Проблема отказов от детей
p align="left">Необходимость разработки Концепции профилактики отказов от детей обусловлена наличием в современном обществе проблемы отказов от детей: ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении, наличием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях общественного воспитания (30% от общего числа официально выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), недостаточной работой по постинтернатной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, ограниченностью позитивной информации о семьях, воспитывающих детей.

В сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики отказов от детей отсутствует единая межведомственная модель выявления и учета семей группы «риска» по отказу от ребенка для проведения эффективной профилактической работы, достаточное нормативное обеспечение, стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, программа профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства, слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ДЕТСТВА И СЕМЬИ В РОССИИ. kpd.nvrsk.ru

Профилактика отказов от детей - это организованная в рамках единой программы совокупность научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий, направленных на устранение или нейтрализацию причин, порождающих отказы от детей во всех формах его проявления.

Цель Концепции: сокращение уровня социального сиротства Терновская М.Ф., Иванова Н.П., Зайцев С.В. Технология реабилитационной работы, мониторинг и оценка развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. - М.: Форма, 2007. - С.61..

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- создать условия для устранения и нейтрализации причин, порождающих социальное сиротство;

- оптимизировать семейную политику и социальную защиту детства;

- обеспечить приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создать условия, позволяющие детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, реализовать свои права на образование, получение профессии, жилое помещение, качественную медицинскую помощь;

- консолидировать силы общественных организаций и негосударственных коммерческих структур в решении проблем профилактики отказов от детей;

- обеспечить межведомственное взаимодействие государственных структур, всех органов, структур и учреждений, занимающихся вопросами профилактики отказов от детей.

Развитие информационно-образовательного пространства по проблемам семьи и детства с целью повышения образовательного уровня населения и формирования в обществе понимания значимости семьи, ее роли в воспитании детей, необходимости развития и укрепления семейных традиций.

Развитие и внедрение новых технологий и инновационных услуг помощи разным категориям семей и детей.

Обеспечение условий социальной защиты семьи, раннее выявление семейного неблагополучия с целью сохранения ребенка в семье.

Реабилитация и восстановление кровной семьи.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение качественного образования, воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях общественного воспитания.

Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, введение института наставничества в отношении этих детей и лиц из их числа в трудовом коллективе.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, в том числе специалистов, включенных в систему работы с семьей и детьми, на основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода.

Привлечение общественных организаций, благотворительных фондов и бизнес-структур к участию в реализации социально значимых проектов, направленных на профилактику отказов от детей.

Освещение средствами массовой информации положительного образа семьи, ее традиций, ценностей, освещение проблем отказов от детей, сокращение демонстрации насилия, жестокости и бездуховности.

Развитие добровольческого движения как способа социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Обеспечение научного осмысления изменений воспитательной роли семьи, прогнозирование социальных последствий, выработка новой педагогической идеологии семейного воспитания. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ДЕТСТВА И СЕМЬИ В РОССИИ. kpd.nvrsk.ru

Разработка программно-методических документов, обеспечивающих эффективное решение проблем семьи и детства.

Проведение мониторинга с последующим анализом результатов социально-экономического и воспитательного потенциала семьи, положения детей в семьях разного типа, в первую очередь, в семьях «группы риска» по отказам от детей.

Разработка механизмов реализации принимаемых органами законодательной и исполнительной власти решений.

Данная Концепция должна опираться на ряд принципов.

Принцип легитимности: наличие необходимой нормативно-правовой базы деятельности по профилактике отказов от детей.

Принцип научности: организация деятельности строится на изучении и использовании апробированных научных разработок отечественных и зарубежных исследователей.

Принцип аксиологичности: формирование в обществе понимания значимости семьи, ее роли в воспитании детей, необходимости сохранения кровной семьи.

Принцип единства, целостности и преемственности: единство системы средств, методов и форм воздействия.

Принцип целевой направленности: реализуемые мероприятия имеют целевую группу, предполагаемый результат, который в свою очередь дает возможность обозначения следующей цели.

Принцип субъектности: принятие индивидуальных ценностей, норм, позиций и морали всех участников процесса.

Принцип культуросообразности и возрастной дифференциации: осуществление деятельности в соответствии с культурными нормами и ценностями, с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития личности.

Принцип многоаспектности: сочетание в целевой профилактической деятельности юридического, социального, медицинского, психологического, образовательного и других аспектов.

Принцип комплексности: осуществление деятельности на основе согласованного взаимодействия органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики (межведомственный уровень), а также специалистов различных профессий (профессиональный уровень).

В 2009 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выставил на конкурс только одну комплексную программу - «Право ребенка на семью» (по направлению «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей»). В ходе конкурса предполагается отобрать до 10 комплексных программ субъектов Российской Федерации. Ежегодный объем финансирования каждой из них может составить до 50 млн. рублей. Возможный период финансирования - до 4 лет.

50 заявок из 43 субъектов Российской Федерации поступило в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Таковы результаты приема и регистрации документов для участия в конкурсе программ, направленных на профилактику семейного неблагополучия и отказов от детей.

25 субъектов РФ, то есть большинство заявителей, подали документы на участие в комплексной программе Фонда «Право ребенка на семью». Программы по отдельным темам профилактики семейного неблагополучия и отказов от детей, представили 19 регионов: по программе «Лига помощи» поступило 15 заявок, «Новая семья» - 8, по программе «Никому не отдам» - 2. Заявки на участие одновременно в двух программа Фонда подали 5 субъектов РФ - это Ивановская, Владимирская и Кемеровская области, Республики Удмуртия и Северная Осетия - Алания. В трех программах пожелали участвовать 2 региона - Алтайский край и Республика Татарстан.

Наиболее активными оказались субъекты РФ Центрального федерального округа - заявки на участие в конкурсах Фонда поступили от 10 регионов Центральной России. От Приволжского федерального округа в конкурсах Фонда участвуют 9 субъектов РФ, Сибирского и Южного - по 7, Северо-Западного и Уральского федеральных округов - по 4, Дальневосточного - 2.

Отбор региональных программ, направленных на профилактику семейного неблагополучия и отказов от детей, будет проводиться конкурсными комиссиями. Альманах "Сильная Россия" -- новости. www.almanah-sr.ru

В Целевой среднесрочной Программе по преодолению и профилактике отказов от детей представлены основные направления и содержание деятельности по решению задач профилактики детского и семейного неблагополучия и преодолению сиротства.

Предложенные в Программе меры должны носить не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального неблагополучия детей и семей в округе.

Программа основывается на анализе ситуации с семейным неблагополучием, положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и причин, приводящих к этим социальным явлениям. Основанием для выбора приоритетов на среднесрочную перспективу является анализ результатов построения демографического прогноза.

Программа рассчитана на создание комплексной системы объединения усилий различных учреждений социальной сферы округа для решения поставленных задач, четкую координацию мероприятий, ведение распределенных банков данных и ресурсов, единых технологий работы и единой документации по защите прав несовершеннолетних.

Ключевая роль в обеспечении работы с детьми, нуждающимися в государственной защите, отводится органам опеки и попечительства. На них лежит задача обеспечить эффективное задействование возможностей всех ведомств и служб в интересах защиты прав детей на уровне муниципалитетов. Для обеспечения социальной стабильности и безопасности детства предполагается введение в практику работы судей, специалистов по социальной работе, других категорий специалистов ювенальных технологий.

Программа предусматривает активизацию мер по укреплению института семьи через осуществление просветительских и общепрофилактических мероприятий, направленных, в первую очередь на формирование семейных ценностей, вовлечение гражданского сообщества в обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье с учётом специфики проблем конкретного региона.

Важным направлением работы является создание механизмов и взаимодействия организаций для осуществления ранней профилактики и выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Рассматриваются меры по организации системы ранней профилактики - недопущения кризисных ситуаций, раннего выявления неблагополучных детей и семей, с последующим их дальнейшим комплексным сопровождением.

Раскрываются основные направления работы по реабилитации неблагополучных семей, учитываются специфические механизмы возникновения отказов от детей.

Основной целью всех рассматриваемых мероприятий является: работа с кровной семьёй, создание комплексной структуры по сохранению ребёнка в кровной семье, оптимизация потоков детей, направляемых в интернатные организации. В Программе предусмотрены мероприятия, повышающие уровень социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматриваются мероприятия по предотвращению отказов от воспитания детей и поддержка матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с рождением ребёнка, имеющего особенности развития. Особое внимание уделено созданию условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты как в условиях пребывания в организациях для детей-сирот, расположенных на территории округа, так и в постинтернатный период.

В Программе раскрываются основные направления работы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот, в том числе мероприятия по подготовке и сопровождению семьи, взявшей ребенка на воспитание.

Важным направлением работы является информационно-аналитическая деятельность, предполагающая освещение социальных проблем семьи, детей и молодежи в средствах массовой информации, учет и формирование общественного мнения по вопросам семьи, семейного воспитания и отказов от детей. Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2008г. № 1061-П «О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011г.г.»

Отличительной чертой Программы является научно-методическое сопровождение системы профилактики отказов от детей, формирование заказа на научные исследования и разработки.

В соответствии с социальной политикой в Программу заложен принцип межведомственного взаимодействия соответствующих служб и организаций на основе их координации и партнерства, предусматривающих консолидацию максимальных возможностей всех участников процесса по профилактике и преодолению отказов от детей.

Программа является механизмом скоординированных действий всех заинтересованных субъектов по реализации Программы по профилактике и преодолению отказов от детей. Программа предполагает мероприятия, носящие комплексный характер в вопросах реализации проблем по следующим направлениям:

Сокращение масштабов отказов от детей, развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - важнейшие задачи органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Программа является продолжением большой и целенаправленной работы, проводимой в этом направлении, а также предполагает разработку идеологии, основных целей и первоочередных мер в области социальной политики в отношении семьи, нуждающейся в помощи государства, со стороны законодательной и исполнительной власти, органов управления. Важнейшей составной частью программы является раздел «Недопущение социального сиротства и устройство детей в семью».

Необходимо совершенствовать формы работы с общественностью для повышения социального и общественного статуса семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема преодоления отказов от детей и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, требует системных изменений в сфере защиты прав детей, нуждающихся в государственной защите.

Вывод: в сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики отказов от детей отсутствует единая межведомственная модель выявления и учета семей группы «риска» по отказу от ребенка для проведения эффективной профилактической работы, достаточное нормативное обеспечение, стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, программа профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства, слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей. Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2008г. № 1061-П «О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011г.г.»

Необходимость разработки Концепции профилактики отказов от детей обусловлена наличием в современном обществе проблемы отказов от детей.

Цель Концепции: сокращение уровня социального сиротства. Ключевая роль в обеспечении работы с детьми, нуждающимися в государственной защите, отводится органам опеки и попечительства. Важным направлением работы является создание механизмов и взаимодействия организаций для осуществления ранней профилактики и выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сокращение масштабов отказов от детей, развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - важнейшие задачи органов исполнительной власти и местного самоуправления.

2.5 Опыт работы по профилактике отказов от детей в Приморском крае

Согласно существующим юридическим нормам женщина, родившая ребенка, но не имеющая возможности или желания растить его, может передать его на попечение государства.

Для этого ей нужно лишь оформить несколько документов прямо в роддоме. Матери, не желающие проходить через процедуру юридического отказа, поступают и еще проще - бесследно исчезают из родильного дома, и ребенок в этом случае оформляется органами опеки как подкидыш. И в том, и в другом случае детей ждет несколько месяцев пребывания в детской больнице, затем - дом ребенка и череда детских домов. Часть детей будет усыновлена, остальные же вырастут, ощущая себя ненужными, бесправными, отвергаемыми обществом и не приспособленными к жизни в нем. Статистика утверждает: сегодня сорок процентов выпускников детдомов становятся алкоголиками и наркоманами, еще сорок - пополняют ряды криминальных сообществ, десять - кончают жизнь самоубийством и лишь оставшимся десяти процентам удается вести более или менее упорядоченную взрослую жизнь Трушина С. Проблема отказов от новорожденных детей. Социальная работа. №3, 2006

Дети, ставшие в результате отказа «ничьими», к тому же вынужденные провести несколько первых месяцев своей жизни в больничной палате - без движения, без прогулок, без событий, без игрушек, без общения, без ласковых прикосновений, - не просто резко отстают в развитии от своих «семейных» сверстников. Они находятся в состоянии глубокой депрессии со снижением всех витальных функций и уровня физического здоровья. В условиях больничной чистоты, почти стерильности, степень подверженности инфекциям, заболеваемость и смертность у отказных младенцев всегда были и остаются очень высокими.

Работу во Владивостоке начали с того, что поинтересовались у рожениц, заявивших о своем желании написать отказ от ребенка: почему они это делают? Самыми обычными ответами были: нет денег, нет работы, нет жилья, нет мужа. Реже встречались отказы по настоянию родственников и из-за появления на свет больного ребенка. Проанализировав ситуации, в которых находились матери-отказницы, врачи выяснили, что все случаи можно разбить на несколько групп. Самыми распространенными ситуациями оказались такие:

1) мать-отказница живет за чертой бедности;

2) женщина находится в алкогольной или наркотической зависимости;

3) мать - сама бывшая воспитанница детского дома, не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного проживания;

4) роженица находится в юном возрасте;

5) родился больной ребенок.

Каждая пятая из опрошенных женщин находилась в состоянии крайней подавленности и вообще не шла на контакт с врачом. Довольно часто причины отказов были связаны не столько с реальными трудностями, сколько с ощущением своей несостоятельности, неспособности преодолеть жизненные испытания. Знания о своих юридических правах (о праве на пособия, льготы и т. д.) у женщин практически отсутствовали, многие имели негативный опыт общения с государственными органами, призванными оказывать им помощь. Социальный и семейный статус у отказниц, как правило, был очень низким. Часть из них ссылалась на невозможность в свое время прервать беременность из-за отсутствия денег на оплату операции. Обычными были высказывания о том, что надеяться не на кого, помощи ждать неоткуда, а проблемы неразрешимы. Трушина С. Проблема отказов от новорожденных детей. Социальная работа. №3, 2006

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты