Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы
женщинам, привлекавшимся к уголовной ответственности, достаточно долгое время сохраняется недоверие. Повышенные требования, предъявляемые к женщине со стороны социального окружения, обусловливают резкое отторжение ее от привычной среды, что делает особенно затруднительным возвращение в общество тем, кто преступил закон. Подобное отношение людей к человеку, совершившему преступление, вполне естественно до того времени, пока он не докажет свое исправление.

БОМЖ и трудоустройство. Одним из показателей, которые определяют успешность адаптации в постпенитенциарный период женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы, является наличие у них постоянного места жительства. У женщин, отбывших наказание в МЛС, не имеющих определенного места жительства увеличивается вероятность возвращения к противоправному образу жизни. У таких женщин, как правило, отсутствует стремление к созданию собственной семьи, налаживанию полноценного быта, что является противоестественным для лиц молодежного возраста, но закономерным для многих бывших осужденных женского пола. Данный факт имеет большую значимость в связи с тем, что отбывание наказания в изоляции от общества влечет ослабление, а нередко полную утрату социально полезных связей лиц женского пола. Признание Конституционным судом права осужденных на жилую площадь положительно повлияло на сохранение жилья у данной категории лиц.

Согласно результатам опросов - 45,3% руководителей промышленных предприятий различных отраслей народного хозяйства полагают, что в совр
еменной экономической ситуации нет возможности для исправления правонарушителей. Перед предприятием сразу же встает риск снижения производительности труда, падения качества выпускаемой продукции, необходимость предоставления жилья, а в некоторых случаях и возможность разлагающего воздействия ранее судимых на трудовой коллектив. В трудовых коллективах усилились негативные социальные явления, которые выражаются в стремлении отторгнуть из своей среды людей неустойчивых, склонных к правонарушениям, в том числе и лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Необходимо заметить, что такие тенденции в наибольшей степени отрицательно влияют на предупреждение рецидивной преступности.

Статья 13 Закона "О занятости населения" от 19 апреля 1991 года относит освобожденных к числу лиц, пользующихся повышенной социально-правовой защитой. Согласно совместному указанию российских МВД и Федеральной службы занятости указанные лица имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости. Зарегистрировавшись, в случаях отсутствия возможности трудоустроиться, они могут приобрести статус безработного. Вследствие этого освобожденные получают право на выплату им пособия по безработице в течение 12 месяцев, размер которого зависит от заработной платы во время отбывания наказания, но не менее минимального размера оплаты труда.

По данному пункту можно сделать вывод, что нормативно-правовая база для социальной работы в целом сложена полно и эффективно. Следуя требованиям соответственных законов вполне реальна качественная помощь женщинам, освобождающимся из мест лишения свободы. Но несмотря на теоретические разработки социально-правового аспекта помощи женщинам, освобождающимся из мест лишения свободы, в реальной жизни наблюдается рост социальных проблем, связанных с данным контингентом граждан. В чем заключаются несоответствия между теоретическим анализом решения проблемы и реальным воплощением теории в практику? Скорее всего большую роль в этом играет как нестабильность в политологическом, экономическом русле развития отношений государства и общества, так и слабым финансовым положением социальных служб.

2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

2.1 Развитие института социальной работы в пенитенциарной системе

Социальная работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы прямым образом предусматривает компетентную социальную работу в пенитенциарной системе, в частности по подготовки осужденных женщин к освобождению. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе совсем недавно стали звучать в едином контексте. В связи с изменениями уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, актуальность приобрели идеи соблюдения прав осужденных, обеспечения оптимальных условий отбывания наказания, возвращения в общество полноценного человека.

На сегодня опыт социальной работе в российских ИУ, исполняющих наказания в виде лишения свободы, очень и очень мал. И поэтому еще предстоит огромная работа по изучению аспектов деятельности, внедрению специалистов, чтобы социальная работа приносила нужные результаты. На сегодняшний день не везде введены группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, членом которых является специалист по социальной работе, и осужденные обращаются за помощью к другим сотрудникам учреждения. Отвлекаясь на решение социальных проблем осужденных, они, с одной стороны не способны оказать квалифицированной помощи, поскольку не имеют должного образования, а с другой - не смогут полноценно выполнять свои обязанности. А значит, потребность в разрешении проблем не удовлетворяется, что вызывает внутреннее напряжение осужденных, усиливает чувство неблагополучия, затрудняет исправительный процесс.

После освобождения человеку необходимо трудоустроиться, чтобы снова не совершить правонарушение. Однако практика показывает, что самостоятельное трудоустройство практически невозможно. Какие государственные, общественные структуры могут оказать реальную помощь в трудоустройстве освобождающимся из мест лишения свободы? Возможны ли льготы со стороны государства в отношении организации, трудоустроившей бывшего осужденного? В связи с длительными сроками отбывания наказания в местах лишения свободы от проживания родственников многие осужденные утрачивают прежние социальные связи. При освобождении они не только не имеют места жительства, но и не знают, в какой населенный пункт ехать жить. При поступлении в ИУ в личных делах некоторых осужденных отсутствуют паспорта. Восстановление документов вызывает определенные трудности, поскольку паспортные столы не всегда отвечают на запросы сотрудника ИУ, осужденные искажают сведения о себе. Кроме того, паспорт может быть просто оставлен по месту жительства.

Глубокий социально-политический кризис в современной России привел к серьезным негативным последствиям, прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Социальная работа, как известно, направлена, прежде всего, на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи исключительную актуальность приобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется как использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения, в частности с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы, играют территориальные социальные центры, социальные службы. Опыт свидетельствует о высокой результативности работы многих территориальных центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы. Это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты.

2.2 Психолого-педагогические особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы

Женщины в подавляющем большинстве случаев значительно сильнее переживают отрыв от семьи и ее распад. Семья чаще всего играет роль сдерживающего фактора, препятствующего противоправному поведению. Нарушение семейных связей вследствие пребывания в местах лишения свободы влечет изменения в поведении женщин в различных жизненных ситуациях. Потеря семьи негативно воздействует на женщин, поскольку ослабевают чувства уверенности, самоуважения, достоинства. Такие женщины характеризуются пассивностью в преодолении асоциальных устремлений, привычек, что обусловливает наибольшую степень деградации их личности. В связи с этим особую озабоченность вызывает семейное положение женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы.

В направленности личности осужденных женщин проявляются специфические потребности, мотивы, цели, перспективы, ценностные ориентации, отражающие их узкий, ограниченный духовный мир. Ограниченность интересов приводит часть осужденных женщин к неумению критически оценить свои возможности, что обусловливает завышенную или заниженную самооценку.

Негативное влияние мест лишения свободы на личность женщин обусловливается недостатками в организации их трудовой деятельности. УИК РФ в качестве одного из средств исправления осужденных называет общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Трудовая деятельность осужденных является обязательной и вследствие необходимости самообеспечения женщин, лишенных свободы. Однако в настоящее время обязанность ОЖ трудиться не всегда обеспечивается реальной возможностью.

Не каждая молодая женщина по своим индивидуально-психологическим характеристикам способна работать в качестве швеи, наладчика швейного оборудования. У многих обследованных женщин нет желания осваивать данные виды профессий. Правильный же выбор молодыми людьми профессии в значительной степени предопределяет систему ценностных ориентаций личности. Естественно, что такой труд по принуждению препятствует достижению целей уголовного наказания в виде лишения свободы, усугубляет положение женщин молодежного возраста, находящихся в изоляции от общества. Вместе с тем, освободившись из МЛС, лица женского пола, как правило, не работают по специальностям, приобретенным в колонии. Поскольку другой специальности нет, многие из них начинают вести антиобщественный образ жизни.

Изоляция является психосоциальным стрессором и резко снижая адаптационные возможности организма, приводит не только к развитию многих заболеваний нервно-психической и соматической сферы, но и в условиях длительного хронического стресса снижает производительность труда, увеличивает частоту межличностных конфликтов, их криминогенность. Быстрая и коренная ломка жизненных планов путем социальной изоляции порождает комплекс специфических проявлений, названных "синдромом лишения свободы".

У женщин с высокой степенью дезадаптации достаточно сильно выражены суровость, повышенная обидчивость, низкий уровень интеллекта. Для них характерны проявление астенических эмоций и чувств, низкая социальная мотивация. Материальная заинтересованность является главным мотивом их поведения. Ведущая потребность - материальная. У них почти полностью отсутствует сопротивляемость постпенитенциарным негативным последствиям.

Женщин со средней степенью дезадаптации отличает равнодушие в отношениях с окружающими, раздражительность, завистливость, прямолинейность, ригидность мышления. У них отмечается преобладание астенических эмоций и чувств, самовыражение - ведущий мотив поведения. Главные потребности в жизни - наличие семьи, ощущение безопасности и защищенности. У лиц указанной категории при этом снижена сопротивляемость отрицательным последствиям пребывания в местах лишения свободы.

Женщинам, имеющим низкую степень дезадаптации, свойственны необщительность, конформность, беспринципность, безответственность; средний уровень интеллекта, а также эмоциональная лабильность. В наибольшей степени проявляются стенические эмоции и чувства. Доминирующими потребностями являются создание семьи, самосовершенствование, повышение образовательного уровня. Ведущими мотивами их деятельности выступают познавательные и мотивы аффилиации. Эти женщины достаточно устойчивы к преодолению негативных последствий социальной изоляции, проявляют большую активность при решении различного рода проблем в условиях свободы.

По данному пункту работы можно сделать вывод о том, что не смотря на гарантии государства в социально-правовом аспекте, освобождающимся женщинам очень трудно, т.е. практически невозможно трудоустроиться самостоятельно. Причинами к этому служат проблемы у женщин, связанные с устройством семейного положения, деторождения и т.п. Так же отношение к бывшим осужденным со стороны работодателей оставляет желать лучшего.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.

Социальные работники должны учитывать то, что пребывание в местах лишения свободы вызывает у женщин комплекс психических состояний в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Такие психические состояния в определенной степени влияют на физическое состояние организма, что в свою очередь еще больше подавляет их психику. Не имея возможности реального удовлетворения физиологических потребностей, осужденные женщины часто живут в мире вымысла, фантазии. В то же время чувство недоверия в бескорыстную помощь со стороны властных структур, да и людей вообще вызывает отторжение от общества и возложение надежд на собственные силы, что, при столкновении с социальной несправедливостью реальной жизни еще сильнее подавляет всякий интерес бывшей осужденной к благоустройству как внутриличностному, семейному, так и общественному (Приложение Б).

3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

3.1 Предупреждение дезадаптации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы

Социальная работа предполагает адаптацию системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемым женщинам социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальной работы. Постоянное совершенствование организации социальной защиты на основе формирования новых социальных технологий; дифференцированного подхода, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя -- это задача современного общества. Вся деятельность должна строиться на нормативно-правовой базе. Законы -- важный фактор эффективной социальной работы.

Предупреждение дезадаптации личности отражает общие закономерности предупреждения преступности. Предупреждение дезадаптации женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы - это совокупность взаимосвязанных мероприятий государственных органов, институтов социальной работы и общественности, направленных на снижение и нейтрализацию негативных явлений, связанных с пребыванием их в изоляции от общества.

Исправление осужденных является важной задачей государства, участие общественности в ее решении - важным критерием эффективности преобразований в УИС. Немаловажное значение в связи с предупреждением повторных преступлений приобретает деятельность зарождающейся службы патроната, попечительских советов, родительских комитетов, социальной работы в пенитенциарной системе и с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы. Одной из важнейших функций их является нейтрализация отрицательных последствий отбывания наказания, обеспечение преемственности при закреплении результатов исправления у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Данное взаимодействие способствовало бы также расширению кругозора, формированию адекватной самооценки женщин, развитию у них адаптивных способностей.

Целесообразным в этом плане является оказание помощи религиозными организациями не только тем женщинам, которые находятся в социальной изоляции, но и освобожденным. В первый, наиболее трудный период жизни для последних, религиозные организации могли бы взять их под свой контроль, предоставить им приют, питание, а женщины, в свою очередь, могли бы служить в церкви или заниматься иной религиозной деятельностью. Следует отметить, что Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы предусматривает развитие и укрепление связей между осужденными и общественными, религиозными и иными организациями. В процессе реорганизации предусматривается совершенствование форм участия общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

3.2 Гуманное отношение и социально-правовое консультирование женщин, освободившимся из мест лишения свободы

Знания женщин по правовым вопросам весьма ограниченны. Им не известны организация, принципы деятельности правовой системы, нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Для того, чтобы уголовно-правовые нормы оказывали удерживающее воздействие, население должно знать их или хотя иметь о них какое-то представление, поэтому одной из функций социального работника является просветительская работа в области права с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы.

Для женщин остается неизвестным и тот факт, что ст. 1070 действующего ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Основные принципы указанной ответственности декларируют, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ возмещается за счет государства в полном объеме независимо от вины должностных лиц.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты