Понятие о технологии педагогической деятельности в сфере социальной работы
сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

- разрушающие соц. технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

- организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

- социально-правовые технологии;

- медико-социальные технологии

- психологические технологии;

- педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

- социальные технологии, ориентированные на созидание;

- социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса;

- социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели - в этом состоит основная

функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий нбх как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

- изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

- изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

- изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

1.3 Основные понятия педагогической деятельности

в сфере социальной работы

Адаптационное поведение - процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

Адаптация социальная - процесс взаимодействия субъекта соц. средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Вторичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка.

Дети безнадзорные - дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых.

Дети беспризорные - дети, не имеющие родительского или гос. попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, нбх ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети дезадаптированные - дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, соц. функционирования и социального развития.

Диагноз социальный - чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

Диагностика социальная - выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

Изменения социальные - сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности.

Инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей

Консультирование социальное - метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи;

- особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить соц. проблемы клиента, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и, при необходимости, содействуют выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

Обеспечение социальное - участие государства в содержании своих граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

Обслуживание социальное - деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.

Операция - конкретные действия, направленные на решение определённой задачи.

Первичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка, его зависимости от взрослых членов общества.

Поддержка социальная - деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения.

Помощь социальная - единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Помощь социальная - деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций.

Проблема социальная - несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

Профилактика социальная - сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Процедура - набор определённых и нбх действий, связанных между собой.

Реабилитация социальная - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

Ребёнок - лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

Социальные технологии - система специализированных средств и методов, использующихся в соц. педагогике, создающих возможности для рациональной деятельности.

Терапия социальная - комплекс процедур, мероприятий и действий, направленных на решение соц. проблем различного уровня организации.

Технологии социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Технологии социальные - совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели.

2 Технологии социально-педагогической работы

2.1 Педагогический компонент в сфере социальной работы

Социальная педагогика, являющаяся, по сути и назначению “личностной службой помощи людям”, опирается в своём становлении и развитии не на какую-либо одну, а на определенную совокупность наук и накопленный опыт практической социокультурной, правовой, социально-психологической, медико-оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической и др. поддержки личности. При этом эффективность влияния социальных наук на реальные механизмы и модели практической работы (с конкретным человеком, группами, категориями людей) определяется наличием в них именно педагогического компонента, который выступает фундаментом и одновременно средством реализации теоретического потенциала этих наук, без которого последние теряют свою прикладную значимость, не имеют реальных путей влияния на социальную практику в процессах взаимодействия личности и общества.

В любой научной или профессиональной практической деятельности есть совокупность приемов и средств, с помощью которых исследуется и преобразуется действительность в соответствии с поставленными задачами. Это - совокупность методов и технологий.

Все исследовательские технологии в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли.

В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методик. Можно выделить следующие подгруппы:

1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция.

2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок.

3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие.

4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменений, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу); метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.

5. Психологические методы применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).

6. Методы математической статистики (линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование).

7. Педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.).

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди, дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы-радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др.

Сегодня профессию “социальная педагогика” представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор. Социальные педагоги и работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, медицинский социальный работник и др.). Работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, престарелыми и др.), либо в определенный учреждениях (социальный педагог в школе, социальный работник на производстве). В специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстренных ситуациях, организация социальной работы). Понятно, что каждая специализация требует своего комплекса методов и средств.

Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то специалисты выделяют три основные группы методов социальной работы: 1) социально-экономические, 2)организационно-распорядительные, 3) психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и т.д.

Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др.

2.2 Социальная работа в системе социальных технологий

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальную помощь и поддержку детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Являясь одним из видов педагогической деятельности, социальная работа осуществляет определённые социальные изменения, используя при этом, свои специфические средства, технологии и методы. При этом, главная задача социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или отдельных его элементов.

Сфера профессиональной компетентности и деятельности социального работника при осуществлении социальных изменений включает в себя следующие элементы:

- реализация социальных и гражданских прав людей;

- компенсация социального, физического или психического ущерба;

- ликвидация дефицита в общении;

- помощь в организации досуга, доступа к основным социальным благам и социальным услугам.

2.3 Универсальные социальные технологии

2.3.1 Социальная диагностика

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы свое-

временно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.

Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).

В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

Анализ каждой из стадий социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие на каждой из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе.

Стадия осмысления

Не будет преувеличением утверждение о том, что это стадия - одна из наиболее «болезненных» для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Такое положение определяется, в первую очередь, теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики.

Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и соц. работника необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственную проблему, человек или группа с необходимостью должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования, критерии или оценки.

Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия.

В-третьих, следует произвести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включён субъект, а так же содержание его статусно- ролевых характеристик.

Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики, на которой появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем.

Стадия разработки альтернативных целей

В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах.

Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние

Будучи завершающим стадией процесса социальной диагностики, она предполагает перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности.

Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника.

1.Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты