Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества
p align="left">Ярмарки вакансий обычно организуют и проводят местные службы занятости населения, где инвалид может получить информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании-работодатели, а также бывает представлен городской банк вакансий от службы занятости населения. Там же обычно можно получить консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации. Рынок услуг через кадровые агентства и агентства по трудоустройству стал развиваться уже достаточно давно и сегодня представляет собой довольно развитую инфраструктуру, в особенности в крупных городах. Отличие кадровых агентств от агентств по трудоустройству состоит в целевой установке работы этих учреждений. Кадровые агентства работают на работодателя, обеспечивая им подбор необходимого персонала. В целом, сейчас очень большое число компаний (как крупных, так и небольших) предпочитает работать на рынке трудовых ресурсов через профессиональных посредников. Агентство по трудоустройству ориентировано на соискателя, за определенную плату подбирая ему подходящие вакансии. Многие организации работают и как кадровые агентства, и как агентства по трудоустройству, стараясь обеспечить максимальный охват рынка. Объявления в средствах массовой информации, в которых указывается на наличие вакантного рабочего места могут размещаться в телевизионных передачах, публиковаться в печатных изданиях, а также в сети Интернет. Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей ас получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда. [34, с. 74] При этом, немаловажным фактором является стабильность состояния здоровья инвалида [28, с. 82] Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координаций усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и, в результате, снижение нагрузки на экономически активную часть общества. [20, с. 23]

1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства

Технологии социальной работы с инвалидами, имеющие целью трудовую интеграцию в общество, в целом соответствуют общепринятым в науке и практике методам работы с инвалидами вообще.

Их можно классифицировать следующим образом по нескольким основаниям.

1. По функциям применения следует выделить следующие технологии:

Психологические (воздействие специалистов оказывается на психологические процессы, состояния, функции).

Медико-социальные (объектом воздействия выступает физическое состояние, связанные с ним социальные аспекты существования инвалида).

Социально-психологические (влияющие на процессы в системе взаимоотношений человек-группа).

Финансово-экономические (позволяют обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).

2. По области применения выделяются следующие технологии:

Диагностика (деятельность по распознаванию и анализу социальных проблем и патологий).

Коррекция (система мероприятий, направленных на исправление у клиента недостатков педагогического, психологического, социального характера, которые е соответствуют принятым в обществе стандартам).

Реабилитация инвалидов ("система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или по возможности более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация" [36, C.4]). Значительное число инвалидов, которые хотели бы работать, лишено доступа к реабилитационным услугам и возможности трудоустройства. "Это относится ко многим странам. Следуя международно-правовым стандартам, каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, включающую обеспечение инвалидам возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе".[41, с.119]

Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).

Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).

Технологии социальной реабилитации инвалидов включают совокупность методов и средств, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность.

Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции, которая необходима в трудовой деятельности (двигательные навыки и т.д.).

Психологическая реабилитация - воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности, предполагающая повышение самооценки и умения взаимодействовать с другими людьми (в том числе, и в процессе трудовой деятельности).

Педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении инвалидов, направленный на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение дополнительного образования (когда таковое бывает необходимо для решения проблем трудоустройства и занятости инвалида). Важно выработать у инвалида психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.

Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по денежному обеспечению, создание благоприятной социальной среды и т. п.

Профессиональная реабилитация (наиболее важная в аспекте данной работы) - обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома, на улице, на работе.

Спортивная и творческая реабилитация. Благодаря ей исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, конкуренция в процессе трудовой деятельности инвалидов между собой и со здоровыми людьми позволяет преодолеть психологические барьеры и предубеждения.

Социальная реабилитация включает в себя меры по социальной поддержке, т. е. выплаты пособий и пенсий, надбавок, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы для инвалидов, которые занимаются поиском работы. Технологии трудовой реабилитации должны предполагать обязательное включение в реабилитационные мероприятия социального окружения.

В соответствии с задачами полноценной и комплексной трудовой реабилитации инвалидов можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

диагностика уровня психического развития и профессиональных навыков инвалида;

составление индивидуальной комплексной программы профессиональной реабилитации и своевременная ее корректировка;

организация и проведение учебной и трудовой деятельности;

обучение социального окружения основам реабилитации;

определение критериев эффективности реабилитации;

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального окружения;

сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;

правовая помощь при трудоустройстве инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;

консультации юриста.

Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:

Использование наглядных пособий

Мини-лекция, сообщение

Методика вопросов и ответов

Мозговой штурм

Дискуссии.

Работа в малых группах

Обсуждение конкретных случаев

Интервью

Разминки

Ролевая игра

Демонстрация

Моделирование реальной ситуации

Скетч, сценка [25, с. 4]

Два основных направления:

оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу. [37, с. 99]

В задачу социально-медицинской работы входят:

психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности трудоустройства;

трудовая реабилитация и определение его реабилитационного потенциала;

составление карт комплексной реабилитации инвалида;

проведение диагностических мероприятий;

организация необходимой консультативной помощи специалистов.

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации -- это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:

1. В какой области и по какой специальности хотелось бы работать?

2. Есть ли соответствующее образование и опыт работы?

3. Нужно ли получить дополнительное образование для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?)

4. Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором будет комфортно работать?

5. Какой график работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни?

6. Работа на дому обязательно, возможно часть работы делать на дому, работа исключительно вне дома?

7. Сколько времени инвалид готов тратить на дорогу на работу и с работы? Каким общественным транспортом готов каждый день пользоваться?

8. Какая заработная плата будет наиболее приемлема?

В настоящее время специалисты все больше склоняются к тому, что остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена исключительно на профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. Особенность отделения должна состоять в том, что специалисты в отделении проводят целенаправленную профессиональную подготовку и содействуют трудоустройству и занятости инвалидов в комплексе с психологическими и медицинскими мероприятиями. Необходимо так же укреплять взаимодействие государственных и общественных структур. Это позволит ускорить процесс помощи нуждающимся инвалидам и сделает работу государственных органов более прозрачной.

Глава 2. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и пути их решения.

2.1 Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска

Общее число инвалидов среди взрослого населения составило 10, 3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста было 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа). Представленные данные свидетельствуют о том, что в населении накапливаются инвалиды трудоспособного возраста вследствие болезней системы кровообращения, а также вследствие психических расстройств, травм, болезней нервной системы и других внешних воздействий, где естественная убыль (смертность небольшая). Далее изучена социально-гигиеническая характеристика общего контингента инвалидов трудоспособного возраста. Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Более детально изучена возрастно-половая структура. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом. [18, C. 31]

По информации Департамента социальной защиты населения, в нашем регионе почти 134 тысячи человек. Из них 3,9 тысяч -- инвалиды по зрению, 1,3 тысячи -- по слуху, 1,4 тысячи человек прикованы к коляскам. [21]

На базе нескольких организаций (Центра Занятости Населения Ульяновского Городского Отдела по Засвияжскому району (адрес: г. Ульяновск, ул. Орская, д.1); Управления Департамента Социальной Защиты Населения Ульяновской Области по Засвияжскому Району г. Ульяновска (адрес: г. Ульяновск, просп. 50 лет ВЛКСМ , д. 22А); Ульяновской городской общественной организации "Центр по защите прав потребителей" (адрес: г. Ульяновск, ул. Белеля, д. 34), Общественной приемной Депутата Ульяновской Городской Думы четвертого созыва Калёнова Г.В. (адрес: г. Ульяновск, ул. Автозаводская, д. 31, каб. 101), Общественной приемной Председателя Партии "Единая Россия" В.В. Путина в Ульяновской области (адрес: г. Ульяновск, ул. Ленина, д.146.)) было проведено исследование - анкетирование, касающееся проблем занятости инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и путей их решения.

На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы (и не только в этом) и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Социальный факт - люди с ограниченными возможностями трудоспособны.

Социальная проблема - противоречие между тем, что государство и общественные организации оказывают поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

Исследовательская проблема - знание о том, что среди инвалидов есть трудоспособные, и незнание, почему большинство трудоспособных людей с ограниченными возможностями нетрудоустроено.

Таким образом, в процессе исследования необходимо выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве; определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве; описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов; выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенным инвалидом; определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенным инвалидом; исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту; определить места желаемого трудоустройства инвалидов; исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве; очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве; описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам.

При этом следует учитывать следующие исходные данные.

В анкетировании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет. Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин.

Из них инвалидов:

I группы 16,1 %

II группы 56, 1%

III группы 27,8 %

Главной целью анкетирования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

их отношением к работе;

способностью адаптации в коллективе;

знанием прав в области трудового законодательства

иные вопросы

В результате анкетирования при ответе на вопрос "Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?" выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы. Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места их жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все. Из 264 ответивших на этот вопрос - 81 человек (диаграмма 1) назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 анкетируемых указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность", 18 анкетируемых выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть анкетируемых инвалидов назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). Таким образом, из вложившейся картины можно проследить наиболее негативные факторы, являющиеся причинами безработицы у большинства инвалидов.

Однако 85 инвалидов из 264 (32%), то есть около трети из анкетированных на другой вопрос: "С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?" отметили "ограничения по труду" (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?

Столько же - "дискриминация, получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем). Оставшиеся отметили иные причины (ни разу не пытались устроиться на работу, предлагаемый работодателем график и условия работы в организации были заведомо неподходящими для устраивающегося на работу человека с ограниченными возможностями )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты