Проблемы и перспективы развития социальных отношений в современной России
p align="left">В царствовании Ивана Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию: в указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.

Борис Годунов поддерживал и расширял систему общественного призрения. Во время неурожая он повелел привезти много хлеба из сопредельных государств и окрестностей Волги, все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным.

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения Романовых в 1613 году. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645 - 1676) - Приказ строения богаделен. Впрочем, мера эта, была, скорее лишь благотворительным актом самого царя и ближайших к нему лиц Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. С. 37..

Большой вклад в общественное призрение внес царь Федор Алексеевич. Именно в его царствование наметился определенный прелом в борьбе с нищенством - в нее включилось государство. По его указу от 1682 года в Москве было построено два госпиталя, в Указе также обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать, поэтому такие «нищие» должны будут хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу.

По-своему стремился искоренить нищенство Петр I - прежде всего, прямо запретив подавать милостыню приносящим подаяние. Петр небезосновательно считал нищенство и нищелюбие одной из причин роста тунеядства и паразитизма в стране и поэтому энергично и последовательно боролся с ним. В Указе от 30 ноября 1691 г. «О забирании нищих, притворяющимися увечными, и о наказании их» сказано, что «известно им Великим государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и жмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы».

Эти и другие меры Петра I в области призрения носили в основном характер «вразумляющего принуждения», но была и позитивная программа в социальной сфере, которая претворялась в жизнь. В первой четверти XVIII века значительно расширилось так называемое закрытое презрение (т.е. содержание в различных и заведениях благотворительного толка) новых для России категорий населения: незаконнорожденных, или «зазорных» младенцев, «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат», инвалидов из матросов и солдат, душевнобольных и «дураков» (безумных от рождения) и др.

По Указу Петра I от 3 мая 1720года все офицеры и нижние чины по удостоверению Военной коллегии оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через четыре года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 года из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри) Бадя Л.В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 53..

При Петре введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами - так называемое «открытое презрение». Главное же начинание Петра Алексеевича - ограничение роли церкви в социальной политике России и, соответственно, устройство призрения на новых государственных началах - с помощью светских структур (городские и светские магистраты, финансовые ведомства, старосты и сотские).

История социальной помощи в России показывает, что в ней сосуществовали и, в известной мере, конкурировали две тенденции: государственная система презрения и благотворительность. «Идея общественного презрения, кА отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала по условиям времени практического применения Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. С. 38. Важно выяснить, в каком отношении находилась она к благотворительности, этой древнейшей форме общественного попечения.

В России общественное призрение - отрасль государственного управления - не отрицало благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Больше того, государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования презрения. Новая политика в общественном попечении о бедных стремится регулировать и направлять благотворительность, упорядочить ее и в определенной степени подчинить государственным интересам.

Во второй половине XVIII века складываются условия в России реорганизации всей социальной сферы. Екатерина II стремилась превратить империю в великую передовую страну, в том числе и в культурном развитии. В 60 - 70-е годы с помощью личного секретаря Екатерины И.И. Бецкого создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; Училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт); шляхетский кадетский корпус; Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей и др. Все они были благотворительными и существовали на средства государства.

Социально-экономическая ситуация в стране вынуждала императрицу на создание госпиталей для бедных рожениц с анонимным отделением, где можно было рожать в масках, ссудных и вдовьих касс, пунктов для оспопрививания, домов для «пристройства безумных» в каждой из епархий.

Екатерина II облегчила участь арестантов и каторжников, подтвердила отмену смертной казни в России, провозглашенную еще императрицей Елизаветой.

При участии Екатерины II в 1765 году была создана в России первая общественная организация - Вольное экономическое общество, проводившее большую благотворительную работу.

В 1775 году впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения «для всех гражданских сословий». На губернские органы возлагалось обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

В 1797 году Павел I подписал указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап развития отечественного благотворения.

Середина XIX века отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов для нашей страны организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 году по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой стороны - обращаясь к чувству общего долга. Вторая половина 1860-х годов связанна с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, несогласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединяющие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие масс.

До 1912 года государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых на фабрично-заводской и горной промышленности.

В октябре 1917 года был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 года в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. В октябре 1918 года был принят Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5%.

В 1927 году в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости. В 1946 году образованно министерство социального обеспечения РСФСР Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. 2001. № 6..

Глава 2. Развитие социальных отношений в настоящее время

2.1 Социальная сфера в настоящее время

Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному социальному росту - это низкая эффективность государственного управления. Одним из наиболее серьезных препятствий социальному росту в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе не достаточно высокий уровень защиты прав граждан. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития. Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, не эффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.

Сокращение численности населения не позволит обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.

В целях обеспечения и повышения качеств медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимися финансовыми ресурсами.

Неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях осуществляет ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с независимостью рынков жилья, капитала и транспортной инфраструктуры снижают эффективность социально-экономических связей между регионами Российской Федерации.

Понятие «качество жизни» используется очень широко, но оно не имеет общепризнанной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Приоритеты зависят от потребностей людей, тесно связанных с уровнем развития стран и регионов, поэтому критерии оценки качества жизни не совпадают для развитых и развивающихся стран. Наиболее полный перечень компонентов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях и национальных оценках развитых стран, включает следующие блоки:

· доходы населения;

· бедность и неравенство;

· безработица и использование рабочей силы;

· динамика демографических процессов;

· образование и обучение;

· здоровье, продовольствие и питание;

· состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь;

· ресурсы и состояние природной среды;

· культура, социальные связи, семейные ценности;

· политическая и социальная стабильность (безопасность);

· политические и гражданские институты (демократия и участие).

Оценки качества жизни сложны не только из-за многомерности этого понятия. Для разных групп населения представления о качестве жизни различны, и они выявляются через субъективные оценки. В западных исследованиях сочетаются объективные (статистические) и субъективные измерения, основанные на регулярных массовых опросах населения или оценках экспертов. Такие компоненты, как социальные связи, семейные ценности, политическая и социальная стабильность могут оцениваться только субъективно, так как объективных критериев не существует. Для регионов России использование субъективных оценок пока невозможно -- для этого нужны регулярные социологические обследования, репрезентативные для каждого субъекта РФ. Приходится использовать объективные (статистические) данные, хотя с их помощью можно измерить далеко не все компоненты качества жизни. Еще одна проблема интегральных оценок -- определение значимости (веса) отдельных компонентов качества жизни, она остается неразрешимой. Большинство зарубежных и отечественных исследований нацелено на максимально полное отражение всех компонентов, но при этом нередко возникает эффект «средней температуры по больнице» -- чем больше показателей, тем сложнее объяснить полученный результат. Для многих регионов России этот эффект почти запрограммирован из-за сочетания индикаторов с противоположными значениями (минимальными и максимальными), а также проблем достоверности измерений большинства индикаторов.

Региональное различие в качестве жизни населения свидетельствует таблица рейтинга индекса качества жизни населения Российской Федерации, см. приложение 1.

Динамика распределения регионов по индексу качества жизни за 2000-2003 гг. показывает, что наиболее заметные положительные сдвиги произошли в первые годы экономического роста, когда более половины регионов группы с низкими значениями индекса (0,50-0,59) перешли в «срединную» группу. Эти изменения связаны не только с ростом экономики, но и с возросшим межрегиональным перераспределением финансовых ресурсов, что привело к росту доходов населения и сокращению бедности. Однако собственные ресурсы таких регионов как были, так и остаются недостаточными для существенного улучшения качества жизни. По этой причине в 2003 г. сдвиг слаборазвитых регионов в сторону более благополучных показателей качества жизни явно замедлился.

Помимо расширения «срединной» группы, вдвое возросло и число субъектов РФ с более высоким индексом, рост качества жизни в них обеспечивался собственными ресурсами. В группу лидеров (более 0,800), ранее представленную только Москвой, переместились нефтегазовые автономные округа Тюменской области. Повышенных значений индекса (0,700-0,800) достиг не только Санкт-Петербург, что вполне ожидаемо при особом внимании федеральных властей ко второй столице, но и несколько экономически развитых регионов с более сильной социальной политикой (республики Татарстан, Башкортостан и Коми, Самарская, Липецкая, Свердловская, Ярославская и Вологодская области).

В группах со значениями ниже 0,600 остались преимущественно восточные регионы с худшими показателями уровня жизни и здоровья населения, а из регионов Европейской части -- республики Марий Эл, Калмыкия и Ивановская область. Наименее развитые субъекты РФ (республики Ингушетия, Тыва, Бурятские автономные округа и Коми-Пермяцкий АО) «застряли» в группе с крайне низкими показателями (индекс менее 0,500), несмотря на возросшие объемы федеральной помощи. Как правило, именно на эти наиболее отстающие субъекты РФ ссылаются некоторые исследователи и политики, утверждая, что рост регионального неравенства может привести к распаду страны.

Чтобы проверить, насколько велика угроза, сравним численность населения, живущего в регионах с разным качеством жизни, и ее динамику. При таком способе измерения улучшение ситуации выглядит более явным: доля россиян, живущих в субъектах с относительно высоким качеством жизни, возросла за 2000-2003 гг. с 8 до 28%, а доля жителей «срединных» регионов -- до 67%. Последняя цифра означает, что экономический рост и усиление политики выравнивания обеспечили большинству населения страны не средние (они значительно выше), а медианные показатели качества жизни, произошло «подтягивание» большинства слабых регионов. И хотя население регионов России стало более однородным по качеству жизни, само это качество остается очень невысоким, что необходимо учитывать при прогнозировании социально-политических последствий деятельности федеральных властей.

2.2 Трудовые пенсии в Российской Федерации

Одним из наиболее важных аспектов социальной политики государства является политика в области пенсионного обеспечения граждан.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от17 декабря 2001года. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты