Проблемы толерантности в современном обществе
p align="left">Общий позитивный толерантный настрой во взаимоотношениях представителей различных российских этнических и религиозных общностей неизменно находит подтверждение в ответах на многие вопросы. Так, при опросе 2001 г. вновь крайне низкий процент опрошенных (3,6%) посчитал, что иное вероисповедание оказывает негативное влияние на его отношение к другому человеку. Правда, почти столько же (3,2%) сочло, что данное обстоятельство оказывает позитивное влияние, но основная масса исходит из того, что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не оказывает (73,7%).

В этом массовом безразличии - как верующих, так и неверующих - к вопросам веры в межличностных отношениях не следует усматривать какие-то негативные моменты. Наоборот, что, как представляется, свидетельство отсутствия помех для нормальных личностных взаимоотношений, невзирая на мировоззренческие различия. Подобное утверждение толерантных, рациональных начал можно считать серьёзным показателем демократичности нашего общества, отсутствия в нём предубеждённости против представителей других этноконфессиональных общностей. Исходя из того, что чувства, составляющие «триаду враждебности» - гнев, отвращение, презрение, - являются сущностными характеристиками понятия «интолерантность» как понятия, антонимичного «толерантности», можно предположить, что сущностными характеристиками «толерантности» являются понятия, противоположные по значению чувствам, составляющим «триаду враждебности» [42, c.36-40].

Прочность данной позиции позволяет уточнить ответы на вопросы относительно ряда бытовых ситуаций, где присутствуют этноконфессиональные факторы. Как следует из таблицы (данные опроса 2001 года, схожие результаты фиксировали и предыдущие исследования), у верующих в Бога всё же в большей мере, чем у неверующих, проявляется бытовая толерантность (см. Приложение №3).

В целом результаты мониторинга показывают, что общественное мнение заинтересовано в диалоге последователей разных конфесий и мировоззрений, в устранении предубеждённости и тем более экстремистских проявлений в межличностных отношениях, в утверждении принципов толерантности и сотрудничества во имя общего блага. Вместе с тем опросы отразили обеспокоенность респондентов состоянием межнациональных отношений. Подавляющее большинство респондентов (около 80%) уверено, что напряжённость в этой сфере может привести к развалу Российского государства. Это мнение характерно для всех мировоззренческих и конфессиональных групп.

Особенно остро существующие межнациональные и межконфессиональные проблемы проявляются в молодёжной среде. Так, заслуживает пристального внимания высокий уровень нетерпимости, проявляемый самой молодой возрастной группой (16017-летние) к ряду национальностей. Доля самых молодых, отрицательно относящихся к иным этносам и другим религиям, в 1,5 - 2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах.

Воспитание в духе толерантности и противодействия экстремизму зависит от объективного и многостороннего учёта сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и социальные традиции и нейтрализовывать отрицательные факторы; важное значение имеет и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации.

Современное российское законодательство в принципе обеспечивает равенство различных религиозных объединений перед законом, исключает дискриминацию по религиозным мотивам, создаёт условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества последователей всех религиозных направлений. На практике нарушения духа и буквы законодательства о свободе совести во многом связаны с тем, что российское общество (при всех кардинальных идеологических, правовых, политических переменах последнего времени) остаётся на одном и том же уровне массовой культуры, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в том числе терпимостью к административному своеволию. Уместно подчеркнуть, что эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных «объективных» предпосылок повышает возможности нарушения толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфессиональных отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одной (как правило, самой распространённой) религии, что влечёт ущемление интересов других, имеют место произвольные действия местных администраций, что обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоправные эксцессы.

Для общественного настроения, разделяемого подавляющей частью российского населения, характерно лояльное отношение к людям других верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах - от быта до политики. В отличие от некоторых религиозных руководителей большинство населения (более 70%) не соглашается с идеей исключительности, единственной истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против других религий.

Толерантное интернациональное воспитание - многогранный процесс. Здесь обращение к каждому аспекту проблемы требует серьёзного внимания и такта. Оно, в частности, предполагает точное использование название этносов и государственно-территориальных образований (например, Татарстан, а не Татария, Башкортостан, а не Башкирия), исключение всякого предубеждения против любого этноса, аргументированную критику некоторых получивших распространение стереотипов, предрассудков и мифов, даже некорректных толкований терминов, к примеру таких, как «этническая преступность». Развенчание подобных мифов, показ того, что обычно преступные группировки комплектуются из представителей разных национальностей, - важная предпосылка воспитания толерантности [42, c.42-45].

К подобным мифам относится и исключительная угроза «исламского экстремизма» в России. Во-первых, стремление прикрыться религиозными идеями для оправдания своих противоправных действий в мире наблюдается во многих странах, где распространены различные религии. Так, в Ольстере или Хорватии противостояли и противостоят приверженцы христианских конфессий. А самое главное в том, что ислам как религия не может быть экстремистским. Другое дело - распространение радикализма среди мусульманской молодёжи России, ставка сепаратистов на использование ислама для оправдания экстремизма и терроризма. Однако причины распространения этих идей среди молодых людей кроются не в исламе, а в большей мере в условиях жизни последователей этой религии в том или ином регионе страны. По данным исследований, именно среди мусульманской молодёжи подчас выше уровень безработицы, ниже уровень жизни, у них большие трудности в адаптации к современным реалиям, в том числе и из-за патерналистских мусульманских традиций; патриархально воспитываемая исламская молодёжь болезненнее, чем последователи других религий, переживает кризис традиционных ценностей и образа жизни.

Глава 3. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе

3.1 Основные направления работы по формированию толерантных отношений

В связи с актуальностью комплексного исследования проблем прав человека и толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые системы, механизмы для их обеспечения, защиты? Среди таковых можно выделить следующие: судебная защита, несудебная защита и деятельность неправительственных правозащитных организаций (НПО). Показателен тот факт, что, по оценкам экспертов, лишь около одной трети россиян имеют реальные возможности для защиты своих прав в случае их нарушения. Меньше же всего возможностей для этого у жителей Северо-Западного, центрального, северо-Кавказского регионов страны. Проблема защиты своих прав стоит перед большинством социальных групп, среди которых - коренные малочисленные народы Севера, предприниматели, россияне, проживающие за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, заключённые, военнослужащие, пенсионеры, женщины и дети, инвалиды и другие социально уязвимые слои населения.

Демократическая система защиты прав человека предполагает возможность для всякого гражданина обращаться в суды различных инстанций. Судебная система является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав; она представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

К механизмам несудебной защиты прав человека относится: институт Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Коллегия адвокатов, министерства и ведомства РФ и др.

Недостающим звеном в механизме обеспечения прав человека в России является деятельность неправительственных правозащитных организаций (НПО). И, прежде всего потому, что в стране нет общего информационного источника в области прав человека, доступного юристам, журналистам, всем заинтересованным лицам и организациям. Базы данных, распространяющиеся на коммерческой основе, не могут решить проблемы, т.к. они не имеют специальной «правозащитной» ориентации, обычно не содержат материалов международного уровня, продаются по высокой цене и не являются, таким образом, общедоступными. Правозащитникам необходимо привлечь внимание к нарушениям прав человека. Во многих странах мира общественные кампании, организуемые НПО, представляют мощный инструмент борьбы за права и свободы человека, серьёзный аргумент для властей. В России такая практика отсутствует.

Немаловажное значение в деле практического осуществления правозащитных мероприятий и установления толерантных отношений в обществе имеет образование и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников социологических опросов, учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти. Прежде всего потому, что не разработаны научные основы такого преподавания. Нет пока и особой заинтересованности со стороны компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов [42, c.102-110].

Всеобщего уважения и соблюдения прав человека в России невозможно достичь без коренного перелома в распределении знаний о правах человека и кардинального обновления среднего и высшего образования в этой области. Поэтому Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступает за создание государственно-общественного Федерального центра информации и содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира - как общероссийского координационного центра по организации эффективного распределения информации о правах человека, разработке концепции и программе подготовки и переподготовки по правам человека для различных категорий госслужащих на всех уровнях формального и неформального обучения.

В связи с рассматриваемой проблемой возникает вопрос о месте и роли тех или иных государственных и общественных структур в обеспечении прав человека и в формировании толерантных отношений. Небезынтересно, что в первую очередь при опросах называются неправительственные правозащитные организации, во вторую - аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, в третью - система школьного и высшего образования. Далее следуют учреждения культуры, СМИ. На ступень ниже - федеральные органы, религиозные организации. И на последнем месте - федеральные органы власти, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Очевидно, что последние этими вопросами занимаются крайне мало [42,c.103].

Что касается назревших проблем, которые призваны решать все эти структуры, то среди первоочередных мер возможно следующее:

· ввести в образовательные стандарты знания о правах и свободах человека;

· разработать федеральную целевую программу просвещения и образования в области прав человека;

· подготовить разнообразную информационную и учебно-методическую литературу для педагогов и учащихся;

· подготовить специализированные компьютерные базы данных по правам человека;

· подготовить и распространить информационные материалы для правозащитных и иных общественных организаций;

· разработать примерные образовательные программы для вузов в области прав человека;

· подготовить и распространить информационные материалы для госслужащих;

· ввести и пропагандировать нормативные и законодательные акты, ограничивающие и запрещающие проявления интолерантности (экстремизма, шовинизма, национализма, ксенофобии и пр.), добиваться их принятия;

· особое внимание следует уделить созданию толерантного климата в регионах, в частности в молодёжно-студенческой среде, во взаимоотношениях между представителями различных политических партий и общественных движений.

Интересно, что в ряде регионов уже существуют Целевые программы решения подобных задач, которые стремятся комплексно подходить к проблеме. Так, в Прикамье действует Закон Пермской области о «Целевой программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.», который включает раздел «Система мер противодействия политическому экстремизму, формирование в регионе ситуации политической толерантности», предусматривающий: организацию молодёжных дискуссий, интеллектуальных игр и т.п. мероприятий; введение в программу образовательных учреждений специальных учебных курсов, посвящённых религиозным, этническим, гендерным и другим аспектам толерантности; проведение в вузах «круглых столов» по религиозным аспектам политической жизни Прикамья на современном этапе; подготовку печатных материалов (методических, учебных пособий, брошюр и т.п.), содержащих разъяснения принципа толерантности как важнейшего элемента демократической политической культуры и т.д.

Все мероприятия, направленные на установление толерантного климата в российском обществе, в конце концов направлены на обеспечение прав человека. Они неразрывно взаимосвязаны между собой. Сегодня на первый план выдвигаются вопросы чрезвычайно важные и трудные. Наряду с научным анализом необходимы практические действия по внедрению принципов толерантности в политическую жизнь общества, повседневную жизнь граждан. Подобные мероприятия могли бы быть во всех регионах, по всей стане в целом. Тем самым они способствовали бы укреплению правовой и политической толерантной культуры в России, обеспечению прав и свобод человека, а, следовательно, и социальной стабильности.

3.2 Методические материалы по формированию установок толерантного сознания

Проанализировав работы учёных, ознакомившись с практикой формирования толерантности в Центре «Забота», мы приходим к выводу, что для усиления эффективности работы в данном направлении будет способствовать следующая система работы, включающая упражнения, тренинги, лекции, дискуссии, игры.

Методика социальной работы по формированию толерантного сознания.

Упражнение «Что такое толерантность».

Задачи: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».

Необходимое время: 25 минут.

Вспомогательные материалы: определения толерантности, написанные на больших листах.

Подготовительный этап: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или стенам оборотной стороной к аудитории.

Определения толерантности.

Красочно напишите определения на листах ватмана: на одной стороне «Толерантность - это…», а на другой стороне - сами определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на те стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность - это…». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Определения толерантности:

1. Сотрудничество, дух партнёрства.

2. Готовность мириться с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание многообразия.

9. Признание равенства других.

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой из групп предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои определения, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним.

Вопросы для обсуждения:

-Что отличает каждое определение?

-Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

-Какое определение наиболее удачное?

-Можно ли дать одно определение понятию «Толерантность»?

В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:

-понятие «толерантность» имеет множество сторон;

-каждое из определений выявило какую-то из граней толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности».

Задачи: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах…(процесс рисования занимает не более 5 мин.). После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты