Принципы организации социального управления

Принципы организации социального управления

24

I Значение дисциплины социальное управление

Социальное управление - это пограничная наука, которая возникла на стыке 2 самостоятельных наук: социологии и управления.

По определению О.Конта социология - это наука обо всех сторонах общественной жизни, суммирующая все знания общественных научных дисциплин и дающая количественные оценки ретроспективному и перспективному развития общества.

Термин «управление» в русском значении означает процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы достичь поставленных целей. Это также вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу.

Социальное управление - это исторический результат развития общей социологии.

В числе особо значимых проблем, обусловивших появление науки социальное управление можно отметить следующие:

Глобальные проблемы современности. Происходящие планетарные изменения в природной среде (сокращение биологических разнообразий, парниковый эффект и т.д.).

Общесоциальные причины:

· глобальные противоречия в общественном развитии,

· столкновение прогрессивных и регрессивных тенденций,

· растущая социальная дифференсация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения (Ирак, Палестина),

· быстрый рост численности Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты,

· расточительный режим расхода ресурсов без учета интересов будущих поколений,

· необходимость общественной интеграции при фактически растущей разобщенности общества,

· необходимость интенсификации общественного производства при растущей бездуховности работников и т.д.

Эта группа проблем стимулирует развитие науки в целом.

Социально-политические:

· противоречия государственных интересов обществ,

· противоречия политико-правовых норм, морально-нравственных идеалов,

· противоречия прав и свобод личности с государственными ограничениями.

Социально-экономические:

· проблемы по поводу структуры собственности, распределения доходов и т.д.

Социально-психические:

· проблемы, взаимоотношений человека, коллектива и общества в процессе деятельности.

Все это вызывает осознание того, что в центре всех этих проблем лежит угроза разрушения человека, его связей с обществом, оскуднение его духовности и культуры. Осознание этого привело к формированию науки «социальное управление».

Значение дисциплины социальное управление заключается в следующем:

Без современных знаний основ управления нельзя реформировать общество, грамотно осуществлять государственное регулирование. Особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует прежде всего содержание управления, уровень управления мышлением. Без умения выдвигать инновационные цели и задачи управления, а затем находить адекватные методы их решения не может быть эффективного управления.

Под воздействием данной дисциплины происходят качественные преобразования в головах миллионов управляющих, которые в массе своей становятся профессионалами и способны оказывать эффективное влияние на темпы социально-экономического развития территорий.

Увеличивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муниципальный менеджер становится как бы малым предпринимателем в сфере управления, т.е. несет ответственность за результаты работы. Так формируется предпринимателем культура нового типа - менеджеральная.

Процесс этот происходит в массовом масштабе и в корне меняет всю систему управления на месте и делает ее целесообразной: население - акционеры - совет - управленцы. Как показал мировой опыт это единственно эффективный является механизм формирования ответственности и профессиональной команды, не только менеджеров, но и местной администрации, аппарата чиновников. Население определяет цели развития общества, управленцы соблюдая принципы корпоратизма и социального управления, обеспечивают подотчетность управленцев и администрации органам представительной власти на местах. Это выступает не только как важнейший принцип организации социального управления, но и как механизм формирования современной управленческой культуры.

Социальное управление создает условия для оздоровления всей общественной жизни на основе духовности и управляемости. XXI век потребует еще большего расширения этой тенденции, когда не экономика будет господствовать над социальностью и духовностью, а последние все в большей мере будут определять вектор общественного развития, его цели и приоритеты.

В обществе, наконец, происходит осознание того факта, что его стабильность возможна только при наличии большого слоя среднего класса, что не может быть десятикратной разницы в доходах самых богатых и самых бедных.

Социальное управление помогает понимать проблемы современности, выявлять текущие тенденции развития и новые методы их решения. Они появляются в сфере управления, носят стратегический и тактический характер. Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социальной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере социально ограничивать рынок.

Предъявляет новые требования к развитию государства, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражданам, территориям, союзам и ассоциациям, предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые все более активно влияют на правильное использование ресурсов территорий.

Позволяет разгрузить верхние этажи власти и управления от несвойственных им функций и дает возможность сосредоточиться на современных методах управления: стратегических, программно-целевых, информационно-аналитических и т.д. Последние перестают быть привилегией только центральной власти и становятся достоянием всех субъектов управления. Теперь уже отдельные фирмы, банки и т.д. разрабатывают свои стратегии, составляют программы и т.д.

Заставляет отказаться от спонтанных действий непрофессионалов.

II Содержание дисциплины «социальное управление»

Дисциплина социальное управление прежде всего формирует рациональное начало, знания научного проектирования, математического и социального моделирования. Она позволяет вырабатывать умение более полно использовать социальные ресурсы или ресурсы человеческого фактора.

Социология управления является научно-практической дисциплиной.

Предметом ее изучения являются различные социальные явления и структуры, а также люди и индивиды.

Существует социологическое представление о человеческом способе проживания своей жизни. Это представление основано на том, что членам общества необходимо соотносить свои жизни с другими, поскольку влиятельные социальные силы и реально существующие институты постоянно воздействуют на людей. В то же время необходимо отметить, что эти силы и институты являются все-таки только социальными силами и институтами, т.е. они созданы людьми, продолжают существовать благодаря людям и отмирают, когда люди перестают ими пользоваться.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:

Социология управления изучает органы управления, с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем и включает изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации.

Другая группа проблем, изучаемых социологией управления, включает постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев; анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учета интересов, мнений и предложений людей.

К социологии управления относятся также исследование проблем целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, так как соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления.

Важным компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является проблема внутригруппового регулирования и социальная самоорганизация в отдельных группах и на предприятии в целом. При этом учитываются такие актуальные положения как:

организационная культура,

система власти и отношения руководства-подчинения,

социальная структура организации,

социальные группы, статусы и роли,

социальная ответственность,

взаимосвязь формальной и неформальной структур,

формирование групп в системе управления по социологическим признакам,

соединение личных, групповых, общеорганизационных целей,

участие исполнителей в выработке общих решений,

оценка руководителей,

организационные конфликты,

адаптация персонала,

управленческое консультирование,

социальное планирование,

сокращение персонала,

дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.,

удовлетворенность трудом и отчуждение от работы.

Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете социального фактора.

III Современное состояние социального управления

В современное состояние социального управления вторгаются все более мощные пласты разнообразной, зачастую противоречивой информации. Это предполагает новый взгляд на старые проблемы и оперативную реакцию на новые, каждодневно возникающие проблемы. Остается мало времени для стереотипных выводов, возникает настоятельная необходимость разрешать постоянно возникающие проблемы, совершенствуя самую способность своевременного и эффективного их разрешения. Этот цивилизационный переход то одного типа общества к другому, несомненно, более сложному и многогранному, означает одновременно резкое расширение значимости личности во всех сферах деятельности, а особенно в управлении, при одновременном расширении той сферы, в пределах которой личность должна принимать управленческое решение. Особенной остроты и значимости достигает эта проблема в тех обществах, которые совершают трудный и сложный переход от цивилизованно управляемой плановой экономики и тоталитарной системы руководства всеми сферами общественной жизни к социально ориентированной рыночной экономике и к демократической системе руководства и управления. К их числу принадлежат и Беларусь, и Россия, и другие страны СНГ, бывшие республики СССР. В условиях глубокой социально-экономической, политической и духовной трансформации современного постсоветского общества резко возрастает необходимость и значимость принятия эффективных технологических, социально-экономических, политических и иных управленческих решений во все более динамично изменяющихся условиях. Это, в свою очередь, требует развития способности управления социальной группой, организацией (фирмой, предприятием, банком, учреждением и т.п.), социальным механизмом принятия и осуществления решений в соответствиисо спецификой каждой решаемой проблемы.

В последнее время возрастает роль социального фактора в управлении обществом. Это объясняется рядом обстоятельств:

1. Социальные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других (экономических, политических, юридических) приобретают все большую значимость.

2. Они становятся все в большей мере системнообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия.

3. Доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах до 50 % от общего объема, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главных ресурсов - человека и интеллекта, частью которого и является управленческий ресурс.

Между тем общество, в особенности России, стоит сегодня перед острейшей проблемой, нарастающим противоречием: происходит накопление интеллектуального потенциала и его возможностей в управленческой деятельности, однако мир переживает до сих пор системный кризис управления, который угрожает всей планете.

В наше время проявляются все чаще следующие элементы социального управления:

управленческие знания, соответствующее сознание, чувства, настроение;

общественные отношения в сфере управления и организации, которые материализуют знания, нормы и образцы в своем содержании и в процессе социализации личности передают ей нормы и ценности общества, в том числе управленческие;

управленческая деятельность, носящая творческий характер, позволяет проводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновации - управленческой деятельности.

Следовательно, социальное управление может быть понято как единство управленческих знаний, ценностей, умений, управления и организации отношений на данном этапе управленческой деятельности.

Механизм социального управления может быть представлен следующим образом:

формирование знаний, управленческих концепций, проектов, программ;

развитие управленческих отношений;

мотивация творческой деятельности в сфере управления;

утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

разработка и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют процесс управления и объединяют в единое целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

В наше время формирование управленческих решений, концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ муниципального управления. Местное самоуправление и муниципальные образования коренным образом изменили качество взаимоотношений между представителями территорий, промышленными группами и органами самоуправления.

Успехи социального управления могли бы быть более значительными, если бы не следующие причины:

несбалансированное развитие социального прогресса, порождающее социальный дисбаланс;

неразвитость системы социального управления;

неэффективность социального менеджмента;

недостатки в освоении теории социального управления и ее применения на практике;

насильное насаждение традиционных культур более отсталым странам.

В начале ХХI века постоянно возникают новые проблемы глобального характера, но методы решения остаются прежними, характерными для прошлых столетий. Корень этого противоречия - в отсталости управленческой культуры. Образцы традиционных и сильных культур нередко посредством методологии навязываются миру, что усиливает состояние социальной напряженности на планете. Выходом из этой ситуации может быть толерантность, т.е. взаимная терпимость, взаимопонимание людей.

Чтобы достойно ответить на вызовы XXI века необходимы инновационные методы социального управления, которые способны решить все проблемы. Перед социальным управлением стоит задача убрать все фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включающую науку в цивилизованном механизме выработки и реализации ответственных решений, максимального исключения политического диктата.

Необходимо заставить общество внедрять инновационные методы социального управления. Начать видимо необходимо с целей и средств социального управления. В последнее время в теорию и практику социального управления в развитых странах проникла марксистская идея - ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам, в которые все чаще включается развитие человеческого фактора, творческих возможностей личности, самоуправления, укрепления межличностных контактов, общечеловеческих ценностей и т.д.

Внедрение системы социального управления направлено на достижение социального результата, имеют управление - организационную и технологическую проработку, основаны на сотрудничестве, социальных технологиях, творчестве.

Необходимо облагородить 3 типа управленческих культур: административно-командную, инновационно-аналитическую, социально-ориентировачную. Первая свойственна тоталитарным режимам, вторая - основана на господстве информационных технологий, третья - социально ориентированная, ограничивающая действие рыночных отношений и включающая частично социальный фактор в механизм регулирования, способствующая развитию творческого потенциала человека. Она включает правовой тип регулирования, высокую социальную защиту своих граждан, мотивацию их труда и своей жизнедеятельности.

IV Принципы организации социального управления

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты