Профессионализм социального работника как условие эффективной деятельности социальных служб
p align="left">В настоящее время существуют три ступени высшего образования в области социальной работы со следующими квалификациями - бакалавр социальной работы (4 года обучения), специалист по социальной работе (5 лет обучения), магистр социальной работы (6 лет обучения). Содержание каждого из этих видов профессионального образования построено по принципу дополнительности, что позволяет студентам переходить от одного из них к другому [20; 10-11]. На первое место при обучении бакалавра выдвигают его подготовленность к исследовательско-прикладной деятельности, которая может сочетаться с проведением организационно-административной и практической деятельности. Подготовка специалиста носит интегративный, т.е. теоретический, практически-деятельностный, исследовательско-аналитический, научно-педагогический характер. Магистр социальной работы должен быть подготовлен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и информационно-ресурсного характера, поэтому половина времени, отведенного на его подготовку, посвящена научно-исследовательской работе и научно-педагогической практике.

Качество обучения социальной работе с идеальной точки зрения характеризуется наличием интеллектуальных, коммуникационных, технологических и других знаний, умений и навыков в их органическом единстве. Для обеспечения высокого качества образования в области социальной работы необходимо учитывать качество отбора абитуриентов, профессорско-преподавательского состава, научно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, научного обеспечения содержания образования, организации образовательного процесса, практической подготовки студентов, контроля уровня знаний, духовно-нравственного, социокультурного и физического развития студентов и т.д. [21; 140-142]. С этими аспектами связаны проблемы в области обучения социальной работе, требующие решения.

Представляется, что рост престижа профессии социального работника в

российском обществе напрямую связан с развитием новых образовательных программ по социальной работе государством и субъектами федерации. Сейчас в российском обществе наблюдается тенденция к свертыванию программ подготовки социальных работников как экономически невыгодных, в условиях роста финансовых проблем, возникающих перед образованием. В то же время, уровень развития социальной работы продолжает оставаться индикатором ориентированности общества и региона на социальные нужды и решение проблем граждан.

Специалисты говорят о необходимости разработки Комплексной программы подготовки и переподготовки профессиональных социальных работников, обеспечивающей высокое качество образования на основе современных концепций обучения. Она включает создание в России непрерывной системы образования в области социальной работы, куда входили бы ступени начального профессионального образования в средней школе, среднего профессионального образования в колледжах и техникумах, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования [20; 10-11].

Для совершенствования системы образования в области социальной работы требуется реализация следующих подходов: дифференцированный подход к подготовке специалистов в зависимости от конкретных условий в обществе и регионах; всеохватывающий подход в территориальном и кадровом отношении: включение в систему подготовки специалистов не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ, но и других заинтересованных министерств, а также уровней федерации и регионов, взаимодействующих между собой; практико-ориентированный подход, предполагающий вовлечение квалифицированных практических специалистов в процесс обучения, в соединении с фундаментальностью обучения; превентивный подход, требующий при проектировании образования учета тенденций развития системы социальной защиты населения и др.

Эти подходы усиливают обучающую функцию социальной работы, стимулируя появление новых образовательных программ и расширение диапазона использования специалистов в социальной сфере.

Обучение в области социальной работы предусматривает анализ, проектирование и конструирование ситуаций и процессов социальной работы. На лекциях и практических занятиях в вузе осваиваются конкретные теории, научные методы и технологии будущей деятельности. Соответственно, в процессе обучения данной специальности центральным его субъектом должен быть студент, который несет ответственность за результаты своего труда. В свою очередь, преподаватель, находящийся со студентом в непосредственной взаимосвязи, а также административные структуры вуза, обязаны создать условия, благодаря которым возможно личностное и профессиональное саморазвитие студента в образовательном процессе [21; 140-142].

Таким образом, социальное образование в области социальной работы представляет собой профессиональное становление личности специалиста. В современном мире оно связано с возникновением потребности в постоянном самосовершенствовании, в выработке умения побуждать себя к непрерывному обновлению знаний. В образовательный процесс российской социальной работы воплощается принятая в современном мире концептуальная идея о воспитании и развитии личности через профессию, особенно актуальная для профессий системы «человек-человек».

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1. Организация и проведение исследования

Целью практической части нашего исследования является изучение влияния специалиста по социальной работе на эффективную деятельность социальных служб.

Мы предполагаем, мы предполагаем, что чем выше профессионализм социального работника, тем эффективней деятельность социальных служб в целом.

Основной задачей практической части нашего исследования является разработка рекомендаций по повышению профессиональной компетентности специалиста по социальной работе для эффективности деятельности социальных служб.

База исследования: ГУ «Никольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Никольского района.

Выборка: выборку составляют социальные работники, 15 человек, возраст 25-40 лет все являются лицами женского пола.

Методы исследования: анкетирование, статистические методы обработки информации.

Анкета - перечень специально подготовленных вопросов, подлежащих самостоятельному заполнению. Анкетирование - вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкетный метод - способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

Для изучения профессионализма в социальной работе была разработана анкета (Приложение 1), цель которой выявить уровень профессиональной подготовки кадров дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Качественный анализ результатов анкетирования позволит уточнить объективные показатели (организаторские, профессиональные знания и умения); субъективные показатели (удовлетворенность деятельностью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития); процессуальные показатели (использование современных методов, приемов, технология). Анкета состоит из 14 вопросов открытого и закрытого типов.

В дальнейшем полученные результаты были подвергнуты количественной и качественной обработке. В результате подсчета частоты встречаемости того или иного параметра были получены данные далее представленные графически.

Таким образом, рассмотрев краткую характеристику используемых нами методов, стоит перейти к анализу и интерпретации данных полученных с их помощью.

2.2. Анализ результатов и выводы

Рассмотрим результаты нашего исследования.

Вопрос 1. Ваше образование?

Таким образом, из данного вопроса мы видим, что 60% респондентов имеют среднее профессиональное образование, 20% - высшее, 13,3 - среднее и 6,6% имеют высшее образование по специальности. Отсюда видно, что коллектив обладает достаточным уровнем знаний, умений, т.е. в деятельности социальных служб идет процесс профессионального становления кадров.

Вопрос 2. Стаж работы в должности?

Из данной диаграммы мы видим - 33,3% респондентов отвечают, что работают в данном доме-интернате от 1 до 3 лет и от 5 до 10 лет. Также 20% соиальных работников работают свыше 10 лет. И всего лишь 13,3% опрошенных работают в данном учреждении от3 до 5 лет. Коллектив социальных работников дома-интерната достаточно устоявшийся. Основную часть составляют специалисты уже проработавшие от 1 года до 3 лет и от 5 до 10 лет. Поэтому можно сказать, что коллектив достаточно опытен в оказании социальных услуг, в коллективе сформировано профессиональное поведение: опыт в выполнении должностных обязанностей и функций.

Вопрос 3. Как вы оцениваете материально-техническую оснащенность дома-интерната?

На данный вопрос 46,6% респондентов отвечают положительно и 26,6% опрошенных оценивают материально-техническую оснащенность дома-интерната отрицательно. Можно сделать вывод, что дом-интернат хорошо оснащен в материально-техническом плане. Администрация района и города оказывает всяческую посильную помощь для дома-интерната, но есть проблемы.

Вопрос 4. Хотели бы Вы улучшить материально-техническую оснащенность дома-интерната?

Таким образом, мы видим, что респонденты в большинстве схожи в своих мнениях и отвечают на этот вопрос да - 80%. Коллектив социальных работников считает необходимым несмотря на то, что уровень материально-технической оснащенности положителен, постоянно внедрять что-то новое в работе, приобретать современное оборудование, отвечающее современным требованиям. Стараются обеспечить комфорт проживающих в доме-интернате и также улучшить свои условия труда.

Вопрос 5. Какой контингент граждан проживает в Вашем доме-интернате?

Из данной диаграммы мы видим, что социальные работники работают и обладают навыками работы со всеми категориями лиц, которые нуждаются в социальной помощи, осознают специальные задачи и дифференцированные цели для всех категорий, решают широкий круг социальных проблем.

Вопрос 6. Какую группу из вышеперечисленных Вы обслуживаете?

Из данного вопроса мы видим, что 53,3% социальных работников обслуживают такую категорию как престарелые. 26,6% - это инвалиды и 20% - дети-инвалиды. Основной контингент проживающих в доме-интернате составляют пожилые люди.

Вопрос 7. Как часто Вы являетесь организатором в проведении различных мероприятий для проживающих?

Таким образом, респонденты в большинстве случаев называют следующие варианты ответов: почти всегда - 73,3%. В то же время 13,3% отвечают на вопрос - по возможности. И только 6,6% опрошенных отвечают редко и организаторами являются другие лица. Отсюда, видно, что социальные работники имеют организаторские способности, заинтересованы в работе с клиентами, проявляют инициативу и творчество. Всегда стараются быть первыми в решении большинства вопросов. Не пытаются переложить свою работу на других, а наоборот пытаются помогать друг другу.

Вопрос 8. Считаете ли Вы свои профессиональные знания и умения достаточными для работы в доме-интернате?

При ответе на данный вопрос 53,3% респондентов отвечают да. И также 46,6% опрошенных отвечают скорее всего, да. Большинство опрошенных считают себя подготовленными к работе с проживающими в доме-интернате, т.е. владеющими достаточным уровнем профессионализма, позволяющими достич наибольших результатов в деятельности дома-интерната.

Вопрос 9. Считаете ли Вы необходимым повышать свое образование, пройти курсы повышения квалификации?

При ответе на данный вопрос 100% респондентов отвечают да, что счтают необходимым повышать свое образование. Как ранее можно было заметить большую часть состаляют работники, проработавшие от 1 года до 3 лети имеют среднее профессиональное образование. Поэтому повышать свой профессиональный уровень им необходимо. Также видно, что они пытаются идти в ногу со временем, постоянно отслеживают вновь появляющиеся технлогии в социальной работе, изучить их и применять в своей практике. Коллектив понимает и видит путь оптимального развития профессиональной компетентности - это получение образования, через курсовую подготовку.

Вопрос 10. Нравится ли Вам работать в доме-интернате?

Таким образом, респонденты в большинстве случаев отвечают, что им нравится работать в доме-интернате - 86,6%. Что основной причиной по которой социальные работники работают в доме-интернате является их собственное желание, а не жизненная необходимость или от того, что не где больше работать. По данным опроса можно сделать вывод, что как правило при таких результатах опроса в коллективе существует благоприятный психологический климат, существенная удовлетворенность своей деятельностью. Это является показателем эффективной деятлеьности специалиста по социальной работе так и всего коллектива.

Вопрос 11. Как часто вы используете нестандартные, новые методы, приемы, технологии в работе с клиентами?

Из данного вопроса 46,6% респондентов в большинстве отвечают часто. И в тоже время 26,6% респондентов отвечают, что редко используют новые методы и приемы в работе с клиентами. И всего лишь 6,6% опршенных не использует в работе с клиентами новых методов и технологий. Отсюда видно, что социальные работники стараются часто использовать в своей работе новые методы, не действует по шаблону, пытаются заинтересовать обслуживаемых лиц, используя различные методы и технологии в работе.

Вопрос 12. Как вы считаете, какой на ваш взгляд уровень профессионализма социальных работников вашего дома-интерната?

По данным опроса видно, что 80% респондентов читают, что уровень профессионализма социальных работников высокий. Можно сказать, что социальные работники считают своих коллег профессионалами в своем деле.

В результате анализа анкетирования мы пришли к следующим выводам:

Ш коллектив обладает достаточным уровнем знаний, умений;

Ш коллектив социальных работников дома-интерната достаточно устоявшийся. Основную часть составляют специалисты уже проработавшие от 1 года до 3 лет и от 5 до 10 лет. Поэтому можно сказать, что коллектив достаточно опытенв оказании социальных услуг, в коллективе сформировано профессиональное поведение: опыт в выполнении должностных обязанностей и функций;

Ш дом-интернат хорошо оснащен в материально-техническом плане;

Ш коллектив социальных работников считает необходимым несмотря на то, что уровень материально-технической оснащенности положителен, постоянно внедрять что-то новое в работе, приобретать современное оборудование, отвечающее современным требованиям. Стараются обеспечить комфорт проживающих в доме-интернате и также улучшить свои условия труда;

Ш социальные работники работают и должны иметь навык работы со всеми категориями лиц, которые нуждаются в социальной помощи;

Ш основной контингент проживающих в доме-интернате составляют пожилые люди;

Ш социальные работники имеют организаторские способности. Всегда стараются быть первыми в решении большинства вопросов. Не пытаются переложить свою работу на других, а наоборот пытаются помогать друг другу;

Ш большинство опрошенных считают себя подготовленными к работе с проживающими в доме-интернате, т.е. владеющими достаточным уровнем профессионализма, позволяющими достичь наибольших результатов в деятельности социальных служб;

Ш большую часть составляют работники, проработавшие от 1 года до 3 лети имеют среднее профессиональное образование. Поэтому повышать свой профессиональный уровень им необходимо. Также видно, что они пытаются идти в ногу со временем, постоянно отслеживают вновь появляющиеся технологии в социальной работе, изучить их и применять в своей практике;

Ш основной причиной по которой социальные работники работают в доме-интернате является их собственное желание, а не жизненная необходимость или от того, что не где больше работать. По данным опроса можно сделать вывод, что как правило при таких результатах опроса в коллективе существует благоприятный психологический климат, существенная удовлетворенность своей деятельностью. Это является показателем эфективной деятельности специалиста так и всего коллектива;

Ш социальные работники стараются часто использовать в своей работе новые методы, не действует по шаблону, пытаются заинтересовать обслуживаемых лиц, используя различные методы и технологии в работе;

Ш социальные работники считают своих коллег профессионалами в своем деле.

Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась.

По итогам выполнения исследования выработан ряд предложений и рекомендаций по повышению профессиональной компетентности специалиста по социальной работе для эффективности деятельности социальных служб:

7. Создавать условия для мотивации повышения квалификации через курсовую подготовку;

8. Систематично организовывать практические и теоретические семинары для обучения теории, методики и практики социальной работы;

9. Изучать и внедрять инновационные формы и методы работы с клиентами в доме-интернате;

10. Организовать обобщение опытом. Создать информационный банк данных о новых методах, приемах и технологиях;

11. Создавать условия для своевременного выполнения обязательств перед клиентом; для формирования уважительного отношения к клиентам и принятия их такими, какие они есть;

12. Создавать в доме-интернате условия для включения проживающих в различные виды деятельности, помогая им в самосовершенствовании и освоении специальных новых методик в организации досуга.

Таковы некоторые рекомендации по повышению профессиональной компетентности специалиста по социальной работе для эффективности деятельности социальных служб. Если правильно использовать все эти предложения и рекомендации социальным работникам, которые оказывают социальное обслуживание, тем выше их профессионализм и эффективней деятельность социальных служб в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность эффективной деятельности социальных служб выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективность деятельности социальных служб можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты