Подготовка кадров для системы социальной защиты населения
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Кафедра «Социологии и психологии»
Курсовая работа
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Подготовила:
Студентка группы ДГС-41
Лукьяненко Наталья
Научный руководитель:
к. соц.н. Крятова
Наталия Владимировна
Астрахань 2010год
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1: ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
- 1.1 Кадровая политика и подготовка кадров
- 1.2 Службы социальной помощи в России
- ГЛАВА 2: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
- 2.1 Министерство социального развития и труда Астраханской области
- 2.2 Подготовка кадров для социальной службы Астраханской области
- Заключение
- Литература
- Введение
- В настоящее время в России очень большое количество населения нуждается в социальной защите и поддержки со стороны государства. В связи с этим проблема подготовки кадров для социальных служб встаёт особенно остро и нуждается в контроле со стороны государства. Стране нужны новые хорошо обученные кадры, разбирающиеся в данной проблеме.
- Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что Россия в последнем десятилетии XX столетия столкнулась с серьёзными социальными проблемами: в стране очень низкий уровень жизни населения, большое число безработных, малоимущих и многодетных семей, а также значительное количество пенсионеров нуждающихся в помощи.
- Уровень профессиональной подготовки людей, в основном не соответствует требованием современной системе управления. В литературе сформулированы причины такой ситуации. Во-первых, в организациях не функционирует система повышения квалификации, а уровень подготовки управленческих кадров отстает от требований организации. Во-вторых, повышение требований, к специалисту социальной службы или какой-либо другой организации влечет за собой понижение уровня квалификации управленческих кадров и кадров в учреждениях социальной помощи населения. В-третьих, получают развитие отрасли, которым ранее не уделялось столько внимания (например, сфера обслуживания социальной защиты населения), без которых невозможно функционирование организации по оказанию социальной помощи нуждающемуся населению. Но даже высококвалифицированные специалисты из смежных организаций не имеют соответствующей профессиональной подготовки, чтобы эффективно осуществлять деятельность по возникающим новым профессиям. В-четвертых, профессиональные знания, получаемые в высших и средне специальных учебных заведениях, со временем устаревают, и являются недостаточными для осуществления квалифицированной деятельности в социальных учреждениях и других различных организациях.
- Целью данной курсовой работы является: изучение и анализ работы по подготовке кадров для социальных служб.
- Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
- 1. определить содержание кадровой политики и подготовки кадров;
- 2. дать характеристику сферы социальной защиты населения и специфики ее управления;
- 3. охарактеризовать управление сферой социальной защиты населения Астраханской области;
- 4. проанализировать подготовку кадров для управления сферой социальной защиты населения Астраханской области.
- Объектом исследования курсового проекта является система управления социальной защиты населения Астраханской области.
- Предметом исследования выступает подготовка кадров для системы управления социальной защиты населения Астраханской области.
- Проблема заключается в том, что изменения, происходящие в обществе, ведут за собой изменения в функционировании его систем, какой является система социальной защиты. Для её активного функционирования необходимы высококвалифицированные кадры и чётко сформулированная программа кадровой политики.
- Предпосылкой анализа современных проблем кадровой политики Адамская Л. В. Актуальные проблемы развития и управления кадровым потенциалом образования в современной России. -М., 2008 -C.63., а также проблемы формирования и функционирования профессиональных кадров и их возрастающая роль в реформировании социальных служб Астраханской области нашли отражение в работах Ю. П. Аверина, Т. Ю. Базарова, В. Д. Граждана, В. А. Дятлова, А. П. Егоршина, А. Я. Кибанова, Е. В. Маслова, В. В. Травина, Г. В. Щекина и др.
- В работах Г. В. Гречихина, Л. Я. Дятченко, Е. М. Ковешникова, В. В. Маркина, М. Маркова, В. Н. Иванова, Г. П. Овчинникова, А. И. Пригожина, А. А. Хохлова, В. В. Щербины исследованы общие вопросы управленческой теории и практики, а также методологические основы использования социальных технологий в качестве эффективного инструментария совершенствования кадрового потенциала и повышения его в управлении современными социальными процессами.
- Теоретические и практические вопросы Адамская Л. В. Актуальные проблемы развития и управления кадровым потенциалом образования в современной России. -М., 2008.-С.68., связанные с формированием и развитием системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, эффективностью их обучения исследуются в трудах В. Э. Бойкова, B. И. Видяпина, Т. А. Кононенко, В. С. Кабакова, А. М. Смолкина.
Подготовка квалифицированных кадров для работы в социальной службе осуществляется профессионально в Астраханской области в ВАГСе, а также на курсах повышения квалификации и непосредственно в организации.
Подготовка нового кадрового потенциала осуществляется в организации или учреждении социальной защиты населения по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях этого вида деятельности.. Сроки такого обучения зависят от сложности самой профессии и заканчиваются сдачей квалификационного экзамена и присвоением служащему определенного разряда.
При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному специалисту в данной области трудовой деятельности либо включается в состав отдела. Теоретический курс изучается обучающимся самостоятельно.
При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные группы и выполняют работу согласно учебной программе под руководством квалифицированных специалистов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и условий трудовой деятельности.
Курсовая форма подготовки кадров используется для обучения управляющих и работников учреждений особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых аудиториях, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами.
Сроки подготовки кадрового потенциала определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование.
Переподготовка - получение новой специальности из числа лиц, имевших профессию для удовлетворения потребности предприятия организации в данной специальности
Следовательно, кадровая политика имеет очень тесную связь с кадровой работой. Основа работы с кадрами, повышения их уровня подготовка для работы в сферах жизни общества напрямую зависит от сформулированной кадровой политики государства. Кадровая политика является залогом успеха работы с кадрами и их подготовки.
1.2 Службы социальной помощи в РоссииВ разных странах пути развития и становления социальных служб не были идентичными. Известным теоретиком социального обеспечения и управления является И. Нойфелъд. Исследуя кадровые процессы в социальных министерствах и систему подготовки кадров для их работы в Германии, и в других странах, выявилось, что они претерпели известное влияние США, но все же их развитие, безусловно, носило в нашей стране самобытный характер и имело национальные корни.Социальную работу Нойфельд И.П. Методы социальной работы-М., 2003.-С.28. можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения. Деятельность социальных служб направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. Развитие деятельности социальных служб и профессии социального работника началось в Германии в начале XX столетия с создания социальных школ, прежде всего женских. Далее создание социальных служб помощи населения стало набирать обороты и создаваться в различных странах.По указу министерства народного обеспечения в 1920 году в России было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в России вплоть до второй мировой войны.Первоначально социальные службы поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества. Только после первой мировой войны возникла государственная служба социальной помощи населению, которая существует и по сей день в виде ведомств социального обеспечения, охраны здоровья и помощи молодежи.Первые десятилетия доминирующим методом работы социальных ведомств как в США, России, так и в других странах, была главным образом индивидуальная помощь населению. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине. Эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.После второй мировой войны развитие социальной работы и системы подготовки профессиональных кадров получило серьезный импульс и прошло несколько этапов.Основным содержанием социальной работы впервые послевоенные годы в различных странах, было оказание материальной помощи населению, перенесшему тяжелейшие невзгоды в период войны. В теоретической подготовке (двухлетней) в эти годы студентам показывались истоки бедственного положения людей в таких социальных сферах, как здравоохранение, защита молодежи и материальная помощь населению. Методические исследования в области работы социального ведомства страны, правда, были еще в это время не известны. Ничего не говорилось и в системе подготовки в специальных школах социальной работы о том, какими методами следует преодолевать бедственное состояние людей. Теория вообще была еще очень слабо связана с практикой и мало подкрепляла ее. Практическая подготовка состояла главным образом из допрофессиональной, промежуточной и профессиональной практики, причем обучение социальной деятельности проводилось только на моделях.В первой половине шестидесятых годов значительно дифференцировалась и расширилась подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Социальная сфера общества представляет собой устойчивую область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной службы. В ней реализуются социальные и гражданские права человека. Ее функционирование определяется объективными закономерностями и основывается на определенных принципах социальной помощи и социального управления.При подготовки кадров, несомненно, акцент должен делаться на структуру социальной работы. В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной службы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную службу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания. Исходя из этого определим компетенцию социальной службы, можно заметить, что специалисты должны быть подготовлены как минимум в 2 , а то и более сферах социальной деятельности.Сфера социальной деятельности не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально- производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка.Социальные службы Социологический словарь / Сост. Елсуков А.Н.,. Шульга К.В; Науч. ред. Соколова Г.Н.,. Писаренко И.Я; Редкол.: Давидюк Г.П. (отв. ред.) и др. - Минск, 2004.-С.117. располагает необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения.Возникновение и существование всех компонентов социальных служб и их специфика обусловлены главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности, воспроизводство ресурсов их жизнеобеспечения, а также функции воссоздания социальных институтов.Значимый компонент социальной защиты социальная инфраструктура. Под ней понимается устойчивую совокупность материально- вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. По своей внутренней организации инфраструктура социальной работы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих функционирование всех институтов социальной сферы.Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия воспроизводства. Это взаимодействие призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок социального совершенствования качественных характеристик воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.Страницы: 1, 2