Особенности социальной политики в республике Марий Эл
p align="left">Кроме того, за период 2005 - 2008 годов для обслуживания семьи и детей были открыты ГУ РМЭ «Визимьярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГУ РМЭ «Центр социальной помощи семье и детям» в Волжском районе.

Через республиканский центр социальной помощи малоимущему населению «Надежда» за 2005 - 2007 годы и в 2008 году оказана материальная помощь 20126 семьям на сумму 5,4 млн. рублей

В рамках реализации республиканской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы» с 1 января 2008 г. многодетным матерям, достигшим возраста 50 лет, родившим и воспитавшим пять и более детей, предоставляются меры социальной поддержки, аналогичные мерам для ветеранов труда.

С целью полного учета граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, сформированы регистры региональных и федеральных льготников. В 2005 году численность федеральных льготников составляла 76,3 тыс. человек. На 1 января 2008 г. эта цифра возросла до 88,8 тыс. человек. В региональном регистре -

54,7 тыс. республиканских льготников.

Меры социальной поддержки в натуральном и денежном выражении предоставляются в полном объеме.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 проводится работа по предоставлению ветеранам и инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В 2005 - 2007 годах 91 человек улучшил свои жилищные условия, в том числе 45 ветеранов и 46 инвалидов. На конец 2008 года в Республике Марий Эл состояло на учете для получения жилья 12282 семьи. Из них 165 - это семьи инвалидов Великой Отечественной войны, погибших военнослужащих и семьи, приравненные к ним; 72 - семьи участников ВОВ; 368 - семьи ветеранов и инвалидов боевых действий; 181 - семьи военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас или отставку; 448 - многодетные семьи; 2304 - молодые семьи.

Из всех семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 200 семей (1,6%) проживает в коммунальных квартирах, 713 семей (5,8%) - в общежитиях, 1024 семьи (8,3%) - в ветхом и аварийном жилфонде. Около шести тысяч семей (48,7%) состоят на учете для улучшения жилищных условий 10 лет и более.

В 2008 году в республике 672 семьи получили жилые помещения и улучшили жилищные условия, что составило 5,3 % от общего количества семей, состоящих на учете для получения жилья.

Площадь квартир, заселенных семьями-очередниками составила 28,3 тыс. кв. м., в том числе в домах-новостройках - 4,3 тыс. кв. м.

В целях реализации на территории Республики Марий Эл федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения ветеранов и инвалидов жильем в 2008 году 49 гражданам указанных категорий выписаны Свидетельства, подтверждающие право на получение субсидии на приобретение жилья, реализовали свое право 40 человек.

На 1 января 2005 г. право на получение транспортного средства имели 293 ветерана и 617 инвалидов. За период 2005 - 2007 годов обеспечен автотранспортом 31 инвалид войны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» за счет средств федерального бюджета в 2008 году обеспечены бесплатно легковыми автомобилями 74 инвалида Великой отечественной войны, единовременную денежную компенсацию в размере 100,0 тыс. рублей получили 34 человека.

За период 2005 - 2007 годов выплату компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств получили

424 инвалида на сумму 155,6 тыс. рублей. За 2008 г. компенсация выплачена 81 инвалиду, получившему транспортные средства через органы социальной защиты населения, на сумму 34,8 тыс. рублей.

С 2008 года введена дополнительная мера социальной поддержки региональных льготников - за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл санаторно-курортное лечение получили 392 чел. на общую сумму 3,4 млн. рублей.

В 2008 года для региональных категорий льготников увеличился размер ежемесячной денежной выплаты на предоставление меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания со 180,0 до 200,0 рублей.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № Пр-294 и Председателя Правительства Российской Федерации от 9 марта 2007 г. № МФ-П9-1043 о завершении в срок до 1 ноября 2008 г. перехода к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме с 1 октября 2008 г. предусмотрена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Республике Марий Эл.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» малообеспеченным гражданам, имеющим детей, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка.

Размер ежемесячного пособия на ребенка за последние 2 года увеличился с 70 до 130 рублей. Ежегодное повышение размера пособия в среднем на 30 процентов осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы», утвержденной Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года № 5-З. При дальнейшем выполнении программных мероприятий размер пособия на ребенка увеличится за 5 лет в 3,5 раза и составит к 2012 году 350 рублей.

С 1 января 2007 г. органами социальной защиты населения осуществляется выплата компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

С 1 января 2007 г. семьям, имеющим 4-х и более несовершеннолетних детей, предоставляется скидка в размере 30 процентов на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, а семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Культура и искусство.

Сеть учреждений культуры и искусства Республики Марий Эл представлена 336 общественными библиотеками, 371 учреждением культурно-досугового типа, 47 детских школ искусств, 28 музеев,

6 профессиональных театров, Маргосфилармония, 3 парка культуры и отдыха, мини-зоопарк, Марфильмофонд, правовой центр «Астрея», научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, учебно-методический центр «Камертон», Центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности, 31 редакция газет и журналов.

В 2007 году в структуре музея изобразительных искусств открыта Национальная Художественная галерея, таким образом, появилась возможность представлять государственные и частные коллекции ведущих художников, и тем самым компенсировать отдаленность республики от крупных музейно-выставочных комплексов.

Строится новое здание марийского национального театра оперы и балета им. Э.Сапаева на 500 мест.

Профессиональное искусство занимает ключевое место в формировании духовного потенциала жителей республики. Оно формирует образ нации и традиционно определяет статус региона в культуре всей страны. Театрально-концертными учреждениями республики проводится более 1000 спектаклей и концертов в год, обслуживание зрителей составляет более 260 тыс. человек. Регулярно обновляется репертуар. Количество новых постановок в театрах составляет 25 - 26 единиц в год. Большую популярность получили проводимые в республике Марий Эл: Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера», фестиваль балетного искусства в честь Галины Улановой, Республиканские фестивали «Йошкар-Ола театральная», «Марийская осень».

В целях популяризации достижений марийской культуры создаются условия для укрепления межрегионального сотрудничества в области этнокультурных и межнациональных отношений по взаимодействию с марийскими диаспорами. В 2007 году был проведен международный семинар музейных работников, в 2008 году VIII съезд марийского народа, X Международный конгресс финно-угорских писателей.

Сохранен музейный фонд республики, который в настоящее время составляет свыше 225 тыс. единиц хранения, отражающих историю, природу и быт народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, а также материалы общероссийской и мировой истории и культуры.

Библиотеки в современных условиях выполняют важную роль удовлетворения постоянно усложняющихся информационных, образовательных, духовных и культурных потребностей людей. Растет число модельных библиотек в сельской местности, что способствует позитивным изменениям в поселенческой инфраструктуре и реализации основных запросов пользователей. В настоящее время в республике создано 8 модельных библиотек.

Широко представлено в Республике народное художественное творчество. Свыше 3000 клубных формирований объединяют 37,5 тыс. человек. В связи с объединениями отделов культуры муниципальных образований с комитетами физической культуры и спорта стали увеличиваться показатели клубов физкультурно-оздоровительного направления.

Удельный вес населения, участвующего в работе любительских объединений в 2008 году составил 5,1 процента.

Клубные учреждения выполняют важную функцию в социальной жизни общества - организацию досуга различных социально-возрастных групп населения. В течение 2008 года было проведено 74,2 тыс. культурно-досуговых мероприятия, обслужено 1651,3 тыс. посетителей, увеличилась посещаемость спектаклей и концертов самодеятельных артистов, выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, за 2008 год по Республике Марий Эл составил 234 процентов.

В республике, особенно в последнее время, много сделано для выявления, изучения, сохранения, реставрации и популяризации объектов культурного наследия. На территории республики Марий Эл находятся 1711 памятников, из них 510 - архитектуры, 520 историко-ландшафтных. 5 объектов культурного наследия имеют федеральное значение: усадьба Шереметевых пгт Юрино, Ежово-Мироносицкий монастырь, Стрелецкая часовня и Дом купца Пономарева в г. Козьмодемьянске, Дом Пчелина в г. Йошкар-Оле.

Совершенствуется республиканское теле- и радиовещание. Государственное эфирное телевизионное вещание в 2008 году осуществлялось на каналах «Россия» и «Культура» и составило 543 часа. Республиканское радиовещание «Радио Марий Эл» продолжало свою работу в 2008 году в режиме круглосуточного вещания на трех языках: марийском, русском и татарском.

В 2007 году были введены новые формы государственной поддержки электронных средств массовой информации: «Социальная рекламная кампания» и «Марий Эл ТВ». Цель «Социальной рекламной кампании» - разъяснение населению республики содержания приоритетных национальных проектов. Цель «Марий Эл ТВ» - пропаганда духовных и культурных ценностей марийского народа посредством электронных средств массовой информации и развитие толерантности среди населения Республики Марий Эл.

Достигнуты определенные успехи в расширении выпуска социально-значимой литературы. В 2008 году было выпущено в свет около 28 наименований. Среди них произведения классиков марийской и русской литературы: В.Абдулаев, В.Колумба, Ю.Буртаков, В.Марышев, Г. Ояр, М.Рыбакова и других авторов.

Спорт и туризм.

За период 2005 - 2008 годов дальнейшее развитие получила отрасль физической культуры и спорта в Республике Марий Эл. Ежегодно увеличивалось число занимающихся физической культурой и спортом с 20 процентов населения в 2005 году до 28,7 процентов

в 2008 году, увеличивалось количество спортивно-массовых мероприятий с 900 в 2005 году до 1300 в 2008 году, количество участников соревнований увеличилось с 80 тыс. в 2005 году до 120 тысяч в 2008 году, увеличилось количество видов спорта, культивируемых на территории республики, с 32 в 2005 году до 39 в 2008 году, увеличилось количество федераций по видам спорта, увеличилось количество проведенных мероприятий всероссийского уровня. Количество учащихся спортивных школ к общему числу школьников, посещающих занятия по физической культуре увеличилось с 19 процентов в 2005 году до 22,6 процента в 2008 году.

Продолжилось укрепление материально-технической базы, строительство новых спортивных объектов. Обеспеченность населения спортивными залами (процентов к нормативу) увеличилось с 40 процентов в 2005 году до 43,5 процента в 2008 году.

В настоящее время в республике туристскую деятельность осуществляют 48 туристских фирм и организаций, из них четыре туроператора по внутреннему туризму, 14 гостиниц, 11 санаторно-курортных организаций.

За указанный период туризм в Республике Марий Эл развивался стабильно и динамично. Об этом свидетельствуют данные по турпотокам, представленные туристскими фирмами республики.

Если в 2005 году всеми видами внутреннего туризма было охвачено 18,6 тыс. человек, то в 2008 году - 63,2 тыс. человек. В 2005 году количество интуристов, посетивших республику, составляло 0,9 тыс. человек, в 2008 году 1116 человек.

Значительно выросли показатели по выездному туризму: в 2005 году выехало за рубеж 7,7 тыс. человек, а в 2007 году - 12,3 тыс. человек.

Темпы роста данных показателей обусловлены повышением жизненного уровня граждан Республики Марий Эл, качеством услуг, оказываемых туристическими фирмами республики и возрастающим интересом к историко-культурному и этнографическому наследию, а также к имеющимся в республике богатым природным ресурсам.

3. Рынок труда и занятость населения в Марий Эл

Положительная динамика макроэкономических показателей, а также реализация мер, проводимых в сфере социально-трудовых отношений, способствуют стабилизации ситуации на рынке труда и занятости населения республики.

Численность трудовых ресурсов республики за 2007 год составила 450,7 тыс. человек и стабилизировалась на уровне 2005 года.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в 2007 году численность экономически активного населения республики, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составила 380,8 тыс. человек (за 2005 год - 380,9 тыс. человек).

Численность занятых в экономике по данным баланса затрат труда за 2007 год составила 329,0 тыс. человек или уменьшилась по сравнению с уровнем 2005 года на 1,6 процента.

Основная доля занятых в экономике приходится на обрабатывающие производства (20,5 процента от общей численности занятых в экономике), торговлю - 20,4 процента, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 13,2 процента, образование - 9,7 процента, здравоохранение - 7,2 процента, транспорт и связь - 5,6 процента.

По уровню образования 25,4 процента занятых в экономике имеют высшее профессиональное образование, 25,2 процента - среднее, 20,1 процента - начальное, 22,4 процента - среднее общее.

Экономический рост в последние годы привел к снижению численности безработных граждан, которая по сравнению с 2005 годом сократилась на 3,4 тыс. человек и по итогам 2007 года составила 34,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился на 0,9 процентных пункта и составил 8,97 процента.

По оценке в 2008 году численность трудовых ресурсов несколько снизится по сравнению с уровнем 2007 года в результате снижения численности населения трудоспособного возраста и составит 448 тыс. человек, из них численность занятых в экономике 327,0 тыс. человек.

По оценке 2008 года общая численность безработных составит 31,5 тыс. человек и сократится по сравнению с уровнем 2007 года на 2,65 тыс. человек или на 7,8 процента. Уровень общей безработицы снизится на 0,27 процентных пункта и составит 8,7 процента.

Ситуация на регистрируемом рынке труда, сложившаяся в Республике Марий Эл в последние годы, обусловлена положительной динамикой роста макроэкономических показателей.

В целом услугами органов службы занятости за 2005 - 2008 годы года охвачено более 400 тыс. человек: организовано 318 ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, оказано содействие в трудоустройстве 96,3 тыс. человек, в том числе временно трудоустроено 46,1 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организованы общественные работы для 13,3 тыс. безработных граждан; временно трудоустроено 1,9 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; оказано содействие в самозанятости 244 безработным гражданам; направлено на профессиональное обучение 6,8 тыс. безработных граждан, услуги по социальной адаптации на рынке труда предоставлены более 4 тыс. безработных граждан, профориентационные услуги получили более 176,5 тыс. человек.

В 2007 году достигнуты высокие показатели содействия занятости населения: уровень трудоустройства составил 68,2 процента против 50,7 процента в 2005 году, в том числе уровень незанятых граждан увеличился с 32,9 до 50,9 процента, средняя продолжительность безработицы сократилась с 4,3 до 4,2 месяцев, коэффициент напряженности уменьшился с 2,6 до 1,2 единиц.

В органах службы занятости к концу 2007 года в качестве безработных было зарегистрированы 3873 человека против 6438 человек в 2005 году, а уровень безработицы показатель, характеризующий ситуацию на регистрируемом рынке труда, снизился за три года c 1,67 до 1,0 процента.

Вся деятельность органов службы занятости населения республики в 2008 году направлена на обеспечение реализации основных направлений активной политики на рынке труда республики и оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения.

За 2008 год за содействием в трудоустройстве в государственные учреждения Республики Марий Эл центры занятости населения городов и районов (далее центры занятости населения) обратилось 25361 человек, из них 16635 человека или 65,6 процента - незанятые трудовой деятельностью.

Поставлено на учет с начала года 9585 безработных, а снято с учета по всем причинам 9969 человека. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2009 г. составил 0,9 процента, что ниже соответствующего периода прошлого года на 0,1 процентных пункта.(см.приложение;табл.5)

Общая потребность в работниках, заявленная в службу занятости республики на 1 января 2009 г., составила 2379 человек. За октябрь 2009 года ,по предоставленным сведениям отчитывающихся организаций Республики Марий Эл, численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, составила 3541 человек, что составило 5,3% от численности списочного состава.

Численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 44 человека.

В отпусках без сохранения заработной платы по заявлению работника находилось 3263 человека или 4,8% от численности списочного состава отчитывающихся организаций.

За октябрь было принято 1601 человек, на 34,5% меньше, чем в сентябре. Из них 47 работников было принято на дополнительно введенные рабочие места, что составило 2,9% от численности принятых работников.

В отчетном периоде выбыло 1978 человек, из них по собственному желанию - 1318 человек, в связи с сокращением численности - 135, по соглашению сторон - 163, по другим причинам - 362 человека.

По сведениям, предоставленным отчитывающимися организациями, в следующем месяце намечено к высвобождению 80 человек.

Число вакантных рабочих мест на конец октября составило 453 человека.

В отчетном периоде численность работников, выполнявших временные (до двух месяцев) и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы по направлению органов службы занятости населения, составила 297 человек (в сентябре-310 человек).

Численность требуемых работников на дополнительно введенные (созданные) вакантные места - 6 человек (в августе-16 человек).

4. Пути повышения эффективности социальной политики в республике Марий Эл

Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демографической ситуации, социальная политика должна обеспечить формирование факторов, влияющих на рост экономики. Эта задача реализуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.

Особое внимание будет уделено:

· развитию и рациональному использованию трудового потенциала общества;

· выравниванию экономических возможностей и усилению социальной мобильности за счет доступности современного образования;

· поддержке социально уязвимых слоев населения, улучшению пенсионного обеспечения, дальнейшему совершенствованию адресной социальной помощи, упорядочению системы социальных пособий и льгот, организации отдыха и оздоровления детей;

· обеспечению роста денежных доходов населения и уменьшению их дифференциации на основе увеличения заработной платы, сопровождаемого ростом производительности труда, повышению заработной платы в бюджетной сфере;

· созданию условий для эффективной занятости населения, обеспечению баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы;

· сокращению масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышению финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;

· формированию системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;

· внедрению новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и созданию условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;

· взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечению адресной поддержки социально уязвимых граждан;

· стимулированию социально ответственного поведения представителей российского бизнеса.

Решение этих задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан - потребителей социальных услуг.

В частности, необходимо расширить применение методов финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем" (подушевое финансирование, страховые механизмы, государственный социальный заказ).

Одновременно с изменением системы финансирования учреждений социальной сферы необходимо расширить их хозяйственную самостоятельность, повысить ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги, осуществить переход к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг.

В среднесрочной перспективе необходимо законодательно оформить новые организационные формы организаций социальной сферы внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые позволят улучшить качество предоставляемых населению социальных услуг, повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.

Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует также принятия мер, направленных на реализацию концепции демографического развития на период до 2015 года, основанной на следующих принципах:

стабилизация рождаемости и укрепление семьи;

улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, в особенности преждевременной, смертности населения.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется тенденцией снижения численности постоянного населения. Но благодаря целевым программам, таким как «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы», остаётся надежда на значительное улучшение демографической ситуации в регионе.

В плюсах социальной политики Марий Эл можно отметить тенденцию повышения уровня жизни населения. Прослеживается и положительная тенденция в образовании, так сегодня в системе образования РМЭ увеличился до 67,4% охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет. Так же снижается естественная убыль населения и уменьшается число смертности среди младенцев. Перспективно выглядит и социальное обеспечение в Марий Эл. Благодаря республиканской целевой программе «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы», ежемесячное пособие на ребёнка за 5 лет увеличится в 3,5 раз. Активно развивается в республике сфера спорта и туризма. Это обусловлено повышением жизненного уровня граждан Республики Марий Эл, качеством услуг, оказываемых туристическими фирмами республики и возрастающим интересом к историко-культурному и этнографическому наследию, а также к имеющимся в республике богатым природным ресурсам.

Что касается рынка труда, то положительная динамика макроэкономических показателей, а также реализация мер, проводимых в сфере социально-трудовых отношений, способствуют стабилизации ситуации на рынке труда и занятости населения республики.

В целом по республике, общие показатели работы в социальной сфере не плохи. Но следует повышать эффективность социальной политики, путём повышения финансирования с помощью регионального бюджета и внедрением новых целевых программ направленных, прежде всего, на адресную помощь социально неблагополучному населению. Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демографической ситуации, социальная политика должна обеспечить формирование факторов, влияющих на рост экономики. Эта задача реализуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.

Список используемой литературы

1. Программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009 - 2012 годы и на период до 2016 года. - Йошкар-Ола, 2009год.

2. ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2008 год (Утвержден решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Протокол № 2 от 6 февраля 2009 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)

3. Российский статистический ежегодник 2008 (подготовлен Федеральной службы государственной статистики РФ), Москва 2008, УДК 31 (470), ББК 65.051.9(2Р), Р 76, ISBN 978-5-89476-260-9

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сборник / Росстат. - М., 2009.

5. www.maristat.gks.ru (15 ноября 2009г.)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты