаптации в организации.

Гипотеза: Для усовершенствования процессов функционирования рынка труда необходимо активное внедрение профессиональной ориентации в образовательных учреждениях, а так же развитие процессов трудовой адаптации в организациях.

Методы:

изучение и анализ литературы и документов;

анализ экспериментального материала,

обобщение

наблюдение,

изучение продуктов деятельности,

изучение опыта работы практического психолога,:

метод моделирования

метод обобщения

Степень разработанности

Несмотря на то, что в современных условиях уделяется большое внимание проблемам развития рынков разных видов, в науке до сих пор не сложился целостный подход к их взаимодействию и взаимосвязанному функционированию, в том числе роли профессиональной ориентации и трудовой адаптации.

Общетеоретические основы рынка труда и механизма его функционирования заложены в работах - А. Смита, Д. Рикардо, К.Маркса.

О роли социальных технологий в современном обществе отражены в исследованиях М. В. Удальцовой, А. К Зайцева, Н.С Данакина

В российской экономической литературе теоретико-методологические основы рынка труда нашли отражение в исследованиях Н. Волгина, И. Масловой, А. Котляра и др.

Глава 1. Использование социальных технологий на рынке труда Взаимозависимость образования и рынка труда

§1.1 Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах. Иванов В.Н. Основы социального управления 2001

Как известно, наука социология призвана не только оценивать состояние общественных процессов, но и давать прогноз на будущее, из сферы исследования проблем она должна стать инструментом их решения, прежде всего формирования человека как творца социума, а не его разрушителя. Пока этой функции социология не выполняет. Идет поиск новой социологической парадигмы, которая была бы способна ответить на вызовы времени.

В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства.

Социальные технологии и выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.

Социальная технология - процесс направленного воздействия на социальный объект с целью получения запрограммированного результата, это разработка методов и методик результативного и целенаправленного воздействия. Различают следующие технологии:

макротехнологии макросистем (региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы);

мезатехнологии на уровне города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива;

микротехнологии, которые рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на макроуровне.

Содержание технологии в управлении - это средства воздействия на человека как главный ресурс с целью роста результативности деятельности организации в целом. Процесс управления людьми составляет гуманитарную технологию. Можно выделить три области развития человеческого потенциала: организация, социальные группы, отдельные работники.

Главной функцией управления, является конструирование трудового коллектива. Выделяют следующие элементы этой технологии:

кадровая политика;

обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;

мотивация работников;

их стимулирование;

развитие коммуникации и обратной связи;

управление конфликтами.М. В. Удальцова Социология управления :Учебник.-М.:ИНФРА-М, Новосибирск,2002.с 4

Одним из важнейших факторов, воздействующих на эффективность технологии социального управления является кадровая политика. Опираясь на опыт крупнейших фирм, США выделяют следующие важнейшие элементы кадровой политики:

наличие перспективы и гарантии продвижения по службе;

перемещение сотрудников по вертикали, и по горизонтали с целью изучения ими всех этапов производства;

кураторство опытных специалистов над молодыми;

формирования резерва на выдвижение из числа хорошо себя зарекомендовавших молодых специалистов;

перед каждым перемещением повышение квалификации с отрывом либо без отрыва от производства;

стажировка на разных должностях, практика замещения различных работников во время отпуска и пр.;

установление возрастного ценза для работы на всех должностях, включая первого руководителя;

предложение других должностей работникам, которые достигли пенсионного возраста, но сохранили свой потенциал.

Таким образом, социальные технологии - это те знания и методологические механизмы социального управления, которые осуществляют саморазвитие общества и позволяют прогрессивно развиваться обществу порядок их действий регулирует само саморазвитие общества.

§1.2 Понятие рынка труда, его структура

Переход нашей страны в условия рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения.

Роль рынка труда в экономике состоит в том, что он позволяет:

эффективно использовать трудовой потенциал страны;

вести конкурентную борьбу за рабочие места;

создавать потребность в росте квалификации работников;

снижать текучесть кадров и соответственно повышать производительность труда;

Рынок труда (англ. labour market)-совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а так же отношения между ними. Является одним из факторов производства, на котором формируются цены на труд как результат механизмов спроса и предложения, на этой основе определяется уровень зарплаты. Воздействие на рынок труда оказывает прежде всего государство, союзы работодателей и лиц наёмного труда, а так же характер экономического роста. 1

Рынок труда является составной частью рыночной экономики. Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, ( М.Х. Гарсия-Исер, И. К. Золотова, А. Е. Когут Словарь терминов, применяемых в деятельности Служб занятости- М. ФИРМА ИНТОГРАФ 1997 стр. 72демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Здесь могут присутствовать внешние и внутренние регуляторы его функционирования, позволяющие государству ускорять прогрессивные тенденции.

По мнению А.Калины А. Калина. Рынок труда :проблемы формирования .-М. 2002, стр. 26 структура рынка труда состоит

из блока рыночных отношений, к которому относятся «процесс обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств»;

из блока государственного управления и регулирования занятости, подготовки и переподготовки кадров;

из блока социальной защиты населения.

Все эти блоки находятся в стадии формирования и развития в сторону цивилизованного рынка труда. Зрелость цивилизованного рынка труда определяется тем, насколько полно и системно выполняют свои обязательства друг перед другом государство, работодатели и наемные работники. Поэтому главная проблема формирования цивилизованного рынка труда в нашей стране -- выработка новых внутрисистемных отношений в сфере производства и трудовых отношений.

Консолидация (англ. consolidation) - упрочнение, укрепление, сплачивание чего либо, например, объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели М.Х. Гарсия-Исер, И. К. Золотова, А. Е. Когут Словарь терминов, применяемых в деятельности Служб занятости- М. ФИРМА ИНТОГРАФ 1997 стр. 37.

Из этого определения можно сделать вывод, что консолидация рынка труда - это объединение государственных организаций(Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения, государственные учреждения службы занятости (Центры занятости населения), которые должны регулировать рынок труда.

Так же под видом рынка труда понимают сочетание территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. Под действием исторических условий все отношения и элементы рыночного механизма в разных странах развивались неодинаковыми темпами. Эти различия привели к формированию разных видов и моделей рынка труда. В зависимости от того, какой вид мобильности преобладает - межфирменный (территориальный) или внутрифирменный (горизонтальный) - можно выделить два основных вида рынка труда.

Внешний рынок труда - который еще называют профессиональным или открытым, характеризуется движением рабочей силы данной профессии между предприятиями (фирмами). Он является открытым, конкурентным рынком, где работник с одного предприятия свободно по своему желанию или необходимости переходит на другое, при этом работник сохраняет свою профессию. Внешний рынок труда обеспечивает перелив рабочей силы с одних предприятий на другие, как по желанию самих работников, ищущих работу с более высокой заработной платой, лучшими условиями труда и перспективами роста, а так же в связи с увольнением работников по желанию администрации.

Этот рынок обуславливает высокую текучесть рабочей силы и активно способствует росту или сокращению безработицы.

Внутренний или закрытый рынок труда - действует в пределах одного данного предприятия. Здесь идет перемещения как по вертикали, так и по горизонтали. При перемещении по вертикали в большинстве случаев работник переходит в более высокий разряд или категорию. Перемещения по горизонтали происходит в целях приобретения работником знаний разнообразных сторон производства - формирования широкого профиля для лучшего освоения данной должности или продвижения на более высокую. Внутренний рынок слабо конкурентен, он мало влияет на текучесть рабочей силы и динамику открытой безработицы, но для него характерна неполная занятость и скрытая безработица.

Двум видам рынков соответствуют и различные формы профподготовки и переподготовки работников. В условиях внешнего рынка труда приоритет получила законченная форма профессионального образования с выдачей диплома или сертификата, которым придается важное значение при приеме на работу. В условиях внутреннего рынка большое значение придается подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно на предприятии. Профобучение рассчитано на длительное время, предусматривает «непрерывное образование» и значительные затраты.

Виды рынков труда отличаются и по уровням их регулирования. Внешний рынок труда регулируется государством и его органами, внутренний - администрацией предприятия.

Есть мнение, что внутреннего рынка труда не существует, а имеет место только управленческая деятельность, и нет рыночных отношений. Но с этим можно не согласится. На предприятии, как и на внешнем рынке, в несколько иной форме, но имеет место и предложение, и спрос, и конкуренция, и цена рабочей силы.

В действительности оба рассматриваемых рынка сосуществуют вместе. Можно говорить лишь о том, что в стране или регионе преобладает тот или иной вид рынка труда. Так открытый (профессиональный) рынок труда наиболее характерен для США и Великобритании, а внутренний (закрытый) для Японии и Франции.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты