Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

70

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

Курсовой проект на тему:

Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

(по дисциплине «Управление общественными отношениями»)

Выполнила: студентка гр.3241-62

Габделова Р.З.

Научный руководитель:

доцент, кандидат исторических наук, Халилова Т.В.

Руководитель проектной части:

доцент, кандидат исторических наук, Кургаева Ж.Ю.

Казань 2007 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Раздел 1.

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности……7

Раздел 2.

Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ
……………………………………………………………………….25

Раздел 3.

Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35

Раздел 4.

PR-проект «Детской беспризорности - НЕТ!!! »…………………….55

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников и литературы………………….

Приложение

Введение

Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.

На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.

Дети-беспризорники -- это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.

Разработанность. Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М и другие.

Дармодехиным С.В. рассматривалась проблема семьи и государства Дармодехин С.В. Семья и государство. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 114 с.

. Пудовочкиным Ю.Е. была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. - М.: Юридический центр Пресс, 2002. - 267 с. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 104 с.

. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф.А Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М.: Академический проект, 2003. - 456 с.

. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена Бакаевым А.А Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Логос, 2004. - 318 с.

. Иващенко Г.М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп Взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп/Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - 160 с.

.

Также данная проблема регулируется законодательством РФ. В процессе работы над курсовым проектом были изучены Конституция РФ Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. №237.
, Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
, Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) // СЗ РФ от 14 октября 2002 г., N 41, ст. 3984.
и другие нормативно-правовые акты.

Объект курсового проекта: детская беспризорность.

Предмет: проблема детской беспризорности в РФ и пути ее разрешения.

Цель курсового проекта: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и разработать PR-проект, посвященный решению данных проблем.

Задачи:

1. Выявить сущность детской беспризорности.

2. Выяснить причины ее возникновения.

3. Охарактеризовать детскую беспризорность на современном этапе.

4. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы детской беспризорности.

5. Дать анализ результатам исследования динамики отношения населения к проблеме детской беспризорности.

6. Разработать программу PR-сопровождения открытия Центра реабилитации беспризорных детей «Не чужие дети» в г. Казани.

Эмпирической базой исследования является вторичный анализ населения РФ на тему «Отношение российского общества к проблемам беспризорности и безнадзорности, детей-сирот: актуальность и основные направления их решения». Были опрошены жители Центрального региона, Иркутской области, Татарстана и Хабаровского края.

Методы, использованные в курсовом проекте: структурно-логический, правовой, социологический и анализ.

Структура курсового проекта. Курсовой проект состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первом разделе дается общее понятие детской беспризорности, во втором рассматривается нормативно-правовая база, посвященная данной проблеме, в третьем разделе анализируются результаты исследования динамики отношения населения к проблеме детской беспризорности. А четвертый раздел посвящен PR-сопровождению открытия Центра реабилитации беспризорных детей «НЕ чужие дети» в г. Казани. В заключении подведены итоги работы над курсовым проектом.

Раздел 1.

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438. .

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было См. например: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" // Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252; Постанов-ление СНК СССР от 23 января 1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. - М.: Политиздат, 1962. С. 515; Постанов-ление СНК СССР от 15 ию-ня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос-тью, безнадзорностью и хулиганством" // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. - М.: Политиздат, 1962. С. 561-562. .

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), действующем на сегодняшний день, используется термин безнадзорность Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.) (с изм. от 25.02.93; 30.12.01) // Российская газета от 19.03.93. N 53; Российская газета от 31.12.01. N 256.. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано.

Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе) Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ от 1.01.96. N 1 ст. 16; СЗ РФ от 10.01.00. N 2 ст. 153; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25.06.02, 30.10.02,31.10.02, 4.06.03) // СЗ РФ от 7.01.02. (часть I) ст. 1; СЗ РФ от 7.07.03. N 27 (часть II) ст. 2717..

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.. В ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четко разграничить эти термины.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов "беспризор-ный" и "безнадзорный", следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 58.. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения пе-дагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершенно-летним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком См. например: Сорока-Росинский В.Э. Школа Достоевского. - М.: Знания, 1978. С. 49; Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Наука, 1993. С. 294; Дармодехин С.В. Беспризорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 3.. Такой связи, кото-рая позволяет сохранять даже на расстоянии кон-такт родителей, заменяющих их лиц со своим вос-питанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся Нечаева А.М. Указанное сочинение, с. 59.:

- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств к жиз-ни способами, не признаваемыми в обществе (по-прошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным» законам, продикто-ванным признаваемым среди беспризорников ав-торитетом.

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвященном деткой беспризорности, отличает беспризорных де-тей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают вся-кую связь с обществом. Став беспризорни-ком, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют за-коны, предназначенные для других граждан. Ма-ло того, вычеркну-тые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Как указано в Докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общест-ва, куда попадают, где поощряется, при-знается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью» Дети улицы. Растущая трагедия городов / Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. С. 38..

Говорить о беспризорности наверное можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.

Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто - и того, и другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда вконец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые лица и записку в дверях: "Поживи у соседей". Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

И дети изменились совсем... Они стали жестче, злее, хитрее, врут больше, чем даже три года назад, все какие-то спитые, сексуально озабоченные. Очень много стало детей с психическими нарушениями, просто нервных, с умственной задержкой, некоторые даже не могут вспомнить как их зовут и кто они такие. Вши, гепатит, гонорея - с одной стороны, деньги тысячами при задержании - с другой.

Отличительные черты и внешний вид

Эти наблюдения вы можете сделать и самостоятельно, побывав пару раз на железнодорожном вокзале или же пройдясь по районам перестроек и реконструкций. Это огромно поле деятельности для журналистов и иных бытописателей, благодатное и невозделанное.

Один из них был в рваных детских пижамных штанах, другой - в почему-то солдатских брюках, подпоясанных солдатским же ремнем, третий - в тренировочных штанах и в рубашке навыпуск, четвертый - в шортах. А на улице были зима. И лишь только один, пятый, был одет прилично и по погоде: в куртку, валютные джинсы и меховые полусапожки. Он радостно матерился, здоровался со всеми окружающими, и сообщил всему вокзалу, перевесившись через перила балкончика, что он вернулся навсегда, поскольку дом ему, мягко говоря, надоел.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты