Отклоняющееся поведение как социальное явление

Отклоняющееся поведение как социальное явление

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Кафедра "Институт государственной службы и управления"

Курсовая работа

по курсу “Социология ”

«Отклоняющееся поведение как социальное явление»

Выполнил: Ст. гр. 04иг2

Феклин О. Г.

Проверил: Еремина Е. В.

Пенза 2007

План

Введение

Глава I.

1.1 Основные понятия социологии личности

1.2 Определение девиантного поведения

1.2.1 Типы взаимодействия с реальностью

1.2.2 Понятие нормы

1.3. Типы девиантного поведения

1.3.1 Делинквентное поведение

1.3.2 Аддиктивное поведение

1.3.3 Патохарактерологический тип поведения

1.3.4 Психопатологический тип поведения

1.3.5 Девиации, обусловленные гиперспособностями человека

1.3.6 Другая классификация

1.4 Теории девиации

1.4.1 Биологическая теория

1.4.2 Психологическая теория

1.4.3 Социологическая теория.

1.5 Причины девиантного поведения

1.5.1 Биологические факторы

1.5.2 Психологические факторы

1.5.3 Социально-педагогические факторы

1.5.4 Социально-экономические и морально-этические факторы

Глава II.

2.1 Формы проявления отклоняющегося поведения

2.1.1 Алкоголизм

2.1.2 Наркомания

2.1.3 Преступность

2.1.4 Суицид

2.1.5 Проституция

Глава III.

3.1 Девиация у подростков

3.1.1 Воспитание в трудных семьях

3.1.2 Основные показатели неблагополучия семей

3.1.3 Роль семьи в социализации ребенка

Заключение

Введение

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, чем больше протекает в нем процессов тем больше у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас обычных людей, членов общества.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Работа будет состоять из трех взаимосвязанных частей. В первой я попытаюсь объяснить, что же такое девиантное поведение, найти его корни, рассмотреть различные подходы к изучению девиантного поведения. Во второй коротко рассмотрю основные формы проявления, а в третей обращусь к, пожалуй, самой серьезной проблеме: отклоняющееся поведение среди подростков. А в заключении рассмотрим основные методы профилактики девиантного поведения.

Глава I.

1.1 Основные понятия социологии личности

Поведение человека - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Однако, являясь общественным продуктом, человек не всегда демонстрирует поведение, соответствующее требуемым нормам. Это происходит из-за нарушения личности. Нарушениями личности является нарушения структуры и динамики отношения индивида к окружающему миру и самому себе. Нарушения личности наблюдаются при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга; выражается в изменении поведения, в снижении активности и критичности, изменении направленности и структуры мотиваций, нарушении самооценки, сопровождающееся процессом дезадаптации.

Процесс дезадаптации - нарушение приспособления личности к сложившимся обстоятельствам (нарушение приспособление к ситуации). Каган В.Е. Концептуальные проблемы школьной дезадаптации. //Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г. - М.: 1995. с. 3 Дезорганизация личности - состояние, при котором индивид не может эффективно функционировать из-за внутреннего замешательства, возникающего вследствие того, что он принимает противоречащие друг другу стандарты поведения и проявляет лояльность по отношению к разным группам. Все это, так или иначе, попадает под определение отклоняющегося от нормы поведения.

Социализация - процесс активного приспособления индивидуума к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления объективных и субъективных трудностей адаптации личности в социуме.

Правовая социализация - процесс активного усвоения индивидуумом правовых норм, действующих в обществе, процесс формирования правового сознания и поведения личности.

Дефекты правовой социализации - ошибки, недостатки, изъяны, искажения привносимые семьей, школой, подростковой средой в формирование правового сознания и правовой культуры личности.

Криминогенность (в применении к личности) - процесс усвоения и/или реализации криминальных форм поведения личности в обществе, характеризующийся правовым нигилизмом, склонностью к нарушению установленных правил и норм, противоправному поведению. Криминогенная личность характеризуется совокупностью свойств и качеств субъекта, указывающих на предрасположенность к совершению преступления и его повторению.

1.2 Определение девиантного поведения

Широкая область научного знания охватывает аномальное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и неотклоняющимся. Характеристиками нормального и гармоничного поведения считаются: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей) и духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне). Также, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонений от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

1.2.1 Типы взаимодействия с реальностью

Основой оценкой девиантного поведения человека является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы - адаптивность - исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т. е. реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить пятью способами: приспособление, борьба (противодействие), болезненное противостояние, уход и игнорирование.

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушить ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом, ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии, психопатологическими расстройствами (в частности, невротическими), при котором окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознано выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя не способными адаптироваться в ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.с 34

по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует как бы сам по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-нибудь одной области.

Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако, нельзя однозначно исключить из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, также как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное.

1.2.2 Понятие нормы

Понятие нормы определяется разными исследователями по-разному. Но самым показательным примером является, пожалуй, схема нормальн
ой личности по К. Леонгарду. Центром этой схемы являются задатки как анатомофизиологические предпосылки для развития способностей. Следующий круг - это способности как свойства личности, отражающие скорость приобретения навыков, знаний и умений. Затем идет темперамент как свойство личности, отражающее динамику психической деятельности. Далее идет характер как свойство личности, отражающее отношение человека к себе, людям и труду. И, наконец, направленность, состоящая из мотивационной сферы, убеждений, идеалов, мировоззрения.

На самом деле психологическое строение личности более сложно. Оно связано с потребностями человека и его направленностью, с эмоциональными и волевыми особенностями. Несмотря на то, что последние рассматриваются психологией как отдельные процессы, они по существу являются включенными в строение личности. Личность человека формируется и проявляется в его деятельности, поступках, действиях. В потребностях материальных и духовных выражается связь человека с окружающим миром, людьми. Оценивая человеческую личность, прежде всего необходимо охарактеризовать круг ее интересов, содержание ее потребностей. Нужно судить о человеке по мотивам его поступков, по тому, к каким явлениям жизни он равнодушен, по тому, чему он радуется, на что направлены его мысли и желания.

Совокупность основных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, то есть когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования.

Ценность - это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни. Подлинная ценность должна быть всегда обеспечена «золотым запасом» соответствующего смысла, в противном случае она девальвируется до уровня простой декларации, более того, может стать бутафорией, маскирующей совсем другие устремления.

Именно общие смысловые образования, являющиеся основными конституирующими единицами личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям и к самому себе. Нельзя говорить о нормальном или аномальном развитии личности, не рассматривая этих отношений как с динамической стороны, так и со стороны содержательной. Кроме того, уровень притязаний, типичные для данного человека особенности выбора жизненных целей так же составляют существенную характеристику динамической стороны личности. Разного рода нарушения этой стороны нередко весьма типичны для аномального развития личности. Можно, например, с полным основанием думать, что ключ ко многим превратностям жизни людей, страдающих неврозами и психопатиями, надо искать именно здесь - в способах реагирования на успех и неуспех, в особенностях целеполагания.

Начнем с самого понятия уровня притязаний. Ф. Хоппе пишет, что человек приступает к работе с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут меняться. Совокупность этих сдвигающихся, то неопределенных, то точных ожиданий, целей или притязаний относительно своих будущих достижений Ф. Хоппе предложил назвать уровнем притязаний. Судя по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью извлечь из действия максимум достижений и полным отказом от какого-либо достижения. Уровень притязаний рождается из двух противоположных тенденций: с одной стороны, тенденции поддержать свое "Я", свою самооценку максимально высоко, а с другой стороны - тенденции умерить свои притязания, чтобы избегнуть неудачи и тем самым не нанести урон самооценке. Образующиеся в результате конфликта двух тенденций колеблющиеся психологические волны уровня притязаний выполняют по крайней мере две важнейшие психологические функции. Во-первых они регулируют конкретную тактику целеполагания, являясь необходимым инструментом приспособления к меняющимся условиям среды. Во-вторых, они по возможности охраняют человека от нанесения вреда его самооценке, чувству собственного достоинства.

Важно заметить, что только в результате борьбы, конфликта двух названных тенденций возникает определенный, свойственный данному человеку уровень притязаний, с присущими ему переживаниями успеха и неуспеха, но не наоборот - будто из самих по себе переживаний успеха и неудачи непосредственно рождается уровень притязаний. Поэтому, в частности, выраженные аффективные реакции на успех и неуспех, которые столь часто констатируют, например, при психопатиях, не должны быть главными объектами психологического рассмотрения. На основании анализа понятий, введенных Ф. Хоппе, можно утверждать, что изменения притязаний и целеполагания тесно зависят от того, как будет решен в конкретной деятельности нередко возникающий конфликт между реальными и идеальными целями субъекта. Умение своевременно разводить реальные и идеальные цели во многом определяет зрелость, уравновешенность личности, надежную защиту самооценки, рациональную тактику и стратегию целеполагания.

Напротив, слияние, недифференцированность реальных и идеальных целей может приводить к серьезным психологическим и жизненным последствиям, препятствующим полноценному формированию личности.

А.Н. Леонтьев подчеркивает важнейшую роль деятельности в формировании личности, и пишет, что иерархические отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредованиями. Опосредование связано с одной стороны, с осознанием мотивов деятельности, перспективных целей, с другой стороны - с критичностью, с правильной оценкой своего «Я» и других, с возможностью регуляции своего поведения. Указывая, что личность представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что деятельность человека на психологическом уровне является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, образом, реальная функция которого состоит в том, что он ориентирует в предметном мире. Естественно, что подобная ориентация не может актуализироваться без учета контроля.

О механизмах контроля говорит и П.Я. Гальперин, когда пишет, что действует не сознание, а личность, которая регулирует свои действия на основе сознания, и далее, говоря об общественном сознании, он вновь подчеркивает, что оно составляет важнейшую ведущую структуру в системе управления человеком своим поведением. Гальперин П. Я.. Введение в психологию. - М., 1976.с 18

Таким образом, основным радикалом развитой личности является возможность опосредования своего поведения, возможность его регуляции, умение увидеть свои ошибки и, главное, уметь их исправлять. Не случайно в основах уголовного судопроизводства России предусмотрена ответственность человека за свои поступки; она предусматривается только в том случае, если человек осознал все значение своих действий и мог руководить ими. Следовательно, критичность является неотъемлемым компонентом, без которого нельзя опосредовать свое поведение. Поэтому правомерно предполагать, что изучение опосредования и зрелости личности можно изучать через анализ критического отношения человека к себе и окружающему, через анализ контроля. При этом следует отметить, что понятие критичности и контроля в литературе часто не разграничиваются. Это понятия родственные, но не однозначные. Критичность - это устойчивое психическое состояние человека, которое как и любое другое психическое состоян
ие, является, говоря словами С.Л. Рубинштейна, непосредственно динамическим эффектом деятельности человека. Контроль же представляет собой конкретное проявление этого состояния и связан с осознанием своих отдельных действий и поступков в реальной ситуации. Иными словами состояние критичности является существенным компонентом деятельности человека, контроль же связан с его действиями, является в известном смысле производным от критичности. В психологической литературе критичность исследуется в основном как контроль в процессе решения задачи, как компонент ориентировочно - исследовательской деятельности, как возможность отличия своих действий от ожидаемого результата. Она связывается с поисковой деятельностью, с механизмом сличения, входящим в структуру мыслительного акта. В действительности же критичность выступает как компонент самосознания, позволяющий оценить себя, свои мотивы и поступки. В этом своем значении критичность дает возможность человеку опосредовать не только свои отдельные действия, но и поведение в целом. И наоборот, нарушение критичности приводит к нарушению опосредования, которое принимает вид различных форм неудачных способов компенсации, защиты, нарушения общения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты