Отношение населения к проблеме социального сиротства
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Сиротство как социальное явление российского общества
- 1.1 Понятие «социальное сиротство», его виды и причины появления
- 1.2 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 2. Социальное сиротство в Югорске
- Глава 3. Изучение отношения населения города Югорска к проблеме социального сиротства
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
Кризисные явления в российском обществе привели к росту преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось качественно новое явление - "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность детей и подростков1.2 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейЗа последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90% бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни. [7, С.99.]
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
Сегодня проблемы устройства детей-сирот находятся в центре общественного внимания, являясь одним из приоритетов в социальной политике государства. Президент Российской Федерации В.В.Путин в мае 2006 года в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации сделал акцент на необходимости разработки механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. [2, С.5.] В 2007 году стартовала Федеральная целевая программа «Дети России», состоящая из нескольких подпрограмм. Одним из направлений подпрограммы «Дети и семья» является - «Дети-сироты», задачи которого «профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [3, С.10.]
Глава 2. Социальное сиротство в ЮгорскеПроблема социального сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России и, в частности, города Югорска. В городе зарегистрировано детей-сирот 182, из них социальных сирот - 166. В последние три года наблюдается рост количества детей-сирот, в том числе и социальных сирот:Таблица 12005 год | 2006 год | 2007 год | ||
Количество детей-сирот | 145 | 153 | 182 | |
Из них социальных сирот | 132 | 141 | 166 |
Устройство социальных сирот | Количество детей | |||
2005 год | 2006 год | 2007 год | ||
Усыновление (удочерение) | 17 | 19 | 39 | |
Опека, попечительство | 89 | 94 | 86 | |
Патронат | - | - | 3 | |
Приемная семья | 8 | 16 | 19 | |
Центр «Доверие» | 18 | 12 | 19 |
Анализируя полученные ответы на вопрос о формах устройства социальных сирот, известных респондентам (Приложение 10), можно сделать вывод о недостаточной информированности югорчан: большинству опрошенных известны не все формы устройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-то слышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентов волновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличается патронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть в приемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п.
Одним из наиболее сложных для респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествах потенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристик доброта - 49%, любовь к детям - 45%, терпение - 31%, ответственность - 23%, бескорыстие - 15%, понимание, порядочность, честность - 14%. Только 10% опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическая подготовка», «педагогические способности», «знание психологии».
В анкете было также предложено оценить деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства (Приложение 11). Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и среди них преобладают женщины (процентный показатель в два раза больше, чем у мужчин). 10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают». Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные меры предпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такого мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.
ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1. Проблема социального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством среди первоочередных задач общефедерального уровня. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.2. Никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности.3. Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных югорчан беспокоят судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.
4. Точку зрения о том, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае высказывают большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что это необходимая мера.
5. Большинство опрошенных считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее внимание уделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.
6. Несмотря на большую работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства, центр «Доверие», югорчане слабо информированы о деятельности этих служб, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Каковы же пути преодоления социального сиротства?
Для решения проблемы предусматривается комплексное осуществление реформ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В профилактике сиротства в России приоритетной является поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи.
Как показало исследование, в нашем городе особая роль отводится информированию граждан о возможностях семейного устройства детей. Информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.
Также необходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью.
Я считаю, что подобные меры будут способствовать решению проблемы социального сиротства.
Список литературы1. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 декабря 2005 г. N 148-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2006 - 2010 годы».
2. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 -2010 годы [Текст]: [федер. программа утверждена распоряжением Правительства РФ 26 янв. 2007г.]. // Официальные документы в образовании. - 2007.- №9. - С. 7-26.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Официальные документы в образовании. - 2006.- №15. - С. 3-24.
4. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - [4-е изд.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001.
5. Васильев А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России [Текст] / А.Ю. Васильев, Н.А. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №2. - С. 108.
6. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика [Текст]: учебник для ВУЗов / Ф.А. Мустаева - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - С. 305-319.
7. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы [Текст] / Т.И.Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В.Быков. - М., 2003. - С. 99.
8. Чечет В. Альтернатива социальному сиротству [Текст] / В. Чечет // Социальная педагогика. - 2001. -№9.- С.105.
9. Яковлева И. Сердце не может не остановиться [Текст] // Соленое детство / А. Гезалов. - М.: Издательство «Благо», 2005. - С. 50-151.
10. Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm
11. Истоки и причины социального сиротства в России и пути его преодоления [Электронный ресурс] - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http//www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/reason1.htm
12. Социальное сиротство в зеркале мнений [Электронный ресурс].
Приложение 1
Господа! Вы принимаете участие в социологическом опросе, целью которого является изучение отношения к проблеме социального сиротства. Просим вас ответить на вопросы анкеты.
Укажите Ваш пол_______(м / ж) и возраст________
I Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?
· Да, беспокоят
· Беспокоят, но не слишком
· Нет, это не мои проблемы
· Затрудняюсь ответить
II С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? (возможно несколько вариантов ответа)
· Экономическая ситуация в стране: рост бедности · Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи) Военные конфликты, стихийные бедствия | · Распространение пьянства, наркомании · Падение нравственности в семье, в обществе · Другое · Затрудняюсь ответить |
III Делают ли что-либо городские власти, с Вашей точки зрения, для борьбы с социальным сиротством?
· Да, делают всё, что могут
· Отдельные меры предпринимаются, но этого не достаточно
· Ничего не делают
· Другое
· затрудняюсь ответить
IV Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?
· Положительно, это необходимая мера
· Это можно делать только в крайнем случае
· Отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу
· Затрудняюсь ответить
V Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?
· Детский дом · Усыновление / удочерение · Опека / попечительство · Патронат | · Приемная семья · Наставничество · Семейный детский дом · Затрудняюсь ответить |
VI Могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?
· Да, конечно
· Да, но только в крайнем случае и на короткий срок
· Да, но только если это мой родственник
· Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства
· Нет, ни при каких условиях
· Другое
· Затрудняюсь ответить
VII Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?
· Положительно, эти люди достойны уважения
· Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования
· Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями
· Другое
· Затрудняюсь ответить
VIII Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
· Денежная помощь
· Улучшение жилищных условий
· Помощь педагогов, психологов, юристов
· Предоставление льгот
· Никакая, они знают, на что идут
· Другое
· Затрудняюсь ответить
IX Возможно ли наличие собственных детей у приёмных родителей?
· Желательно
· Нежелательно
· Не имеет значения
· Затрудняюсь ответить
X Обязательно ли наличие собственного достаточно просторного жилья?
· Обязательно
· Необязательно
· Не имеет значения
· Затрудняюсь ответить
XI Какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно - психологические качества у потенциальных воспитателей?
Большое спасибо за участие в опросе!
Приложение 2