Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей
p align="left">Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется, в соответствии с Положением, медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами.

В Положении четко определены основные правила, требования и условия строительства и предоставления жилья в специальных жилых домах для одиноких пожилых людей, проживания, оплаты и т.д.

Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства, гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.

Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и развитие. [33, с. 87]

Важной задачей социальных работников, специалистов по социальной работе является внедрение в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития службы социальной помощи пожилым гражданам в России и за рубежом дают основание прогнозировать дальнейшее ее совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

2.2 Практическое исследование. Выявление проблем пожилых людей и особенности их разрешения в социальной работе

Для выявления проблем пожилых людей было проведено анкетирование, в котором приняли участие 32 пожилых человека в возрасте от 56 до 81 года, из них 8 мужчин (25%) и 24 женщины (75%).

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

Одинокопроживающих пожилых людей 18 человек (56%), проживают с другими людьми (дети, внуки, родственники) 14 человек (44%).

Семейное положение: 3 пожилых человека (9%) никогда не состояли в браке, вариант "женат/замужем" выбрали 15 человек (47%), "Вдовец/вдова" - 8 человек (25%), "Разведен(а)" - 6 человек (19%).

У 25 опрошенных (78%) есть дети, у 7 (22%) опрошенных - детей нет. Родственники есть у 30 опрошенных (94%), у 2 человек (6%) родственников нет.

Социальный статус. На данный вопрос пенсионеры писали несколько вариантов: пенсионеров среди опрошенных 32 человека (100%), ветеранов ВОВ - 4 человека (17%), ветеранов труда - 17 человек (53%).

Образование респондентов: начальное у 2 человек (6%), неполное среднее - у 1 человека (3%), среднее общее, ПТУ без среднего образования - у 8 человек (25%), среднее специальное, ПТУ со средним образованием - у 9 человек (28%), незаконченное высшее - у 2 человек (6%), высшее образование - у 10 человек (31%).

На вопрос "Как Вы оцениваете уровень Вашего здоровья" 3 респондентов (9%) ответили "Великолепно", 7 человек (22%) - "Хорошее", 15 человек (47%) - "Удовлетворительное", 5 человек (16%) - "Плохое", 2 человека (6%) - "Очень плохое".

Из 32 опрошенных у 1 человека (3%) имеется инвалидность 1 группы, у 4 человек (13%) - инвалидность 2 группы, у 10 человек (31%) - инвалидность 3 группы, у 21 человека (66%) нет инвалидности. Среди заболеваний пожилые люди выделили: сердечно-сосудистые заболевания, диабет, заболевания ЖКТ, опорно-двигательной системы и онкологические заболевания.

8 респондентов (25%) нуждаются в посторонней помощи, 24 (75%) - не нуждаются.

В первую очередь опрошенные пожилые люди обратятся за помощью к детям - 20 человек (63%). К родственникам обратятся за помощью 7 человек (22%), к друзьям - 3 человека (9%), к соседям - 5 человек (16%), к сослуживцам - 1 человек (3%), не к кому обратиться за помощью 2 пожилым людям (6%).

При ответе на вопрос "Удовлетворенность различными сферами жизни" пожилые люди могли выбрать несколько вариантов ответа. Жилищными условиями удовлетворены 24 респондента (75%), материальными условиями удовлетворены 16 человек (50%), медицинским обслуживанием - 8 человек (25%), питанием - 26 человек (81%).

При ответе на вопрос "Кто оказывает Вам помощь?" было предложено рассмотреть два вида помощи: материальную и моральную. Также было предложено выбрать один-два варианта ответа. На вопрос об оказании материальной помощи пожилые люди ответили следующим образом: вариант "дети" - выбрали 19 человек (59%), "родственники" - 3 человека (9%), "друзья" - 1 человек (3%), "соседи" - 4 человека (13%), "никто" - 8 человек (25%), ни один пожилой человек вариант "сослуживцы" не отметил.

Об оказании моральной помощи пожилые люди ответили: вариант "дети" - 21 человек (66%), "родственники" - 4 человека (16%), "друзья" - 1 человек (3%), "соседи" - 4 человека (13%), "сослуживцы" - 3 человека (9%), "никто" - 11 человек (34%)

При ответе на вопрос "Часто ли Вы…" пожилым людям было предложено выбрать несколько вариантов ответов: "читаете" 25 человек (78%), "смотрите телевизор" - 30 человек (94%), "слушаете радио" - выбрали 16 человек, "говорите по телефону" - 21 человек (66%), "ходите в гости и принимаете гостей" - 3 человека (9%), "совершаете прогулки" - 24 человека (75%), "посещаете кино, театр, выставки" - 2 человека (6%), "занимаетесь любимым делом" - 27 человек (84%), "ходите в церковь" - 18 человек (55%).

Из 25 пожилых людей, которые утвердительно ответили на вопрос "Есть ли у Вас дети" оказывают моральную поддержку своим детям 11 человек (44%), 14 человек (56%) не оказывают моральную поддержку. Опрашиваемые объяснили это высокой занятостью детей, их проживанием в разных городах.

21 пожилой человек (84%) принимают участие в воспитании внуков, 4 человека (16%) не принимают никакого участия в воспитани внуков.

Анализ результатов анкетирования показывает, что в современном обществе проблемы у пожилых людей во многом схожи. Разумеется, они общаются с детьми, родственниками, друзьями, тем не менее, в большинстве своем они испытывают дефицит общения. Люди "третьего возраста" целые дни проводят выполняя повседневную, рутинную работу: они заняты, но моральное удовлетворение эта деятельность не приносит. В большинстве своем эти люди просто не умеют расслабляться и отдыхать. Отсутствие полноценного отдыха только усугубляет имеющиеся проблемы.

В ходе личной беседы с респондентами дополнительно удалось выяснить, что большинство из них (до 78%) хотели бы заниматься в объединениях по интересам, которые позволили бы им реализовать свой творческий потенциал, заполнить эмоциональную пустоту.

На основании полученных данных были разработаны рекомендации по выводу пенсионеров из сложных жизненных ситуаций.

2.3 Рекомендации по разрешению проблем пожилых людей

Для разрешения проблем пожилых людей нужно работать не только с самими пожилым человеком, но и с его ближайшим окружением - супругом, детьми, родственниками и людьми, живущими рядом. Необходимо проводить разъяснительную работу с населением всеми доступными средствами (телевидение, радио, печатные издания, распространяемые бесплатно), чтобы люди заранее были готовы к возможности возникновения трудной жизненной ситуации и знали пути выхода из нее. В последнее время получили широкое распространение такие специальные технологии, как трудотерапия, гарденотерапия, арт-терапия и т.п., направленные на преодоление одиночества, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, для реализации им своего творческого потенциала.

Трудотерапия - активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми используются несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления.

Общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реадаптации.

Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, так как ее цель - устранение беспомощности старого человека.

Восстановительная (функциональная). Цель - воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобраннее виды трудовой деятельности.

Развлекательная (терапия занятостью). Ее цель - уменьшение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вынужденным продолжительным пребыванием в ограниченном пространстве.

Профессиональная. Направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Арт-терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование, и др.) не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт-терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и других социальных учреждениях. Работа с родственниками пожилых людей может быть организована в консультативной форме. Важно объяснить родственникам пожилых людей, что социальная поддержка позволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств пожилым, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают.

Заключение

Хорошо известно, что по мере старения проблем у человека становится все больше и больше. На их увеличение влияют как объективные, так и субъективные факторы, раскрытые в данной дипломной работе. Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило выявить наиболее общие проблемы лиц пожилого возраста и наметить пути разрешения данных проблем.

Задачи, поставленные в начале исследования: проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы, выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста, изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей, сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей, - выполнены в полном объеме.

В первой главе даны развернутые определения понятий "старость", "пожилой возраст", "одиночество" и т.п. Рассмотрены точки зрения отечественных и зарубежных ученых, таких как Альперович В.Д.,

Шмелева Н.Б., Шубович М.М., Щукина Н.П., Р.С Эшли, Яцемирская Р.С. и др. на процесс старения и возрастные изменения, происходящие в организме пожилого человека, которые усугубляются ухудшением здоровья, психологическими проблемами, одиночеством, снижением материального благополучия, отсутствием полноценного отдыха. Все это ведет к снижению жизненного тонуса, являющегося основой всевозможных недугов, что объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования, изменением социального статуса пожилых людей, затруднением социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям.

Во второй главе дипломной работы подробно освещены подходы к разрешению проблем пожилых людей. В большинстве зарубежных стран (таких как Франция, Финляндия, США, Великобритания и др.) приоритет отдается обслуживанию на дому. Специальный штат социальных работников и медицинского персонала оказывают социально-бытовую, социально-медицинскую, социально-психологическую помощь пожилым людям. Для организации досуга создан целый ряд клубов (по интересам, по возрасту, по месту жительства и т.п.), которые помогают пенсионерам актуализировать свой жизненный опыт и творческий потенциал.

В России также накоплен определенный опыт оказания всех видов помощи пожилым людям, но основное внимание уделяется стационарной помощи. Расширяется сеть домов престарелых, но в то же время остро ощущается нехватка клубов, объединений, сообществ, в которых люди "третьего возраста" могли бы проводить свое свободное время.

Анкетирование и беседы проводились среди пожилых людей, являющихся клиентами Управления социальной защиты населения по Засвияжскому району. В ходе анкетирования выявлены наиболее общие проблемы пожилых людей, такие как дефицит общения, неудовлетворенность отдельными сферами жизни (медицинское обслуживание вызвало наибольшее количество нареканий). На основе анализа полученных данных были разработаны рекомендации по решению проблем пожилых людей. Автор считает, что для этих целей необходимо использовать трудотерапию, игровую терапию, гарденотерапию, арт-терапию и работу с родственниками пожилых людей. Данное исследование подтвердило заявленную гипотезу, что использование различных видов терапии способствует уменьшению количества проблем.

Список литературы

1. Авербух Е.С. Неврозы неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л., 1969. С.159.

2. Алексеевич Г.С. К вопросам об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста//Проблемы личности. - М,1970.

3. Альперович В.Г. Социальная геронтология. - Ростов - на /Д Феникс, 1997.- 483 с.

4. Амасов Н.М. Энциклопедия Амасова: Раздумья о здоровье./И.М. Амасов. - М.: Изд. АСТ,2005.

5. Альтшулер Е.А., Колосов А.В. Наука о долголетии. - М.: Союз,1974.-252 с.

6. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / Под ред. В.К. Степанова. М.: Стройиздат, 1989.-213с.

7. Баранова М.Н., Черносвитов Е.В. Неврозоподобные состояния в общесоматической практике. Тбилиси, 1990. - 240с.

8. Белов В.И. Психологическое здоровье. - Спб, "Респекс",1997.

9. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр "Академия", 1996.

10. Возраст мудрости - возраст созидания / Программа развития ООН. - М., 1999. -75с.

11. В помощь пожилому человеку: Пособие для людей пожилого возраста, а также для тех, кто за ними ухаживает/ Авторы: Ефремова К.Г., Ануфриев С.А., Фокина В.А., Фокина И.В.. -СПб., 2001. -144 с. -Библиогр.: с.143-144.

12. Горелова Г.Г., Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М., Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, Изд. дом. "Ноосфера" 1999. С.50.

13. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2005. - С. 104

14. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 1995.

15. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. Новосибирск, 1996.

16. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1999. - 272 с.

17. Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методологическое пособие / Под ред. Ю.А. Клйберга. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

18. Ковалёв Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования.- 2001.- № 7.

19. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. - М., 2004. - С. 87.

20. Котельников Г.П. Энциклопедия жизни пожилого человека. - М., 2004.-С. 162.

21. Кочевнин Л.Н. Статистические исследования // Социологические исследования, - 2001. - № 10. - С. 24.

22. Краснова О.В. Пожилые люди в России // Психология зрелости и старения. - 2003. -№3. - С.5-16. - Библиогр.

23. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. - М.2000.

24. Краснова О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 288 с. - Библиогр.: с. 281-285.

25. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию // Психология зрелости и старения. 2000. №4.

26. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т.7. - СПб., 1987. - 350с.

27. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ - М., 1995. - 124с.

28. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию/ Г.П. Медведева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модек, 2000. - 96 с.: ил. -(Библиотека социального работника).

29. Научно-популярный журнал "Социальная работа"; - 2003 год. Издатель: Общероссийская общественная организация Союз социальных педагогов и социальных работников.

30. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М.- 2001.- 396 с.

31. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2005. - С. 74

32. Социальная работа с пожилыми. - Институт социальной работы. - М., 1995. - 334с.

33. Теория и практика социальной работы: Методические материалы / Отв. ред. Попов А.М., Холостова Е.И. - М.: Ин-т соц. работы, 1997.- 113 с.

34. Толстой Л. О старости СПб., 1906. - 180с.

35. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 400с.

36. Хана Т. Искусство не стареть. (Как вернуть гибкость и здоровье.): Пер. с англ. - Спб., 1996. С.116-117.

37. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002. - 296с.

38. Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Уч. пособие.-M.: Изд. торговая корпорация "Дашков и К", 2005.

39. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002. -340с.

40. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 1999.-320с.

41. Человек и труд, 1996, №11. - 55с.

42. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

43. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей. М.1983.

44. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: Счастливое и болезненное. - М., 1996. С.61.

45. Щукина Н.П. Методологические аспекты изучения взаимопомощи пожилых людей/ Н.П. Щукина. - М.: Социально-технологический ин-т, 1999. - 60 с.

46. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.

Приложение

Анкета

1. Возраст

2. Пол

3. Проживаю:

? Один

? С другими людьми (написать с кем)________________________

4. Семейное положение:

? В браке никогда не состоял (а)

? Женат/замужем

? Вдовец/вдова

? Разведен (а)

5. Есть ли у Вас…?

дети

? Да

? Нет

родственники

? Да

? Нет

6. Социальный статус (пенсионер, ветеран ВОВ, ветеран труда и др.) _______________________________________________________________

7. Образование:

? Начальное

? Неполное среднее

? Среднее общее, ПТУ без среднего образования

? Среднее специальное, ПТУ со средним образованием

? Незаконченное высшее

? Высшее

8. Как Вы оцениваете уровень Вашего здоровья?

? Великолепное

? Хорошее

? Удовлетворительное

? Плохое

? Очень плохое

9. Есть ли у Вас инвалидность?

? 1 группа

? 2 группа

? 3 группа

? нет инвалидности

10. Наличие заболеваний

_____________________________________________________________

11. Нуждаетесь ли Вы в посторонней помощи?

? Да

? Нет

12. К кому Вы обратитесь за помощью в первую очередь?

? к детям,

? к родственникам,

? к друзьям,

? к соседям,

? к сослуживцам,

? не к кому обратиться за помощью.

13. Удовлетворенность различными сферами жизни

? жилищные условия,

? материальные условия,

? медицинское обслуживание,

? питание.

14. Кто оказывает Вам помощь:

материальную

? дети,

? родственники,

? друзья,

? соседи,

? сослуживцы,

? никто.

моральную

? дети,

? родственники,

? друзья,

? соседи,

? сослуживцы,

? никто.

15. Часто ли Вы:

? читаете;

? смотрите телевизор;

? слушаете радио;

? говорите по телефону;

? ходите в гости и принимаете гостей;

? совершаете прогулки;

? посещаете кино, театр, выставки;

? занимаетесь любимым делом;

? ходите в церковь?

16. Оказываете ли Вы моральную поддержку своим детям?

? Да

? Нет

17. Принимаете ли вы участие в воспитании внуков?

? Да

? Нет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты