Профилактика раннего материнства и ранего брака
настоящему моменту появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет их нетрадиционными: неполные семьи и смешанные (по определению В. Сатир это семьи которые объединяют части ранее существовавших).

Генезис семейно-брачных отношений происходит в соответствии со сменой культурно-исторических эпох, общественных отношений и религиозных представлений.

Глава 2. Сущность, структура и функции современной семьи. Проблемы современной семьи.

Семья -- один из наиболее древних социальных инсти-тутов: она возникла в недрах первобытного общества зна-чительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроиз-водством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и обществен-ных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитатель-ного потенциала.

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее фун-кционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей соци-альной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.

Анализ реально складывающейся ситуации в семье по-казывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Семья -- малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ве-дении общего хозяйства и взаимной моральной ответствен-ности Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997. С.75..

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За пе-риод между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.. Следует от-метить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10..

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Сейчас средняя семья в Рос-сии состоит из 2-3 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азер-байджана (средняя численность детей составляет 5--6 че-ловек), а наименьший показатель -- население стран При-балтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес за-нимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают беспло-дием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России. На поведении молодежи отражаются знания обо всех сто-ронах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспи-тания (И.С. Кон).

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не по-лучает информацию о семье, об этой сложной стороне от-ношений, или получает ее очень недостаточно, что отрица-тельно сказывается и на дееспособности семьи, и на ста-бильности браков. К сожалению, подготовка к браку сво-дится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональ-ной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмо-циональная подготовленность -- основа умения любить, бе-режно, внимательно, чутко относиться к ближнему, старать-ся понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспита-ния, включая и искусство, и массовую информацию, и об-щественное мнение, и общественные организации. Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше-ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы-делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье пози-тивна по своей сути. В то же время перекос в сторону фе-минизации семейного управления в связи с возросшей эко-номической самостоятельностью женщины, ее определяю-щей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психо-логического комфорта. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы-вает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потребле-нию материальных и духовных благ. Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой -- от нравственно-психологического климата Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991..

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая со-циальная группа, семья обладает огромным диапазоном вос-питательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче и эффективнее всего осуществляет индиви-дуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует прояв-ляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка прихо-дится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семей-ного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в до-школьные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть на-правлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой. Подлинный авторитет завоевывается не просто дидакти-ческими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих под-порок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного ав-торитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье -- большой труд: и фи-зический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (вос-питание недостаточно стимулируется материально, а нрав-ственная и социальная ценность труда матери-воспитатель-ницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в тру-довом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием». Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

2.1. Взаимосвязь функций семьи.

Основное назначение семьи -- удовлетворение общест-венных, групповых и индивидуальных потребностей. Яв-ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспро-изводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы-текают основные функции социалистической семьи: репро-дуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив-ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест-вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо-полняемость.

Репродуктивная функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на-селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове-чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот-вращением «воспроизведения в новых поколениях различ-ного рода биологических аномалий» Харчев А. Г., Мацковскии М. С. Современная семья и ее проб-лемы. - М, 1997.--С. 34--35. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей, на эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур-налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным. Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо-лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб-ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причин возникновения такой ситуации демогра-фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во-семь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се-мей ведут городской образ жизни. Производственная за-нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно-стей -- это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова-тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче-ски, в их основе на первом месте --нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет-ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожи-точный минимум и более чем скромные жилищные усло-вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред-ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро-шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

Однако часть социологов и демографов главную при-чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на-блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро-валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал -- бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5--7 детей, а теперь достаточно 2--3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла-нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре-бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно-гие родители фактически уже осуществляют.

Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди-ный комплекс, который и привел к снижению рождае-мости. Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк-тура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ-единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв-ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина--матерью. Подсчитано, что населе-ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид-цать лет теряет третью часть своей численности. Для про-стого воспроизводства для населения нашей страны необходи-мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь-ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что-бы численность населения возрастала, а не только вос-производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на-много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич-ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра-стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб-ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю-дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре-ображает супругов. В них пробуждается родительская лю-бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины -- материнство, у мужчины -- отцовство.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты