Проблемы формирования идеологии в России

Проблемы формирования идеологии в России

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Реферат по дисциплине «Социология»

на тему: «Проблемы формирования идеологии в России»

студентки курса ФЗСЭО,

специальность «Менеджмент организации»,

ФИО:

Форма обучения:

Номер студенческого билета:

Проверил:

Дата сдачи:

Мурманск 2007

Содержание

Введение

1. Идеология в России: проблемы и перспективы

2. Идеология как общественное явление

3. Создание идеологии народа России - неформальные требования времени

4. Идеология Российской Империи и СССР

5. Крах идеологий. Безыдейность современной России

6. Нужна ли России идеология?

7. Предпосылки идеологии

7.1 Биосоциальные основы

7.2 Национальное поведение

7.3 Этика поведения россиян

8. Идеология новой России. Синтез

Заключение

Список литературы

Введение

Что такое идеология? Сейчас можно выделить множество определений, понятий, но, как правило, они носят лишь теоретический характер, не относящийся к практической разработки и применению, с поправкой: речь идет о нашей стране. В данный момент времени можно наблюдать за усилиями наших политиков, которые пытаются разработать концепции идеологии современного российского общества. Повлекут ли эти исследования положительный, приемлемый результат, справившись с весьма туманными представлениями о национальных ценностях - большой вопрос.

Не секрет, что сейчас у большинства россиян существует весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. Чем обусловлена идеологическая брешь, нарушающая функционирования менталитета, и позволяющая принимать чужие духовные ценности?

Целью моей работы является изучения причин, способствующих углублению в всеобщую растерянность, вызванной появлением идеологической бреши, которая образовалась в мировоззрении большинства россиян. Также необходимо исследовать идеологию как элемент общественного явления. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: определить в каком состоянии сейчас находится национальная идея России и что нужно и возможно в ней изменить.

России нужна идеология. Мы - «идеялюбивая» нация. Наш менталитет без взлетных целей, благородных по смыслу и призывающих к единению народа, лишается своей национальной характерности.

Трудно сказать, чем является Россия без общепризнанной идеологии. Но последствия, за неимением таковой, обозначить несложно. В бытовом плане - мировоззренческий разброс и шатание. Пожилые люди находятся в состоянии глубокой аномии, а молодежь - без нравственных идеалов и впечатляющих авторитетов.

Вот почему создание новой идеологии - это острая актуальная проблема, без преодоления которой не добиться национальной консолидации нашего общества. Без чего оно лишается огромных людских ресурсов. Более обзорно актуальность темы можно обозначить следующим:

- вопросы идеологии сейчас, в начале XXI века, обретают особую значимость.

- идеология есть неотъемлемая составляющая общественного сознания,

- особенно важна она в современной России, в условиях так называемого «идеологического вакуума».

- предшествующая коммунистическая идеология утратила не только официальный статус, но и подавляющее большинство своих сторонников, а новая идеология, способная сплотить нацию в кризисной ситуации, до сих пор не разработана.

- сегодня назревает насущная потребность в адекватном освоении отечественной традиции, в таком идеологическом проекте организации российского общества, который в полной мере отвечал бы задачам национально-государственного возрождения.

Создание идеологии неоднократно ставилась политическим руководством страны на самом высоком уровне. Попытки сформулировать хотя бы основные принципы современной российской идеологии предпринимались неоднократно, к сожалению, все они оказались безуспешными. Основная причина неудач в этом плане связана с методологической неадекватностью подхода к решению проблемы идеологии.

Философское познание столкнулось с необходимостью различения основных типов общества - коллективистского и индивидуалистического, изучения специфики их становления и развития. Рядом исследователей была выявлена необходимость соответствия идеологии типу общества, - с учетом сложившихся в стране теоретических традиций. В этом контексте актуализируется проблема «истинности» идеологии. В ситуации, когда становится очевидным, что «деидеологизировать» общественное сознание не удастся, на смену тотальному «отрицанию идеологии» приходит интерес к идеологической проблематике, часто именуемый «реидеологизацией». Начинается активный поиск новых, наиболее адекватных сегодняшней социальной действительности идеологических ориентиров.

Государственная идеология, обеспечивая стабильность, формирует у граждан чувство удовлетворенности, убеждение в преимуществах существующей формы правления и организации общества. Идеология воспитывает патриотизм, готовность, если потребуется, к личным жертвам ради Родины. Жизнеспособная идеология должна соответствовать генетически закрепленным стереотипам поведения, особенностям национальной психологии и векторам исторического развития. Далеко не каждая идеология способна стать государственной в данной стране и в данное историческое время.

Наше общество в целом не имеет сегодня идеала, цели своего существования. А раз нет идеала, то отсутствие производной от него идеологии подразумевается как бы само собой.

В научных кругах уже более десяти лет обсуждаются вопросы формирования новой российской идеологии. Главный вопрос полемики и споров - является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства. Между тем, научная разработка данного вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина “идеология”.

Идеология признается одним из наименее определенных понятий современной политологии. В общем, под идеологией понимается система ценностей того или иного сообщества. [1]

1. Идеология в России: проблемы и перспективы

В настоящее время в отечественном обществоведении ведутся горячие споры: нужна или нет сегодняшней России общенациональная идея, если нужна, то какой она должна быть? Обращаясь к этому спору, следует иметь в виду, что, пожалуй, нет другого продукта человеческого сознания, который бы пережил в нашей стране столько, сколько пережила идеология. Если до Октября общенациональная идеология у нас, как и повсюду, многими понималась не иначе как “извращенное сознание” (К. Маркс), то пришедшая ей на смену в Октябре 1917 г. пролетарская идеология была, согласно В. Ленину, единственно верной “научной идеологией”, призванной найти и осветить для России ее путь к социализму.

Но вскоре (при И. Сталине) созданный им “марксизмленинизм”, объявленный наукой, становясь и оформляясь, быстро стал не чем иным, как новым “извращенным сознанием”, обслуживающим номенклатуру, безжалостно подмявшим под себя всякое свободомыслие и задушившим любое инакомыслие, что для прогресса было смерти подобно. При “хрущевской оттепели” и особенно во времена “горбачевской перестройки” началось робкое освобождение от этого “идеологического дурмана”, набравшее позже силу и ставшее не только “всеобщей деидеологизацией”, но и едва не превратившееся в “охоту на ведьм” -- на коммунистов и их идеологию. Не дойдя до этой крайней черты, круговерть идеологических метаморфоз, казалось, остановилась на принципе идейного плюрализма и закрепилась в ст. 13 Конституции: “В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...” Однако приключения идеологии на том не закончились. [2]

Что же скрывается за приключениями идеологии? Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе природу идеологии.

2. Идеология как общественное явление

Можно не сомневаться в том, что с идеологией ничего подобного не произошло бы, если бы не ее огромная роль в общественной жизни. Современные западные политологи и социологи, опираясь на авторитет М. Хайдеггера, К. Маннгейма, Г. Маркузе, М. Вебера и других известных мыслителей, пришли к выводу, что общество не может длительное время успешно существовать без идеологии, без нее оно теряет способность организованно, динамично развиваться и давать адекватные ответы на вызов истории,

Идеология - это совокупность идей, выражающих определенную общественную цель, которая, овладев массами и организуя их, превращается в мощную материальную силу, способную не только разрушить прогнившие общественные порядки, но также создать и защитить новые. Если эту общественно значимую роль идеологии увязать с интересами личности, индивида, то придется напомнить, что сама природа политической жизни как таковой вырастает из того обстоятельства, что человек -- существо общественное, что он ведет человеческий, а не животный образ жизни, важнейшая черта которого состоит в том, что каждый индивид при любом уровне интеллектуального развития целеустремлен, ибо каждый ищет и имеет определенный смысл жизни. Еще Ф. М. Достоевский писал: “Тайна бытия, человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, ради чего жить. Без твердого представления, ради чего жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все хлебы были”. В данном случае речь идет не о том смысле жизни, который связывают с борьбой за социальные идеалы, с идеологией вообще, а о смысле жизни в более узком, индивидуально-личностном плане. Но нельзя отрицать и того, что на протяжении всей истории цивилизации политики и политические партии широко использовали эту специфическую черту человеческого бытия, выдвигая свои лозунги, политические призывы, формулируя идеалы, старясь таким путем наполнить “своим содержанием” смысл жизни каждого, чтобы сделать его приверженцем данной партии, ее идеологии. Пожалуй, удачнее, чем у других идеологов, это получилось у марксистов. [2]

Поэтому первая (исторически и логически) мощная традиция в изучении сущности и раскрытия общественной роли идеологии связана с творчеством К. Маркса и Ф. Энгельса. Эта традиция основана на противопоставлении науки и идеологии как истины и лжи, адекватного и извращенного сознания. Основоположники марксизма исследовали идеологию на основе изучения процесса общественного производства и общей структуры общества. Согласно их мнению, экономические отношения образуют реальный базис общества, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка. В связи с этим они говорили об идеологии первого порядка (это государство) и об идеологии второго порядка, куда входили все формы общественного сознания. Причем оба уровня идеологии являются иллюзорными формами осознания и отражения действительности. Иллюзорными потому, что государство, не говоря уже о таких формах общественного сознания, как политика или религия, дает вовсе не зеркальное, а весьма своеобразное воспроизведение существующего, где многие реальные отношения выглядят или перевернутыми, или грубо искаженными. Именно этими обстоятельствами определяется то, что наблюдается на всех уровнях существования идеологии: т. е. и государство и формы общественного сознания затемняют и заслоняют собой подлинный предмет научного сознания -- процесс материального производства, который является детерминирующим элементом общественной структуры. Идеология оказывается ложным сознанием также потому, что в ней материальные интересы лишены своей первичной значимости, а идеальные силы выступают как конечные причины движения истории.

В такое, резко негативное отношение к идеологии существенные коррективы внес В. Ленин. Он выдвинул и обосновал понятие “научной идеологии”, которую рассматривал как соединение научности и революционности. Именно эта практическая ориентация В. Ленина и позволила ему отразить превращение материалистического понимания истории из новой социальной науки в руководство к действию, в средство борьбы за определенные интересы, т. е. в научную идеологию. Он предпринял попытку снять противопоставление науки и идеологии как истинного и ложного сознания, что являлось у Маркса и Энгельса исходным пунктом. Таким образом, право идеологии “на жизнь” было восстановлено.

Поскольку по своему существу всякая идеология -- совокупность идей, выражающих определенную общественную цель, важно выяснить, откуда берется эта общественная цель и что она собой представляет?

Сплошь и рядом такая цель - концентрированное выражение коренных общественных интересов международного или внутреннего характера, она может ставить задачу победы и устранения иноземных (или внутренних) врагов данного общества. Но это может быть и более сложное идейное построение, выражающее определенный социальный идеал. Социальный идеал - это мыслимое общественное устройство, к которому в силу своих коренных интересов стремится та или иная общественно-политическая сила, класс, группа, слой. Скажем, частный предприниматель заинтересован в свободном от государственного вмешательства капитализме. Именно такое устройство - его социальный идеал. Именно его формулирует, разъясняет и пропагандирует либерализм - идеология предпринимателей, буржуа. Человек труда, рабочий хотел бы трудиться только на себя, т. е. там, где его никто не эксплуатирует и не угнетает; именно такое социально справедливое устройство - социализм и есть социальный идеал рабочих, людей труда. [2]

Социальный идеал - не случайный фантом, а необходимый спутник дифференцированного, социально неоднородного общества, пронизанного противоречиями, столкновениями, конфликтами, разными формами социально-политической борьбы. Подобно тому, как в сегодняшнем крупном городе ни один человек не может быстро и успешно проехать из одного его конца в другой, не имея в своей голове мысленной схемы или плана своей поездки (виды транспорта, их маршруты, пересадки и т. д.), так ни одна общественно-политическая сила или группа не может рассчитывать на успех политической борьбы, не имея определенной цели борьбы, ее желаемого результата (социальный идеал) и тех средств, с помощью которых этот социальный идеал только и может стать явью.

Вся история XX в. показывает, что все широковещательные кампании “деидеологизации” общества, “освобождения” его от “идеологических пут” всякий раз были не чем иным, как лукавым прикрытием не устранения идеологии как таковой, а стыдливой формой отказа от прежней идеологии во имя “новой”, в качестве которой сплошь и рядом выступало давно известное идеологическое старье, облаченное в модные наряды. Опыт уходящего веха свидетельствует о том, что общество успешно развивается и решает свои задачи только до той поры, пока ему удается осуществлять перемены в своей идеологии соответственно изменениям и потребностям общественной жизни. Отсутствие в обществе цементирующей идеологии при определенных условиях может привести к расколу и даже распаду общественных связей.

В сегодняшнем мире, переживающем новый этап научнотехнической революции, все отчетливее выступает еще одна социальная функция идеологии, связанная с проблемами самоидентификации народов и наций. Все дело в том, что в условиях сходного, почти одинакового технического и экономического базиса именно идеология, переплетающаяся с менталитетом и традициями, становится важным критерием самоидентификации различных обществ. Раньше таким критерием в духовной сфере выступала культура. Но интернационализация современных технологий сравняла во многом материальные культуры, а средства массовой информации и массовая культура существенно сблизили менталитеты народов.

Мы подходим к важнейшей проблеме - критерию эффективности или неэффективности воздействия идеологии на жизнь общества. Идеология эффективна, если она обеспечивает единство общества, объединяет его граждан вокруг общенациональных задач, адекватных времени и условиям.

Идеология считается неэффективной, если она не воспримимается обществом не способствует достижению поставленных целей, не определяет пути дальнейшего развития общества в конкретных исторических условиях. Такова неразрывная связь идеологии и общественного развития.

Каков механизм воздействия идеологии на общество? Идеология, придавая действиям людей определенный общественный смысл, уже является побудительной силой, непосредственным импульсом для соответствующих действий. Мало того, побуждая людей к социальным действиям, идеология вместе с тем обеспечивает действующим необходимую ориентацию. Этим формируется определенная модель поведения как человека, так и всего общества. Именно поэтому идеология и выступает как система идей и представлений, истолковывающих окружающую действительность и побуждающих отдельные социальные группы или общество в целом действовать, приближаясь к поставленной цели. Вместе с тем идеология - это и легитимация действий. Известны слова М. Хайдеггера о том, что человек эпохи идеологий, говоря о целях и ценностях, имеет в виду овладение миром в опоре на их действенную силу, связанную с их адекватностью ситуации.

И здесь мы обращаемся еще к одной проблеме - к проблеме содержания идеологии и отношения этого содержания к вопросам лжи или истины. В последнее время появились концепции, запутывающие эту сложную, но принципиально важную проблему. До тех пор, пока речь идет о мобилизующей и организующей роли идеологии, ее способности привлечь на свою сторону массы, повести их за собой, вопрос истинности или ложности содержащихся в ней идей, целей и идеалов не играет существенной роли. Чаще случается наоборот: утопические идеалы и недостижимые цели, а то и просто лживые обещания сплошь и рядом оказываются более привлекательными для масс, чем горькая правда. Подобные идеи часто собирают вокруг себя самые многочисленные армии сторонников и тем обеспечивают пропагандистам подобных идей решающую поддержку в нужное время и в нужном месте. [2]

3. Создание идеологии народа России - неформальные требования времени

В настоящее время существует острый конфликт формальной Идеологии формального информидеологического объекта «государства - Россия» с неформальной Идеологией неформального информидеологического объекта «народ России».

За последнее время государство Россия многократно пыталось изменить формы управления народом России, в результате чего обнаружилось, что любые формальные изменения формы государственной власти вместо ожидаемого положительного дают только отрицательный эффект. Наконец, большинству народа России стало ясно, что причина хронического неуспеха формального государственного управления заключается не в том, где и как, т.е. в каких именно формах государством формально предусмотрено единоначалие, а в каких мононачалие, какова их степень и какова формальная иерархическая структура всех начальников. А в том, что ни сама идеология государства России - наукоизм - ни форма ее воплощения - государствизм - больше не пригодны для употребления. И если не изменить формальную идеологию государства России, то сколько ни тасуй частные формы моно- и полиначалия в России, народу России от этого будет все только хуже и хуже.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты