Обеспечение научности и инновационности в социальной работе как условие повышения ее результативности
p align="left">Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Начиная с 30-х гг. XX в. в Пенсильванской школе социальной работы разрабатывается функциональный подход в индивидуальной социальной работе. В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами - в процессе рождения ребёнок переживает смертельный приступ страха от неизбежного удушья - вся последующая жизнь человека является серией сложных попыток преодолеть или вытеснить этот страх. Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий.

Позднее О. Ранк развивает идеи, связанные с отношениями клиента и терапевта. Также как и З. Фрейд, О. Ранк полагал, что отношения между клиентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект. Главная задача - подвести клиента к осознанию своих проблем, остававшихся до этого бессознательными. Основным моментом в этой ситуации должна быть воля индивида к переменам.

Х. Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы метод решения проблем. Основополагающим в данном подходе является предположение о неизбежных трудностях, с которыми сталкиваются при решении тех или иных проблем. Большая часть людей умеет разрешать эти проблемы в процессе своей жизнедеятельности. Однако на определённом этапе жизненного пути используемые методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и не дают возможности адекватно реагировать. Деятельность социального работника состоит в том, чтобы решить проблему клиента и помочь ему наладить полноценное функционирование в обществе.

Последовательность действий социального работника можно представить в следующем виде:

1) снятие беспокойства, формирование положительной мотивации, поддержка клиента;

2) снятие эмоциональной блокады;

3) рационализация проблемы - формирование нового понимания, нового отношения к проблеме;

4) социальный работник находит совместно с клиентом доступные возможности и ресурсы, которые помогут в решении проблемы.

Новое развитие получают концепции диагностических и функциональных подходов в работах Ф. Холлис. Начиная с 1960-х гг. она развивает психосоциальный подход в социальной работе. Метод предполагал сложную диагностику «личности в ситуации» при непосредственном участии самого клиента. Психосоциальный подход интенсивно применяется в случаях понимания индивидуальных и социальных проблем, а также проблем, связанных со здоровьем клиента.

Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не вытиснилась практикой психоанализа. Однако в 1960-1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи. Поведенческие методы социальной работы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения. Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени как педагог. Основные техники индивидуальной работы в поведенческом подходе - техники модификации поведения. В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: техники оперантного изменения поведения и респондентное изменение поведения

С развитием практики определились системные черты этого подхода, что позволило исследователям выйти на рабочее определение индивидуальной работы. Сегодня её принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».

Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве, потеря работы, безработица, трудности в общении и т.п.

Ситуация «один на один» предполагает определённые отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

Взаимодействие в системе индивидуальной работы со случаем происходит через систему последовательных действий, представляющих собой общую модель социальной индивидуальной работы со случаем. Ее можно представить в последовательности этапов: 1) установление контакта - а) начальная стадия, где главным является осознание наличия проблемы клиентом; б) обязательства и индуцирование ролей, где главное - осознание клиентом полезности данной социальной службы в сложившихся обстоятельствах; в) предварительный контракт, самоидентификация субъекта с ролью клиента, осознание, что проблема находится в границах компетентности социального работника.

2) Определение и понимание проблемы - а) оценка, цель которой как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента; б) установление целей, определение объективно необходимых изменений и вмешательства, активизация клиента; в) развитие плана интервенций, имея в виду, что каждый клиент уникален, как и его проблемы; г) контракт, который может существовать как в устной, так и в письменной форме. Оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон.

3) Осуществление интервенций - а) подготовка к интервенции, формирование и поощрение положительной мотивации у клиента, его поддержка, для того, чтобы состоялся процесс изменения; б) осуществление интервенций, обеспечение выполнения клиентом взятых им на себя обязательств; в) оценка барьеров, с которыми в процессе взаимодействия может сталкиваться социальный работник (внутренние конфликты клиента, отсутствие навыков взаимодействия у клиента, давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения, проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом, культурная идентификация, социализация и уровень образования клиентов).

4) Контроль и оценка вмешательства - а) оценка вмешательства (при достижении поставленной цели и при переходе к другим стадиям он должен вернуться к стадии №4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентом); б) эволюция (при конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены).

Специфика взаимоотношений в помогающем процессе подразумевает заключение контракта между клиентом и социальным работником. Контракт для клиента несёт определённую степень защиты, даёт основания для иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником.

Социальный контракт в системе взаимодействия социального работника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта.

Контракт основан на оценке плана взаимодействий, связан с особенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. При заключении контракта необходимо соблюдение следующих принципов:

приоритетность проблем клиента;

ответственность за оказание помощи клиенту;

ответственность за разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки, обязанность ознакомить клиента с условиями контракта (обязательства, средства и процедуры, время, необходимое для изменения ситуации клиента, санкции со стороны социальных служб);

чёткость формулировок, большой выбор средств и ресурсов для решения проблемы;

принцип последовательного структурирования - клиенты последовательно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства;

гибкость.

Хотя индивидуальная работа со случаем обычно весьма тревожна для социального работника, она всегда полезна, так как даже минимальное вмешательство часто приносит облегчение клиенту. Кроме того, преодоление трудной жизненной ситуации представляет прекрасную возможность для изменения, потому что люди обычно готовы более активно изменяться во время кризиса, чем в любое другое время.

5. Консультирование в социальной работе

Социально-психологическое консультирование представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социальнопсихологической помощи людям, которые в ней нуждаются. Такая помощь может быть направлена на: достижение социальнопсихологического комфорта; личностный рост; развитие жизненной и профессиональной карьеры; содействие преодолению индивидом патологий и т.д.

Консультирование как вид деятельности характеризуется следующими особенностями и требованиями:

Деятельность консультанта соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам и строится в соответствии с нормами профессионального этического кодекса;

Консультанты работают с проблемами людей, которые имеют отношение к их приспособлению в таких сферах как семья, профессиональная карьера и группа сверстников;

Консультирование проводится как с людьми, имеющими значительные проблемы (активное консультирование), так и с клиентами, считающимися вполне благополучными (проактивное с акцентом на профилактику);

Консультирование опирается на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихевиоральных и системных, которые могут быть применены и в индивидуальном консультировании, и в работе с группами и семьями;

Процесс консультирования строится и зависит, в первую очередь, от целей клиента. Консультирование может быть как средством развития, так и способом вмешательства;

Консультирование включает в себя различные специализации. Специалист по социальной работе, применяющий в своей деятельности консультирование, должен самоопределиться в направлении консультирования и соответственно ему целенаправленно приобретать специфическое образование и опыт, но все консультанты должны отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования.

Система общих, профессиональных и моральноэтических требований, предъявляемых к специалисту консультанту, отражена в соответствующих кодексах профессиональной этики.

Существует ряд основных отличий, характеризующих профессионально подготовленного консультанта от профессионально недостаточно подготовленного (См. табл. 1.1).

социальный защита прогнозирование инновационный

Таблица 1.1

Особенность профессионального поведения

«Хороший» консультант

«Плохой» консультант

1

Постановка целей консультирования

Помогает клиенту самому определить цели

Навязывает клиенту собственные цели

2

Стратегия консультирования

«Ищет» вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективными

Предлагает клиенту конкретные способы поведения

3

Восприятие происходящего во время консультации

Способен признать как правильную любую точку зрения на проблему клиента

Имеет набор «правильных» и «неправильных» точек зрения на проблему

4

Теоретическая психологическая ориентация

Знает, понимает и практически работает внутри разных теорий

Знает и практически работает внутри одной, «хорошей» теории

5

Осознание собственных возможностей и ограничений

Согласен сотрудничать со своими коллегами с целью преодоления своих ограничений, о которых знает и признает их

Не осознает ограничения в собственной деятельности

6

Осознание психологического взаимовлияния

Осознает собственное влияние на клиента и как поведение клиента влияет на него

Отсутствие осознания, особенно влияния клиента на него

7

Ориентация на личность клиента и его проблему во время консультирования

Строит процесс с учетом чувств и мыслей клиента

Строит процесс в соответствии с собственным пониманием проблемы клиента

Исследователи и практики считают, что профессионально пригодным к консультативной деятельности можно считать специалиста, характеризующегося следующими личностными качествами:

способность проявлять естественный позитивный интерес к другим людям;

умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора;

способность получать удовольствие от словесного обмена;

свободно проявлять разнообразные чувства от гнева до радости;

способность чувствовать свое внутреннее состояние;

готовность отложить свои собственные дела в пользу другого;

способность поддерживать эмоциональную близость с другим;

способность признавать власть, сохраняя необходимую меру независимости;

умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть в них смешное.

Консультирование - не одноразовое действо. Это процесс со своими характеристиками и технологиями.

Прежде всего, в процессе консультирования между клиентом и специалистом складываются отношения, «в которых, по крайней мере, одна из сторон имеет намерение способствовать росту, развитию, зрелости, улучшению функционирования, развитию способностей к преодолению жизненных трудностей другой» (К. Роджерс, 1961) и которые характеризуются: высокой эмоциональностью; интенсивностью; постоянной изменчивостью в ходе взаимодействия клиента и консультанта; конфиденциальностью; честностью; поддержкой со стороны консультанта, которая позволяет клиенту пойти на риск и изменить поведение.

Важно также иметь ввиду, что эффективность консультирования зависит от такого фактора как терапевтический климат, сложившийся в процессе коммуникации. Вопервых, он строится на: доверии друг к другу; принятии специалистом клиентам, независимо от существующей у него системы ценностей и установок. Вовторых, консультант не использует тех способов коммуникации, которые являются барьерами на пути к результативности, а именно: а) не предоставляет советов, б) не предлагает готового решения, в) не занимается морализаторством и не читает проповеди, г) не анализирует и не ставит диагноз, д) не оценивает и не критикует действий клиента или его личность в целом, е) не хвалит и не предоставляет клиенту положительных оценок, ж) не утешает.

В технологии консультирования можно отчетливо выделить основные стадии с хорошо видимыми переходами.

На первой стадии происходит формирование отношений. Целью данной стадии является вовлечение клиента в обсуждение его проблем. Работа начинается с первичного интервью, в ходе которого и специалист, и клиент решают, вопервых, вопрос состоится ли вторая встреча вообще. Специалист, вовторых, должен оценить, способен ли он справиться с проблемами клиента, а клиент доверяет ли он специалисту.

На второй стадии (стадии понимания и действия) специалист решает задачи, как помочь клиенту снять напряжение, что бы он смог рассказать свою историю и раскрыть свои жизненные сведения; как создать условия для анализа клиентом сведений о себе, что позволяет войти в «слепую» область своего сознания область, о существовании которой он и не подозревал (Окно Джогари).

На данном этапе специалист использует ряд специальных средств (в соответствии с избранным теоретическим подходом), которые помогают клиенту измениться.

Третья фаза консультирования завершает процесс консультирования. Квалифицировано завершенная консультация выполняет следующие функции: вопервых, развивающая в консультировании завершение «является больше, чем действием, означающем конец коррекционной работы», оно является мотиватором для дальнейшей работы над собой и с собой клиента (Ялом И.); вовторых, педагогическая в ходе консультирования клиент приобрел чтото новое, и теперь необходимо новые приобретения осуществить в реальном мире; втретьих, адаптивная в результате успешного решения проблемы, клиент приобретает новое понимание своих способностей, которое остается в памяти и может быть вызвано в необходимом случае.

При необходимости консультация может целенаправленно быть преобразована в постконсультационное сопровождение.

6. Инновационные формы социальной работы и новые виды социальных услуг

Перемены в теоретико-концептуальных взглядах на сущность современной социальной защиты, повлекшие за собой обновление организационно-управленческих конструктов, не могли не сказаться на практическом решении конкретных человекозащитных задач. Они коснулись различных организационных уровней и различных категорий, нуждающихся в социальной защите, отразив тем самым единство теории и практики, значимость системного решения социальных проблем.

Позитивные перемены характерны, прежде всего, государственной службе социальной помощи семье, женщине и детям, системе охраны материнства и детства. Министерством здравоохранения разработаны региональные программы по репродуктивному здоровью, планированию семьи, снижению материнской и младенческой смертности. Организована разноуровневая система оказания перинатальной помощи, позволяющая осуществлять ее в крупных родовспомогательных учреждениях беременным с тяжелыми заболеваниями, роженицам и новорожденным, нуждающимся в интенсивной терапии и реанимации. Родильные дома постепенно переходят на систему совместного пребывания матери и ребенка, широко проводится пропаганда и поддержка грудного вскармливания. В настоящее время нескольким родовспомогательным учреждениям республики присвоено международное звание «Больница доброжелательного отношения к ребенку». Все чаще в охране репродуктивного здоровья учитывается гендерный аспект: от совместной подготовки будущих мам и пап к родам до открытия семейных родильных залов. В некоторых областях работают клубы «Будущая хозяйка», Школы матерей. В Минске действует первый в республике адаптационно-оздоровительный центр «Колыбель», который осуществляет подготовку женщин к родам, оказывает психологическую помощь молодым людям, планирующим вступление в брак.

Новым явлением в решении женских проблем стало появление кризисных центров для женщин, подвергшихся сексуальному и бытовому насилию. Такой центр функционирует в г. Минске с 1998 года, ведется работа по их созданию в областях. Эффективно работает кризисное отделение в г. Мозыре. Центры предназначаются для оказания квалифицированной психологической, педагогической, юридической, материальной, реабилитационной, социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации. Однако говорить о широком развитии этих форм защиты пока рано.

Активно работают с детским населением и семьями, нуждающимися в социальной помощи, специальные подразделения в составе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), являющихся государственными учреждениями, подчиняющимися органам по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. ТЦСОН объединили ряд структурных образований, ранее работавших самостоятельно, в том числе и Территориальные центры социальной помощи семье и детям. Только в отдельных городах (г. Минск, г. Гомель) сохранились такие центры как самостоятельные единицы. Образное представление о структуре минского центра может дать следующий рисунок (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура Центра социальной помощи семье и детям г. Минска

Деятельность семейно-детских подразделений ТЦСОН и самостоятельных центров ориентирована, в первую очередь, на самые социально незащищенные категории населения - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть дети-инвалиды, семьи из групп риска, безработные и т.д. На эти категории семей создаются социальные паспорта, в которых отражается полная характеристика каждой семьи и проблемы, с которыми она сталкивается. Кроме основных видов оказываемых услуг, многие центры разрабатывают индивидуальные программы, выделяют важные направления, по которым осуществляют свою деятельность. Работают здесь специалисты разных профилей: психологи, социальные педагоги и социальные работники, юристы, врачи, что позволяет оказывать разностороннюю помощь нуждающимся.

Вместе с тем в работе с детьми и семьями есть ряд проблем. Прежде всего - это кадровая проблема: не хватает квалифицированных специалистов, высока сменяемость работников, несовершенна система оплаты их труда. Есть проблемы материально-технического оснащения, недостает компьютеров, копировальной техники, необходимой мебели, мало нормативно-методической литературы, специализированных изданий периодической печати, специальных видео- и аудиоматериалов.

В последние годы в республике появились новые формы работы с детьми-сиротами: внедряется практика использования детских домов смешанного типа, где дети только живут, а обучаются в общеобразовательной школе; постепенно приживаются такие широко распространенные на Западе организационные формы работы с детьми как дома для сирот семейного типа и детские деревни, ориентированные на воспитание детей в домашней обстановке в условиях многодетной семьи. На 1 января 2003 года в Беларуси насчитывалось 40 детских домов семейного типа, т.е. семей, в которых на полном государственном обеспечении воспитывается не менее 5 детей.

История появления в Беларуси детских деревень началась в июле 1995 года, когда под Минском, в поселке Боровляны, состоялось открытие первой детской деревни, построенной Немецким фондом имени Г. Гмайнера (автор гуманной модели воспитания осиротевших детей, «человек столетия») и белорусским фондом «SOS - Детская деревня». Ныне в ней проживает 13 семей, по 8-10 детей в каждой. С 1996 года в Боровлянах открыт «SOS - Социальный центр матери и ребенка имени Г. Гмайнера», в котором ослабленные дети (из мест, загрязненных радиацией, онкологические больные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей) проходят реабилитацию и оздоровление. Аналогичные деревни функционируют в Марьиной Горке и Кобрине.

В Беларуси появились детские приюты, находясь в которых ребенок должен пройти медицинское обследование (с целью оценки общего состояния здоровья), психологическую диагностику (для установления уровня психического развития и необходимых мер коррекции), социальную диагностику (для определения уровня адаптивности ребенка, выявления структуры его социальных связей). На основе результатов этих процедур выбирается тип реабилитационного учреждения, куда потом и направляется ребенок.

В республике формируется система социально-психологической помощи семьям и детям, практикуется создание временно приемных семей, в которые можно определить детей, оказавшихся в неблагополучных жизненных ситуациях, оказание неотложной психолого-педагогической помощи, индивидуальное консультирование. В Минске создана первая в Беларуси социально-психологическая служба по упреждению всех форм насилия над детьми «Дети - не для насилия».

С января 2000 года в Минске работает Республиканский реабилитационный центр, предназначенный для социальной реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями, следствием которых является нарушение опорно-двигательных функций. Министерством образования разработана и утверждена новая концепция обучения, воспитания и подготовки к жизни детей-инвалидов, расширены возможности этих детей для получения образования в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях. С начала 90-х годов в Беларуси реализуется экспериментальная модель интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательных школах и учебных заведениях (до этого они учились и воспитывались только в специальных школах).

Специализированный детский сад для детей с умственными отклонениями, открывшийся в Минске в 1998 году, стал первой «ласточкой» в попытке решить проблему детской инвалидности на государственном уровне. Активно работает в этом направлении адаптационно-консультативный центр «Остров надежды», где занимаются дети с тяжелыми умственными ограничениями, не позволяющими им посещать детские и школьные учреждения. На базе областных, городских и районных реабилитационно-диагностических центров создаются банки данных о детях с особенностями психофизического развития, расширен перечень учебных заведений для лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов.

Ряд позитивных перемен появилось в социальной защите молодежи. Прежде всего - работа многопрофильных молодежных центров и их объединений, нацеленных на пропаганду и утверждение здорового образа жизни среди молодежи и подростков. Около десятка лет функционирует объединение молодежных центров и подростковых клубов «Дапамога» г. Барановичи, цель которого обеспечивать систематическую социально-профилактическую работу с различными категориями молодежи по месту жительства: оказывать социально-психологические услуги молодым семьям, детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях или имеющим отклонения в физическом развитии, допускающим асоциальное поведение, имеющим затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении, решать вопросы трудоустройства и занятости и др. На базе «Дапамогi» функционирует Молодежная биржа занятости, при которой работает агентство по информации и трудоустройству, учебно-производственные мастерские, а также имеется пункт профконсультации. Агентство занимается организацией выездных отрядов, бригад на сезонные работы, изучает рынок услуг по трудоустройству, планирует работу по обеспечению занятости молодежи.

В микрорайонах города открыты молодежные центры «Сузор'е», «Сучаснiк», «Маладосць». При них работают клуб любителей тенниса, клуб «Атлет», клуб парикмахерского искусства, многопрофильный клуб «Ориентир», студия народных ремесел, детский экологический клуб «Наш мир» и др. Центры координируют работу по проведению праздников, соревнований на приз «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др.

Конкретно и результативно работают молодежные социальные службы в г. Минске и регионах, в составе которых функционируют различные службы, способствующие решению многих молодежных проблем трудового и досугового плана. Это студенческие бюро услуг, с помощью которых студенты могут выполнять частные заказы, поступающие от населения, предоставляется возможность в свободное от учебы время и в период каникул заняться различными видами общественно-полезного труда, организовать оздоровительный отдых и т.д.

Многопрофильный молодежный центр «Гармония» в г. Кобрине представляет собой государственное учреждение, осуществляющее комплексный подход к решению проблем в молодежной среде. В его состав входят отделения, организующие культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с молодежью, подростками и детьми в микрорайонах; центры и службы социально-психологической, юридической и другой помощи молодежи и молодой семье; центры и службы, решающие вопросы вторичной занятости и трудоустройства молодых людей.

Структура данного центра выглядит следующим образом (рис. 1.2).

Конкретно и результативно работают молодежные социальные службы в Минске и регионах, в составе которых функционируют различные службы, способствующие решению многих молодежных проблем трудового и досугового плана. Это студенческие бюро услуг, с помощью которых студенты могут выполнять частные заказы, поступающие от населения, предоставляется возможность в свободное от учебы время и в период каникул заняться различными видами общественно-полезного труда, организовать оздоровительный отдых.

Рис. 1.2. Организационная структура молодежного многопрофильного центра

Важной формой социальной защиты одаренной молодежи является осуществляемая по инициативе фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов работа по предоставлению стипендий победителям международных и республиканских олимпиад, конференций, конкурсов.

Многие проблемы современной жизни молодежи стремятся разрешить молодежные и детские общественные объединения, организации, фонды (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.). Способствует развитию инициативы молодежи сотрудничество общественных молодежных организаций с международными.

Неотъемлемой частью современной модели социальной защиты являются новшества, появившиеся в социальной работе с людьми пожилого возраста и инвалидами. Прежде всего, это оказание им социальных услуг в нестационарных условиях, т.е. деятельность служб социальной помощи на дому, которые действуют в составе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН). Они обслуживают более 90 тысяч одиноких престарелых и инвалидов, оказывая им различные услуги, в том числе и срочное социальное обслуживание, а также размещение в отделениях дневного пребывания. Для сложных случаев, исключающих обслуживание в домашних условиях, при больницах создаются палаты сестринского ухода, которые особенно необходимы в районах, где отсутствуют стационарные социальные учреждения.

В сельской местности работают дома социальных услуг, дома-интернаты малой вместимости (на 20-25 мест), хозрасчетные бригады для оказания населению бытовых услуг. Практика показывает, что создание такого рода учреждений способствует комплексному разрешению социальных проблем малоимущих престарелых граждан, позволяет объединить усилия государственных и общественных организаций, направленные на поддержку и оказание помощи жителям малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов.

Новым явлением в республике стало создание социальных столовых, салонов «Милосердия», центров медико-социальной помощи, которые работают с больными, одинокими стариками, оказывая им социальную, психологическую и медицинскую помощь. На базе действующих столовых организуется бесплатное питание, доставка обедов на дом.

Имеется немало примеров улучшения торгового, бытового, медицинского, надомного и других видов обслуживания пожилых людей в деревнях, поселках и городах. В ряде областей существует опыт организации магазинов «Ветеран», «Забота», которые торгуют товарами по сниженным ценам для отдельных категорий граждан. В некоторых регионах существует практика предоставления малоимущим пенсионерам товаров длительного пользования напрокат (стиральные машины, пылесосы, холодильники). Одиноким и одинокопроживающим малоимущим престарелым гражданам оказывается адресная натуральная и материальная помощь со стороны предприятий, организаций, колхозов, совхозов. Во многих районах установлены доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов. Проводятся благотворительные акции по сбору средств для поддержки малообеспеченных граждан, открываются благотворительные счета, оказывается гуманитарная помощь. В последнее время появились примеры организации социальной помощи пожилым на смешанной основе, т.е. предоставление услуг государственными и негосударственными структурами, создания на общественных началах «отрядов милосердия», состоящих из студентов вузов, учащихся медучилищ, для обслуживания нуждающихся престарелых и инвалидов.

Совершенствуют оздоровительную работу санатории и пансионаты для пенсионеров, ветеранов войны и труда и другие учреждения медицины, физкультуры, культурно-просветительной работы.

В республике продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на решение проблем занятости инвалидов: развитие сети специализированных предприятий, трудоустройство инвалидов на условиях сокращенного рабочего дня или недели, предоставления дополнительных перерывов в работе и т.д. В целях стимулирования нанимателей по созданию условий для трудоустройства инвалидов законодательно введено льготное налогообложение для предприятий, применяющих труд инвалидов.

Тем не менее, актуальной сегодня остается проблема нехватки рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, финансирования проводимых мероприятий, остро встает вопрос массового производства необходимых технических средств для инвалидов: управляемых колясок, протезов, специализированной мебели, электронных слуховых аппаратов и др., что могло быть способствовать созданию для этой категории населения «безбарьерной среды», беспрепятственному доступу их к общественным инфраструктурам, коммуникации, вхождению их в общество и развитию как полноценных его членов.

Совершенно новыми группами людей, нуждающихся в особых видах социальной помощи, являются лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и мигранты (вынужденные переселенцы и беженцы). В числе мер социальной защиты пострадавших, особенно детей и подростков, первоочередное место занимает оздоровление, создание системы многопрофильных детских реабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности в обществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИ радиационной медицины, в рамках программы «Юнеско-Чернобыль» в республике построены, реконструированы, оснащены и успешно функционируют три центра социально-психологической реабилитации мигрантов, расположенные в поселках Аксаковщина, Першай, Стрешин, в которых под руководством специально обученных социальных работников, психологов, медиков организовано комплексное обследование и лечение пострадавших, обучение и воспитание детей. Планируется создать еще пять аналогичных центров в Гомельской, Могилевской и Брестской областях.

В республике проводится комплекс работ по созданию сети психологических консультаций, «кризисной» социальной помощи, повышению эффективности профессиональной социальной работы как с самими мигрантами и их семьями, так и с представителями местных властей по предотвращению или смягчению конфликтности. В основу организации помощи мигрантам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС положен принцип оптимальной достаточности помощи со стороны государства при максимальном развитии и использовании их собственного потенциала.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты