Особенности психологических проблем пожилых людей
p align="left">Негативный социальный стереотип старого возраста не только затмевает позитивные аспекты этого времени жизни, но и создает впечатление однородности, серости, однообразия, часто переноси мое на группу пожилых в целом. Это, в свою очередь, усугубляет оценку качества жизни, связанную с экономическими и социальны ми условиями, и воспринимается в качестве общего синонима пожилого возраста. Таким образом, пока старый возраст определяется как проблема, как «показатель» качества жизни в рамках поли тики и идеологии общества, концептуализация понятия качества жизни остается тесно связанной преимущественно с группой людей позднего возраста.

Еще в 1947 г. Всемирная организация здравоохранения дала определение здоровью, которое включает не только полноценное физическое и психическое состояние человека, но и его интеграцию в общество. Однако долгое время усилия ученых были сосредоточены на изучении негативных аспектов жизни людей, которые взаимосвязаны с плохим здоровьем, например, низкая самооценка, нищета и пр. Только относительно недавно ученые стали обращать внимание на такие позитивные показатели хорошего здоровья, к которым относятся и качество контактов, и оптимальное функционирование организма.

Целостная модель психического здоровья, которая особенно важна для пожилых людей, включает в себя следующие компоненты:

1) личностный рост: открытость новому, способность развиваться

2) принятие себя, своего опыта: позитивная оценка своей жизни;

3) жизненные цели: переживание жизни как осмысленной, чувство «направленности» жизни;

4) способность организовать свою жизнь: компетентное управление тем, что окружает, внутреннее чувство контроля над своей жизнью, возможность использовать разные возможности в жизни;

5) позитивное отношение: способность брать и давать, позитивные чувства к другим;

6) автономию: способность противостоять социальному давлению, самостоятельность в определении места в жизни, наличие личностных стандартов.

Здоровье пожилых во многом зависит от отношения к ним в обществе (как к заведомо дряхлым или как к бодрым, активным). Образ пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, способствует выработке у пожилых людей чувства вины. Это негативное отношение приводит к определенной деформации нравственных категорий и морально-этических принципов у трудоспособного населения и особенно у молодежи. В реальности же большинство пожилых людей организуют свою жизнь самостоятельно и зависят от обстоятельств порой не больше, чем другие группы населения. Краснова О.В. Социальная психология старения. - М., 2002. С.198 - 203.

2. Практическая часть

В данной части работы мы хотели бы рассмотреть, как справляются с трудностями проблем пожилых людей в Хабаровском крае. Для этого администрацией края была разработана краевая целевая программа «Социальная защита пожилых людей». Данная программа предполагает:

1. Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей в пределах норм и порядке, установленных Правительством Российской Федерации для реабилитированных граждан пожилого возраста, граждан из числа уволенных в запас военнослужащих по призыву, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике (далее - участники боевых действий в Чечне, уволенные в запас);

2. Бесплатное диспансерное обследование, бесплатным диспансерный осмотр, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, бесплатное обеспечение путевками в бальнеологическую больницу "Аннинские воды";

3. Приобретение предметов и аппаратуры реабилитации для использования в быту;

4. 50-процентная скидка по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для его доставки для пожилых граждан, имеющих общин трудовой стаж: для женщин - 35 лет, мужчин - 40 лет; одиноких престарелых граждан и супружеских пар старше 80 лет; малообеспеченных ветеранов боевых действий на территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас;

5. Освобождение от оплаты жилья независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг для трудоспособных членов семей, проживающих совместно с Героями Социалистического Труда;

6. 50-процентная скидка в оплате жилья (в пределах социальной нормы площади жилья) в государственном и муниципальном жилищном фонде и 50-процентная скидка в оплате за пользование коммунальными услугами независимо от принадлежности жилищного фонда (водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления, подвоз воды) для пожилых граждан, имеющих общий трудовой стаж: для женщин - 35 лет, мужчин - 40 лет; одиноких престарелых граждан и супружеских пар старше 80 лет;

7. 50-процентная скидка в оплате жилья (в пределах социальной нормы площади жилья) в домах государственного и муниципального жилищного фонда и 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления) независимо от принадлежности жилищного фонда;

8. 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления) независимо от принадлежности жилищного фонда малообеспеченным ветеранам боевых действий на территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас;

9. 50-процентная скидка по оплате за пользование домашним телефоном, радио и антенной для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий из числа пенсионеров пожилого возраста; пожилых граждан, имеющих общий трудовой стаж: для женщин - 35 лет, мужчин - 40 лет; одиноких престарелых граждан и супружеских пар старше 80 лет; малообеспеченных ветеранов боевых действий па территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас;

10. 50-процентная скидка на оплату за установку телефона;

11. Бесплатная оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации и радио для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы;

12. Бесплатный проезд в любом городе и районе края независимо от места жительства на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта (за исключением такси и специальных маршрутов), автомобильного транспорта (за исключением такси) пригородного и междугородного внутрирайонного сообщения, а также бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения (при их отсутствии - междугородного сообщения) для участников боевых действий в Чечне, уволенных в запас; тружеников тыла;

13. Бесплатный проезд на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта (за исключением такси и специальных маршрутов) для пенсионеров пожилого возраста;

14. 50% скидка по оплате проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения не более 18 поездок в месяц с 1 мая по 1 ноября для пенсионеров пожилого возраста, проживающих в городской местности;

15. Бесплатный проезд не более 10 поездок в месяц на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного внутрирайонного сообщения в пределах административного района проживания в течение года - для пенсионеров пожилого возраста, проживающих в сельской местности;

16. 50-процентная скидка по оплате проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения (при их отсутствии - междугородного сообщения) не более 18 поездок: в период с 1 мая по 1 ноября для пенсионеров пожилого возраста, в течение года - для пенсионеров пожилого возраста, проживающих в сельской местности;

17. Бесплатный проезд (туда и обратно) на водном транспорте в период с 1 мая по 1 ноября для лиц, проживающих в п. Победа, Новокуровка, Улика-Национальная, Ивановцы, Пасека, Хаил Хабаровского района один раз в месяц по социальным нуждам;

18. Льготный проезд на лечение в бальнеологическую больницу "Аннинские воды" воздушным транспортом в период с 1 ноября по 1 мая для малообеспеченных пенсионеров пожилого возраста;

19. Льготный проезд на пассажирских поездах дальнего сообщения (при отсутствии пригородного сообщения) по социальным нуждам - для ветеранов войны и труда; малообеспеченных пенсионеров пожилого возраста;

20. Оказание помощи в виде денежных выплат: пособие по нуждаемости нетрудоспособным гражданам из числа неработающих пожилых граждан и детей из бедных семей, денежного пособия малообеспеченным семьям военнослужащих, погибшим в Афганистане, Чечне, Таджикистане, единовременная материальная помощь гражданам из числа бедных семей;

21. Персональные надбавки к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" для неработающих пенсионеров;

22. Другие виды помощи, предусмотренные мероприятиями по преодолению бедности и оказанию адресной социальной помощи малоимущим слоям населения за счет средств отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, фонда социального страхования, краевого фонда занятости населения и других источников.

Программа предусматривает оказание адресной социальной помощи в виде льгот, услуг, социальных выплат при соблюдении двух условий. Первое - с учетом соотношения среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума на одного члена семьи, второе - без учета среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума на одного члена семьи получателя.

На территории края предоставляются без учета дохода получателя (семьи получателя) льготы и услуги, установленные федеральным законодательством, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним лицам, ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, ветеранам боевых действий на территориях других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним лицам, ветеранам труда при выходе на пенсию, ветеранам военной службы, достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости, инвалидам всех групп и категорий, семьям, имеющим детей-инвалидов; многодетным семьям, другим категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Основные мероприятия программы:

· мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности пожилых граждан (обеспечение правовой защиты, охрана здоровья поддержание жизнеспособности и активности, предоставление услуг, льгот, оказание адресной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством);

· мероприятия по созданию и улучшению условий функционирования краевых и муниципальных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых граждан;

· мероприятия по усилению дифференцированной адресной социальной помощи нуждающимся гражданам на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

· совершенствование статистической базы, информатизация проблем малообеспеченных граждан, кадровое обеспечение и информационная деятельность.

Основные исполнители программы:

Департамент социальной защиты населения администрации края, комитеты, департаменты и управления администрации края: по социальным вопросам, по строительству, по культуре и искусству, по государственной статистике, по физкультуре, спорту и туризму, по труду, финансов, здравоохранения, торговли и питания, службы занятости населения по Хабаровскому краю, управления внутренних дел; органы социальной защиты населения края; органы местного самоуправления муниципальных образований; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования; отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю; региональный фонд социального страхования; управление федерального казначейства по Хабаровскому краю; ТПП "Фармация"; ОАО "Электрическая связь"; ТК "Востоктелеком"; АО "Хабаровскэнерго"; Управление Дальневосточной железной дороги; ОАО "Амурское речное пароходство"; "Речной порт" и другие предприятия.

Объемы и источники финансирования:

утверждаются ежегодно; финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

осуществление социальной поддержки пожилых граждан с учетом современной демографической и социально - экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление адресной социальной помощи, услуг и льгот.

Организация контроля за исполнением программы:

координатором по организации контроля является Департамент социальной защиты населения администрации края; отчет об исполнении настоящей Программы предоставляется одновременно с отчетом об исполнении бюджета края в сроки, установленные главой администрации края; периодичность отчетности: за 6 месяцев, за 9 месяцев, годовая по отдельным направлениям расходования средств - месячная.

Заключение

Наблюдаемые социальные и демографические изменения в современном обществе тесно связаны со многими аспектами основ жизнедеятельности семьи и членов общества. Многочисленное пожилое население, относительно многочисленное население самых старших возрастных групп и достаточно высокая доля пожилых людей в общей численности населения вносят существенные коррективы не только в уже сложившиеся системы обеспечения качества жизни и требуют целенаправленной адаптации социальных систем, но и нуждаются в научно обоснованных и методически состоятельных подходах к разработке оказания социально-психологической помощи пожилым людям и тем, кто связан с ними, включая общество в целом и семью. Необходимость оказания профессиональной помощи пожилым, роль социальных услуг как механизма социальной интеграции и защиты придают данной деятельности новые актуальные измерения. Необходимо также пересматривать представления о пожилых людях как о нуждающихся, непродуктивных и несчастных.

Особенности позднего периода жизни, под которым понимается старение, выделяют пожилых людей в особую специфическую группу, многие из которых не идентифицируют себя с этой возрастной группой. Условность такого отнесения очевидна. Одним из опасных аспектов возраста является то, что хронологический возраст рассматривается как достоверный индикатор всех иных составляющих возраста. Характерны, заключения, что после 60 лет люди в целом имеют достаточно оснований для характеристики их с позиции дискриминации. Стереотипы «старости» более глубоко укоренились, чем представления о различных поколениях.

По мнению многих исследователей и практиков, старение населения не таит в себе неразрешимых проблем. Вклад стареющих ценен для общества и должен получить признание. Потенциально отрицательные последствия этого процесса могут и должны быть смягчены не только разумной государственной политикой, направленной на сокращение стимулов к раннему выходу на пенсию, на переподготовку и поддержку пожилых людей, но и наукой, которая должна ответить на вопросы, что может предложить обществу социальная психология старения и что она делает уже сегодня, какие практические и организационные меры необходимо осуществить, чтобы прикладные исследования стали не только возможными, но и эффективными.

В работе нами были рассмотрены особенности психологических проблем пожилых людей. Таковыми проблемами являются:

· негативное отношение молодого поколения;

· осознание старости;

· плохие условия жизни;

· недостаток внимания и пр.

В практической части была представлена программа по преодолению подобных проблем разработанная администрацией Хабаровского края.

Список используемой литературы

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. -- Л.,2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. -- М., 2005.

3. Дементьева Н.Ф. Жилищные условия пожилых и качество их жизни // Психология зрелости и старения. -- 2005. -- № 4 (7-8).

4. Минигалиева М.Р. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста // Психология зрелости и старения. -- 2000. -- № 2 (10).

5. Краснова О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: Автореф. дис. канд. психол. наук. -- М., 2006.

6. Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. - 2006. - № 2 (10).

7. Краснова О.В. Социальная психология старения. - М., 2005.

8. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. -- 2004.

9. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. -- М.; Воронеж, 2005.

10. Пратт X. Дж. Престарелые в политической жизни // Социальная геронтология: Современные исследования. -- М., 2004.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты