Правовая поддержка и положение женщин в России
казавшись менее конкурентоспособными на рынке труда, женщины стали гораздо более интенсивно, чем мужчины лишаться рабочих мест.

Б.И. Иванова [9] пишет, что рыночные отношения обнажили невидимые ранее формы дискриминации женского труда в России со всеми издержками сверхзанятости, несоответствия степени образованности уровню оплаты туда, концентрации на низкоквалифицированных работах, но вместе с тем перед женщинами разных возрастных групп открылись новые возможности использования их трудового потенциала. Хотя процесс преобразований в России способствовал более строгой дифференциации социальных и экономических ролей в зависимости от пола и возрождению призывов к патриархальности ("возвращению женщин к их общественному предназначению") в период 90-х годов среди россиянок возросло стремление совмещать домашние, семейные обязанности с работой вне дома (согласно результатам обследования положения женщин, проведенного

Таким образом, несмотря на особенно сложное положение, в котором находятся российские женщины, испытывающие специфические трудности в сфере труда, во многом повторяющие общемировые, и одновременно вынужденные адаптироваться к принципиально новым экономическим и социальным отношениям, усиливается ориентация россиянок на общественное производство.

По мнению В.Н. Ивановой [10], антидискриминационные и правоутвердительные действия в Росси дали, безусловно, положительные результаты, способствуя смягчению традиционных форм гендерного неравенства, но укоренившиеся подходы к общественной и экономической роли женщин изменить куда сложнее. Даже некоторые привилегии, разработанные во благо женщин, могут создать на практике опасность для действительного неравенства на рыке труда. Дискриминационная практика в отношении женского труда, имеющая столь длительную историю, претерпевая существенные ограничения, приобретает в новых условиях иные, гораздо более замаскированные формы.

На основе сложившейся ситуации, учитывая опыт зарубежных стран (прежде всего европейских), И.О. Тюрина [20] приходит к выводу, что для претворения в жизнь многочисленных статей Российского законодательства, запрещающих дискриминацию по признаку пола в сфере труда, в наибольшей степени недостает системы действенного контроля и надзора за соблюдением законодательных норм. Формирование такой системы способствовало бы росту конкурентоспособности женщин в период становления рынка труда и равенству их возможностей, как к тому стремится мировое сообщество.

2.2 Экономическая независимость и безопасность

Повышение экономической роли женщин в обществе, в семье, в самообеспечении не спасло их от нарастающих рисков снижения реальных доходов и надежности их источников, социальной незащищенности на рынке труда в связи с новыми формами занятости; от отсутствия рабочих мест, соответствующих их образовательной и профессиональной подготовке, от попадания в ряды бедноты, в том числе работающей. Т.И. Безнадежных [10] придерживается мнения, что стабильность экономического положения женской части населения зависит от множества переменных, связанных как с ослаблением ее дискриминации в обществе, личными условиями, так и с возможностями трудоустройства, самозанятости, предпринимательства, а также степенью развитости системы социальной поддержки.

Растущую угрозу благосостоянию женщин представляют, как показывает анализ динамики их доходов, и участившиеся разводы.

Л.А. Шатрова [21] считает, что дополнительным препятствием на пути восстановления материального благополучия для ставших экономически самостоятельными женщин становится сегрегация рынка труда, лимитирующая сферы их занятости, продолжительность и, соответственно, оплату труда, а также отсутствие (или длительный перерыв) навыков ведения собственного дела. При этом чем старше дети, оставшиеся с матерью после развода, тем больше расходов они требуют, а перспективы трудоустройства разведенной женщины с возрастом становятся более неутешительными.

Экономическая нестабильность, как правило, характерна для подавляющего большинства неполных семей с женщиной во главе, образующихся в результате развода, воровства, рождения внебрачных детей. Б.И. Иванова [9] заметила, что половина американских семей с женщиной во главе при отсутствующем супруге относится по размерам доходов к нижней квинтили, по сравнению с 12% семей с двумя супругами. В таких семьях растет 8,5 миллионов из 15 миллионов детей до 18 лет, находящихся за чертой бедности.

Г.Н. Климатова [11] отмечает, что в особо уязвимом положении оказались в 90-е годы женщины России, которые всегда были защищены от бедности в наименьшей степени. До начала экономических преобразований в наиболее тяжелом материальном положении обычно находились пенсионеры, среди которых женщин почти в два раза больше; неполные семьи с детьми, 94% которых возглавляются женщинами; а также многодетные семьи в значительной части которых отец проживал отдельно, а основные заботы по обеспечению и воспитанию детей ложились на мать.

Сокращение (и полная поэтапная ликвидация) субсидий и введение платы за ранее бесплатные услуги существенно снизили покупательную способность указанных категорий населения; а резкое падение реальных доходов, увеличение отрыва размеров пенсий и пособий от прожиточного минимума привели к активизации обнищания женщин - как пожилых и нетрудоспособных, так и молодых образованных работающих россиянок.

Хотя одиночное родительство, особенно у женщин, всегда было сопряжено с материальными и психологическими трудностями, в "дорыночный" период широко распространенные льготы, дотации, субсидии, доступность детских дошкольных учреждений, спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха способствовали существенному сглаживанию проблем содержания и воспитания детей с одинокой матерью. А.В. Дорин [8] отмечает что с переходом к рынку и ослаблением перераспределительных функций государства положение неполных семей стало еще более ущемленным.

В условиях стремительной инфляции, распространяющейся преимущественно среди женской части трудоспособного населения безработицы, эрозии системы социальной поддержки априорно высокий риск обнищания семей, состоящих из матери и детей, резко возрос. А весьма щедрые пособия, в том числе на детей одиноких матерей, не только сократились в реальном объеме, но и потеряли свое значение в соотношении с прожиточным минимумом, не говоря уж о соотношении с заработной платой. Занятость, в свою очередь, не спасает подавляющее большинство женщин, имеющих детей, от обнищания.

Исследуя данную проблему, М.Е. Баскакова [4] приходит к выводу, что в не менее сложных условиях оказались женщины пенсионного возраста, особенно те, кто не может продолжать трудовую деятельность и у которых нет иных, кроме пенсии, источников существования. Пенсии, полученные женщинами, так же как и заработки в среднем меньше, чем у мужчин, а значительная часть россиянок пенсионного возраста получает минимальную пенсию. Ускоряющееся падение реальной стоимости пенсий, даже средние размеры которых не обеспечивают минимальных стандартов существования, ставит пенсионеров в неравноправное положение относительно лиц допенсионного возраста, реальные доходы которых сокращаются несколько медленнее и у которых объективно больше возможностей адаптироваться к новой экономической ситуации. Для многих женщин продолжение работы после выхода на пенсию стало суровой необходимостью и основным средством поддержания существования. В результате в России в первой половине 90-х годов каждая десятая работающая женщина была пенсионного возраста, что существенно превышает трудовую активность женщин этой возрастной группы в других странах. Россиянки пенсионного возраста заняты преимущественно в госсекторе, либо выполняя высококвалифицированную, но малооплачиваемую работу врача, учителя, научного сотрудника, преподавателя вуза, музыкального работника; либо низкоквалифицированную и также малооплачиваемую работу уборщицы, вахтера, лаборантки и т.п.

По мнению Н.М. Воловской [7] c недостающими трудностями материального самообеспечения в последние годы столкнулись и самые юные представительницы женской части населения. Именно они составляют 3/4 выпускников школ, профессиональных технических учебных заведений, вузов, испытывающих сложности трудоустройства. Однако у данной категории женщин появились определенные надежды на расширение возможностей экономической самостоятельности в связи с развитием различных форм предпринимательства, самозанятости, включая семейно-домашние мероприятия. Мировой опыт показывает, что эта сфера деятельности обладает большой притягательной силой для женщин, не нашедших своего места на рынке труда. Уже к 1994 году по данным Госкомстата, среди предпринимателей, использующих наемный труд было около 19% женщин, среди совладельцев товариществ - 39%, кооперативов - 23%. По данным обследований, наиболее активно в среде предпринимательства действуют россиянки зрелых возрастов, имеющих высшее (64%) и среднее (35%) образование.

В условиях возрастающих рисков на рынке труда, чисто символических размеров пенсий и пособий, обесценивания сбережений, реальная поддержка предпринимательской деятельности женщин в России могла бы не только помочь большему числу россиянок воспользоваться открывшимися возможностями и повысить свой социально-экономический статус, но и способствовала бы более полной реализации знаний и профессионального опыта женщин в масштабах общества.

Выводы по главе 2

В соответствии с поставленными задачами нами был проведен анализ текущего положения женщин в современном обществе, а так же раскрыта специфика социальных проблем женщин. Несмотря на быстрый рост уровня образования, большинство женщин испытывают ограничения своих профессиональных возможностей. Наиболее четко дискриминация просматривается в сфере трудоустройства и оплаты труда. Для предотвращения подобных форм дискриминации в сфере труда необходимо развивать систему контроля и надзора за соблюдением законодательных норм.

Такое положение вещей позволяет сделать выводы о том, что экономическая защищенность женщины во многом определяется такими факторам как уровень дискриминации в обществе, состояние сферы занятости, трудоустройства, предпринимательства, а так же степень развития системы социальной и правовой поддержки. Для повышения экономического благосостояния государство должно проводить сильную политику в сфере поддержки семьи, пенсионеров, молодежи, а также способствовать развитию женского предпринимательства.

Глава 3. Социально-правовая поддержка женщин в России

3.1 Правовые основы защиты женщин

Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. Е.А. Лукашева [14] отмечает, что на территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах.

Конституция РФ (ст. ст.18,19 и др.), говорит о том, что Государство гарантирует гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Однако Е.А. Лукашева [14] утверждает, что нельзя говорить о выполнении данных положений, несмотря на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Конвенция ООН 1979 г. “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, ратифицированная СССР в 1980 г., - основной международный документ, устанавливающий стандарты в области защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, однако, с ним до сих пор мало кто знаком, а тем более - мало кто с ним работает непосредственно в судах. По инициативе ряда женских НПО, в том числе Движения женщин России, Государственной Думой РФ,20 ноября 1997 г, была утверждена " Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", которая даёт анализ состояния с правами женщин в России и содержит перечень законов, которые необходимо принять для выравнивания правового статуса лиц обоего пола.

Л.Д. Бойченко [6] считает, что в настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня - борьба с явной и скрытой формой дискриминации.

В своих исследованиях Л.Д. Бойченко [6] выделяет следующее: 4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера - наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.

С.В. Поленина [16] констатирует, что в России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):

запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;

установление предельных норм переноса и передвижения тяжестей (ст.160);

ограничение труда женщин в ночное время (ст.161);

установление облегченных условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу - ст.161, 162, 163, 164).

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:

запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст.162);

подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст.163);

по желанию женщины (равно как и любого другого родственника), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст.167);

перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст.169);

на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст.172);

по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Подобный режим труда не влечет каких - либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст.49);

женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст.170).

С.В. Поленина [16] также отмечает закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", который предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным программам и т.д. - ст.13).

Постановление Министерства труда о занятости населения Российской Федерации. "Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите" от 11 мая 1992 г. № 216 предусматривает следующие квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие, многодетные матери, с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами).

Е.А. Лукашева [14] отмечает, что женщины в нашей стране имеют право на льготы в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это не только "декретный отпуск", но и права женщины в вопросах планирования семьи, обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспитания.

Е.А. Лукашева [14] приходит к выводу, что женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст.35). Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст.36).

Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерывный стаж.

Вопрос о насилии над женщинами был рассмотрен на Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. "Об искоренении насилия в отношении женщин", которая призывает все страны бороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным правом (например, при притязании начальника по службе).Е.И. Козлова [12] говорит о том, что предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления, как содержание притонов и сводничество, принуждение к занятию проституцией. Должны быть разработаны и приняты новые акты уголовного и административного законодательства об искоренении насилия над женщинами и детьми в семье.

3.2 Современное состояние реализации прав женщин в России

Е.И. Козлова [12] отмечает, что далеко не всегда, механизмы защиты прав, в том числе прав женщин: суд, прокуратура, государственная инспекция труда и институт Уполномоченного по правам человека, - используют такой рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных и женских общественных организаций которые, согласно Закону РФ (1995 г) “Об общественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных и коллективных прав и интересов своих членов (ст.27).

Е:.А. Лукашева [14] считает необходимым отметить становление механизмов организации гендерной экспертизы законодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организации экспертной оценки законопроектов уже несколько лет играет Комиссия по делам женщин при Совете Федерации РФ.

Поскольку Россия является не только правовым, но и социальным государством (ст.1 и ст.7 Конституции РФ), а в социальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемых женщинам как социальному слою населения, то это значит, что льготы, предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособность женщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил - в труде и в общественно-политической деятельности.

С.В. Поленина [16] подразделяет предоставляемые женщинам льготы, на три категории:

1) льготы в связи с беременностью, родами и кормлением ребёнка;

2) льготы по уходу за ребёнком;

3) прочие льготы.

Первые из названных льгот должны быть полностью сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права в области планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право на контрацепцию, право на искусственное прерывание беременности и др.

Льготы по уходу за ребёнком, по мнению С.В. Полениной [16], должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Это вытекает не только из ст. 19 Конституции РФ, но и из ратифицированной РФ 30 ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".

По-прежнему требуют тщательного внимания вопросы охраны материнства, ночного труда женщин и применения труда женщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве на профессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве на защиту своего достоинства по месту работы российских женщин.

Право на социальную, правовую и экономическую защиту материнства, детства, семьи, должно существовать вместе с правом на отцовство. В признании и реализации для женщин права на охрану здоровья и медицинскую помощь есть свои особенности. В связи с этим Н.М. Воловская [7] считает целесообразным повысить роль женщин в осуществлении права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В.И. Курбатов [13] констатирует, что право на жилище и вопросы создания условий для его осуществления и защиты применительно к отдельным категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. Гарантии права наследования и вопросы содержания брачных контрактов по российскому законодательству проработаны недостаточно.

В России женщины составляют более половины населения страны, но С.В. Поленина [16] считает, что они явно недостаточно представлены в органах государственной власти. В Гос. Думе РФ женщин примерно 10%, а в Совете Федерации РФ сегодня вообще нет женщин. Такое положение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоев населения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства.

По мнению Л.Д. Бойченко [6] порядок, процедуры и правовые акты в механизме защиты прав женщин не всем известны, т.к в советское время на эти моменты совсем не обращали внимания. Становление системы социального партнерства и использование его механизма при защите прав женщин могло бы во многом помочь.

С точки зрения Л.Д. Бойченко [6] особого внимания заслуживает тема предотвращение насилия в обществе, проблема домашнего насилия. Существует модельное законодательство о насилии в семье. Разработаны Рекомендации ООН, создан Проект закона РФ "О предотвращении насилия в семье", но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в России происходит между родственниками и близко знакомыми людьми. Решать данную проблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихся домашнему насилию и для мужчин - виновников домашнего насилия).

С.Г. Айвазова [1] считает необходимым широко обсуждать и внедрять в России вопросы репродуктивных прав, репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжаться своим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственными институтами. Современные формы регулирования рождаемости: аборт и контрацепция не должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России.

Важным элементом социальной политики является государственная политика доходов, состоящая из выплаты пособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именно они показывают необходимость совершенствования и регулирования оплаты труда женщин и мужчин.

Уровень заработной платы женщин отстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. М.Е. Баскакова [4] утверждает, что это обстоятельство накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин. Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны - т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя и т.д. .

С.Г. Айвазова [1] пришла к выводу, что правовая база “женского вопроса" в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации их неблагоприятного положения; мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда; С.Г. Айвазова [1] считает, что все меры должны быть тщательно дифференцированы по срокам. В пределах минимум года-полутора никакие меры по повышению конкурентоспособности женщин не дадут прямого эффекта. Это время “нулевого цикла" мер по изменению структуры спроса и предложения на рынке труда. На это время непосредственный эффект могут принести лишь меры прямой поддержки: пособия, льготы и т.п. С определенного периода удельный вес этих мер должен меняться. Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходить из анализа реальных причин относительно низкой конкурентоспособности женщин - бороться с "ветряными мельницами" бессмысленно, а в условиях крайней ограниченности государственных ресурсов - и слишком рискованно для экономики в целом и для общественного престижа любых социальных программ.

Выводы по главе 3

На основе анализа исследований С.Г. Айвазовой [1], М.Е. Баскаковой [4], Л.Д. Бойченко [6], С.В. Полениной [16], и др. были проанализированы существующие положения, связанные с правовой поддержкой женщин в России. В соответствии с конституцией РФ гражданам гарантировано отсутствие любой дискриминации, в том числе и по половому признаку. Принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по борьбе с различными формами дискриминации являются составной частью правовой системы России, однако очень часто они не соблюдаются.

Правовую поддержку женщин с сфере труда представляет Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ). В рамках данного вопроса выделены основные положения, гарантирующие права и свободы женщин в процессе трудовой деятельности. Определены направления по поддержке материнства, в том числе виды предоставляемых женщинам льгот, защита женщин от насилия и других форм дискриминации.

Определено текущее состояние реализации прав женщин в России. Женщинам гарантировано право на социальную, правовую и экономическую защиту материнства, детства, семьи право на жилище, наследование, право на представление в органах государственной власти, право на защиту от насилия, репродуктивные права и др.

Заключение

В результате исследований Г.Г. Силласте, Л.В. Бабаевой, М.Е. Баскаковой, С.В. Полениной, И.О. Тюриной, и др. была подтверждена актуальность выбранной темы. В последние десятилетия достигнут существенный прогресс в ограничении дискриминационной практике по полу. Отмечая повышение образовательного уровня, вовлечение женщин в работу вне дома, а также их растущее участие на всех этапах разработки политики и принятия решений, необходимо признать, что в целом мужчины продолжают сохранять, хотя и в меньшей степени, чем раньше, превосходство почти по всем основным индикаторам социального развития. На всех этапах жизненного пути в тех или иных формах женщины продолжают сталкиваться с трудностями и ограничениями в области трудоустройства, пенсионного обеспечения, а также с возросшим риском бедности.

В ходе исследования поставленная цель была достигнута: проанализирована социально-правовая поддержка женщин в России. На территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах. Государство гарантирует гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола.

Задачи были выполнены:

На основе исследований Г.Г. Силласте и Л.В. Бабаевой мы рассмотрели сущность понятия "социальная дискриминация" женщин и выявили ряд критериев по ее классификации, таких как производственная и бытовая дискриминация, унижение достоинства женщин, феминизация бедности, ограничение самореализации и др.

Опираясь на работы Л.В. Бабаевой мы проследили изменение положения женщины в историческом контексте. Гражданские права женщин вплоть до XX века были ущемлены. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны. Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта. Продвижение женщин в структуры власти.

Проведена оценка положения женщин в современном обществе и изучена специфика социальных проблем женщин. В соответствии с трудами И.О. Тюриной, Г.Г. Силласте мы выявили, что женщинам свойственны такие проблемы как: проблема женского труда и занятости женщин; проблема доступа женщины к власти; проблемы связанные с женским здоровьем, беременностью, и родами; проблема насилия над женщинами в том числе и сексуального характера.

Нами исследованы существующие положения, связанные с правовой поддержкой женщин в России. На основе исследований С.Г. Азвазовой мы пришли к выводу, что правовая поддержка женщин в России не отвечает требованиям современного общества и требует коренных изменений.

Несмотря на формальное равноправие женщин и мужчин, во многих случаях необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое внимание к социальной и экономической роли женщин в периоды фундаментальных преобразований является непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе.

В ближайшие годы актуальность "женского вопроса" будет по-прежнему сохраняться. Несмотря на значительный прогресс в данной области все еще есть множество проблем. Помимо необходимости реформирования правовой поддержки для претворения в жизнь многочисленных статей Российского законодательства, запрещающих дискриминацию по признаку пола, недостает системы действенного контроля и надзора за соблюдением законодательных норм.

Литература

1. Айвазова, С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека [Текст] / С.Г. Айвазова. - М.: Эслан, 2008. - 80 с.

2. Бабаева, Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) [Текст] / Л.В. Бабаева // Социологические исследования. - 2007. - №7. - С.51-59

3. Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь [Текст] / Л.В. Бабаева // Женщина в российском обществе. - 2005. - №4. - С.64-71

4. Баскакова, М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин. Социальные аспекты пенсионной реформы [Текст] / М.Е. Баскакова, В.Н. Баскаков. - М.: Московский философский фонд, 2008. - 200 с.

5. Башкатова, Б.И. Международная статистика труда [Текст] / Б.И. Башкатов, Л.А. Карпухина. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 207 с.

6. Бойченко, Л.Д. ООН и права женщин: история и современность [Текст] / Л.Д. Бойченко. // Права женщин в России. Законодательство и практика. - 2008. - №2. - С.17-21

7. Воловская, Н.М. Экономика и социолония труда [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Воловская. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 203 с.

8. Дорин, А.В. Экономическая социология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.В. Дорин. - М.: Экоперспектива, 2006. - 254 с.

9. Иванова, Б.И. Женщины и занятость [Текст] / Б.И. Иванова // Социологические исследования. - 2005. - №11. - С.36-39

10. Иванова, В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне [Текст]: учебное пособие для вузов / В.Н. Иванова, Т.И. Безнадежных. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с.

11. Климатова, Г.Н. Женская занятость и рынок труда [Текст] / Г.Н. Климатова // Семья в России. - 2004. - №3. - С.34-37

12. Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2006. - 608 с.

13. Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие для вузов / Под. Ред.В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 480 с.

14. Лукашева, Е.А. Права человека [Текст] / Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2007. - 573 с.

15. Мазин, А.Л. Трудовая дискриминация [Текст] / А.Л. Мазин // Трудовое право. - 2008. - №7. - С.86-90

16. Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект [Текст] / С.В. Поленина. - М.: Институт государства и права РАН, 2005. - 255 с.

17. Силласте, Г.Г. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально-политическим вопросам [Текст] / Под. ред.Г. Г. Силласте. - М.: Человек и труд, 2005. - 70 с.

18. Силласте, Г.Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа [Текст] / Г.Г. Силасте, Г.Ж. Кожамжарова // Социологические исследования. - 2007. - №12. - С.112-120

19. Словарь гендерных терминов [Текст] / Под. Ред.А. А. Денисовой. - М.: Информация ХХI век, 2007. - 256 с.

20. Тюрина, И.О. Гендерные аспекты занятости и управления [Текст] / И.О. Тюрина // Социологические исследования. - 2005. - №11. - С.135-139

21. Шатрова, Л.А. Гендерные исследования на рынке труда [Текст] / Л.А. Шатрова // Социологические исследования. - 2005. - №3. - С.124-126

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты