Особенности демографических проблем в современном мире
p align="left">Китайские кварталы ("чайна-тауны") довольно распространены во многих крупных городах США (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Нью-Йорк), Канады и Европы. В Канаде этническое присутствие китайцев особенно заметно в западной провинции Британская Колумбия. Здесь иммиграция китайцев подтолкнула развитие экономики, активизировав спрос на рынке недвижимости и привнеся восточноазиатскую экономическую динамику. По прогнозам социологов, численность этнических меньшинств, составляющих в настоящее время около трети населения Торонто, к 2005 г. увеличится до 50%. В Ванкувере доля небелого населения возрастет до 40%, в Монреале, Оттаве, Виндзоре, Виннипеге, Калгари и Эдмонтоне - до 20-30% населения [30].

Согласно данным опросов, около 70% канадцев относятся к китайцам довольно лояльно, признаки социальной напряженности возникают в основном на границах "чайна-таунов", где и происходит столкновение ценностей. Канадское общество ориентировано на социальное равенство и справедливость. Оно болезненно реагирует на консервативный поворот во внутренней политике страны и углубление имущественной дифференциации. И поэтому отчуждение порождают не язык и не цвет кожи иммигрантов из Гонконга и Тайваня, а привычка выставлять богатство напоказ. Китайские мигранты покупают небольшие дома в дорогих районах Ванкувера и Торонто, сносят их и строят новые, максимально используя легальные ограничения по высоте и площади. В результате появилось большое количество домов, которые не вписываются в привычный ландшафт канадских городов.

За последнее время консалтинговые фирмы, которые обслуживают состоятельных иммигрантов из Гонконга и Тайваня, постарались довести до сознания своих клиентов, что такое строительство может только усилить отчуждение мигрантов от сообщества соседей. Городские власти Ванкувера даже были вынуждены запретить вырубку более одного дерева в год без специального разрешения. Примечательно, что иммигранты восприняли это постановление не как экологическое, а как этническое, инспирированное местным англосаксонским населением и направленное против прибывающих богатых китайцев. Сходные тенденции исследователи фиксируют и в России [4, с. 316]. Некоторые аналитики считают, что современный Китай заинтересован в эмиграции своих граждан и росте "чайна-таунов" в различных странах, а отдельные эксперты даже обвиняют Пекин в использовании этнических группировок для расширения своих "экспансионистских интересов".

По мнению некоторых российских ученых, в ближайшие десять-пятнадцать лет китайская миграция не создаст открытой реальной угрозы, они признают, что в общем-то КНР и нет особой необходимости открыто угрожать России или еще кому-то. "Большой" Китай создается экономическим путем. Эта политика поощряет постепенное создание прочных экономических и иных связей, для которых далеко не всегда необходима политическая интеграция.

Китайский бизнес на Дальнем Востоке успешно теснит российский в торговле, производстве продуктов питания и ширпотреба, строительстве. Это способствует оттоку российского населения их этих регионов и притоку в него китайцев. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО эти процессы могут усилиться, поскольку устав организации исходит из принципа предоставления предпринимателям из стран-членов ВТО национального торгового режима. Поэтому вполне вероятно, что "через десятилетия Россия может осознать, что Китай в экономическом плане вернул себе тот 1 млн. кв. км, которые утратил в XIX веке.

Нелегитимные структуры также заинтересованы в активизации миграции. С одной стороны, они давно получают огромную прибыль за счет транспортировки и трудоустройства мигрантов, используют их как курьеров для доставки наркотиков, оружия, нелегальных товаров, расширяют территории и сферы своей деятельности, а с другой стороны, они имеют собственные геополитические амбиции. Оказывается, что реализация идей экспансии на более развитые территории и общества в мире скорее реализуема не столько на уровне государственном, сколько на уровне нелегитимных структур.

Например, радикальная Европейская арабская лига (ЕАЛ) в некоторых государствах Европы открыто выступает с требованием официального прекращения политики интеграции иммигрантов-мусульман в общество принимающей страны, требует превращения арабов в "равноценный" этнос, придания арабскому языку статуса государственного, исламу - роли официальной религии, введения квот для мусульман в учебных заведениях и государственных учреждениях. По некоторым данным, члены ЕАЛ близки к террористической организации "Хезболлах" и ставят своей целью создание в Европе арабского государства.

Отчасти реализация этих планов началась, и недавно пресса сообщила о том, что власти бельгийского города Антверпена "доигрались до настоящей катастрофы". Здесь активисты ЕАЛ создали, по сути, параллельные структуры власти - "общественную милицию", составленную из молодых марокканцев, которые патрулируют улицы мусульманских кварталов города, наблюдая за "правильностью" действий местной полиции. "Милиционеры" ходят по кварталам с плакатами "Плохие полицейские, Европейская арабская лига следит за вами"[11, c. 6.]

В Великобритании открыто действуют семь радикальных исламистских организаций, насчитывающих по разным оценкам 130-180 тыс. человек. Некоторые из них имеют тесные связи с террористическими группировками. По словам специалистов, примерно две трети исламистских сайтов, содержащих призывы к религиозной нетерпимости, поддерживаются именно из Великобритании.

Как показали события в США в сентябре 2001 года, события в Израиле, Чеченской республике и бывшей Югославии, арабские иммигранты активно рекрутируются радикальными группами для совершения террористических актов и диверсий, ведения военных действий. Американские спецслужбы в 1995 г. в штате Северная Каролина арестовали братьев Хамуд, сбывавших огромные партии сигарет, которые контрабандой доставлялись в США. На заработанные средства (около 7,5 млн. долларов) приобретались взрывчатка, приборы ночного видения, миноискатели для боевиков "Хезболлах". Спецслужбы установили, что предприниматели-арабы, живущие в США, не причастны к терактам 11 сентября 2001 г. - атака на Вашингтон и Нью-Йорк была профинансирована из-за рубежа. Однако известно, что террористы на Ближнем Востоке получают из США от 20 до 30 млн. долларов. Какими суммами пополняют подобные "серые" схемы ежегодный 100-миллионный бюджет "Аль-Каиды" - неизвестно. [34, c. 7]

Кроме того, мигранты часто используются преступными группами в качестве живых "контейнеров" для доставки наркотиков в страны Запада. Госдепартамент США считает, что крупным поставщиков наркотиков на мировой рынок стала нигерийская мафия, члены которой отличаются ловкостью и взаимной преданностью. Организованные преступные группы используют новый метод транспортировки наркотиков - "пулеметный", когда одним рейсом обычно следуют несколько наркокурьеров. Например, в Риме только в течение месяца 1999 г. среди пассажиров двух самолетов из Карачи было задержано соответственно пятнадцать и восемнадцать курьеров, работавших на нигерийские банды.

Фактически на поток поставлен бизнес по доставке и использованию труда нелегальных мигрантов из беднейших стран в экономически развитые страны. Существуют крупные преступные группы, специализирующиеся на трафике мигрантов, а сама эта проблема стала не просто серьезной, но и глобальной.

По оценкам ООН, на торговле людьми организованные преступные группы зарабатывают ежегодно 3,5 млрд. долларов. Как утверждает британский журнал "Экономист", доходы теневых структур на перевозке нелегальных мигрантов составляют около 5-7 млрд. долларов в год, а эксперты Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев считают, что подобный бизнес приносит не менее 7 млрд. долларов чистого дохода в год. Председатель Палаты депутатов Италии Л. Виоланте располагает сведениями, согласно которым доходы теневого бизнеса по торговле людьми составляют около 5 млрд. долларов в год, а его жертвами становятся преимущественно дети, вынужденные мигранты, женщины. [16, c. 122].

Нелегальная транспортировка людей непосредственно связана с такими проблемами, как незаконное усыновление детей, проституция, торговля людьми для пересадки органов.

Например, сейчас рынок сексуальных услуг стран Северной Америки, Европы и Азии насыщен женщинами из развивающихся стран. По некоторым данным, из 200 тыс. проституток в Германии 75% женщин прибыли из других стран, в Великобритании из 80 тыс. - 50% иммигрантки, в Италии из 50 тыс. - 90% иммигрантки, во Франции из 30 тыс. - 60% [17, c. 59].

Исследователи выделяют несколько волн миграции женщин - жертв работорговли. Первую волну составляли тайские и филиппинские иммигрантки, вторую - доминиканские и колумбийские, третью - ганские и нигерийские, четвертую - женщины из Центральной и Восточной Европы (прежде всего, России, Украины, Молдавии). Данную тенденцию подтверждает информация Международной организации по миграции (МОМ). Согласно одному из отчетов этой организации, количество славянских женщин, перевозимых в Бельгию, Нидерланды, Польшу и Швейцарию, превысило традиционные "поставки" африканских, южноамериканских и азиатских женщин. Например, в 1994 г. 17% "артистических" виз, выданных Швейцарией танцовщицам, получили россиянки [30].

Контрабандисты, зарабатывающие на нелегальной иммиграции, выстроили своеобразные "технологические цепочки". Специально подготовленные люди расписывают потенциальным мигрантам все достоинства жизни в Европе. По мнению профессора социологии Чикагского университета и Лондонской школы экономики С. Сассена, "эффективный маркетинг нелегальной миграции серьезно увеличивает ее масштабы: не будь поставленной на поток рекламы, нелегальная миграция не была бы головной болью Европы" [17, c. 59].

В условиях глобализации повышается роль нелегитимных акторов в организации миграции населения. Миграция уходит в тень, где невозможно проконтролировать ее масштабы, защитить права мигрантов. В конечном итоге, это чревато не только ущемлением прав отдельных людей, попадающих в зависимость от организаторов миграции, но и угрозой безопасности целых государств.

Как любой сложный и многогранный феномен, международная миграция имеет довольно неоднозначные последствия. Считается, что в современном обществе она стала механизмом, который отчасти позволяет снимать демографическое и социально-экономическое напряжение, выравнивать диспропорции между бедным Югом и богатым Севером. Однако так ли все просто в этом вопросе и действительно ли механический перелив населения из трудоизбыточных и бедных регионов в менее населенные и богатые может привести к снижению напряженности в обществе? Полагаем, что нет. Миграция - это не только социально-экономический, но и сложный этнокультурный процесс, который сопровождается, помимо увеличения или уменьшения численности населения, еще и изменением его этнического состава, формированием локальных этнических общностей и диаспор, вносит изменения в культурно-бытовую сферу и даже меняет репродуктивные установки населения.

Скорее всего, напряжение снимается только на одном полюсе мировой экономики - в странах происхождения мигрантов. Там сокращается количество безработных, из-за рубежа мигранты присылают денежные переводы, на которые существуют домохозяйства, а порой целые населенные пункты и национальные экономики. Ежегодно мигранты направляют около 70 млрд. долларов в свои страны в форме денежных переводов. По данным ООН, в 2000 г. денежные переводы мигрантов из-за рубежа в свои государства составляли более 10% ВВП Албании, Боснии и Герцеговины, Кабо-Верде, Сальвадора, Ямайки, Иордании, Никарагуа, Самоа, Йемена [30].

По мнению руководителя отдела миграции Международной организации труда (МОТ) М. Абеллы, трудовая миграция оказывает огромное воздействие на экономику и общество стран происхождения мигрантов. Ее социальные последствия довольно весомы и ощутимы. Значительная часть зарубежных доходов расходуется на приобретение отечественных предметов потребления и услуг, а также жилищное строительство, которое оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики.

В странах-реципиентах (в большинстве своем экономически развитых) миграция имеет также определенные положительные последствия. Прежде всего, она пополняет трудовые ресурсы и компенсирует сокращение численности населения. Это особенно актуально для "стареющего" населения Европы. Если в 1970 г. люди старше 65 лет составляли 8,2% населения европейских стран, то к 2001 г. - уже 16,2%. По прогнозам, к 2025 г. в общей численности населения этих стран доля пенсионеров будет составлять 21%, а в 2050 - 27,6%.

Учитывая, что в большинстве стран пенсии выплачиваются за счет налогов, взимаемых с работающих, то рост доли пенсионеров приведет к повышению нагрузки на работающих. По оценкам Европейской комиссии, если на сегодня в странах ЕС на выплату пенсий тратится от 10,5% ВВП (в Великобритании, где действует смешанная пенсионная система - с государственными пенсиями и выплатами из накопительных пенсионных фондов) до 19,7% ВВП (в Италии, где сегодня самая высокая доля пенсионеров), то в 2030 г. эти цифры вырастут соответственно до 15,5% в Великобритании и до 33,3% - в Италии. По оценкам Центра европейской политики в Брюсселе (CEPS), для того, чтобы поддерживать существующий баланс на сокращающемся рынке труда Европы, в страны Евросоюза ежегодно необходимо импортировать 1,5-3,0 млн. иностранных рабочих. Прогноз ООН еще более радикален - в нем идет речь о 4,5-6,0 млн. иммигрантов в год.

Однако миграция имеет свои издержки, прежде всего политико-культурного и социального характера. Кроме того, определенная часть европейцев склонна видеть в иммигрантах конкурентов, отнимающих у них рабочие места. Это имеет два важных следствия.

Следствие первое: концентрация иммигрантов, замкнутость их этнических общин, высокий уровень преступности ведут к недовольству коренного населения в самых разнообразных формах вплоть до вооруженных столкновений и погромов. В последние десятилетия в европейских странах и США не просто возросло количество межнациональных столкновений, они приняли жестокий, а порой и кровопролитный характер.

Из крупных событий последнего времени можно отметить серию межрасовых конфликтов в Великобритании. Столкновения происходили в пригороде Лидса (графство Уэст-Йоркшир) между выходцами из стран Азии и полицией, в городе Олдем (графство Большой Манчестер) между азиатами (бангладешцами и пакистанцами) и белыми. В 2001 г. в Глазго во время столкновения "цветной" общины с местным населением был убит турецкий курд. Летом того же года в городе Бредфорде на севере Англии произошел конфликт между выходцами из стран Индостана и белыми англичанами. Его причиной стала этническая поляризация городского населения, изоляция этнических общин, сокращение занятости и люмпенизация населения в условиях упадка традиционных для региона текстильной, угольной и металлообрабатывающей промышленности. [31, с. 56].

Выступления против иммигрантов были зафиксированы в Швеции, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, странах Восточной Европы. Конфликты между мусульманской и христианской общиной произошли в Австралии.

Второй момент. Все более популярными в европейских странах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в Австрии, Ж.-М. Ле Пен - во Франции, П. Кьярсгаард - в Дании, Ф. Девинтер - в Бельгии), в программах которых непременно присутствует пункт "запретить миграцию, выселить иммигрантов". Политическая поддержка ультраправых вызвана тем, что избиратели во многих странах считают, что иммигранты слабо интегрируются в европейское общество и чужды европейской культуре, они формируют изолированные этнические сообщества. На начальном этапе своего существования такие сообщества воспринимаются как экзотика, до тех пор пока не начинают вторгаться в жизнь старожилов, менять ее по своим нормам и стандартам. Вполне закономерно, что это доставляет местному населению определенные неудобства и порождает негативное отношение ко всем иммигрантам, даже добропорядочным.

Известно, что обычно мигранты концентрируются в определенных местах проживания по этническому и территориальному признакам. По данным многолетних наблюдений установлено, что даже в пределах города иммигранты предпочитают селиться компактно. Во многих крупных европейских городах существуют различные этнические кварталы. Так, турки сегодня составляют 7% населения берлинского района Кройцберг. В Лондоне в целом около 16% населения составляют иммигранты и этнические меньшинства, во внутреннем Лондоне доля иммигрантов достигает примерно 30%, а в определенных районах города превышает 70%. Индопакистанцы составляют 34% населения лондонского района Брикстон. Иногда иммигранты превращаются в довольно заметные группы населения. К примеру, в Великобритании находится Лестер - единственный город в Европе, где белое население составляет меньшинство - всего 47%. [17, c. 59].

Консолидация на основе этнических и родственных связей выступает важнейшим фактором выживания и последующей социально-экономической интеграции мигрантов в общество на новом месте жительства. Объяснить компактность расселения мигрантов на основе общности этнической принадлежности и территории происхождения можно несколькими причинами.

Во-первых, компактное расселение мигрантов облегчает им доступ на рынок труда в крупных городах. Многие иммигранты имеют довольно низкий уровень квалификации и неконкурентоспособны на "открытом" рынке труда; зачастую единственным работодателем для иммигранта выступает его родственник или земляк. Выжить в новой экономической среде, в пределах которой ниши уже заполнены и поделены, представляется возможным только совместными усилиями.

Во-вторых, механизм функционирования рынка жилья и социально-этнической инфраструктуры большинства городов также способствует компактности расселения иммигрантов. Обычно в таких этнических районах расположены кварталы самого доступного и дешевого жилья, развита сеть недорогих магазинов, культурные и рекреационные объекты соответствуют вкусам этнических меньшинств.

В-третьих, для некоторых иммигрантов поддержка соотечественника удовлетворяет потребность в "ностальгии" по родине. В данном случае родственники и земляки - это своеобразные "точки опоры" на зыбкой и неустойчивой почве чужбины.

Однако резервы этнических общин также не беспредельны и иногда этническая консолидация не способна решить всех социально-экономических проблем, которые стоят перед иммигрантами. В частности, в районах компактного проживания иммигрантов обычно высока безработица, и как следствие - выше преступность, потребление наркотиков, происходит люмпенизация населения, дети иммигрантов часто "выпадают" из системы школьного образования и оказываются на улице. Также замечено, что чем больше культурная дистанция между иммигрантами и коренным населением, тем прочнее территориальная сегрегация, тем более замкнутыми являются подобные "этнические гетто".

2.3 Миграционная политика: современные реалии и перспективы

Миграционная политика многих экономически развитых государств пытается всячески стимулировать дисперсное расселение этнических мигрантов, для того чтобы обеспечить их успешную интеграцию на новом месте жительства. Во многих европейских странах возникла идея "предельно допустимой концентрации иммигрантов", которую пытались внедрить на практике.

В 1986 г. шесть коммун в Брюсселе были объявлены "заполненными" и получили от правительства разрешение не предоставлять лицензию на проживание новым иммигрантам. Во Франции во многих населенных пунктах местные власти установили предельные нормы концентрации иностранцев - 10-15%, а многие мэрии издали распоряжение, что иммигрант, желающий воссоединиться с семьей, должен доказать, что его жилье отвечает определенным стандартам. В Германии идея "пределов" приема мигрантов привела к возникновению подхода, при котором концентрация более 20% иностранцев от общей численности населения должна становиться причиной для беспокойства. После 1975 г. муниципалитетам, в которых более 12% населения приходилось на иностранцев, разрешили прекратить прием иммигрантов. В Дании существует законодательный акт, согласно которому в каждый подъезд дома нельзя вселять более одной семьи иммигрантов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты