Проблемы молодежи и роль социальной работы в их решении
p align="left">а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лице ограниченными возможностями.

В сентябре 2002 г. Министерство образования России направило руководителям по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

воспитательно-профилактическая;

реабилитационная;

оздоровительная;

досуговая:

информационно-консультативная;

содействие занятости;

социальная поддержка молодого поколения.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах -- ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др. В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Например, в Смоленской области адаптацией молодежи к новым социально-экономическим условиям занимаются следующие социальные службы и органы:

местные органы власти, различные комитеты и другие формирования на местах (комитеты по делам молодежи, комитеты помощи многодетным матерям и т.п.);

система профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

система социального обслуживания;

государственная служба занятости и различные биржи труда-

государственная и альтернативная системы общеобразовательной подготовки молодежи;

система социального страхования;

система социального кредитования.

Главный акцент здесь делается на минимальной стартовой поддержке. В рамках осуществления государственной молодежной политики в Смоленске и Смоленской области осуществляются следующие программы; «Правовая и социальная поддержка молодежи», «Духовное и физическое развитие молодежи», «Поддержка молодых талантов и лидеров», «Государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений», «Развитие системы детского и молодежного отдыха», «Информационное обеспечение государственной молодежной политики», «Международное молодежное сотрудничество», «Поддержка проектов программ органов по делам молодежи администрацией городов и районов». Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенными услугами, которые оказывают социальные службы, являются психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, социальная реабилитация, социокультурные услуги, информационная и правовая помощь. Используются индивидуальные и групповые профориентационные консультации, клубы ищущих работу, программы и курсы социально-психологической адаптации. Безработная молодежь, имеющая профессии, не востребованные на рынке труда, привлекается к участию в профориентационных программах «Выбор пути». «Поверь в успех», «Искусство трудоустройства». Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. В Ярославле принята областная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, обрести уверенность в своих силах, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т.д. В Екатеринбурге активно работает служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост». В Курске правовую помощь молодежи и молодой семье оказывает Центр социальной поддержки молодежи. В Новосибирске профилактическую воспитательную работу с несовершеннолетними осуществляет Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним, а медицинскую и медико-социальную помощь молодежи -- Центр «Ювентус». Центры реабилитации и планирования семьи работают в Хабаровске, информационного обеспечения социальных служб -в Кузбассе. Пермский «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

Основной задачей московского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги. Однако в целом сегодня потребности в обеспечении молодежи услугами социальных служб удовлетворяются только на 10%.

Определенный опыт накоплен и в области управления социальными программами по работе с молодежью. Так, в Ярославской области администрация соответствующего предприятия (фирмы, МП, ООО, АООТ, АОЗТ и др.) формирует социальную службу молодежи на договорной основе, заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы специалистами. В Юго-Восточном административном округе г. Москвы все педагоги-организаторы, которые входят в состав дирекции единого заказчика районов (а их 61), проходят аттестацию в муниципальных районах, префектуре, комитете по делам семьи и молодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, привлекают в свои клубы трудных подростков, детей, стоящих на учете в милиции.

Сегодня появляются новые интересные формы социальной работы с молодежью.

2.2 Социальная работа с молодежью в Чувашcкой Республике

На сегодняшний день 26,3 % населения Чувашской Республики составляют граждане в возрасте 14-30 лет (335 795), в том числе 48 % молодежи занято в экономике республики (161 700). По данным Чувашстата, в промышленности и строительстве занято более 60 тыс. чел. (37%) от общей численности работающей молодежи; в торговле и сфере услуг, в т.ч. финансовой деятельности - 43,3 тыс. чел. (27%); в сельском хозяйстве - более 24 тыс. чел. (15%); в здравоохранении и образовании - 14 тыс. чел. (9 %).[23.]

Одной из основных задач, стоящих перед обществом и государством является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции и владеющих знаниями о современных производственных технологиях. В целях повышения качества подготовки рабочих кадров созданы 5 учебных комплексов, реализующих интегрированные программы начального и среднего профессионального образования, 3 техникума стали структурными подразделениями ведущих вузов России. Уменьшилась численность зарегистрированных безработных граждан среди молодежи (с 11871 человек на 1 января 2007 года до 9673 человек на 1 января 2008 года). В целом по республике уровень безработицы на 1 января 2008 года составил 1,4%. [23] Разрабатываются специальные программы, направленные на обеспечение занятости студентов в свободное от учебы время, такие, как «Творческая мастерская», «Курьерская служба». В вузах республики создаются юридические клиники, консалтинговые службы, центры по трудоустройству студентов и работе с выпускниками, которые проводят маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг Чувашии. В текущем году во всех районах и городах республики была организована работа 232 подростковых трудовых бригад, в которых задействовано 4932 подростков, в том числе 522 - из числа «трудных» подростков. В рамках реализации мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время молодежной биржей труда совместно с органами службы занятости было заключено 605 договоров на организацию 9421 временного рабочего места, на которых трудился 10921 учащийся (123,5 % к уровню прошлого года). Доля учащихся общеобразовательных школ, принимавших участие во временных работах, составляет 98,1%, учащихся учреждений начального профессионального образования - 1,2 %, воспитанников детских домов и домов-интернатов - 1,7%. В Чувашии действует Чувашское региональное отделение Молодежного общероссийского движения «Российские студенческие отряды», объединяющее строительные, педагогические и сервисные отряды. В 2008 году действуют 46 педагогических, 46 строительных, 10 сельскохозяйственных и 23 сервисных отрядов (более 4000 чел.). Представители Чувашии работали в 9 регионах РФ и 4 зарубежных странах.

Пристальное внимание к проблемам молодых работников активизировало в Чувашии процесс создания общественных объединений. Если на 2005 год на предприятиях насчитывалось 14 молодежных объединений, то в 2008 году возросло до 100. Наиболее активно формируются и развиваются молодежные объединения на «Химпроме», Шумерлинском заводе специализированных автомобилей, «Промтракторе», Ишлейском заводе высоковольтной аппаратуры, Чебоксарском агрегатном заводе, МСО «Моргаушская» Моргаушского района; МОУ «Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района, ИП «Хайбуллин Рамиль Киямендинович» Ибресинского района, «Заводе электроприбор» г. Алатырь. Одним из направлений реализации государственной молодежной политики является формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня в республике действуют около 30 военно-патриотических клубов и объединений, 49 отрядов юных космонавтов. Итогом работы, проводимой в течение года в учебных заведениях и патриотических клубах, являются республиканские юнармейские игры «Зарница» и «Орленок», в которых принимают участие около 1000 юнармейцев со всей республики. Ежегодно (начиная с 2004 года) проводится слет юнармейских отделений, конкурс «Я - гражданин России», спартакиада допризывной молодежи и др. В рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни» (март-апрель, октябрь-ноябрь) ежегодно муниципалитетами проводится более 1500 мероприятий (свыше 80 тысяч человек). В ходе акции проводятся семинары-тренинги для педагогических работников (около 900 в ходе одной акции), классные часы, тематические вечера, «круглые столы», диспуты, беседы по профилактике употребления ПАВ и формированию культуры здоровья с приглашением специалистов наркологических диспансеров (около 500), дни и уроки здоровья (более 650), социально-психологические тренинги, конкурсы творческих работ, книжные выставки, фестивали (более 200) и др. На сайтах администраций открываются тематические баннеры, в муниципальных СМИ публикуется свыше 500 статей. Получила развитие психологическая служба образования, которая осуществляет адресную работу с детьми «группы социального риска». В республике функционирует 30 центров/служб психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам (2000 г. - 10), работает 369 психологов , 325 социальных педагогов, 211 логопедов, которые ведут активную работу по консультированию (17,3 тыс. человек), диагностике (19,0 тыс. человек) и коррекции (4,5 тыс. человек) несовершеннолетних, относящихся к группе «социального риска»; в 11 городах и районах на базе муниципальных психологических служб ведут прием «телефоны экстренной психологической помощи». На базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Минобразования Чувашии действует «Лаборатория здоровья», которой разработано 6 постоянно действующих модульных семинаров (обучено более 800 педагогов); проведены конкурсы коррекционно-развивающих программ психолого - педагогического сопровождения детей с отклоняющимся поведением (25 программ); мини-проектов «Урок здоровья» (62 урока), программ профилактики табакокурения «Дыши легко» (42 проекта); отрядов волонтерских команд. В школах используются программы федерального (21), регионального (23) уровней, применяются авторские методики (123). 58 школ районов и городов республики системно внедряют принципы здоровьесбережения. С января 2008 г. реализуется проект - победитель всероссийского конкурса общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» (грант в сумме 1,5 млн. рублей) по формированию и развитию волонтерских команд здоровья «Я, ты, он, она: МЫ - ЗДОРОВАЯ СТРАНА!» В рамках данного проекта Фонд «Чувашия» в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями осуществляет подготовку по сетевому принципу волонтерских команд здоровья, создает ресурсные центры развития и поддержки волонтерского движения за здоровый образ жизни. В рамках реализации международной программы проекта ХОУП «Профилактика ВИЧ/СПИД в учреждениях начального и среднего профессионального образования в регионах Российской Федерации» - «Полезная практика - реальные альтернативы» в 10 профессиональных училищах и ссузах республики проведено более 750 занятий, лекций и тренингов, обучено 45 педагогических работников, более 2,1 тыс. учащихся.

В 2008 году заключено Соглашение между Чувашской Республикой и Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии из федерального бюджета в объеме 5000,0 тыс. на материально-техническое обеспечение центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками. Значительное внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений среди детей и молодежи. В рамках различных семинаров с участием российских специалистов обучено более 500 педагогов по работе с «трудными» подростками.

В Чувашской Республике постоянно совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. В целях поощрения молодых деятелей науки, техники и производства, литературы, культуры и искусства, образования, воспитания и молодежной политики, здравоохранения, охраны окружающей среды и спорта ежегодно в 4 номинациях присуждаются Государственные молодежные премии Чувашской Республики. Проводятся молодежные творческие конкурсы, фестиваль языков, конференции, в которых принимает участие более 100 тыс. человек. В последние годы отмечается повышение интереса подрастающего поколения к развитию художественного творчества, к участию в различных видах музыкальных, хореографических, вокальных, фольклорных объединений, к техническим и прикладным видам творчества. Стали традиционными республиканские конкурс творческих работ «Сердце матери», конференция - фестиваль «Эксельсиор», игры КВН и др. В настоящее время в республике действует 56 команд КВН (2004 г. - 46, 2003 г. - 39). Велась координационная работа по привлечению талантливой молодежи в науку. Всего в учреждениях высшего профессионального образования научно-исследовательской работой охвачено более 50% учащейся молодежи. Развивалось и студенческое движение. В настоящее время во всех учреждениях высшего профессионального образования действует 25 студенческих клубов, тогда как по базовому состоянию их было лишь 4. Ежегодно в сфере государственной молодежной политики проводится более десятка крупных мероприятий, направленных на духовное развитие молодежи. Стали традиционными республиканский фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна», Международный фестиваль молодежной субкультуры регионов России «Кофемолка» и др.

В республике проводится более 300 спортивных мероприятий разного уровня, количество участников в которых ежегодно возрастает. Сохранилась традиция проведения республиканских турниров по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч», «Футбол - игра народная», соревнований по пожарно-прикладному спорту и другим видам спорта, спартакиады учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования и др. Сохранена и развивается сеть спортивных школ, кружков, секций, групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, продленного дня, в которых занимается около 77% школьников (103.589 тыс. чел.). Функционируют центры здоровья. В вузах республики организовано 67 спортивных секций, в которых занято более 1500 человек. Активная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений со стороны органов государственной власти республики привела к росту их количества. Сегодня в республике действует более 500 детских общественных объединений с охватом более 120 тысяч человек и около 210 молодежных общественных объединений, в которых состоит свыше 23 тысяч человек. Каждый пятый школьник вовлечен в активную общественную деятельность.[23]

На сегодняшний день в республике создана система подготовки лидеров ученического, студенческого самоуправления, детских, молодежных, общественных объединений, охватывающая около 80 000 человек. Ежегодно проводится около 120 республиканских мероприятий, направленных на формирование лидерского потенциала, в том числе: ежеквартальные школы актива и ученического самоуправления, лагеря активистов детских и молодежных общественных организаций и объединений «Лидер», инструктивно-методические семинары и мастер-классы, детских и молодежных общественных организаций и объединений (номинация «Лидер»). Проводятся конкурсы детских и молодежных общественных организаций, юных краеведов и экологов, юных космонавтов, военно-патриотических и спортивных клубов. Разработаны и утверждены республиканские программы развития движения отрядов юных космонавтов, юнармейских отделений, юных экологов, молодых лидеров, детско-юношеского геологического движения, юных инспекторов движения и др.

Важнейшим элементом молодежной политики является создание системы информационного обеспечения молодежи, и это не дань моде, а жизненная необходимость. В решении поставленных задач способствовали такие мероприятия, как выпуск информационно-методической литературы, брошюр, посвященных наиболее актуальным проблемам в сфере государственной молодежной политики. Среди них: сборник «Молодежь Чувашии», справочники - «Молодежные общественные объединения Чувашской Республики», «Лучшие социальные проекты молодежи». На сайтах администраций муниципальных образований республики открыты баннеры по молодежной тематике, проводятся конкурсы на лучшие публикации и передачи, отражающие молодежную проблематику.

Заключение

В заключение сделать несколько выводов по данной работе.

Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы. Задача общества и государства сегодня - оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием/ Б.А. Старшун. - М.: Норма, 2007. - 128 с.

2. ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1. - М.: ИНФРА-М, 2,,4. - 32 с.

3. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ// Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике. - Чеб., 2006. - с.1.

4. Постановление правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005годы)»

5. Постановление кабинета министров Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. №53 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2007 г.»// Собрание законодательства ЧР. - 2007.- № . с. 136.

6. Постановление кабинета министров Чувашской Республики от 20 июля 2005 г. №185 «О республиканской целевой программе «Молодежь Чувашской Республики: 2006-2010 годы»

7. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 5249-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2006. - 11с.

8. Национальный стандарт Российской федерации. ГОСТ 524998-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. - М.: Стандартинформ, 2006. - 9 с.

9. Апатенко С.Н. Молодежная политика должна быть сильной и жизненной // Вестник молодежной политики. 2004

10. Актуальные проблемы наркотизации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. - М.: УСП, 2004.

11. Бондарева Е.В. Оздоровление молодежи - проблемы и решение // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. - Чеб., 2005. с. 252.

12. Васильев Л. Безработица в спецовке // Российская газета, 2007. - 17 января. - с 11.

13. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Молодежь и общество на рубеже веков/ Под ред. И.М. Ильинского. - М.: Голос, 1999.

14. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

15. Евсеева Л.А. Приоритеты и проблемы молодежной политики в Чувашской Республике// Социально-экономические проблемы региона и пути их решения. Вып. 3. - Чеб., 2007, - с.57-77.

16. Зубок Ю.А. социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного. - СПб.,1998. - 265 с.

17. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи// Социально-гуманитарные знания. 2003. - №1. - с. 147 - 162.

18. Зубок Ю.А. Нельзя сказать, что молодежь не слушают. Но ее не слышат// Агентство социальной информации, 2006.

http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf

19. Иванова Д.Е. Исторический опыт социальной деятельности в России и Чувашии: учеб. пособие. - Чеб., 1999. - 199 с.

20. Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.,1999.

21. Лисовский В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья. Социологические исследования. - СПб.: Наука, 2003.

22. Мартова Т.В. социокультурное развитие и проблемы невостребованности молодых специалистов В Современной России // Российская культура основа качества образования и социальных сил современного российского общества. - 2007. - с. 148.

23. Молодежный портрет // Молодежная политика ЧР. - 2008.

(Официальный сайт Министерства образования и молдежной политикиЧувашской Республики) http://gov.cap.ru/main.asp?govid=13

24. Молодежь в демографическом измерении// Отечественные записки. - 2006 . - №3 .

http://www.strana-oz.ru/?ozid=30&oznumber=3.

25. Минигулова В.Ф. Востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда Чувашской Республики// Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. - Чеб., 2005. с. 110.

26. Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи// Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления . - М. 2006._ 23 марта. - с.42.

27. Основы социальной работы: учебник / отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 560 с.

28. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. - М: Дашков и Ко, 2003.

29. Скворцов Э.Г. Духовный и нравственный потенциал социальной политики // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. - Чеб., 2005. с. 210.

30. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Монография./ под общ. Ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 2000.

31. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 328 с.

32. Фадеев С.В., Константинова М.Е. анализ ситуации в сфере занятости на рынке труда Чувашской Республики // Социальные, экономические и правовые проблемы современной России . Вып. 4. - 2005. - с 156.

33. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учеб. Пособие/ Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 236 с.

34. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб пособие./ Е.И. Холостова .- М.: Дашков и Ко, 2006. - 216 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты