Основы социологии
p align="left"> Тема 3. Социологическая мысль в России

Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки институализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М.М. Ковалевского «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической мысли, но уже присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии.

Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. Основано Русское социологическое общество. Среди видных российских социологов конца XIX - начала XX в. следует отметить П.А. Сорокина, Н.Я. Данилевского, Л.И. Мечникова, П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, Н.К. Михайловского.

В 1920-е гг. развитие отечественной социологической науки шло весьма противоречиво. Многие видные ученые, в том числе и Сорокин, были вынуждены эмигрировать из страны. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного. Однако специальные и конкретные социологические исследования (по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры) до начала 1930-х гг. проводились достаточно широко. В этот период социологическая наука нашей страны изучала такие проблемы, как:

1) методология и методика конкретных социологических исследований;

2)народонаселение и миграция;

3) труд и быт рабочих и крестьян.

В 1930-е гг. социология в нашей стране получила идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы наук и образования.

В конце 1950-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила ограниченные возможности возрождения.

В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. Позже, в 1969г., организован в системе АН СССР Институт конкретных социологических исследований, позже переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии.

С 1974 г. начал издаваться журнал «Социологические исследования». Вскоре появились социологические службы на промышленных предприятиях.

Начали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, молодежи, семьи.

Завершение процесса институализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными изменениями во всей общественной жизни страны начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем - Всероссийский центр изучения общественного мнения, а также ряд независимых социологических служб.

Социология вошла в структуру высшего образования. Появились широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

Широкое признание получили работы многих современных российских социологов (Т.И. Заславской, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, и многих других).

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М.А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель.

Тема 4. Современная западная социология: основные направления

и проблемы

Феноменологическая социология А. Щюца. На основе данной философской теории возникла «социология обыденного сознания». На развитие этой дисциплины огромное влияние оказали труды австрийского философа Альфреда Щюца. Здесь рассматривается проблема «интерсубьективности», другими словами, то, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Эти анализы интерсубъективности составили фундамент "социологии обыденного знания".

Символический интеракционизм делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого я и общества. Символический интеракционизм стремится к описанию взаимодействий человека и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу. Сторонники символический интеракционизма характеризовали представление о деятельности как о совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.

Американский ученый Джордж Герберт Мид является создателем теории символического интеракционизма, в основе которого лежит представление о социальной деятельности как и направление человеческого поведения. По его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

В настоящее время социология характеризуется множеством направлений, школ, течений. Некоторые из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и ф. Ле Пле считали, что социология должна быть точной наукой - собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм - Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.

В России проблемами эмпирических исследований занимались Г.В. Осипов, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов.

Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они понимали жизнь общества как пересечение большого числа социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологических теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами 3. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.

Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубьективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм (Д.Г. Мид).

Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители - М. Хорнхаймер, Т. Адорно, Хабермас Ю. - работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсонса, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты - процессы, которые считаются обычно разрушающими (а этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.

Современная социология использует все типологии, объединяя в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видной американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояний (С. Крук и С. Лэш), доэкономического, экономического и постэкономического обществ, а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как буржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным. определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Тема 5. Социальная структура и социальные организации

Первым определил понятие "социальное действие" Макс Вебер. Его определение гласит, что "социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении". Социальное действие отличается от других видов действия, им свойственны следующие признаки:

1. субъективный смысл, т.е. личностное осмысление всех возможных способов поведения, как особенность социального действия;

2. ориентация человека на реакцию окружающих, ее предчувствие, ожидание.

Выделяют и другие признаки социального действия (Т. Парсонс):

1. волюнтаристичность (связь социального действий с волей человека, в результате чего частично проявляется независимость действий от окружающих);

2. нормативность (подчинение социального действия общественным нормам и правилам);

3. знаковая регуляций, использующаяся в качестве механизма регуляции социального действия.

Т. Парсонс выделил два основных подхода при изучении социального действия:

1. каждое действие изучается как один акт, но с учетом особенностей и окружения индивида (как то предметы, образы, другие люди);

2. действие представляется незамкнутой системой, которая постоянно обменивается с внешней средой.

М. Вебер разделяет действия на четыре основных типа:

1. целерациональное действие. Такому действию свойственны ясность и четкость предполагаемой цели, рационально осмысленные средства, обеспечивающие достижение конкретной цели. Рациональность цели подтверждается ее содержанием и целесообразностью избираемых средств, Но нужно учесть, что данная модель является идеальным типом и реальные действия могут претерпевать отклонения от идеальной модели;

2. ценностно-рациональное действие. Такое действие предполагает совершение поступков, основанных на убежденности в ценности поступка, т.е. целью действия является само действие. М. Вебер считает, что такие действия выполняют особого вида требования, называемые долгом;

3. традиционное действие. Данный тип действий основан на подражании сложившимся в культуре традиционным образам поведения. Этому типу не свойственно рациональное осмысление действий, является автоматическим;

4. аффективное действие. Характеризуется полным отсутствием осмысления действия, совершается в определенном эмоциональном состоянии (как то вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.), целью такого действия является устранение причин эмоциональной нагрузки индивида.

Общество представляет собой единую систему связей, строящихся социальных действий, т.е. в обществе каждый человек совершает определенные социальные действия, и сам подвержен влиянию социальных действий окружающих его индивидов. Следовательно, можно говорить о социальном взаимодействии.

Социальное взаимодействие является осмысленным процессом, следовательно, оно должно быть мотивировано.

Можно выделить условия социального взаимодействия:

a) присутствие не менее двух индивидов, способных и желающих воздействовать друг на друга и реагировать на воздействия;

b) произведение данными людьми действий, вызывающих переживания индивидов и затрагивающих общие интересы;

c) существование связи между индивидами, с помощью которой осуществляется взаимная передача взаимодействия и влияния индивидов. Это могут быть материальные и нематериальные носители информации;

d) наличие единого языка общения индивидов (как в лингвистическом, так и других смыслах).

Виды социальных взаимодействий можно разделить на несколько групп. П.А. Сорокин предлагает следующую классификацию:

a. по числу участвующих субъектов;

b. по виду социального взаимодействия (партнерские - конкурентские; дружеские - враждебные);

c. по длительности отношений (краткосрочные, длительные);

d. по способу организации (организованные - партия, общество; неорганизованные -- толпа);

e. по сознательности участников взаимодействия.

В социальном взаимодействии можно выделить несколько элементов:

1. ожидание взаимодействия;

2. реакцию на действие соучастника взаимодействия;

3. действие.

Социальными называются такие отношения, при которых взаимодействуют индивиды, различных общественных групп, экономическое, политическое влияние которых различно. К таким отношениям можно отнести межгрупповые, межрегиональные, межнациональные отношения и др.

Социальные отношения строятся в зависимости от целей каждой из участвующих групп, таких как власть, обогащение, порабощение и др.

Социальное взаимодействия -- очень обширное понятие и тяжело изучаемое явление. Законы социального взаимодействия сложны и условны. Однако их изучение необходимо для полноценного изучения механизма функционирования общества. Так, К. Янг и Л. Фримен считали теорию социального взаимодействия основной при изучении социальных наук. К. Маркс и М. Бухарин утверждали, что изучение социального взаимодействие есть отправная точка в изучении законов общества, основная категория социологии. Это также согласуется с теорией М. Вебера и Г. Пирсона, так как нельзя полностью разделить понятия социального действия и социального взаимодействия.

Социальные институты и организации

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления.

Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов. У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1. он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;

2. он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3. институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4. социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

31

набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам;

31

систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

31

конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция - обеспечение согласованности между дейс31

твующими индивидами).

Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов:

связанных с реализацией основополагающих потребностей31

общества (институты семьи и образования);

обеспечением материальной жизнедеятельности (институты экономики);

31

интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты);

31

поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др.31

Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т. е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А. И. Пригожин определяет коллектив как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты