Отделение срочной социальной помощи. Данное отделение предназначается для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги:
разовое обеспечение остро нуждающихся горячим бесплатным питанием;
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
разовое оказание материальной помощи;
содействие в получении временного жилого помещения;
предоставление необходимых консультаций по вопросам социальной помощи.
На территории обслуживания Центра ведётся постоянное выявление и учёт граждан, которые нуждаются, а также, предположительно, могут нуждаться в данном виде социальной помощи.
Отделение социальной реабилитации. Данное отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации пожилых людей и других категорий граждан, переживших трудную жизненную ситуацию, но уже самостоятельно, с помощью близких людей или работников Центра, частично или полностью справившихся с ней. Социально-реабилитационные мероприятия проводятся с использованием всего арсенала методов и средств, имеющихся в распоряжении Центра. В отделении имеются помещения для проведения лечебного массажа, лечебный физкультурно-оздоровительный комплекс и другие подразделения социально-медицинского профиля.
А также в Центре существуют другие подразделения, создаваемые с учётом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.
Правом принятия на обслуживание Центром имеют все граждане, нуждающиеся в социальных услугах, испытывающие трудности в удовлетворении основных социальных нужд и потребностей.
Социальные услуги, входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно. Услуги, не входящие в федеральный или территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной или частичной оплаты. В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам Центром, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объёме базовой программы обязательного медицинского страхования.
Что касается непосредственной работы с пожилыми людьми, то в Центре в данном направлении работает специалист по социальной работе с пожилыми людьми, в обязанности которого входят:
выявление и учёт на территории обслуживания Центра пожилых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществление их патронажа, ведение документации, создание поимённых карточек и занесение их в компьютерную базу данных На данный момент в картотеке находится 280 нуждающихся городских жителей пожилого возраста.;
принятие заявлений на получение материальной помощи от пожилых людей, нуждающихся в ней;
постановка на учёт лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума (1499 руб.) на основании справки о размере пенсии, а также в обязательном порядке оформление акта о обследования состояния жилищно-бытовых условий На 1 января 2003 года в Центре поставлено на учёт специалистом по социальной работе 336 нуждающихся в социальной защите пожилых людей. ;
установление причины возникающих у пожилых граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы;
определение характера и объёма необходимой пожилым гражданам социальной помощи, определение вида и размера компенсационных выплат или субсидий;
содействие активизации потенциала собственных возможностей пожилых людей;
способствование улучшению взаимоотношений между отдельными пожилыми людьми и их окружением;
консультирование по различным вопросам досуга;
помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся пожилых людей на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;
содействие в помещении нуждающихся пожилых людей в стационарные учреждения органов здравоохранения;
координация деятельности различных государственных и негосударственных и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке пожилым гражданам;
участие в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения на подведомственной территории.
Кроме этого специалист по социальной работе с пожилыми людьми:
организует выезд на различные культурно-массовые мероприятия (бесплатное посещение музеев, просмотр художественных фильмов, проведение вечеров-встреч и праздничных концертов, организация встреч с представителями администрации и депутатами по микрорайонам города, приуроченных к тематическим праздникам);
ведёт деятельность по привлечению дополнительных спонсорских взносов для поддержания материальной базы центра и для оказания дополнительной материальной помощи пожилым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
выделяет санаторно-курортные путёвки В 2006 г. такого рода путёвки получили 36 человек.;
занимается паспортизацией пожилых людей с ограниченными физическими возможностями.
Работа в Центре ведётся согласно установленному плану, который корректируется ежеквартально (см. Приложение 1.). За 2002 год Центром в общей сложности была оказана социальная поддержка 855 пожилым людям, нуждающимся в социальной защите.
Таким образом, несмотря на то, что социальная работа в Центре социального обслуживания г. Александрова проводится с различными категориями населения, одним из основных направлений его деятельности является досуг и поддержка пожилых людей. Это говорит о том, что пожилые люди в современном обществе действительно находятся в сложной социально-экономической ситуации и государству, как и частным структурам, в будущем необходима ещё большая концентрация усилий и ресурсов для работы по досуга и обеспечения благосостояния пожилых людей.
Заключение
В качестве заключения к данной работе можно сделать некоторые выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации социальной работы в области осуществления досуга пожилых людей.
Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее - в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.
Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.
Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.
В России, как и во многих других промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.
Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.
В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) - они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.
Деятельность органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи. В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Для этого необходимо в структуру учреждений, занимающихся социальной защитой пожилых людей, ввести должность или назначить ответственного, который бы тесно контактировал с отделом по связям с общественностью при администрации данного города или района в целях проведения определённого рода пропагандистской работы в области профилактики психологических осложнений, связанных с переходом человека в более старшие возрастные группы, рекламы возможностей центров социального обслуживания в данной области. Естественно всё это может осуществиться только при наличии дополнительных денежных средств, которые можно получить, с одной стороны, из бюджета города или района, с другой, оказывая платные услуги нуждающимся в них гражданам, способным эти услуги оплатить.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области досуга населения и в аспекте досуга пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.
Что касается практической реализации мер по социальному обслуживанию населения, то традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов досуга пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.
Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей.
Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности. Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.
Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.
Право на пенсионное обеспечение пожилые люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных лет (стажа) и величины получаемой в то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой человек может сам начать откладывать деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.
В целом, работу по этим трём направлениям деятельности органов досуга пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также очевидны пути их решения.
Однако для реализации мер по совершенствованию социальной работы во всех вышеуказанных направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.
Таким образом, система досуга пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.
Список литературы
1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - СПб, 2004.- 203 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Курс лекций. - М, 2007. - 290 с.
3. Аникеева П.В. В помощь пенсионеру. Всё о пенсиях. - М., 2006. - 144 с.
4. Антология социальной работы. В 3 томах. - М., 2004-2005. - 450 с.
5. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. - М., 2002. - 198 с.
6. Брэгг П. Здоровье и долголетие. - М., 2006. - 345 с.
7. Бурльер Ф. Старение и старость. - М., 2002. -450 с.
8. Волкова Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России.//Российская газета. 5 января, 2005.
9. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2006. -390 с.
10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 2005. - 322 с.
11. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.
12. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. - М, 2005. - 465 с.
13. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. - 562 с.
14. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. - Самара, 2006. - 120 с.
15. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. - 332 с.
16. Комфорт А. Биология старения. - М., 2007. - 333 с.
17. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. - М., 2006. - 140 с.
18. Лагункина В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ». - М., 2007. - 140 с.
19. Народонаселение. Продолжительность жизни. - М., 2004. - 170 с.
20. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006. - 337 с.
21. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». - М., 2006. - 155 с.
22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: «Дашков и Кє», 2003. - 278 с.
23. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. - М., 2006. - 258 с.
24. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. - Ульяновск, 2005. -120 с.
25. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара, 2007. -120 с.
26. Превентивная геронтология и гериатрия. - Киев, 2005. - 430 с.
27. Россет Э.Л. Процесс старения населения. - М., 2004. - 155 с.
28. Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы. - М., 2006. - 270 с.
29. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: «Юристъ», 2006. - 670 с.
30. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. - М., 2006. - 140 с.
31. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 2004. - 440 с.
32. Досуг. Журнал социальной работы. 2007. №12.
33. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. - 120 с.
34. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. - М., 2005. -145 с.
35. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 2007. - 133 с.
36. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М., 2005. - 433 с.
37. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 2002. - 170 с.
38. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 2006. -560 с.
39. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. - 423 с.
40. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2007. - 240 с.
41. Технология социальной работы. Чч.1; 2. Учебное пособие для вузов./ Под ред. П.Я. Цытликова. - Новочеркасск - Ростов н/Д., 2007. - 432с.
42. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.
43. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - СПб, 2004. - 203 с.
44. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2005. - 268 с.
45. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. - 450 с.
46. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002. -120 с.
47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004. - 230 с.
48. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006. - 122 с.
49. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. - М., 2003-2004.
50. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. - М., 2005. - 103 с.
51. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М., 2006. - 203 с.
Приложения
Приложение 1СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.Виды социально-бытовых услуг | Нуждае-мость | Предоста-вление | |
Стирка белья (в т.ч. услуги прачечной) | 90,8 | 19,9 | |
Услуги химчистки | 49,1 | 3,9 | |
Помощь при мытье головы, тела | 57.3 | 5.3 | |
Стрижка волос и ногтей | 35,6 | 1.4 | |
Ремонт обуви | 28.1 | 4,3 | |
Пошив одежды | 7,5 | 3,6 | |
Услуги библиотеки | 5,0 | 1.8 | |
Помощь в чтении газет и др. | 8,2 | 1.1 | |
Доставка продуктов | 94.6 | 94,6 | |
Доставка медикаментов | 92,5 | 86,5 | |
Доставка (приготовление) горячей пищи | 24,2 | 1.0 | |
Доставка хоз. и промтоваров | 69,7 | 37,4 | |
Уборка жилого помещения | 87,5 | 28.5 | |
Оплата коммунальных услуг | 75,3 | 62,9 | |
Доставка топлива, протопка печей | 6.1 | 2.1 | |
Содействие в ремонте жилья | 35.7 | 3.6 | |
Организация досуга | 7.5 | 2.1 | |
Сопровождение на прогулке | 16,0 | 2,5 | |
Обработка приусадебного участка | 11,4 | 4,3 |
Приложение 2ПЕРЕЧЕНЬУСЛУГ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ПРИКАЗАХ МИНИСТЕРСТВА (СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ) ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
Наименование услуг | приказ №81 24.07.87 | №137 20.07.93 | №259 17.12.94 | |
Доставка на дом продовольствия | + | + | + | |
Доставка на дом промтоваров | + | + | + | |
Доставка медикаментов | + | + | + | |
Доставка воды | + | + | ||
Сдача и доставка вещей в стирку, химчистку, ремонт | + | + | + | |
Оплата коммунальных услуг | + | + | + | |
Уборка жилых помещений | + | |||
Смена нательного и постельного белья | + | |||
Протопка печей | + | + | ||
Кормление ослабленных граждан | + | |||
Оказание санитарно-гигиенической помощи (причесывание, обтирание) | + | |||
Написание писем | + | + | + | |
Оказание помощи в поддержании свя-зи с трудовыми коллективами и др. | + | |||
Приготовление горячей пищи | + | |||
Содействие в организации ремонта жилья | + | + | ||
Содействие в обеспечении топливом | + | + | ||
Содействие в оказании мед. помощи | + | + | ||
Содействие в получении протезно -- ортопедических изделий | + | |||
Содействие в организации предостав-ления услуг предприятиями торговли, здравоохранения, нотариальных и др: | + | + | ||
Содействие в обработке приусадеб-ных участков | + | |||
Содействие в оформлении документов на опеку (попечительство) | + | + | ||
Содействие в оформлении документов для помещения в дом-интернат, ЦСО | + | + | ||
Содействие в обмене жилья | + | |||
Содействие в предоставлении обслу-живаемым льгот и преимуществ, уста-новленных действующим законода-тельством | + | |||
Оказание экстренной доврачебной по-мощи, вызов врача, сопровождение заболевших в леч.учреждение, посе-щение их в стационаре | + | |||
Проведение медицинских процедур (измерение АД, наложение компрес-сов, обработка пролежней, выполне-ние очистительных клизм) | + | |||
Осуществление подкожных и внутри-мышечных введений лекарственных препаратов | + | |||
Проведение санитарно-просветитель-ной работы среди обслуживаемых и их родственников | + | |||
Содействие в предоставлении риту-альных услуг (в погребении одиноких умерших граждан) | + |