Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи как элементов социальной политики государства

Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи как элементов социальной политики государства

Тема контрольной работы

"Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи как элементов социальной политики государства" (№24)

Содержание контрольной работы

Введение

1. Сущность социальной политики

2. Роль государства в реформировании пенсионной системы на Украине в переходной период

3. Регулирование страховой деятельности в экономической политике государства

4. Использование финансовых инструментов государственного регулирования в политике пенсионного обеспечения и страхования

5. Роль государства в оказании социальной помощи гражданам Украины

Вывод

Список использованной литературы

Введение

Особенностью социальной политики Украины в переходный период есть предоставление приоритета проблемам социальной защиты население, повышение роли личного трудового дохода и ликвидации системы содержаний, формирование нового механизма финансирования и регулирование развития социальной сферы.

С учетом кризисного состояния экономики в Украине целью государственного регулирования доходов и потребления есть социальная защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан. Для этого используют следующие мероприятия:

определяют минимальные потребительские бюджеты, прожиточный минимум, минимальную заработную плату;

создают пенсионные фонды и фонды социальной помощи;

изменяют условия оплаты труда, разрабатывают новую систему пенсий, дотаций, стипендий и окладов в бюджетных организациях с их финансовым обеспечением;

вводят систему индексации зарплаты, доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;

разрабатывают общегосударственные и региональные программы помощи отдельным слоям население;

реализуют мероприятия по защите внутреннего потребительского рынка;

создают в отдельные периоды систему нормированного распределения продуктов за карточками или бонами;

формируют государственные страховые фонды продовольствия и промышленных товаров, если возникнет потребность ввести карточную систему.

Способами и условиями реализации государственной социальной защиты (поддержки) населения являются следующие:

принятие соответствующих законодательных актов;

формирование социальных прогнозов;

определение показателей социально-экономических нормативов и показателей социальной защиты и уровня жизнь в государственных планах;

разработка и реализация социальных целевых комплексных программ;

усовершенствование системы налогообложения доходов населения; регулирование процентных ставок на вклады, внедрение системы фиксированных или предельных цен на некоторые виды товаров и услуг населению. 1, стр.466

1. Сущность социальной политики

Социальная политика направлена на развитие процессов и форм организации жизни население и общественного производства с точки зрения условий работы, быта и отдыха человека в частности, а также развития личности вообще. Важной составной социальной политики являются демографическая политика, которая предусматривает активное вмешательство государственных органов управления с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистских подходов как в естественное, так и механическое передвижение (миграционные процессы) население с целью достижения поставленных целей.

Социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Она обеспечивает защиту прав человека, создает предпосылки для расширенного воспроизведения человеком своей деятельности, а также стабильности общественной системы. Социальная политика любого государства предусматривает определение глубинных тенденций развития во всех сферах социально-политической жизни, которая обуславливает процесс развития социального существования и социальной безопасности человека и целенаправленное влияние на них субъектов регулятивной деятельности. Социальная политика - это составная часть общей политики, основной задачей которой является разработка и осуществление необходимых мероприятий по ее сохранению и укрепления имеющегося общественного государственного порядка. Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивных мероприятий, принципов и основ, направленных на обеспечение определенного уровня качества жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев население, гарантии социальной безопасности в обществе. [8]

В Украине действуют частные, общественные и государственные организации, которые обслуживают социальную сферу и потребительский рынок. Главным их назначением есть учет потребностей граждан, которые зависят от общепринятых в обществе нравственно-психологических норм и ценностей, и последовательное удовлетворение этих потребностей путем реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. Эти системы мы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, изменяя свои функции и структуру, которая, в свою очередь, оказывает содействие достижению основных макропоказателей потребления, подчиненной задачей общественного развития.

С целью обеспечения развития социально-ориентированной рыночной экономики на протяжении последних лет созданы принципиально новые организационные структуры, достигнуто денежно-финансовой стабилизации и определенных успехов в борьбе с ростом инфляции. Вместе с тем этот процесс сопровождался спадом производственной деятельности, ростом безработицы, несвоевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий, уменьшением объемов ВВП в реальным секторе экономики, спадом платежеспособного спроса населения. В Украине осуществлялись мероприятия по улучшению материального положения населения за счет повышения мотивации к работе как основного источника доходов, проведение активной политики занятости, создание благоприятных условий действия и демографического роста населения, реформирование пенсионного обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.[13]

В общем виде социальную политику можно определить как одну из составных общегосударственной политики, воплощенную в социальные программы и в социальную практику для удовлетворения социальных потребностей как совокупности разных мероприятий, форм деятельности субъектов социально-политической жизни, которые отображают интересы человека и общества и являются жизненно необходимыми для ее нормальной социальной деятельности. Исходя из этого, можно выделить основные направления социальной политики в Украине:

> повышение благосостояния население за счет личного трудового

вклада, предпринимательства и деловой активности;

> предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;

> проведение пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных выплат с учетом трудового вклада работника;

> предоставление адресной помощи малообеспеченным в денежной и натуральной формах;

> содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, ее эффективному использованию и приумножению;

> обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития социальных сфер (образования, науки и культуры);

> широкая поддержка семьи, материнства и детства.

Средством реализации социальной политики государства есть система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита - это система государственных мероприятий из обеспечения достойного материального и социального положения граждан. Социальные гарантии - это система обязанностей государства перед своими гражданами относительно удовлетворения их социальных потребностей. Социальная защита экономически активного населения осуществляется по направлениях:

во-первых, это мероприятия государства, которые связанные с квалификационной подготовкой трудовой деятельности;

во-вторых, мероприятия, которые обеспечивают возможность реализации способностей любого в процессе трудовой и производственной деятельности и сам процесс такой деятельности;

в-третьих, мероприятия, направленные на создание новых рабочих мест и поддержку работников, которые потеряли работу.

Основными элементами системы социальных гарантий есть признание обязательности общедоступного и бесплатного образования, содействие реализации личных способностей в процессе трудовой деятельности, недопущение принудительной работы и гарантия минимизации потерь в связи с окончанием трудовой деятельности.

Существуют разные подходы относительно реализации социальной политики. Социальный подход опирается на то, что общество может гарантировать каждому гражданину доходы, не ниже за границы бедности. Рыночный подход исходит из того, что общество берет на себя обязательства только создать условия каждому члену общества для выявления ним экономической активности и получения дохода.

Становление новой экономической системы на основе рыночных отношений непосредственно связано с усовершенствованием существующей социальной политики. На определенных этапах рыночных преобразований в Украине уже осуществлена либерализация экономики и внешнеэкономической деятельности, идет развитие процесса приватизации, практически ликвидирована административно-командная система управления на всех уровнях. В основном сформирован негосударственный сектор экономики, финансовые и банковские структуры, валютный, фондовый рынки, рынок ценных бумаг. Тем не менее разрыв экономических связей в пределах бывшего СССР, недостаток энергоносителей, медленная конвертация значительной части предприятий оборонного комплекса привели к спаду объемов производства конкурентоспособной продукции, вынужденной неполной занятости и безработицы, разрушение социальной инфраструктуры. Как следствие, снизились реальные доходы значительной части населения.

К сожалению, компенсационные мероприятия по индексации заработной платы и социальных выплат существенным образом отстали от роста потребительских цен. Многочисленные льготы, социальные выплаты нередко предоставлялись за ведомственным признаком, так как и учет реального материального положения разных слоев населения и их возможностей обеспечить свое благосостояние. Это породило социальное иждивенчество в обществе и уменьшило возможности предоставления помощи тем, кто ее в самом деле требует. Затем ухудшилась социальная защита безпомощных слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, одиноких людей, многодетных семей и безработных. Снизился уровень социально-трудовых прав и социальных гарантий многих граждан. Вместе с тем проблема построения новой социальной политики состоит не только в усилении социальной защиты отдельных категорий населения (пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных семей и т.п.). При рыночных условиях каждый трудоспособный человек должен сам обеспечить благосостояние своей семьи. Тем не менее, для построения системы материального самообеспечения необходимы надлежащие макроэкономические предпосылки. Создание таких предпосылок - важнейшая составляющая государственного регулирования социальной политики.[30]

Мировой опыт свидетельствует, что создание макроэкономических предпосылок, которые оказывают содействие материальному самообеспечению трудоспособных лиц является эффективным средством социальной защиты в странах Западной Европы, в особенности в скандинавских странах. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой действуют гарантии относительно уровня доходов, общегосударственные системы регулирования занятости, подготовки и переподготовки кадров, стимулируется профессиональная та территориальная мобильность населения и др.

Итак, главная цель социальной политики рыночной экономики - снять все ограничения на пути свободной экономической деятельности дать возможность каждому работнику, каждому трудовому коллективу получать доходы соответственно своему реальному взносу в увеличение общественного богатства. Целью социальной политики государства есть обеспечение стабильного, без волнений и потрясений, функционирование общества, достижение общественного согласия и социальной целостности, надлежащего уровня жизнедеятельности людей. Целью социальной политики есть обеспечение каждому гражданину возможности свободно развиваться, реализовывать свои способности, получать соответствующий доход, улучшать свое благосостояние.

2. Роль государства в реформировании пенсионной системы на Украине

Изучение проблем, связанных с социальной защитой населения в современных условиях, свидетельствует об остроте, неоднозначности подходов, разнообразии мнений по их решению. Однако, безусловно, одно -- социальный блок тесно связан с экономическим и должен решаться комплексно. Тем более, что спектр социальной защиты населения достаточно широк и включает в себя свыше десятка направлений, важнейшими из которых являются: уровень жизни; условия, охрана и безопасность труда; занятость; социальное обеспечение; социальная защита инвалидов, ветеранов войны и труда, малообеспеченных слоев населения и ряд других В этом перечне отдельной строкой стоят образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, туризм. Однако особое значение имеет проблема пенсионного обеспечения, охватывающего более 14 млн. граждан и практически касающегося каждой третьей семьи в государстве.

Оценивая эффективность действующей в Украине пенсионной системы, следует отметить, что увеличение денежных средств, необходимых для покрытия выплат пенсий и денежного обеспечения (11% от ВВП), постоянно опережает возможности государства по погашению долгов по пенсиям. Недостаточные поступления от уплаты пенсионных взносов привели к задолженности Пенсионного фонда перед пенсионерами в сумме почти 2 млрд. грн. Теоретически эту задолженность можно было бы ликвидировать, если бы предприятия и организации погасили недоимку перед Пенсионным фондом, которая за I полугодие 1999 г. составила свыше 1,2 млрд. грн. Более 2 млрд. грн. могли бы поступить от начислений на фонд оплаты труда, из которого не выплачена заработная плата работающим. Если же к этому добавить суммы выплат в размере 1,7 млрд. грн., не свойственных для уплаты Пенсионным фондом, то проблему можно было бы снять полностью. Однако «больная» экономика порождает новую задолженность, причина которой -- в том, что большинство секторов рыночной экономики работает неудовлетворительно, предприятия уклоняются от уплаты налогов, а заработную плату выплачивают в «конвертах».

Страховые взносы предприятий в размере 32% от фонда оплаты труда (с учетом 1--2% собственных взносов работающих) остаются высокими. В то же время средний размер пенсии на середину текущего года по сравнению с другими странами был весьма низким и составил лишь 60 грн. (15 дол.) [8]

Из приведенных данных видно, что повышение уровня жизни населения происходит в тех странах, где экономические реформы проводятся активнее.

Статистическое соотношение экономически активного населения в Украине (а это в настоящее время -- 23 млн. чел.) к имеющейся численности пенсионеров (14 млн. чел.) теоретически составляет 1,6:1. В действительности в зависимости от времени года, сезонности и других факторов оно колеблется от 1:1,1 до 1:1,3. Это приводит к существенной нагрузке на работающих и увеличению задолженности по выплате пенсий.

Отсутствие надлежащих условий безопасности и охраны труда, отдыха оборачивается для граждан и экономики тем, что льготные либо досрочные пенсии получают 2,15 млн. чел., а по инвалидности -- 1,5 млн. чел., что составляет 26% всех пенсионеров и также усиливает социальное напряжение в обществе.

Несмотря на все экономические трудности, нельзя считать объективным утверждение, что демографический кризис является следствием нынешнего экономического положения в Украине. Его проявления начали вырисовываться еще в 60-е годы и весьма ощутимо обострились сегодня. Расчеты, сделанные Институтом экономики АН УССР за 1950--1970 и последующие годы, свидетельствуют, что еще 30 лет назад украинские семьи были сориентированы на малодетную среднюю семью (3,2--3,3 лица) и на начало 90-х годов имели самый низкий уровень рождаемости среди бывших союзных республик. Отрицательные тенденции смертности также вырисовались в конце 60-х годов и привели к снижению ожидаемой продолжительности жизни населения (67 лет). Еще в 1977 г. отмечалось, что дальнейшие резервы воспроизводства населения практически исчерпаны и уровни рождаемости и смертности таковы, что рост населения обеспечивается только за счет заложенных в его возрастной структуре ресурсов.

Прогноз, сделанный учеными Совета по изучению производительных сил Украины НАН Украины в 1998 г., указывает на дальнейшее старение населения страны. Численность населения, возраст которого превышает трудоспособный, к 2016 г. возрастет на 1,5--1,6 млн. чел. Вместе с тем занятое население уменьшится на 3--3,5 млн. чел. Коэффициент замещения трудового потенциала (даже при наиболее оптимистичном варианте прогноза) сократится с 1,32 в 1998 г. до 0,85 в 2016 г. Поэтому на будущее, в соответствии с ростом экономики, следует думать о внедрении механизма продления возраста выхода на пенсию и достойного обеспечения граждан в старости.

Частые нарушения при назначении пенсий, нарекания граждан на несвоевременность их выплаты свидетельствуют о несовершенстве существующего механизма пенсионного обеспечения. Для пенсионной системы в Украине характерны низкий уровень пенсионного обеспечения, отсутствие надлежащей дифференциации размеров пенсий, наличие значительных преимуществ и льгот в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников при одинаковом уровне отчислений средств на пенсионное обеспечение. Несвоевременная уплата страхового сбора в Пенсионный фонд повлекла за собой потерю доверия граждан к существующей пенсионной системе, а отсутствие мотивации и механизма самоконтроля работника за начислениями и поступлениями взносов в Пенсионный фонд на собственный счет не создает надлежащих условий для обеспечения будущей пенсии.

Приведенные признаки кризиса нынешней пенсионной системы очевидны и дают основание говорить о необратимости пенсионной реформы. Для этого в Украине постепенно создается соответствующее правовое поле, основу которого составит социальное страхование. В январе 1998 г. Верховной Радой Украины приняты «Основы законодательства Украины о всеобщем обязательном государственном социальном страховании», а в апреле Указом Президента Украины утверждены «Основные направления реформирования пенсионного обеспечения в Украине». Кабинетом Министров Украины разработан и представлен в Верховную Раду Украины ряд законопроектов по социальному страхованию граждан по направлениям (кроме медицинского), началась подготовительная работа к их внедрению.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты