Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи
p align="left">Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией [24, c. 112-115]. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией.

Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему.

Практика свидетельствует - только социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения

2.1 Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться[3, c. 56].

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения - объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма - это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием[9, c.78].

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм - художественная форма.

Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

В практике культурно - досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная[3, c.118]. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность»,

«таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?».

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека - клуб [12, c. 148-150]. Существует два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству[29, c. 55] .

Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно - досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно - досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.

Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он - герой нашего времени» и т.д.

В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

Следующее направление культурно - досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.

Поэтому, одной из основных сторон культурно - досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов[28, c.205- 206]. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

Таким образом, все эти направления культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

2.2 Деятельность учреждений социально-культурной сферы с трудными подростками

В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы. Гражданское и патриотическое воспитание, формирование у новых поколений чувства принадлежности и сопричастности Российскому государству и обществу[17, c.88], желания достойно жить, плодотворно трудиться в сотрудничестве со своими согражданами, самореализовываться в своей стране, является одним из современных приоритетов развития государства и общества, основной задачей воспитания молодежи.

Работа по привлечению молодежи к общественной жизни, улучшению социальной ситуации способствует ряд мероприятий проводимых в течение всего года отделом образования и спорта администрации города Калуги, в компетенцию которого входит работа с молодежью. Это освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений, изучение истории своего края, овладение технологией социального проектирования[36, Internet].

Одним из направлений является социальное проектирование, которое пользуется большой популярностью среди учащейся молодежи нашей области. Проводятся такие акции, как например «Я - гражданин России», которая направлена на решение следующих задач:

- вовлечение школьников и учащейся молодежи в поисковую деятельность;

- развитие высокой социальной активности и гражданской ответственности;

- включение молодежи в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества;

- установление отношений социального партнерства с представителями исполнительной власти и общественными организациями, действующими на территории муниципального образования.

Ежегодно инициативными группами молодежи поднимаются социально значимые вопросы, волнующие молодеж. Это кропотливая коллективная работа, при которой не только поднимается данная проблема и разрабатывается план действий, но и учитывается результативность проекта. Поднимаются проблемы досуга молодежи, патриотизма, социальной помощи детям из «проблемных» семей и т.д.

Благодаря социальным проектам выстраивается отработанная цепочка тесного сотрудничества инициативной молодежи с представителями исполнительной и законодательной власти, представителей бизнеса, населения, привлечения молодежи проблемам своего района.

Одним из главных пунктов работы учреждений спортивной направленности является привлечение учащихся школ, находящихся в «группе риска», к занятиям физкультурой и спортом. Работа ведется в тесном контакте с органами РОВД района. Сотрудниками отдела проводятся занятия спортивных секций по вольной борьбе, борьбе самбо, гиревому спорту, шашкам, шахматам, стрельбе, подготовки команд к соревнованиям.

В течение года проводятся туристические походы, выезды, экскурсии [38, Internet].

На сегодняшний день Министерством спорта, туризма и молодежной политики при правительстве Калужской области проводится ряд мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений.

· Положение о проведении ежегодного областного конкурса на лучшую организацию работы по профилактике ВИЧ - инфекции, под девизом «ВИЧ/СПИД. Знать - значит жить» среди учреждений начального и среднего профессионального образования Калужской области

· Положение Калужской области "о проведении туристского слета обучающихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования".

Цели и задачи Слета

Слет проводится в целях профилактики асоциальных явлений среди молодежи, пропаганды здорового образа жизни, воспитания активной жизненной позиции обучающихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Калужской области.

Задачи Слета:

-приобщение обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования Калужской области к массовому спорту и активному отдыху.

-создание единого коммуникативного пространства между обучающимися начального профессионального и среднего профессионального образования Калужской области.

-активизация волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде.

2.3 Отчеты муниципальных районов по профилактике правонарушений и наркомании в молодежной среде

МУ «Город Калуга».

В рамках проведения работы по профилактики асоциальных явлений в молодежной среде отделом молодежной политики Управления образования города Калуги переданы списки в учреждения молодежной сферы. Проведен анализ занятости детей «группы риска» в кружках и секциях детско-подростковых клубов. На 1 февраля 2010 года в кружках и секциях ДПК занимаются[36, Internet]:

-в творческих и технических объединениях до 14 лет 60 человек, от 14 лет 45 человек;

-в спортивных секциях до 14 лет 30 детей, от 14 лет 15 подростков.

В детско-подростковых клубах проводятся педагогические советы и родительские собрания по вопросам организации работы с категорией подростков из «группы риска», вовлечения детей к занятиям в клубах.

В период с февраля по март были проведены следующие мероприятия:

* Благотворительная акция «Игрушки и детские книжки для детей из неблагополучных семей и детей-сирот», в которой приняло участие 11 учреждений среднего профессионального образования города Калуги и 5 детско-подростковых клубов. Собранные книги и игрушки переданы в интернаты и детские дома.

* Соревнования по футболу среди дворовых команд, в котором приняло участие 8 команд из детско-подростковых клубов.

* Концерт для воспитанников детской колонии силами творческих коллективов детско-подростковых клубов

Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних рассмотрено на расширенном совещании руководителей 17 подведомственных учреждений спортивной направленности.

На 01.03.2009 охвачено досугом детей и подростков из числа состоящих на учете в КДН:

-занимающихся в ДЮСШ до 14 лет 3 ребенка, от 14 лет 2 подростка;

-занимающиеся в спортивных кружках до 14 лет 6 детей, от 14 лет 5 подростков.

По требованию ст.24 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» управление культуры и спорта проводит следующую работу.

Подведомственное учреждение МОУ ДОД «Детский (подростковый) клуб им. А.Д. Спиридонова в течении 5 лет оказывает помощь в организации работы по профилактике и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействуя с органами внутренних дел города, городской комиссией по делам несовершеннолетних.

В 2008 году проводились совместные мероприятия управления культуры и спорта города Калуги и воспитательной колонии УИН МИНЮСТА РФ по Калужской области.

- культурно-спортивный праздник, посвященный Рождеству и Новому году.

-спортивный праздник в честь Дня Отечества,

-мероприятие в честь Дня матери,

-культурно-спортивный праздник в честь Дня защиты детей.

В 2009 году на территории колонии УИН МИНЮСТА РФ по Калужской области проведена ознакомительная встреча директоров детских спортивных школ управления культуры и спорта города Калуги с руководством и воспитательским составом колонии.

В 2009 году разработан совместный план работы подведомственных учреждений для детей и подростков, состоящих на учете в КДН и трудных подростков:

1. Май - городской парашютный клуб (Грабцево).

Выездное мероприятие для несовершеннолетних города Калуги, с целью участия в мастер-классе по раскладке парашютов и полетах на самолетах.

Ответственные: городской парашютный клуб, ДЮСШ боевых искуств «Персей».

2. Май - городской праздник «А у нас во дворе»

Отчетное мероприятие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество». Цель - отчет о работе в учебном году и приглашение к занятиям в секциях и объединениях клубов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты