Проблемы экономической социализации молодёжи

Проблемы экономической социализации молодёжи

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра теории и методики технологии и профессионального образования

Курсовая работа

на тему: «пРОблемы экономической социализации учащейся молодёжи»

Выполнил:

студент ФТиПО, ПТ-55 Э (з)

Седов С.В.

Научный руководитель:

Волкова Г. В.

Йошкар-Ола , 2010

Содержание

Введение

1. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образования

2.Непрерывное экономическое образование - основа экономической социализации учащихся

3. Структура экономической социализации учащихся в общеобразовательных школах

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Переход российского общества к новой парадигме экономического развития, радикальное изменение системы взглядов, ориентаций, менталитета определили необходимость раннего приобщения детей к экономике. Первоначальное экономическое образование следует рассматривать как одно из ведущих условий экономической социализации, оказывающей огромное влияние на формирующиеся отношения ребёнка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление его личности. В младшем школьном возрасте закладывается навыки поведения в обществе. Обеспечивая определённый уровень образовательной подготовки, создавая условия для разностороннего развития детей, начальная школа одновременно должна способствовать овладению учащимися набором социально одобряемых экономических ролей. Отсутствие элементарных экономических представлений зачастую порождает неверное толкование многих явлений окружающей действительности, приводит к нездоровому культу денег, неоправданным материальным запросам. Школьный возраст сензитивен для формирования экономической культуры, так как в этот период ребёнок выбирает определённую психологическую ориентацию (эксплуатирующую, стяжательную, обменивающую и т. д.) , которая впоследствии повлияет на тип экономического поведения. [9, с.120]

Постановка вопроса о взаимосвязи социально - экономического развития страны с уровнем экономического образования осуществлена в работах В. Н. Абрасимова «Время требует перемен» и «Новая среда - новый человек», Е. Н. Ступина, А. Т. Ступина «Воспитание предпринимательских качеств у молодёжи». Проблемы экономического образования с точки зрения социализации в современных условиях экономических преобразований рассматриваются в работах В. Н. Абатурова, Л. Б. Азимова, Е. В. Журавской, Т. К. Беловой, Н. Г. Курносовой, В. В. Трифонвой, И.Н. Сомовой.

На современном этапе экономика в России в конце очередного мирового кризиса.

Рынок труда и рынок образования взаимодействуют на 40% . Чуть меньше полвины учащихся работают по специальности.

В Марий Эл экономика в 2010 году на подъёме в конце кризиса.

Цель исследования - проблема экономической социализации учащейся молодёжи.

Объект исследования - рынок труда, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

Предмет исследования - экономическая социализация молодёжи.

Задачи исследования: решить проблемы экономической социализации молодёжи. Экономическая социализация - это адаптация к рыночным отношениям. Методы исследования:

1. Изучения теоретически литературы.

2. Описание.

4. Анализ.

5. Опрос.

1. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Рынок труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и предложения. В определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодой человек имеет возможность выбрать специальность из широкого перечня, предлагаемого вузами, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность на рынке труда. На наш взгляд, проблемы как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда в значительной мере обусловлены недостатками в информационном обеспечении их функционирования. Анализ информационных источников о вузе и о специальности, проведенный по результатам анкетирования абитуриентов

Курской области (объем выборки 690 человек) позволяет утверждать, что подавляющее большинство респондентов получили сведения от друзей - выпускников и студентов вуза - 58,7% от числа опрошенных, и от родственников - 26,1%. То есть от людей, в большинстве своем не владеющих информацией о состоянии и перспективных потребностях рынка труда, от людей, которые рекомендуют (или не рекомендуют) поступать на ту или иную специальность, исходя из собственного житейского опыта, либо интуитивно. Следовательно, можно сделать вывод о низкой результативности профессиональной ориентации и недостаточной информированности выпускников школ о состоянии и перспективах развития рынка труда. В действующей системе профориентации учащиеся не имеют возможности определить рациональность выбора профессии и оценить спрос на рабочую силу. Нет и системы обучения планированию профессиональной карьеры, развития умений и навыков, необходимых для трудоустройства.

Демографическая ситуация в регионе фиксирует уменьшение количества выпускников школ (к 2009 г. их число сократится по сравнению с 2002 г. почти вдвое), в стране будет ощущаться острая нехватка квалифицированных кадров. Именно поэтому надо позаботиться о том, чтобы потребность рынка труда в специалистах и номенклатура профессий, по которым они выпускаются, были максимально сбалансированы.

На территории Курской области традиционно основной спрос на кадры (в том числе и высшей квалификации) не только предъявляют, но и будут предъявлять в перспективе такие сферы как промышленность, сельское хозяйство, строительство. По-прежнему социально значимыми окажутся здравоохранение, образование, наука и другие. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка.

Одно из основных направлений снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов - развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних общеобразовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда.

Необходимо регулярно анализировать динамику уровня трудоустройства по полученной профессии выпускников образовательных учреждений и их закрепляемости на рабочих местах. В настоящее время такие статистические исследования не ведутся, а они необходимы для оценки перспективных расчетов и прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Следует определить перспективную потребность экономики в специалистах, по отношению к объемам и структуре их подготовки в учреждениях профессионального образования. Это поможет обеспечить сбалансированность рынков труда и образовательных услуг. [13]

2. Непрерывное экономическое образование - основа экономической социализации учащихся

Специфические проблемы российского образования вызваны сменой в обществе системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями переходного периода. Сегодня уже можно с полной уверенностью сказать, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её дальнейшее процветание. Неотъемлемой частью современного образования является его экономическая составляющая, представленная экономическими знаниями и навыками экономического мышления, в совокупности формирующими экономическую культуру человека.

Навыки экономического мышления, формируемые в сознании человека на протяжении всей его жизни, позволяют адекватно реагировать на окружающий его мир, способствуют выработке активной гражданской позиции, помогают правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и должным образом в ней ориентироваться.

Многие провалы экономических реформ, проводимых в России, связаны с неподготовленностью большей части населения к переходу к рынку, незнанием элементарных экономических понятий и законов социальной жизни. Отметим, что формирование экономического мышления должно начинаться в школе, включать в себя как положения общетеоретического плана, так и сугубо практические вопросы и продолжаться на последующих образовательных ступенях.

Таким образом, цель- отразить актуальность непрерывного школьного экономического образования в рамках как мировых тенденций развития, так и общественно - политических изменений, происходящих в России.

В современном мире возрастает значение образования как важнейшего фактора формирования и развития постиндустриального общества. Современные тенденции мирового развития обуславливают изменения в системе образования, которые можно обобщить следующим образом [2. с.2]:

· необходимость подготовки людей к быстро меняющимся условиям жизни в связи с ускорением темпов экономического развития

· формирование у молодого поколения современного типа мышления в связи с возникновением и ростом глобальных проблем, решаемых лишь в рамках мирового сообщества;

· необходимость повышения уровня готовности граждан к осуществлению правильного выбора в условиях демократизации общества и расширения возможностей социального и политического выбора;

· развития факторов коммуникабельности и толерантности в связи с расширением масштабов межкультурного взаимодействия.

В соответствии с выше указанными тенденциями изменений в системе образования в мировой научной литературе об образовании сложилось два подхода к обучению. Один подход - фундаментализация образования, допускающая любые профессионально - специализированные достройки за счёт нескольких курсов дополнительного образования. Этот подход к профессиональной подготовке. Другой - формирование компетенций, имеющих социальное значение для человека. Под социальными компетенциями при этом понимаются те, которые обуславливают социальное существование и карьерную стабильность, понимание собственной ответственности, важности институтов и их стабильности, коммуникативности, умение индентифицировать проблему и её решение. [6, с. 18 ]

На мой взгляд, именно единство фундаментализации и формирования компетенций ведёт к соответствию образования современным тенденциям мирового развития. Данный вывод основан на требованиях, предъявляемых к системе образования со стороны направленности мирового развития. Так, необходимость уровня готовности граждан к осуществлению правильного выбора в условиях демократизации общества и расширения возможностей социального и политического выбора предполагает как формирования компетенций, так и фундаментализацию образования.

Формирование одних компетенций даёт ответственность за принимаемое решение, но при этом адекватный социально - экономический и политический выбор невозможен без понимания его последствий. Осуществление взвешенного выбора указывает на необходимость фундаментализации образования, введения новых курсов, находящихся на стеке наук, которые дают возможность не только осуществлять качественное сравнение принимаемых решений, но и придавать им количественную интеграцию. Сформулированный нами вывод о невозможности соответствия в полной мере направленности мирового экономического развития при использование одного из подходов к обучению справедлив для каждого из выдвинутых трендов мирового развития. «Построения общества благосостояния для всех, создание условий для всестороннего развития человека» [3,с.66] невозможно без формирования экономической культуры человека и общества, а значит, без дальнейшей гуманизации и гуманитаризации образования.

Для России, ввиду того что долгое время господствовал так называемый политехнический подход с его приоритетом предметов естественно-математической направленности, гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса является одним из направлений реформирования российской системы образования [4,с.287]. Данная направленность совпадает с общемировым трендом на гуманизацию и гуманиторизацию образования. Составной частью такой гуманизации и гуманиторизации становится увеличение количества часов преподавания предметов социального цикла, к которым относится и экономика. Процесс обновления гуманитарного образования активно протекает в России и мире, он выражается во введении новых предметов в учебные планы расширение уже существующих. В одной из секций французского лицея в числе обязательных дисциплин числится курс «Экономические и социальные науки» [3,с.82].

Вместе с тем актуальность экономического образования в России определяется необходимостью формирования правильного, а не искажённого понимания экономической действительности, осознания основополагающих законов экономической жизни, понимания глобальных и национальных тенденций экономического развития.

Анализирую социальные последствия российских реформ, можно сделать вывод, что переживаемые нашей странной сложности на пути перехода к рынку связаны не только с объективными экономическими и политическими причинами, но, и, как уже было сказано, с незнанием элементарных экономических понятий и законов социальной жизни.

Проблема формирования основ экономической и социальной культуры, соответствующих цивилизованным формам проявления рыночных отношений во всех сферах жизни, представляет собой одну из актуальнейших на сегодняшний день социальных проблем в России. Её значимость определяется тремя главными обстоятельствами[2,с.7]

1) сложностью адаптации населения к условиям рыночной экономики;

2) существующими диспропорциями в механизмах реализации либеральных законов и возникающими в связи с этим трудностями социальных преобразований;

3) отсутствием в российской практике сквозной системы базового экономического образования (начиная с дошкольного и младшего школьного возраста)

Исследования социальных психологов, проведённое в начале 90-х годов, не потеряло значимости до сих пор Основным его выводом было то, что «безболезненно и естественно будут жить в рыночной экономике лишь те, кому сегодня не исполнилось ещё 20 лет» [7,с.33].При этом важно добавить если они получат необходимые знания экономического и социального плана. Таким образом актуальность непрерывного школьного экономического образования сохраняется, вместе с тем надо учитывать, что часто перед учащимися на всех образовательных уровнях «слабо раскрываются связи экономики с политическими событиями, правовыми нормами, нравственными понятиями» [13,с.96]. В условиях современного этапа реформ и развития общества важным является именно формирование такого уровня экономических знаний, когда учащиеся понимают экономические взаимосвязи не только в теоретическом положении, но и в их практическом применении. Люди не рождаются с готовыми социальными нормами, «оно впитывают общественные ценности, по мере того как растут» [11,с.94]. Общественные ценности, правила игры или ценностные установки определяются как обязательные правила поведения индивидуума как существа социального [6,с.14]. Эти правила становились тем, что сегодня называется институтами, которые выражаются в национальной философии обычаях, системе властных механизмов, этике, других регулирующих поведение институтах.

Существует два механизма передачи ценностных установок от одного поколения другому:

· через связи поколений, социальную среду;

· через образовательную систему.

На формирование личности оказывает влияние не только школа, но и среда. «Берём ли мы город, фабрику, деревню, мы должны одинаково касаться и экономических и бытовых условий их жизни и по отношению к нам строить как свой план участия в жизненной работе, так и план привлечения их совместной жизни» [12,с.254].

Западные психологи приходят к выводу о необходимости обязательного школьного обучения по экономической тематике [2,с.38], несмотря на то что на Западе дети с самого возраста получают серьёзное экономическое образование в семье (на личном примере родителей, а также с помощью раннего приобщения детей к расходованию денег). Если приобщение детей к расходованию денег рассматривать как процесс экономического образования, то он встречается и в нашей стране, а вот личный пример родителей нет возможности использовать как основу для экономического образования детей в странах с неразвитой рыночной экономикой.

Экономическое мышление старшего поколения сформировалось в других экономико-политических условиях, поэтому возникает ситуация его неадекватности текущим экономическим процессам, а как следствие мы возвращаемся к сложностям адаптации населения к условиям рыночной экономики как одной из составляющих социальных проблем России. В том случае, если именно эти устаревшие и неадекватные знания передаются следующим поколениям, мы получаем замкнутый круг, когда сложность адаптации к рыночным условиям клонируется и передаётся от одного поколения к другому. Отсюда соответственно отсутствие понимания и поддержки проводимых экономических преобразований. Современные экономические теории принимают во внимание фактор восприятия экономических изменений населением, которые отражаются в микроэкономических моделях через переменную ожиданий. Не усугубляясь в теорию экономических ожиданий, отметим, что ожидания формируются под влиянием прошлого экономического опыта, знаний, экономической культуры, а так же анализа все доступной информации действиях правительства.

Экономические знания, культура и анализ всей доступной информации зависят от полученного базового экономического образования. В зависимости от экономических знаний экономические агенты получают и различный экономический опыт, следовательно, можно оказывать влияние на процессы формирования экономических ожиданий через систему образования.

Таким образом, роль школьного экономического образования нельзя недооценивать в процессе социализации личности к новым экономическим условиям, будь то условия формирования соответствующих экономических ожиданий или ответственная реакция на изменения проводимой правительством политики. Примером того, как ранее семейное экономическое воспитание дома может быть замечено школьным экономическим воспитанием, является введение в Китае в 90-х гг. ХХ в. уроков по налоговой системе с первого класса во всех школах [6,с.21]. Занятия такого плана формируют ответственных налогоплательщиков, которые не только знают о том, к каким последствиям приводит неуплата налогов , но и владеют знаниями о влиянии налогов на экономику. Кроме того у школьников формируются навыки правильно рассчитывать налоги, заполнять декларации и т.д., т.е. выпускники школ обладают расширенными знаниями по основам функционирования налоговой системы своей страны, что также способствует их социализации к жизни общества.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты